С.А.Балакин
Броненосец "Ретвизан"
С.-Петербург
Издательство "Моделист конструктор"
1999
OCR - Tsushima
Необычное на слух имя «Ретвизан» пришло в Российский флот более двух веков назад, во время русско-шведской войны 1788 — 1790 годов. Своим появлением оно обязано одному из самых выдающихся морских офицеров в истории нашей страны— Р.В.Кроуну.
... 29 апреля 1789 года 22-пушечный катер (или коттер, как его тогда называли) «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Кроуна у острова Борнхольм взял в плен вражеский 12-пушечный тендер «Снаппуп». Месяц спустя «Меркурий» и его командир пополнили русский флот еще одним трофеем — на сей раз уже 44-пушечным фрегатом «Венус», захваченным после упорного боя у входа в Христианс-фиорд. Через год, в ходе сражения в Выборгском заливе 22 июня 1790 года, сменивший «подданство» «Венус» под командованием капитана 2 ранга Кроуна захватил две шведские галеры. А на следующий день на подходе к Свеаборгу тот же «Венус» смело вступил в бой с 64-пушечным кораблем «Ретвизан» и в итоге вынудил его спустить флаг. Как и «Венус», трофей был включен в состав русского флота под своим прежним названием, означавшим в переводе со шведского «Справедливость» (В литературе «гуляет» несколько ошибочных версий перевода слова «Ретвизан» («Rattvisan»). Наиболее распространенная трактует его как шведский боевой клич, что-то вроде «ура» или «полундра». Встречаются также переводы «Следопыт» и «Правосудие». Все они не соответствуют действительности).
С тех пор наименование «Ретвизан», напоминавшее о героизме русских моряков, надолго укоренилось в Российском флоте. Пленный «швед» прослужил под Андреевским флагом до 1813 года, а затем передал свое имя 74-пушечному линкору, построенному в 1818 году в Архангельске. В 1839 году архангелогородцы спустили на воду еще один 74-пушечный «Ретвизан». Через 16 лет в Санкт-Петербурге родился следующий «однофамилец» — винтовой 84-пушечный корабль, служивший на Балтике до 1880 года. Пятым и последним в династии «Ретвизанов» стал броненосец, построенный по заказу России в США. К началу русско-японской войны он являлся одним из лучших кораблей отечественного флота.
- Необычный заказ
- Проектирование
- Строительство и испытания
- Корпус, бронирование, артиллерийское вооружение, минное вооружение, энергетическая установка, электрооборудование, судовые устройства и системы
- Экипаж
- Служба
- Общая оценка проекта
Эскадренный броненосец "Ретвизан". Внешний боковой вид и вид сверху, 1903 год [4000Х2590Х812 Kb] Реконструкция Сергея Балакина |
"Ретвизан" в доке |
"Ретвизан" на большом Кронштадском рейде, лето 1902 года |
"Ретвизан" на мели в Порт-Артуре |