С. Сулига, С. Балакин // Броненосцы типа "Полтава"

Энергетическая установка

Энергетическая установка каждого корабля состояла из 14 (16 на «Севастополе») цилиндрических кот­лов и двух вертикальных паровых машин тройного расширения общей проектной мощностью 10 600 лошадиных сил, вращавших два 4-лопаст-ных гребных винта диаметром около 4,5 м. Это были последние русские броненосцы с цилиндрическими кот­лами, на поднятие пара в которых уходило в несколько раз больше вре­мени, чем на появившихся водотруб­ных. Ожидалось, что скорость соста­вит 16 узлов при натуральной тяге (9000 л.с.) и 17 узлов при форсиро­ванной (10 600 л.с.). Продолжитель­ная скорость в море по проекту — не менее 15 узлов.

Запас угля (700 т нормальный и 1050 т полный) должен был обеспе­чить 4500-мильную дальность пла­вания 10-узловым ходом (по другим данным запас угля составлял 900/ 1500т).

Из-за загрузки отечественной про­мышленности машинные установки «Петропавловска» и «Полтавы» при­шлось заказать в Англии фирмам «Хоторн Лесли» (стоимость 1 130 500 руб.) и «Хамфрейз энд Теннант» (1 254 855 руб.). Машины для «Севасто­поля» изготавливал Франко-Русский завод в Петербурге (1 961 000 руб.).

Хотя машины первых двух кораб­лей были готовы уже в 1895 г., ходо­вые испытания откладывались из-за задержек с установкой брони и воо­ружения. «Петропавловск» вышел в море только в октябре 1897 г., да и то без артиллерии и минного вооруже­ния. Поскольку одна из его машин не развила контрактной мощности, ис­пытания отложили. И только 14.10.1898 г., когда вооружение в ос­новном было установлено, он совер­шил 12-часовой пробег полным ходом, имея водоизмещение 10 890 т. Средняя скорость при индикаторной мощности 11 213 л.с. составила 16,38 уз., максимальная 16,86 уз.

«Полтава» вышла на испытания 3.09.1898 г., имея установленной только артиллерию ГК. На 9-часовом пробеге (время пришлось сократить из-за начавшегося шторма) она раз­вила 11 255 индикаторных лошади­ных сил и среднюю скорость 16,29 уз. при максимальной 16,5 уз. В обоих случаях форсировка машин не пона­добилась — проектная мощность и так была превышена.

Официальные испытания «Сева­стополя» 16.10.1899 г. закончились аварией рулевого привода, а допол­нительный 3-часовой пробег 11.07.1900 г. при водоизмещении 11 249 т показал следующие резуль­таты: 9368 индикаторных л.с. и сред­нюю скорость 16,41 уз. Правдопо­добнее представляются сведения, что «Севастополь» на 7-часовых ис­пытаниях при указанной мощности смог развить всего 15,3 узла.

Реальная дальность плавания со­ставляла 2800 миль при 900 т угля, или 3750 миль при 1200 т угля 10-узловым ходом, или 1750 миль при полном запасе угля 15-узловым хо­дом.

 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования