БРОНЕНОСНЫЕ БАТАРЕИ «ПЕРВЕНЕЦ» И «НЕ ТРОНЬ МЕНЯ»
И. И. Черников
По материалам: ЦГАВМФ ф. 12, оп. 2, д. 43, л. 2—7, 12, 67, 68, 71; ф. 164, оп. 1, д. 529, л. 5, 10, 12, 17, 22, 29; ф. 283, оп. 3, д. 2298; ф. 410, оп. 2, д. 2743; ф. 930, оп. 7, д. 311, л. 9, д. 321, л. 6; ф. 410, оп. 2, д. 476, л. 2; ф. 421, оп. 1, д. 439, л. 2, 4, 10, 22, 34, 61; ф. 421, оп. 1, д. 1241, л. 3; ф. 241, оп. 1, ц. 78, л. 440; ф. 930, оп. 25, д. 150, л. 1—25.
И. И. Черников
По материалам: ЦГАВМФ ф. 12, оп. 2, д. 43, л. 2—7, 12, 67, 68, 71; ф. 164, оп. 1, д. 529, л. 5, 10, 12, 17, 22, 29; ф. 283, оп. 3, д. 2298; ф. 410, оп. 2, д. 2743; ф. 930, оп. 7, д. 311, л. 9, д. 321, л. 6; ф. 410, оп. 2, д. 476, л. 2; ф. 421, оп. 1, д. 439, л. 2, 4, 10, 22, 34, 61; ф. 421, оп. 1, д. 1241, л. 3; ф. 241, оп. 1, ц. 78, л. 440; ф. 930, оп. 25, д. 150, л. 1—25.
Материал подготовил Валерий Лычёв
Синопский бой 1853 г., а также бомбардировка Севастополя английской и французской эскадрами в 1854 г. показали, что деревянные корабли неспособны даже короткое время противостоять огню «бомбических» орудий. Это предопредеяило интерес к созданию броненосных кораблей. Франция в спешном порядке начала строительство броненосных плавучих батарей, вооруженных шестнадцатью 195-мм гладкоствольными пушками, защищенными 100-мм коваными железными плитами. При водоизмещении 1460 т и машине индикаторной мощностью 375 л. с. они представляли собой весьма маломореходные сооружения, передвигавшиеся под парами при хорошей погоде со скоростью не более 4 уз, а при плохой требовавшие буксировки. Именно таким образом три французские батареи были приведены из Тулона на Черное море, где осенью 1855 г. участвовали в осаде небольшой и слабовооруженной крепости Кинбурн. Несмотря на проявленное русскими артиллеристами мастерство, корабли нового класса показали неуязвимость (если не считать единичных попаданий в орудийные порты) от огня 163-мм гладкоствольных пушек [1]).
С середины XIX в. техника броненосного судостроения стала предметом всесторонних исследований и горячих опоров. За рубежом появилось множество еще не проверенных практикой конструктивных решений, касавшихся строительного материала, конструкции корпуса, системы бронирования, способов крепления брони, системы рангоута, расположения артиллерии и т. д. Кроме того, имелись опытные образцы нарезной казнозарядной артиллерии и артиллерийских башен, а также новые типы паровых машин, котлов и гребных винтов. Количество предложений по любому из вышеперечисленных вопросов иногда достигало нескольких десятков [2].
Тяжелое финансовое положение России после Крымской войны привело к тому, что до 1861 г. Морское ведомство ограничивалось предварительными опытами над железными плитами и листами производства русских горных заводов. Результаты опытов показали, что хотя отечественное железо качественно превосходило иностранное, но для массового выпуска железных листов и броневых плит требовалась коренная реконструкция металлургических заводов. Попытки начать постройку броненосных кораблей еще в 1858 г. из-за отсутствия средств решительно отклонялись Государственным советом, поэтому Морскому ведомству удалось построить лишь канонерскую лодку «Опыт» и усилить броневую защиту 13 батарейных плотов, построенных в 1856 г. [3].
Только в 1861 г. Россия смогла приступить к строительству железных броненосных .батарей для обеспечения обороны морских подступов к Кронштадту и Петербургу.
