Строительство и испытания
Точная дата начала постройки «Ретвизана» (корпус № 300) на Крамповской верфи неизвестна; по всей вероятности, разбивка плаза началась осенью, а установка шпангоутов — в декабре 1898 года. Официальная же закладка состоялась значительно позже, когда на стапеле уже были выставлены все шпангоуты, обшивка доведена до уровня броневой палубы, а вес корпуса корабля уже приближался к 1000 т. На серебряной закладной доске, прикрепленной к набору, была выгравирована следующая надпись: «Эскадренный броненосец «Ретвизан» заложен 17/29 июля 1899 года в Филадельфии на заводе фирмы В.Крамп и К° при управлении Морским ведомством Его Императорского высочества государя великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича при управляющем Морским министерством вице-адмирале Тыртове. В присутствии председателя комиссии, наблюдающего за постройкой судов в С.Америке, капитана 1 ранга Щенсновича и члена младшего судостроителя Черниговского». Кстати, церемония закладки прошла весьма скромно, без торжественного молебна и даже без подъема русского флага.
Работы на стапеле шли быстро — сказывались передовая американская технология, достаточно высокая квалификация рабочих и насыщенность завода станками и механическим инструментом. Производительность труда при таких распространенных операциях, как рубка металла и клепка соединений, у Крампа была в два, три, а то и в пять раз выше, чем на судостроительных предприятиях в России. Правда, начавшаяся в августе 1899 года забастовка, а затем авральная достройка крейсера «Варяг» нарушили график работ по сборке корпуса. Видя, что спуск «Ретвизана» на воду, намечавшийся на май 1900 года, придется отложить на несколько месяцев, Крамп принял решение устанавливать паровые котлы уже во время стапельного периода (обычно во всех странах это делалось во время достройки корабля на плаву). В целом рискованная операция оправдала себя, позволив позже существенно сократить сроки достройки броненосца у заводской стенки.
Спуск «Ретвизана» состоялся 10 октября. К концу года готовность корпуса составляла 78%. Крамп, которому грозило заплатить штраф за 7-месячное опоздание сдачи «Варяга», стремился всячески ускорить работы на броненосце. К сожалению, этому отнюдь не способствовала ситуация, складывающаяся с изготовлением орудийных башен.
Как мы уже знаем, заказ на две 12-дюймовые башенные установки достался санкт-петербургскому Металлическому заводу. Это были первые в русском флоте установки с электрическим приводом, более эффективным, чем применявшийся ранее гидропривод (Речь идет о 12-дюймовых установках. Электрические башни для 10-дюймовых орудий для броненосцев «Пересвет» и «Ослябя» заказали Металлическому заводу несколько раньше, но они были испытаны стрельбой лишь осенью 1901 года, то есть значительно позже контрактного срока сдачи башен для «Ретвизана».). Но опыта в их проектировании и изготовлении явно не хватало. К тому же часть деталей традиционно приходилось заказывать за границей. Так, имея горький опыт получения отливок для орудийных станков из Англии (доставленные в 1897 году отливки для броненосцев «Пересвет» и «Ослябя» оказались с большим количеством раковин), Металлический завод заказал их вместе с воздушными резервуарами для накатников заводу «Шкода» в Пльзене (Австро-Венгрия). Однако и здесь получился «прокол». Хотя большинство отливок и резервуары были изготовлены качественно, в четырех балках для орудийных станков обнаружились микротрещины, и эти балки пришлось забраковать. Все это вкупе с обычной российской неорганизованностью привело к срыву утвержденных производственных графиков. В ноябре 1899 года дирекция Металлического завода заявила, что уложиться в предписанные контрактом сроки никак не удастся. Узнав об этом, Щенснович немедленно сообщил в Петербург: «Неготовность башенных установок дает основание заводу Крампа заявить Морскому министерству претензию на общую готовность корабля».
