Программа ускоренного развития Балтийского флота на 1890 —1895 гг., разработанная Морским министерством в связи с быстрым ростом флота Германии, предусматривала постройку 10 броненосцев, трех броненосных крейсеров, трех канонерских лодок и 50 миноносцев. Из-за сокращения ассигнований полностью выполнить этот второй этап грандиозной 20-летней кораблестроительной программы, принятой в 1881 г., не удалось — ни по объему, ни по срокам. Всего на отпущенные средства российские верфи смогли сдать флоту эскадренные броненосцы «Петропавловск», «Полтава», «Севастополь» и «Сисой Великий», три броненосца береговой обороны типа «Адмирал Ушаков», броненосный крейсер «Рюрик» и 28 минных (торпедных) кораблей. Интересной особенностью было то, что эти корабли строились не против какого-то определенного противника на конкретном театре, как это было, например, с программой 1898 г., названной «для нужд Дальнего Востока». Все четыре эскадренных броненосца должны были составить ядро морских сил на Балтике, главным противником которых стал германский флот, броненосцы береговой обороны проектировались для действий против Швеции, а крейсер «Рюрик», по всем статьям превосходивший своих предшественников в этом классе, предназначался для действий в океанах как «истребитель британской морской торговли». Постройка кораблей программы 1890 г. по времени совпала со значительным прогрессом в военном кораблестроении: появились новые механизмы и приборы, броня, орудия и боеприпасы. Все это, естественно, сказалось на действиях русских кораблестроителей. Накопив опыт за годы создания «флота образцов», когда корабли строились единичными экземплярами (исключение составили 4 черноморских броненосца типа «Чесма» постройки 1885 — 1896 гг.), они приступили к проектированию серийных кораблей с учетом последних достижений науки и техники. При разработке технического задания учитывалось то обстоятельство, что в случае обострения отношений с Китаем или Японией новым броненосцам предстояло быстро перейти на Дальний Восток. Для этого требовалось обеспечить им большую дальность плавания и хорошую мореходность. Поэтому за прототип был взят броненосец «Император Николай I», предназначенный для действий на океанских театрах и имевший высокий надводный борт, проектную дальность плавания 4500 миль при 1000-тонном запасе угля, полный броневой пояс по ватерлинии (ВЛ) и вооружение главного калибра (ГК) из двух 305-мм орудий в носовой башне. За счет увеличения водоизмещения до 10 500 т требовалось довести дальность плавания до 7000 миль и установить в корме вторую башню ГК — поскольку расположение орудий в двух концевых башнях полнее отвечало тактическим взглядам того времени и утвердилось уже почти на всех флотах. Опыт первых мореходных броненосцев показал, что стоящие в батарее на главной палубе (ГП) орудия вспомогательного (среднего) калибра — на «Николае I» это были 229-мм и 152-мм— в открытом море можно использовать только в самую тихую погоду. При малейшем волнении их вместе с прислугой прямо-таки заливало водой через открытые при стрельбе ставни больших орудийных портов. Впрочем, и при закрытии последних обеспечить герметичность было практически невозможно из-за трудности выбора уплотняющего материала, стойкого к морской воде и большим перепадам температур — от холодов северных вод до тропиков.
Поэтому в эскизном проекте «броненосного корабля в 10 960 тонн водоизмещения», подготовленном в январе 1891 г. и утвержденном главным инспектором кораблестроения Н.А. Самойловым 21 мая (даты по старому стилю), предпочли расположить 203-мм орудия вспомогательного калибра на верхней палубе в спаренных барбетных установках, которые уже однажды применили на броненосном крейсере «Адмирал Нахимов» постройки 1884 — 1888 гг. Проект предусматривал дальность плавания 5600 миль с запасом угля 1320т и вооружение из четырех 305-мм и восьми 203-мм орудий с длиной ствола 35 калибров, которые располагались на верхней палубе соответственно в двух концевых и четырех бортовых барбетных установках, прикрытых сверху конусообразными броневыми щитами.