16 ноября 1861 г. Морское министерство, не имевшее опыта строительства крупных броненосных кораблей, заключило контракт с английской компанией Темзенского железоделательного и кораблестроительного завода на постройку броненосной батареи «Первенец». Проектное задание на этот первый крупный броненосный корабль русского флота составил Кораблестроительный технический комитет, оговоривший его основные размерения, водоизмещение, скорость хода, артиллерию я бронирование. Первоначально предполагалось поставить на батарею машину и котлы с корабля «Константин», но впоследствии от этого отказались, так как на приспособление этой энергетической установки к паровому судну и на ее доставку в Англию требовалась значительная сумма, да и машина в отношении экономичности уже не отвечала новым требованиям. Поэтому за 148 тыс. руб. английским заводам Модслея и Фильда заказали трехцилиндровую паровую машину (с двумя конденсаторами) индикаторной мощностью 1000 л. с.
Для изучения технологии железного судостроения, производства броневых плит и способов их крепления к корпусу в Англию командировали двух корабельных инженеров, унтер-офицера и пятерых мастеровых с Адмиралтейских Ижорских заводов. Кроме того, для изучения технологии производства и конструкции паровых машин новейших систем туда же послали двух инженеров-механиков. Все они подчинялись наблюдающему за постройкой «Первенца» капитану 2 ранга С. П. Шварцу и сами участвовали во всех работах наравне с лучшими английскими мастерами [4].
В августе 1862 г. батарею дважды осматривал директор кораблестроительного департамента контр-адмирал П. В. Воеводский. Работы шли успешно. Через два месяца завод установил машину, бронированную рубку и тиковую прокладку под бортовую броню. 6 мая 1863 г. батарею спустили на воду [4]. По предложению лейтенанта И. П. Белавенца «Первенец» достраивался в направлении, противоположном его положению на стапеле, т. е. был развернут на 180°, благодаря чему остаточный магнетизм уничтожался магнитным полем земли [5].
Водоизмещение броненосной батареи составило 3277 т, максимальная длина и ширина соответственно — 67,1 и 16,16, осадка 4,4, м, экипаж 459 чел., в том числе 17 офицеров. По распространенной в ту пору идее броненосных таранов первый русский броненосец имел таран, «достаточно длинный и крепкий, чтобы пробить корпус трехдечного корабля». Короткий корпус позволял добиться хорошей поворотливости, что немаловажно для тарана. В корме также имелся массивный бронированный таранный штевень, одновременно служивший защитой руля и винта. Большой уклон бортов внутрь судна (27°) способствовал рикошетированию снарядов по броне, но отрицательно сказывался на мореходных качествах. Однако, учитывая, что «Первенец» предназначался для прибрежных действий в Финском заливе, уклон бортов оставили без изменения. Следует отметить, что подобное решение повторили лишь на речных и прибрежных броненосных кораблях Соединенных Штатов Америки в период гражданской войны 1862—1865 гг.; дальнейшего распространения оно не получило, так как значительно ограничивало возможность удобного размещения артиллерии на батарейной палубе.
Корпус, набиравшийся по «клетчатой» системе, имел одно дно, а пространство между флорами заливалось (в качестве балласта) раствором цемента с песком. Рулевая рама, фор- и ахтерштевень делались коваными, килевые листы из 28,5-мм железа, шпангоуты толщиной 10,5, шириной 254 мм. Обшивка к шпангоутам крепилась при помощи уголкового железа (толщина подводной обшивки 16,5, надводной 13,5мм). «Первенец» имел три палубы: верхнюю, батарейную и жилую (толщина 6,5 мм), положенные на 10,8-мм бимсы шириной 264, 305 и 203-мм соответственно. Бимсы подкреплялись сплошными коваными пиллерсами диаметром 114,7 мм, 13,5-мм водонепроницаемыми переборками, доходившими до батарейной палубы, корпус разделялся на 7 отсеков; кроме того, вдоль борта шли продольные переборки, которые (как и поперечные) подкреплялись уголковым железом.
Броневая защита полностью покрывала весь надводный борт и опускалась на 1,22 м ниже ватерлинии. Она состояла из 114-мм кованых железных плит (производство Темзенского завода) на 254-мм тиковой подкладке. К корпусу броня крепилась сквозными болтами диаметром 36,1 мм и опиралась на специальный выступ в шпангоутах. В районе расположения плит между шпангоутами стояли подкрепления. На расстоянии 9,15 м от оконечностей толщина брони уменьшалась до 102 мм. Боевая рубка защищалась 114-мм железными плитами [6]. Броня крепилась по типу английского океанского броненосца «Уорриор», но по требованию Морского ведомства высоту орудийного порта «в свету» снизили до 864 мм (у английского броненосца — 1067 мм), что ограничивало угол возвышения орудий до 5°, соответствовавший дистанции 1828,8 м. Никакой снаряд не пробивал броню на таком расстоянии, а уменьшение площади амбразур улучшило защиту орудийной прислуги и техники.