Опасаясь, что теперь в случае задержки сдачи броненосца к американской фирме нельзя будет применить никаких санкций, МТК взял дальнейший ход работ под свой жесткий контроль. Металлическому заводу разрешили провести полную сборку в цехе лишь одной башни, а вторую смонтировать без электрооборудования. Кроме того, допускалось испытать орудийные станки на полигоне не до, а после контрольной сборки башен. Эти меры должны были ускорить завершение работ.
Одновременно в Америку отправились директор Металлического завода Венцелидес и старший помощник инспектора морской артиллерии полковник Бринк. Прибыв в Филадельфию в конце 1899 года, они обнаружили, что строившийся броненосец еще не скоро будет готов к монтажу башен. Попутно они упрекнули и членов наблюдающей комиссии, особенно специалиста по артиллерии подполковника Алексеева, в том, что тот направлял в Петербург необъективную информацию, и, дескать, не следовало форсировать гонку с изготовлением башенных установок... Постоянные претензии друг к другу между Крампом, наблюдающей комиссией, Металлическим заводом и Морским министерством не прекращались на протяжении всего периода проектирования и постройки «Ретвизана».
Основные элементы башенных установок были сданы заказчику в мае 1900 года, упакованы и немедленно отправлены на пароходах в США. А вот станки 305-мм орудий пришлось переправлять позже. МТК настоял на их тщательных испытаниях по полной программе. С мая по июль на Охтинском полигоне произвели отстрел пушек, доставленных с Обуховского завода. Три пушки смонтировали на станках для совместных испытаний систем; из них сделали по 10 выстрелов. Четвертый станок испытали с орудием, имевшимся на полигоне, сделав 20 выстрелов. Все элементы установок работали без сбоев и получили хорошую оценку приемной комиссии.
Сдачу «Ретвизана», запланированную на апрель 1901 года, пришлось перенести на более отдаленный срок. К тому времени готовность корабля по корпусу составляла 93%, по главной энергетической установке — около 80%, по устройствам и оборудованию — 65%. Не последнюю роль здесь сыграла задержка с поставкой орудийных башен, а также ряд дополнительных требований, высказанных заказчиком уже в ходе строительства корабля — например, требование переместить часть динамо-машин с одной палубы на другую.
Швартовые испытания броненосца начались в конце июля, а заводские — 29 августа 1901 года. На следующий день провели пробные стрельбы — в них участвовал прибывший из Петербурга А.Ф.Бринк, недавно произведенный в генерал-майоры. В целом первый этап испытаний прошел успешно.
Несколько хуже обстояли дела на официальных испытаниях, состоявшихся 8—11 октября. Хотя мощность машин превысила проектную более чем на 1000 л.с., максимальная скорость в первом пробеге на мерной миле составила лишь 17 узлов. Лучший результат 12-часовых испытаний полным ходом — 17,99 узла при мощности 17 111,7 л.с. и 125,5 оборотах винтов в минуту. И это несмотря на то, что заводская команда пыталась выжать из корабля все возможное: из труб вырывались языки пламени, на дымовых кожухах горела краска, температура в котельных отделениях превысила все допустимые нормы. В конце концов техника не выдержала: у среднего цилиндра паровой машины лопнула колонка, и броненосец срочно вернули на завод для ремонта.
По результатам испытаний наблюдающая комиссия составила список крупных недоделок из 52 пунктов, исправить которые Крамп обязался к 7 января 1902 года. Предметом бурных споров стал недобор контрактной скорости в 0,01 узла. Причиной его явился, по-видимому, неоптимальный шаг гребных винтов. После долгих дебатов и переписки с Петербургом решили считать контрактную 18-узловую скорость достигнутой. А по прибытии в Россию запланировали провести повторные испытания, предварительно изменив шаг винтов.