Такое расположение среднего калибра, дающее орудиям возможность вести огонь в свежую погоду и лучшие углы обстрела, тогда применяли редко. В основном из-за опасения, что поднятие центра тяжести корабля снизит остойчивость. Впервые «рискнули» на чилийском броненосце французской постройки «Капитан Пратт» (спущен в 1891 г., 6901 т, четыре орудия 240-мм/35 кал. и восемь 120-мм/45кал.). Затем сами французы, до этого использовавшие одноорудийные башни для главного и среднего калибров, применили в виде эксперимента двухорудийные башни 140-мм скорострелок на «Жюригюберри» — одном из броненосцев серии «Шарль Мартель». За ними и американцы, стремясь иметь в пределах ограниченного водоизмещения как можно больше вооружения, на своих первых броненосцах 1-го класса типа «Орегон» установили спаренные башенные установки 203-мм орудий на надстройке.
Остальное вооружение по проекту составляли десять 47-мм (по пять на борт на ГП — по одной в оконечностях и три между бортовыми барбетами), восемь 37-мм (на марсах) орудий, а также шесть минных (торпедных) аппаратов калибра 381 мм (по три на борт — один подводный и два надводных без защиты) и 50 сфероконических мин заграждения.
Броневая защита, как и на «Николае I», состояла из полного пояса по ВЛ с максимальной толщиной 406 мм в районе машинно-котельных отделений (МКО), но выше бортовой брони не было. С появлением скорострельных орудий и фугасных снарядов такая схема защиты стала уже недостаточной для броненосца 1-го класса. При пересмотре концепции бронирования за основу взяли проектируемый чуть ранее «Сисой Великий», защита которого в общем была заимствована у английских кораблей типа «Ройял Соверин», считавшихся сильнейшими в мире. Английская схема защиты предусматривала на большей части длины корпуса толстый броневой пояс по ВЛ, закрытый траверзными переборками, а выше него — более тонкий пояс с угольными бункерами и хорошим разделением на отсеки за ним. Броневая палуба при этом плоской частью лежала на верхней кромке главного пояса, а в оконечностях имела сводчатую форму, проходя ниже ВЛ от траверзных переборок к штевням для подкрепления тарана и защиты руля. Прогресс артиллерии заставил и барбетные установки с относительно легкими щитами заменить на хорошо бронированные башни.
При выборе типа и конфигурации энергетической установки для новых кораблей ориентировались на близкий по водоизмещению новый черноморский броненосец «Георгий Победоносец», который имел две вертикальные паровые машины тройного расширения мощностью по 5300 л.с. и 16 цилиндрических котлов. Скорость по проекту ожидалась 17 узлов.
7 мая 1892 г. на двух петербургских верфях состоялась закладка сразу четырех броненосцев. На торжественной церемонии присутствовали титулованные особы, включая императорскую чету, цесаревича Николая Александровича и великого князя Алексея Александровича, руководившего тогда Морским ведомством. Фактически же эти корабли, одновременно с «Сисоем Великим» зачисленные в списки флота 21 декабря 1891 г., к моменту официальной закладки уже по два-три месяца находились в постройке. Первоначально они относились к броненосным кораблям, но приказом по Морскому ведомству от 1.02.1892 г. в соответствии с новой классификацией их причислили к классу эскадренных броненосцев. Названия новые корабли получили в честь городов, в сражениях у которых была приумножена боевая слава России. Имя «Полтава» в русском флоте до этого носили четыре парусных линейных корабля, начиная с петровской «Полтавы» постройки 1709 — 1712 гг. Названия в честь городов Севастополь и Петропавловск, прославившихся в Крымской войне, до этого носили только два первых русских мореходных броненосца (броненосных фрегата), исключенные из списков 11.10.1886 и 4.01.1892 г. соответственно.