Корпус, набиравшийся по «клетчатой» системе, имел одно дно, а пространство между флорами заливалось (в качестве балласта) раствором цемента с песком. Рулевая рама, фор- и ахтерштевень делались коваными, килевые листы из 28,5-мм железа, шпангоуты толщиной 10,5, шириной 254 мм. Обшивка к шпангоутам крепилась при помощи уголкового железа (толщина подводной обшивки 16,5, надводной 13,5мм). «Первенец» имел три палубы: верхнюю, батарейную и жилую (толщина 6,5 мм), положенные на 10,8-мм бимсы шириной 264, 305 и 203-мм соответственно. Бимсы подкреплялись сплошными коваными пиллерсами диаметром 114,7 мм, 13,5-мм водонепроницаемыми переборками, доходившими до батарейной палубы, корпус разделялся на 7 отсеков; кроме того, вдоль борта шли продольные переборки, которые (как и поперечные) подкреплялись уголковым железом.
Броневая защита полностью покрывала весь надводный борт и опускалась на 1,22 м ниже ватерлинии. Она состояла из 114-мм кованых железных плит (производство Темзенского завода) на 254-мм тиковой подкладке. К корпусу броня крепилась сквозными болтами диаметром 36,1 мм и опиралась на специальный выступ в шпангоутах. В районе расположения плит между шпангоутами стояли подкрепления. На расстоянии 9,15 м от оконечностей толщина брони уменьшалась до 102 мм. Боевая рубка защищалась 114-мм железными плитами [6]. Броня крепилась по типу английского океанского броненосца «Уорриор», но по требованию Морского ведомства высоту орудийного порта «в свету» снизили до 864 мм (у английского броненосца — 1067 мм), что ограничивало угол возвышения орудий до 5°, соответствовавший дистанции 1828,8 м. Никакой снаряд не пробивал броню на таком расстоянии, а уменьшение площади амбразур улучшило защиту орудийной прислуги и техники.
Машина вращала винт диаметром 3,16 м с четырьмя поворотными лопастями, позволявшими изменять шаг от 3,51 до 4,43 м. Запас угля (250 т) хранился в угольных ямах, размещенных по бортам машинно-котельного отделения. Опреснитель находился в носовом трюме. Система осушения состояла из двух 305- и двух 229-мм ручных помп и центробежной 381-мм паровой помпы производительностью 180 тыс. ведер в час. В продольных и поперечных переборках имелись клинкеты для спуска воды. Боевая рубка сообщалась с машинным и штурвальным отделениями при помощи переговорных труб и электрического телеграфа. Жилая палуба застилалась 76,2-мм сосновыми досками, верхняя — 102-мм, а батарейная — дубовыми досками той же толщины. Выгородки кают делались из сосновых щитов, мачты — железными, стеньги и реи — сосновыми, стоячий такелаж из проволочного троса, бегучий — из пеньки. Спасательное вооружение — 6-весельный баркас, 14-весельный рабочий катер, два 12-весельных катера, два ,12-весельных вельбота и 2-весельный ял. Якорное устройство состояло из четырех якорей массой 29,16, 2673, 729, 437 кг и двух шпилей. Запас пресной воды на 26 суток располагался в 60 цистернах, имеющих ручную помпу.
Проектное вооружение батареи состояло из двадцати шести 196-мм гладкоствольных орудий (по 100 выстрелов на ствол). Крюйт-камеры и бомбовые погреба располагались в носовом и кормовом трюмах, обшивались 50,8-мм тиковыми досками (пол застилался листовым свинцом), имели приспособления для затопления и осушения погребов. Освещались помещения керосиновыми фонарями. В период службы артиллерийское вооружение неоднократно менялось (табл. 1).