10 марта 1902 года «Ретвизан» начал кампанию, подняв флаг и вымпел. К тому времени он был полностью укомплектован прибывшим из России экипажем ('Морское министерство, напуганное массовым бегством матросов со строившегося крейсера «Варяг», приняло решение отправить экипаж «Ретвизана» в Америку лишь к самому окончанию работ, а до того держать на корабле только офицеров и кондукторов. В результате во время испытания артиллерии 30 августа 1901 года для чистки орудий и подноса снарядов пришлось нанимать гражданских лиц из числа американцев! Нижние чины стали прибывать на броненосец в январе 1902 года. Но все эти ухищрения не помогли: все равно с «Ретвизана» сбежали и остались в США 17 человек). Командиром назначили капитана 1 ранга Э.Н.Щенсновича. Отойдя от заводской стенки, броненосец стал на якорь в устье реки Делавэр.
В целом постройка «Ретвизана» заняла чуть больше трех лет. Хотя завод Крампа и не уложился в обусловленные контрактом сроки, все равно для крупного корабля отечественного флота это был рекорд. Французская фирма «Форж э Шантье» строила заказанный почти одновременно с «Ретвизаном» «Цесаревич» значительно дольше, не говоря уже о наших заводах. Вероятно, поэтому, а также и из-за того, что в срыве сроков есть доля вины и российской стороны, Морское министерство не стало прибегать к штрафным санкциям и выплатило Крампу всю причитающуюся сумму — 4 358 000 долларов (8 628 840 руб.) по контракту плюс 489 839 долларов за дополнительные и не предусмотренные контрактом работы.
Работы на стапеле шли быстро — сказывались передовая американская технология, достаточно высокая квалификация рабочих и насыщенность завода станками и механическим инструментом. Производительность труда при таких распространенных операциях, как рубка металла и клепка соединений, у Крампа была в два, три, а то и в пять раз выше, чем на судостроительных предприятиях в России. Правда, начавшаяся в августе 1899 года забастовка, а затем авральная достройка крейсера «Варяг» нарушили график работ по сборке корпуса. Видя, что спуск «Ретвизана» на воду, намечавшийся на май 1900 года, придется отложить на несколько месяцев, Крамп принял решение устанавливать паровые котлы уже во время стапельного периода (обычно во всех странах это делалось во время достройки корабля на плаву). В целом рискованная операция оправдала себя, позволив позже существенно сократить сроки достройки броненосца у заводской стенки.
Спуск «Ретвизана» состоялся 10 октября. К концу года готовность корпуса составляла 78%. Крамп, которому грозило заплатить штраф за 7-месячное опоздание сдачи «Варяга», стремился всячески ускорить работы на броненосце. К сожалению, этому отнюдь не способствовала ситуация, складывающаяся с изготовлением орудийных башен.
Как мы уже знаем, заказ на две 12-дюймовые башенные установки достался санкт-петербургскому Металлическому заводу. Это были первые в русском флоте установки с электрическим приводом, более эффективным, чем применявшийся ранее гидропривод (Речь идет о 12-дюймовых установках. Электрические башни для 10-дюймовых орудий для броненосцев «Пересвет» и «Ослябя» заказали Металлическому заводу несколько раньше, но они были испытаны стрельбой лишь осенью 1901 года, то есть значительно позже контрактного срока сдачи башен для «Ретвизана».). Но опыта в их проектировании и изготовлении явно не хватало. К тому же часть деталей традиционно приходилось заказывать за границей. Так, имея горький опыт получения отливок для орудийных станков из Англии (доставленные в 1897 году отливки для броненосцев «Пересвет» и «Ослябя» оказались с большим количеством раковин), Металлический завод заказал их вместе с воздушными резервуарами для накатников заводу «Шкода» в Пльзене (Австро-Венгрия). Однако и здесь получился «прокол». Хотя большинство отливок и резервуары были изготовлены качественно, в четырех балках для орудийных станков обнаружились микротрещины, и эти балки пришлось забраковать. Все это вкупе с обычной российской неорганизованностью привело к срыву утвержденных производственных графиков. В ноябре 1899 года дирекция Металлического завода заявила, что уложиться в предписанные контрактом сроки никак не удастся. Узнав об этом, Щенснович немедленно сообщил в Петербург: «Неготовность башенных установок дает основание заводу Крампа заявить Морскому министерству претензию на общую готовность корабля».
