В 1893 г. проектное вооружение решили изменить, установив орудия новых систем: 305-мм с длиной ствола 40 калибров системы Обуховского завода образца 1892 г. и 152-мм с длиной ствола 46 калибров системы Канэ образца 1892 г. Новые орудия обеспечивали высокую начальную скорость полета снаряда (а значит, большую дальность стрельбы и лучшую бронепробиваемость), были скорострельнее и стреляли бездымным порохом. Поскольку орудия 152/45 были более чем вдвое легче орудий 203/35 (то же касалось и снарядов), оказалось возможным установить, дополнительно четыре орудия — на главной палубе между основаниями бортовых башен. Такое вооружение делало русские броненосцы сильнейшими в мире. К сожалению, это превосходство сохранялось недолго, да и то лишь на бумаге. В1894 г. Англия, обеспокоенная ростом морских сил Франции и России, приступила к строительству девяти мощных броненосцев типа «Маджестик» большего размера и с аналогичным вооружением (четыре 305/35, по двенадцать 152/40 и 76-мм орудий). Эти корабли начали вступать в строй с 1895 г., а достраивавшиеся русские броненосцы ждали своих орудий до 1897 - 1899 гг., когда такое вооружение стало уже стандартным.
Башенные установки ГК для «Полтавы» и «Севастополя» были заказаны Металлическому заводу по цене 189 500 руб. со сборкой на месте, а для «Петропавловска» — Обуховскому заводу, по тем же чертежам. Когда выяснилось, что «Петропавловск» войдет в отрой раньше других, а Обуховский завод не успевает изготовить заказ в срок, то решили собирать на нем установки Металлического завода, предназначавшиеся для «Севастополя». На последний соответственно поставили башни Обуховского завода. Окончательная стоимость со сборкой составила 193 340 руб, на одну башенную установку..
По первоначальному проекту броневая защита башни ГК весила 446 т, но из-за требования Морского технического комитета (МТК) экономить вес конструкцию установки изменили, после чего вес брони с подкладкой составил 328 т, а всей башни без орудий — 496 т. Установки имели угол обстрела 270 град., угол возвышения орудий —15 град., гидравлические приводы наводки и заряжания и электрическую подачу боезапаса. Заряжались орудия при фиксированном угле возвышения, но при любом положении башни, что выгодно отличало эти корабли от иностранных современников (на первых «маджестиках» 305-мм орудия могли заряжаться только при положении стволов вдоль диаметральной плоскости корабля). Однако это преимущество русских установок сводилось на нет плохой конструкцией замка, не позволявшей в большинстве случаев уложиться в контрактную скорострельность один выстрел в 1,5 минуты. Открытие и закрытие замка занимало 14с (при ручном заряжании еще больше), причем требовалось строго горизонтальное положение орудия, а не тот угол возвышения, при котором оно заряжалось. Это вместе с требованием МТК обеспечить возможность заряжания и выстрела одним человеком (совершенно ненужным на корабле с экипажем 650 человек) привело к тому, что на производство даже неприцельного выстрела из 305-мм орудия требовалось 2 — 2,5 минуты — почти вдвое больше, чём на иностранных кораблях того времени. Стремление ускорить процесс заряжания могло привести к печальным результатам. Так, на имевшем такие же пушки ГК «Сисое Великом» 15 марта 1897 г. во время учебных стрельб у о.Крит из-за неплотно закрытого замка левого орудия произошел взрыв в кормовой башне. Силой взрыва расколотая надвое крыша башни была переброшена на носовой мостик, а из башенной прислуги и людей, находившихся рядом с ней на верхней палубе, 33 человека были убиты или тяжело ранены. Из-за спешки с отправкой «Петропавловска» на Дальний Восток испытания его башенных установок ограничили проверкой возможности их вращения после всех контрольных выстрелов. На артиллерийских испытаниях «Полтавы» в июне 1900 г. после выстрелов усиленными зарядами (170 кг) башни перестали поворачиваться - из-за слабых креплений вращающиеся части установки ударялись о неподвижную броню барбета, и в конце концов поворотная платформа осела на барбет. Положение было критическим — готовящийся уйти в заграничное плавание броненосец оказался без главного оружия. В экстренном порядке решили срезать сверху на 76 мм броню барбета и усилить подкрепления башен. Часть работ на «Полтаве» и «Севастополе» произвели до их ухода на Дальний Восток, а остальные, включая все на «Петропавловске», по разработанному в январе 1901 г. Металлическим заводом проекту следовало сделать уже во Владивостоке и Порт-Артуре. Таким образом, вся экономия веса, достигнутая на стадии проектирования по требованию МТК, была с избытком поглощена весом подкреплений. Вместе с тем начальнику эскадры Тихого океана было предписано «не производить из 12" (то есть 305-мм.-С.С.) броненосцев «Полтава», «Севастополь», «Сисой Великий» и «Петропавловск» стрельбы залпами». После установки всех положенных подкреплений стрельба разрешалась «в бою при всяких условиях, а в мирное время стрельбу залпами и боевыми засадами при углах снижений производить лишь в крайних случаях. Башни 152-мм орудий для этих кораблей проектировал и изготавливал Обуховский завод. Их особенностью был поворотный стол круглой формы, а не эллиптической, как на всех последующих аналогичных установках. Углы обстрела бортовых башен были 125 — 135 градусов (носовые 0 — 135, кормовые 45 —180), а батарейных 152-мм орудий —100 градусов (по 50 от траверза). Угол возвышения стволов равнялся 15 — 18 градусам, снижения — 5 градусам. Приводы поворота башен и подачи боезапаса были электрические и ручные, подъема и опускания стволов - ручные. Первоначально для 152/45 орудий Канэ предполагалось иметь унитарный патрон, но для удобства заряжания, которое производилось вручную, заряд отделили от снаряда, оставив первый в латунной гильзе. Использование зарядов в гильзах, а не в шелковых картузах, как ранее, повышало взрыво- и пожаробезопасность боезапаса, а также скорострельность орудия за счет отказа от продувки ствола сжатым воздухом после каждого выстрела.