Резко обострившиеся в 1863 г. политические отношения с Англией потребовали немедленного перевода «Первенца» в Россию. Несмотря на неоконченные корпусные, столярные, плотницкие и малярные работы, батарея 16 июля прошла испытания на мерной миле, показав среднюю скорость 8 уз при индикаторной мощности машины 1067 л. с. Полную циркуляцию корабль описывал за 5 мин 15 с. По приказу адмирала Г. И. Бутакова «Первенец» под парами и парусами направился в Кронштадт, увозя на батарейной палубе 48 неустановленных бортовых и восемь башенных броневых плит. От берегов Англии батарею сопровождал фрегат «Генерал-Адмирал», а в Копенгагене к ним присоединился фрегат «Олег». 5 августа 1863 г. плавание благополучно завершилось. Общая стоимость батарей, включая, контрактую стоимость машины и корпуса (839 тыс. руб.), страховку и издержки на перегон из Англии («Первенец» шел под русским национальным флагом, но с командой из моряков английского коммерческого флота), а также контракты с английскими мастерами, продолжившими работы в Кронштадте, составила 978978 руб. [4]. Начав кампанию 1864 г., батарея показала удовлетворительную мореходность и скорость 8,5 уз. Однако значительная бортовая качка потребовала установки скуловых килей, впервые примененных на русских кораблях, работы выполнялись во время зимнего ремонта 1864/65 г.
Продолжая строительство броненосных кораблей, Морское министерство 19 марта 1862 г. на выгодных условиях заключило контракт с английским заводчиком Митчелом на постройку в Петербурге броненосной батареи «Не тронь меня». Окончательно отделанный и вооруженный корабль обходился в 828 тыс. руб. Кроме того, появилась возможность участия в постройке большого числа русских инженеров и рабочих. Морское министерство обязалось устроить на Галерном островке эллинг со всеми приспособлениями, склад для хранения материалов, мастерскую с паровой машиной, механизмы, ставки, печи, горны, паровые подвижные краны, железные дороги, газовое освещение. Все это положило начало внедрению в России современного железного судостроения.
В апреле 1862 г. «по оттаянии земли» на Галерном островке начались подготовительные работы по сооружению верфи для броненосного судостроения. 19 ноября 1863 г. в присутствии управляющего Морским министерством заложили броненосную батарею «Не тронь меня» (постройка началась 18 января 1863 г.). От Кораблестроительного технического комитета за постройкой наблюдал корабельный инженер А. X. Соболев. По контракту от 22 мая 1863 г. 179,7 т железа, центробежную помпу и вентилятор поставил Петербургский завод Берда. 18 сентября с Митчелом заключили дополнительный контракт на 48 тыс. руб. с тем, чтобы на год ускорить постройку корабля и сдать его 19 июня 1865 г. Всю броню доставили из Англии в навигацию 1863 г., и завод приступил к подгонке плит в средней части, бронирование оконечностей началось 19 декабря, когда был готов гидравлический пресс. Батарею благополучно спустили на воду 11 июня 1864 г., затем на плавучем доке перевели в Кронштадт, где она зимовала и достраивалась.
Проектное вооружение батареи состояло из двадцати шести 196-мм гладкоствольных орудий (по 100 выстрелов на ствол). Крюйт-камеры и бомбовые погреба располагались в носовом и кормовом трюмах, обшивались 50,8-мм тиковыми досками (пол застилался листовым свинцом), имели приспособления для затопления и осушения погребов. Освещались помещения керосиновыми фонарями. В период службы артиллерийское вооружение неоднократно менялось (табл. 1).
Резко обострившиеся в 1863 г. политические отношения с Англией потребовали немедленного перевода «Первенца» в Россию. Несмотря на неоконченные корпусные, столярные, плотницкие и малярные работы, батарея 16 июля прошла испытания на мерной миле, показав среднюю скорость 8 уз при индикаторной мощности машины 1067 л. с. Полную циркуляцию корабль описывал за 5 мин 15 с. По приказу адмирала Г. И. Бутакова «Первенец» под парами и парусами направился в Кронштадт, увозя на батарейной палубе 48 неустановленных бортовых и восемь башенных броневых плит. От берегов Англии батарею сопровождал фрегат «Генерал-Адмирал», а в Копенгагене к ним присоединился фрегат «Олег». 5 августа 1863 г. плавание благополучно завершилось. Общая стоимость батарей, включая, контрактую стоимость машины и корпуса (839 тыс. руб.), страховку и издержки на перегон из Англии («Первенец» шел под русским национальным флагом, но с командой из моряков английского коммерческого флота), а также контракты с английскими мастерами, продолжившими работы в Кронштадте, составила 978978 руб. [4]. Начав кампанию 1864 г., батарея показала удовлетворительную мореходность и скорость 8,5 уз. Однако значительная бортовая качка потребовала установки скуловых килей, впервые примененных на русских кораблях, работы выполнялись во время зимнего ремонта 1864/65 г.