Опасаясь, что теперь в случае задержки сдачи броненосца к американской фирме нельзя будет применить никаких санкций, МТК взял дальнейший ход работ под свой жесткий контроль. Металлическому заводу разрешили провести полную сборку в цехе лишь одной башни, а вторую смонтировать без электрооборудования. Кроме того, допускалось испытать орудийные станки на полигоне не до, а после контрольной сборки башен. Эти меры должны были ускорить завершение работ.
Одновременно в Америку отправились директор Металлического завода Венцелидес и старший помощник инспектора морской артиллерии полковник Бринк. Прибыв в Филадельфию в конце 1899 года, они обнаружили, что строившийся броненосец еще не скоро будет готов к монтажу башен. Попутно они упрекнули и членов наблюдающей комиссии, особенно специалиста по артиллерии подполковника Алексеева, в том, что тот направлял в Петербург необъективную информацию, и, дескать, не следовало форсировать гонку с изготовлением башенных установок... Постоянные претензии друг к другу между Крампом, наблюдающей комиссией, Металлическим заводом и Морским министерством не прекращались на протяжении всего периода проектирования и постройки «Ретвизана».
Основные элементы башенных установок были сданы заказчику в мае 1900 года, упакованы и немедленно отправлены на пароходах в США. А вот станки 305-мм орудий пришлось переправлять позже. МТК настоял на их тщательных испытаниях по полной программе. С мая по июль на Охтинском полигоне произвели отстрел пушек, доставленных с Обуховского завода. Три пушки смонтировали на станках для совместных испытаний систем; из них сделали по 10 выстрелов. Четвертый станок испытали с орудием, имевшимся на полигоне, сделав 20 выстрелов. Все элементы установок работали без сбоев и получили хорошую оценку приемной комиссии.
Сдачу «Ретвизана», запланированную на апрель 1901 года, пришлось перенести на более отдаленный срок. К тому времени готовность корабля по корпусу составляла 93%, по главной энергетической установке — около 80%, по устройствам и оборудованию — 65%. Не последнюю роль здесь сыграла задержка с поставкой орудийных башен, а также ряд дополнительных требований, высказанных заказчиком уже в ходе строительства корабля — например, требование переместить часть динамо-машин с одной палубы на другую.
Швартовые испытания броненосца начались в конце июля, а заводские — 29 августа 1901 года. На следующий день провели пробные стрельбы — в них участвовал прибывший из Петербурга А.Ф.Бринк, недавно произведенный в генерал-майоры. В целом первый этап испытаний прошел успешно.
Несколько хуже обстояли дела на официальных испытаниях, состоявшихся 8—11 октября. Хотя мощность машин превысила проектную более чем на 1000 л.с., максимальная скорость в первом пробеге на мерной миле составила лишь 17 узлов. Лучший результат 12-часовых испытаний полным ходом — 17,99 узла при мощности 17 111,7 л.с. и 125,5 оборотах винтов в минуту. И это несмотря на то, что заводская команда пыталась выжать из корабля все возможное: из труб вырывались языки пламени, на дымовых кожухах горела краска, температура в котельных отделениях превысила все допустимые нормы. В конце концов техника не выдержала: у среднего цилиндра паровой машины лопнула колонка, и броненосец срочно вернули на завод для ремонта.
По результатам испытаний наблюдающая комиссия составила список крупных недоделок из 52 пунктов, исправить которые Крамп обязался к 7 января 1902 года. Предметом бурных споров стал недобор контрактной скорости в 0,01 узла. Причиной его явился, по-видимому, неоптимальный шаг гребных винтов. После долгих дебатов и переписки с Петербургом решили считать контрактную 18-узловую скорость достигнутой. А по прибытии в Россию запланировали провести повторные испытания, предварительно изменив шаг винтов.