Данные о постройке
Название |
Верфь |
Строители |
Начало работ |
Спуск |
Полтава |
Новое адмиралтейство (новый эллинг) |
корабельные инженеры Янковский Н.И., Леонтьев И.Е. |
февр.1892 |
25.10.94 |
Петропавловск |
Галерный островок (новый эллинг) |
корабельные инженеры Шведов B.C., Андрущенко Е.П. |
19.03.92 |
28.10.94 |
Севастополь |
Галерный островок (старый эллинг) |
корабельные инженеры Андрущенко Е.П., Афанасьев Н.И. |
март 1892 |
20.05.95 |
Стоимость «Петропавловска» при полном вооружении и снабжении составила 9 225 309 рублей, или 841,72 руб. за тонну проектного водоизмещения. При сравнении последнего показателя у кораблей русского и иностранных флотов того времени оказывается, что «Петропавловск» был наиболее экономичным в постройке, уступая только крейсеру «Рюрик». Правда, следует учитывать искусственное снижение оплаты труда рабочих в 1894 г., что сильно затянуло ввод кораблей в строй.
Вскоре после спуска «Полтавы», «Петропавловска» и «Севастополя» резко изменилась внешнеполитическая обстановка. Япония, победоносно закончив войну с Китаем, устремилась на Азиатский материк, где ее интересы пересеклись с российскими. Используя различные дипломатические маневры, а иногда и просто грубую силу, Россия при поддержке Франции и Германии заставила японцев отказаться от территориальных претензий к Китаю, в частности, от Ляодунского полуострова. А спустя три года часть этого полуострова с военно-морской крепостью Порт-Артур была передана в 25-летнюю аренду самой России, давно нуждавшейся в незамерзающей базе флота на Тихом океане. Не последнюю роль при этом сыграли 305-мм пушки русских броненосцев «Наварин» и «Сисой Великий», срочно переброшенных под Порт-Артур из Средиземного моря. Полуостров с прилегающими островами под названием Квантунской области вошел в состав Российской империи. На нем началось строительство торгового порта Дальний и железной дороги для связи с метрополией. Япония, еще не имевшая достаточных аргументов в споре с «великим северным соседом» (новейшие японские броненосцы «Фудзи» и «Ясима» только недавно прибыли с английских верфей и не были готовы к боевым действиям), смирилась с тем, что плодами ее победы над одряхлевшей Китайской империей воспользовались другие. Но, получив от Китая контрибуцию и англо-американские кредиты, она в условиях национального подъема в стране быстрыми темпами начала наращивать военную мощь для войны с Россией.
Русские морские силы на Дальнем Востоке, несмотря на постоянное присутствие одного-двух броненосцев из состава Средиземноморской эскадры, оставались преимущественно крейсерскими, поскольку долгие годы были ориентированы на борьбу с английской морской торговлей. Теперь же, после смены вероятного противника и ограничения будущего театра военных действий Желтым и Японским морями, России следовало сосредоточить на Дальнем Востоке флот, способный вести борьбу не только на коммуникациях, но и за господство на море. Корабли для такого флота, предназначенные для решительного эскадренного боя, были заказаны в рамках программы 1898 г. Но на время ее реализации необходимо было укрепить Тихоокеанскую эскадру из-за угрозы со стороны быстро увеличивающегося японского флота. Вывести достаточно мощную эскадру из закрытого проливами Босфор и Дарданеллы Черного моря было нельзя по дипломатическим причинам. К тому же запланированная на 1897 г. операция по захвату Босфора была только отложена, а отменять ее вообще русское правительство не собиралось. Поэтому черноморские броненосцы, в основном и спроектированные для прорыва укреплений Босфора, должны были оставаться в постоянной готовности. На Балтике из броненосцев оставались устаревшие «императоры» («Николай I» и «Александр II»), не считая уж совсем старых кораблей. Единственный возможный выход заключался в быстрой достройке и отправке к новому месту службы трех броненосцев типа «Полтава». Что же представляли собой эти корабли, которые на несколько лет стали ядром русских морских сил на Дальнем Востоке?