Продолжая строительство броненосных кораблей, Морское министерство 19 марта 1862 г. на выгодных условиях заключило контракт с английским заводчиком Митчелом на постройку в Петербурге броненосной батареи «Не тронь меня». Окончательно отделанный и вооруженный корабль обходился в 828 тыс. руб. Кроме того, появилась возможность участия в постройке большого числа русских инженеров и рабочих. Морское министерство обязалось устроить на Галерном островке эллинг со всеми приспособлениями, склад для хранения материалов, мастерскую с паровой машиной, механизмы, ставки, печи, горны, паровые подвижные краны, железные дороги, газовое освещение. Все это положило начало внедрению в России современного железного судостроения.
В апреле 1862 г. «по оттаянии земли» на Галерном островке начались подготовительные работы по сооружению верфи для броненосного судостроения. 19 ноября 1863 г. в присутствии управляющего Морским министерством заложили броненосную батарею «Не тронь меня» (постройка началась 18 января 1863 г.). От Кораблестроительного технического комитета за постройкой наблюдал корабельный инженер А. X. Соболев. По контракту от 22 мая 1863 г. 179,7 т железа, центробежную помпу и вентилятор поставил Петербургский завод Берда. 18 сентября с Митчелом заключили дополнительный контракт на 48 тыс. руб. с тем, чтобы на год ускорить постройку корабля и сдать его 19 июня 1865 г. Всю броню доставили из Англии в навигацию 1863 г., и завод приступил к подгонке плит в средней части, бронирование оконечностей началось 19 декабря, когда был готов гидравлический пресс. Батарею благополучно спустили на воду 11 июня 1864 г., затем на плавучем доке перевели в Кронштадт, где она зимовала и достраивалась.
«Не тронь меня» строилась по чертежам «Первенца», но с некоторыми изменениями. При достройке «Первенца» последовало решение вооружить батареи стальными 203-мм нарезными орудиями, требовавшими большего места для отката и обслуживания, поэтому уклон бортов на второй батарее начинался не от ватерлинии, а от батарейной палубы. Усилили толщину брони и тиковой подкладки отвесной части бортов и ниже ватерлинии (114 и 254-мм), для защиты от навесных выстрелов по бимсам нижней палубы (в районе расположения крюйт-камер и бомбовых погребов) положили 25,4-мм железные листы. Установка машины (изготовленной в 1858 г. в Англии на заводе Гомфрейса, переделывавшейся на Петербургском заводе Берда) и четырех котлов с корабля «Константин» вызвала увеличение водоизмещения до 3340 т, а осадки — до 4,58 м. Для облегчения перевозки форштевня из Англии, его изготовили из двух частей, соединявшихся «в замок». В бортовых отсеках установили особые цистерны, при затоплении которых батарея дополнительно углублялась на 305 мм, что в бою уменьшало поражаемую поверхность. Были изготовлены скуловые кили шириной 305 мм и длиной 6,1 м, применены полностью железный рангоут, установлен паровой вентилятор в машинном отделении [4]. Проектом предусматривалось четырнадцать 203-мм нарезных пушек на батарейной палубе и четыре таких же на поворотных платформах, стоявших открыто на верхней палубе. В процессе службы вооружение неоднократно менялось (табл. 2).
6 июля 1865 г. «Не тронь меня» подготовили к испытаниям на мерной линии, но ограничились лишь пробой машинной установки, работавшей удовлетворительно (индикаторная мощность 1200 л. с.). В процессе эксплуатации батарея развивала 7,75—8 уз, а при использовании дополнительно и парусного вооружения скорость увеличилась до 10 уз [7].
Крупный недостаток броненосных батарей заключался в чрезвычайной рыскливости, что приводило к частым авариям и столкновениям. Так, «Первенец» 13 июля 1863 г. таранил английское госпитальное судно, которое удалось спасти благодаря тому, что броненосец вовремя отработал на задний ход. В июле 1869 г. «Не тронь меня» столкнулся с фрегатом «Петропавловск», а в 1883 г. довольно серьезно повредил норвежское торговое судно «Хайден». Мероприятия по уменьшению рыскливости (крепление фальшкиля и скуловых килей) результатов не дали. Управление батареями требовало много сил; так, при среднем ходе на ручной штурвал приходилось ставить по шесть человек, но из-за тесноты и неудачной установки штурвала (особенно на батарейной палубе) с полной силой могли действовать только два рулевых. Поэтому в кампанию 1871 г. штурвалы перенесли на мостик, впереди бизань-мачты. Установка паровых штурвалов не предусматривалась, так как они могли действовать лишь от пара высокого давления и требовали специального вспомогательного котла. В кампанию 1872 г. на «Первенце» успешно испытывался аппарат автоматической стрельбы системы Давыдова, который позволял артиллеристам действовать эффективно даже во время качки.