10 марта 1902 года «Ретвизан» начал кампанию, подняв флаг и вымпел. К тому времени он был полностью укомплектован прибывшим из России экипажем ('Морское министерство, напуганное массовым бегством матросов со строившегося крейсера «Варяг», приняло решение отправить экипаж «Ретвизана» в Америку лишь к самому окончанию работ, а до того держать на корабле только офицеров и кондукторов. В результате во время испытания артиллерии 30 августа 1901 года для чистки орудий и подноса снарядов пришлось нанимать гражданских лиц из числа американцев! Нижние чины стали прибывать на броненосец в январе 1902 года. Но все эти ухищрения не помогли: все равно с «Ретвизана» сбежали и остались в США 17 человек). Командиром назначили капитана 1 ранга Э.Н.Щенсновича. Отойдя от заводской стенки, броненосец стал на якорь в устье реки Делавэр.
В целом постройка «Ретвизана» заняла чуть больше трех лет. Хотя завод Крампа и не уложился в обусловленные контрактом сроки, все равно для крупного корабля отечественного флота это был рекорд. Французская фирма «Форж э Шантье» строила заказанный почти одновременно с «Ретвизаном» «Цесаревич» значительно дольше, не говоря уже о наших заводах. Вероятно, поэтому, а также и из-за того, что в срыве сроков есть доля вины и российской стороны, Морское министерство не стало прибегать к штрафным санкциям и выплатило Крампу всю причитающуюся сумму — 4 358 000 долларов (8 628 840 руб.) по контракту плюс 489 839 долларов за дополнительные и не предусмотренные контрактом работы.
Распределение нагрузки броненосца «Ретвизан» (согласно техническому заданию от 11/23 апреля 1898 г.)
Корпус 4472 т
Броня (с болтами) 2140 т
Машины и котлы 1318 т
Артиллерия 1484 т
Снаряжение и судовое снабжение 649 т
Уголь (нормальный запас) 1016 т
Суммарный вес 11 966 т*
Броня (с болтами) 2140 т
Машины и котлы 1318 т
Артиллерия 1484 т
Снаряжение и судовое снабжение 649 т
Уголь (нормальный запас) 1016 т
Суммарный вес 11 966 т*
*В это значение входит ряд конкретно не оговоренных статей нагрузки — таких, как вес экипажа, продовольствия, воды и др.
Результаты ходовых испытаний «Ретвизана» (октябрь 1901 года) |
||||
Число пробегов |
Средняя скорость, узл. |
Средняя мощность, индикаторных л.с. |
Среднее число оборотов валов в мин. |
Скольжение,% |
2 |
17,63 |
14048,74 |
119,08 |
21,09 |
2 |
15,65 |
7303,20 |
99,93 |
16,62 |
2 |
10,29 |
1748,03 |
62,81 |
12,83 |
2 |
18,00 |
17111,71 |
125,52 |
23,54 |
Тактико-технические элементы эскадренного броненосца «Ретвизан»
Водоизмещение нормальное, т:
проектное 12 746
фактическое по результатам кренования 5.1.1902 г. 12 410
фактическое в 1903 г. 12 902
Водоизмещение порожнем, т: 10 571
Длина, м:
наибольшая 117,9
по ватерлинии 116,5
Ширина габаритная, м 22
Осадка, м:
в нормальном грузу 7,6
порожнем 6,43
Высота корпуса, м 13,1
Мощность механизмов, л.с.:
проектная 16 000
максимально достигнутая на испытаниях 17 600
Скорость хода проектная, узл 18
Запас угля, т:
нормальный 1016
полный 2250
Удельный расход угля на полном
ходу по результатам испытаний в октябре 1901 г., кг на 1 л.с. в час 0,853
Дальность плавания 10-узловым ходом, миль:
с нормальным запасом угля 4900
с полным запасом угля 8000