Крейсера «Жемчуг» и «Изумруд», построенные Невским заводом по усовершенствованным чертежам «Новика», предназначались для ближней разведки в интересах эскадры, охраны крупных кораблей от минных атак, лидирования собственных миноносцев, при случае и действий на коммуникациях противника. Однако в процессе своей службы им практически не приходилось выполнять задачи, для которых они создавались. При плавании в составе 2-й Тихоокеанской эскадры эти крейсера лишь один раз использовались для разведки, когда их высылали на поиски отряда контр-адмирала Небогатова, все остальное время они находились в виду эскадры. Вопрос защиты броненосцев от минных атак ночью вообще не отрабатывался, а днем даже сильно поврежденные корабли могли отбиться и сами («Князь Суворов»). Использование крейсеров на коммуникациях выглядело сомнительным, поскольку их дальность плавания была явно недостаточна. Таким образом, в противовес «Новику», оказавшемуся весьма полезным в Порт-Артуре, тактическое предназначение «Жемчуга» и «Изумруда» выглядело неясным.
Что же касается сравнения кораблей русской постройки с их прототипом, то следует признать: все усовершенствования, задуманные из лучших побуждений, не дали особых результатов. Верхняя палуба была покрыта деревом, что несколько подкрепило ее и уменьшило скольжение. Внесенные в конструкцию изменения, безусловно, увеличили прочность корпуса, но при этом привели к переуглублению корабля, и он потерял главное достоинство «Новика» — скорость. Тем более что главный недостаток «Новика», на который обратил внимание МТК — малая площадь второго дна под броневой палубой, устранен не был. Предложение увеличить ширину корабля на 2 фута и довести второе дно до стыка с броневой палубой понимания в руководстве Морского министерства не нашло, хотя крейсер мог затонуть от пустяковой пробоины в районе котельных или машинных отделений.
Установка дополнительных 120-мм орудий оказалась оправдана — особенно в свете того, что японские крейсера того же класса отличались более мощным вооружением. А вот целесообразность установки надводных минных аппаратов, к тому же близко расположенных к ватерлинии, вызывает сомнение. Висящее за бортом зарядное отделение самодвижущейся мины не имело защиты даже от осколков, к тому же, уже при небольшой волне их заливало водой. Неспроста на «Жемчуге» во время Цусимского сражения был заряжен только кормовой минный аппарат.
Отправленные в поход крейсера не прошли испытаний по полной программе, их машинные установки не довели до контрактных параметров, а команды не имели опыта эксплуатации новых машин. Поэтому и доводить все оборудование до необходимых кондиций и приобретать опыт пришлось по ходу плавания. Такое же положение было и с боевой подготовкой. Крейсера уцелели в ходе сражения, правда, им не пришлось вести серьезного артиллерийского боя. Благодаря высокой скорости им удалось уйти от противника, которому они, впрочем, не доставили больших неприятностей.