К 1875 г. машины «Первенца» и «Не тронь меня» имели индикаторную мощность 624,6 и 766,2 л. с. (при 71,3 и 58 об/мин), что соответствовало скорости 7,33 и 6,86 уз. Учитывая большие запасы прочности механизмов, оказалось возможным повысить их мощность (за счет установки новых котлов) до 1300, 1700 л. с. Во время зимнего ремонта 1876/77 г. на батареях сняли боевые рубки, установив вместо них деревянные ходовые, а также площадки под 86,4-мм скорострельные пушки для ведения огня по быстродвижущимся целям. Кроме того, старые котлы заменили новыми, более высокой паропроизводительности, появились наделки по бортам для уменьшения размахов и стремительности качки. В кампанию 1877 г. батареи развивали скорость 8,5 уз.
«Первенец» бессменно находился в учебно-артиллерийском отряде, а «Не тронь меня» после плавания 1885 г. поставили на длительное хранение. 1 февраля 1892 г. батареи перевели в класс броненосцев береговой обороны. С 11 марта 1895 г. вторую из них использовали как блокшив минной школы. В 1896 г. на «Первенце» установили паровую лебедку для механической подачи снарядов. 11 декабря 1904 г. приказом по Морскому ведомству оба корабля перевели во 2-й ранг судов, а 12 декабря 1905 г. исключили из списков флота [7]. Есть сведения, что до 60-х годов XX в. корпус «Первенца» использовался в Кронштадте в качестве угольной баржи.
Строительство броненосных батарей «Первенец» и «Не тронь меня» значительно усилило оборону морских подступов к Кронштадту и Петербургу. После Крымской войны корабли такого класса строились во многих европейских странах, в том числе Англии (семь) и Франции (20). Русские плавбатареи превосходили зарубежные по мореходным качествам, артиллерийскому вооружению (26 орудий против 10—18) и скорости (8,5 уз против 5,5—6,5). Толщина брони была практически одинаковой (102—114 мм), но на «Не тронь меня» ее увеличили до 139,7 мм. Кроме того, большой наклон бортов первых русских броненосных батарей значительно улучшал эффективность броневой защиты на малых дистанциях ведения боя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шершов А. П. История военного кораблестроения. М.-Л., 1940, с. 112.
2. Мельников Р. М. Первые броненосные корабли русского флота. — Судостроение, 1976, № 12.
3. Мордвинов П. Русское военное судостроение в течение последних 25-ти лет 1855—1880 гг. СПб., 1881 с. 3, 5, 10, 11, 15, 6, 18, 20, 55, 258, 56, 28, 32.
4. Отчет кораблестроительного департамента Морского министерства за 1861 г. СПб., 1862 с. 88—90; за 1862 г. СПб., 1863, с. 86—87; за 1863 г. СПб., 1864, с. 39; за 1864 г. СПб., 1865, с. 20.
5. Белавенец И. О магнитном состоянии железного броненосца «Первенец». — Морской сборник, 1865, № 2.
6. Спецификация железной винтовой броне носной батареи. СПб., 1862.
1. Шершов А. П. История военного кораблестроения. М.-Л., 1940, с. 112.
2. Мельников Р. М. Первые броненосные корабли русского флота. — Судостроение, 1976, № 12.
3. Мордвинов П. Русское военное судостроение в течение последних 25-ти лет 1855—1880 гг. СПб., 1881 с. 3, 5, 10, 11, 15, 6, 18, 20, 55, 258, 56, 28, 32.
4. Отчет кораблестроительного департамента Морского министерства за 1861 г. СПб., 1862 с. 88—90; за 1862 г. СПб., 1863, с. 86—87; за 1863 г. СПб., 1864, с. 39; за 1864 г. СПб., 1865, с. 20.
5. Белавенец И. О магнитном состоянии железного броненосца «Первенец». — Морской сборник, 1865, № 2.
6. Спецификация железной винтовой броне носной батареи. СПб., 1862.