Технические данные русских орудий
Орудие, мм/кал. |
Вес ствола, т; снаряда, кг; заряда, кг |
Нач. скорость, м/с |
Дальность стрельбы, каб. |
Скорострельность, выстр./мин. |
Пробитие брони*, мм с 3 км; с 5 км |
305/40 |
43; 331,3; 106 |
792 |
69,9 |
0,3-0,7 |
387;305 |
152/45 |
5,8; 41,3; 12,9 |
792 |
52,4 |
2-5 |
152;114 |
47/43,5 |
0,3; 1,5;.? |
701 |
30,0 |
13-20 |
— |
37/22,8 |
0,03:0,5 ; ? |
442 |
17.0 |
10-19 |
— |
* для крупповской цементированной брони
Палубные установки имели много недостатков и при стрельбе на больших углах возвышения часто выходили из строя (особенно их подъемные дуги и компрессоры). К этим недостаткам у башенных установок, имевших такие же станки, но без механизмов поворота, добавлялись множество лишних блокировок в подаче, ненадежность электромагнитов, реле, контактов и т.п. В бою из-за непрерывных поломок, для устранения которых привлекались люди из машинной команды, средняя скорострельность 152-мм орудий падала до 1 выстрела в минуту.
Новое противоминное вооружение составляли 12 (на «Петропавловске» 10) 47-мм и 28 37-мм орудий системы Гочкиса образца 1896 г. Такое вооружение считалось достаточным, учитывая небольшие размеры миноносцев того времени. 47-мм скорострелки стояли по шесть на борт: по бокам боевой рубки (на «Петропавловске» здесь стояли десантные 63,5-мм пушки на корабельных лафетах), по бокам носовой трубы и грот-мачты (все шесть на спардеке), перед якорными кат-балками и кормовым балконом (на главной палубе) и в самой корме под балконом. Десять 37-мм орудий находились на боевом марсе, шесть на навесном мостике, четыре в корме на главной палубе и шесть в корме на нижней палубе. Еще два 37-мм орудия предназначались для минных катеров. Во время войны 1904 — 1905 гг. стоящие слишком близко к воде орудия нижней палубы были сняты. Часть из них перенесли на кормовой балкон, спардек или навесной мостик, а остальные передали на береговые позиции Порт-Артура. Для вооружения десантных партий имелось по две пушки 63,5-мм/19 кал. системы Барановского, которые могли устанавливаться на корабельном или колесном лафете, вести огонь со шлюпок.
Минное вооружение состояло из 6 минных (торпедных) аппаратов: четырех надводных 381-мм Металлического завода образца 1889 г. на нижней палубе (2 неподвижных в оконечностях без всякой защиты и 2 бортовых на поворотных станках за броней 127-мм пояса чуть сзади грот-мачты с углами обстрела 35 градусов в нос и 45 в корму) и двух подводных неподвижных калибром 457 мм производства завода Лесснера образца 1892 г., установленных перед носовой башней с наклоном назад от траверза на 10 градусов (на «Севастополе» 12). Высота расположения надводных и углубление подводных аппаратов на кораблях несколько отличались (на 8 — 30 см). 381-мм торпеды образца 1894 г. имели вес 462,2 кг, заряд 81,8 кг, скорость хода до 26,75 уз. и дальность хода от 3 до 7 кабельтовых, а 457-мм образца 1892 г. весили 507 кг и имели максимальную скорость 25 уз. В минном погребе под отделением подводных торпедных аппаратов хранились 50 сфероконических мин заграждения, предназначенных для постановки с катеров и шлюпок. Корабли несли по два минных катера водоизмещением 6,5 и 6,8 т и скоростью хода 9,6 и 9,2 уз. Каждый катер вооружался аппаратом для метательных мин (торпеда без винтов, двигавшаяся только за счет инерции после выстрела) и 37-мм пушкой.
Все погреба боезапаса, за исключением погребов с небольшим количеством 152-мм снарядов и зарядов под бортовыми башнями, были расположены вокруг оснований башен ГК вне бортовой брони. На каждое 305-мм орудие приходилось по 58 снарядов, на каждое 152-мм орудие — по 200. Такое сосредоточение большого количества взрывчатки в непосредственной близости от бортов и днища при подрыве на мине или попадании торпеды могло привести к детонации боезапаса (что и случилось с «Петропавловском» 31 марта 1904 г.).