Пушка с «Изумруда»
Сергей Бевз
действительный член Географического общества СССР, заместитель председателя Приморского краевого клуба подводного поиска «Восток»
«Техника - молодёжи» №7, 1989 г.
Сергей Бевз
действительный член Географического общества СССР, заместитель председателя Приморского краевого клуба подводного поиска «Восток»
«Техника - молодёжи» №7, 1989 г.
Материал подготовил Don Kis
Прошлым летом к нашему клубу аквалангистов «Восток» присоединилась секция из Дальнегорска. Ее руководитель Борис Горохов рассказал нам, как он и его товарищи работали в бухте Владимир на месте гибели в 1905 году крейсера «Изумруд», как обнаружили там хорошо сохранившееся 120-мм орудие главного калибра. А мы сами давно собирались на «Изумруд»...
И вот, заручившись поддержкой командования Краснознаменного Тихоокеанского флота, принялись готовить совместную экспедицию. Изучили все, что было связано с последним боем этого крейсера.
Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Изумруд» держался на правом траверзе 2-й Тихоокеанской эскадры, изредка перестреливаясь с японскими крейсерами. Ночью корабль присоединился к уцелевшим четырем броненосцам контр-адмирала Небогатова, который, выполняя приказ раненого начальника эскадры адмирала Рожественского, упрямо держал курс на Владивосток. Но утром 15 мая превосходящие силы японцев взяли в кольцо отряд Небогатова. После первых выстрелов на флагманском броненосце «Император Николай I» подняли семафор: «Окружен. Сдаюсь». И тут произошло нечто совершенно неожиданное.
Из донесения командира «Изумруда» капитана 2-го ранга Н. Н. Ферзена:
«Как только разобрали последний сигнал, дал самый полный ход, решив ни в коем случае не сдаваться... До 6 ч лежал на курсе 43 °, а в 6 ч взял курс в точку, равно стоящую от Владивостока и бухты святого Владимира, решив дойти до 50 миль до берега и там, смотря по обстоятельствам, идти во Владивосток или на Владимир». В конце концов во Владивосток Ферзен не пошел, резонно опасаясь, что на подходах к порту его постараются перехватить японцы. Оставалось выбрать бухты Владимира и Ольги, где были поселения, но последнюю командир счел заминированной японцами.
«Когда стармех доложил мне, что угля остается 60—70 т (сказался расход топлива при прорыве на полном ходу.— С. Б.)... решил идти во Владимир и там ожидать приказаний. Подойдя ко входу в бухту в первом часу ночи и имея всего около 10 т угля, не имел возможности дождаться рассвета и принужден был входить».
Карты бухты не было. Сигнальщики с трудом обнаружили справа по борту высокий мыс, крейсер чуть отвернул влево и прижался к невидимой во тьме косе мыса Орехова. И тут внезапно под днищем раздался скрежет, корабль содрогнулся и встал. Всю ночь экипаж пытался сняться с мели, машины работали «полный назад», но лишь сожгли последний уголь. Тогда Ферзен приказал подготовить крейсер к взрыву. Почему?
Оказывается, он «ожидал ежеминутного появления неприятеля и, имея возможность стрелять по направлению входа только двумя орудиями, свез команду на берег с оружием и взорвал крейсер». По поводу этого решения можно спорить. Учитывая, естественно, сложившуюся обстановку. Кстати, в 1906 году за дерзкий прорыв командир «Изумруда» был награжден Золотым оружием...
...Утром 2 сентября 1988 года катер владивостокского спортивно-технического клуба ДОСААФ взял курс на бухту Владимира. День выдался теплым, солнечным, но сильный ветер развел волну, которая для стеклопластикового суденышка водоизмещением 35 т вполне сходила за штормовую. Сидеть в тесном, душном кубрике — удовольствие ниже среднего, и мы — командир похода, капитан 1-го ранга Ю. Фролов, капитан катера В. Волошин, механик А. Голодный, радиомонтажник И. Трубачев, механик В. Платонов, научный сотрудник А. Шаринов и автор этих строк весь переход провели на палубе «мыльницы» (так мы окрестили свое плавсредство).
4 сентября в гавани Рудной пристани встретили флагман дальнегорцев, малый сейнер «Пеленг». Коллеги сообщили, что подняли с «Изумруда» щит малокалиберной пушки, латунное кольцо орудийного барбета и мелкие детали. Обещали присоединиться попозже, и мы двинулись в бухту Владимира. На следующий день Фролов вывел «мельницу» по пеленгам к месту гибели крейсера, отдали якорь. Все притихли.
Первым в воду ушли Волошин, Трубачев и Шаринов. Из журнала работ: «16.00. Всплыл Волошин. Нашел две латунные крышки, предположительно от электросветильника. Видел трубу длиной около 2 м, диаметром 1,5 — 2 м, куски брони». Мы решили, что Виктор наткнулся на одну из дымовых труб «Изумруда». А Трубачев и Шаринов принесли части поручней, детали электрооборудования, искореженные гильзы. На донце номера и год изготовления — «1904». Теперь принялись искать главное — 120-мм орудие.
Трубачев вынырнул метрах в 50 и отчаянно замахал руками: «Нашел! Здоровенная пушка!» Посовещавшись, решили завести на нее стропы, поднять и, погрузив на попутное судно, доставить во Владивосток.
На следующий день Трубачев, Волошин и Шаринов с превеликими трудами завели на пушку 30-мм трос. После обеда подошел катер мичмана С. Честных. Тихоокеанцы вместе с нашими ребятами осмотрели грунт на 7-метровой изобате, нашли перо руля, большую киповую планку, вентиль, клинкет, куски цветного металла. Значит, где-то рядом и корпус крейсера.
Отыскал его везучий Трубачев. После взрыва от «Изумруда» остались днище, куски брони, отдельные предметы и части вооружения. Потом мы попробовали обнаружить верп, малый якорь, который команда крейсера завела с кормы при попытках сняться с камней. В прошлом году дальнегорцы видели его на грунте, но не придали внимания находке. А зря — верп поможет положить конец слухам, что Ферзен намеренно посадил корабль на отмель. Если так, зачем заводить верп?
Вечером сообщили во Владивосток, что для подъема пушки нужно мелкосидящее судно с подъемным краном, в порту Владимира такого нет. Не оказалось такого и во Владивостоке. Тогда Фролов предложил перенести орудие с 7-метровой изобаты на глубину, чтобы воспользоваться подъемным устройством любого судна.
Из журнала работ: «8 сентября, 11.30. Вынырнули Шаринов и Трубачев — пушка застроплена. Катер дал ход, «мыльница» помогла ему развернуться, и на малом ходу вошли в бухту. А там решили пушку не притапливать и направились к борту плавмастерской. Там Трубачев и Шаринов принялись заводить гак крана под строп. Возились долго, и лишь через 6 ч наконец-то заработали лебедки.
Палубы и надстройки судов, причалы заполнили любопытные, следившие, как из воды появилось длинноствольное орудие на массивном основании, зависло и медленно опустилось на палубу плавмастерской. Потом все бросились смотреть пушку, 83 года пробывшую под водой...
На обратном пути пригревало солнце, настроение было отличным — мы везли реликвии с «Изумруда» для владивостокских музеев. А в конце сентября один из транспортов доставил поднятое нами 120-мм орудие. Пожалуй, единственное в стране, участвовавшее в Цусимском бою. Теперь оно заняло почетное место на площадке Военно-исторического музея Краснознаменного Тихоокеанского флота, рядом с другими орудиями времен русско-японской войны.