Стратегические особенности Дальневосточного ТВД

А. Рыбаков

Прислано автором



В описываемый период официальная граница Российской Империи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке регулировалась Айгунским 1858 года и Пекинским 1860 года договорами. Начинаясь от слияния рек Шилка и Аргунь граница проходила вниз по течению реки Амур до места слияния последний с рекой Уссури и далее на юг вверх по реке Уссури и Суньгача до оз. Хинкай(Ханко), упираясь в реку Тумыньцзян в 20 китайских ли выше места впадения ее в море. Река Тумыньцзян, на протяжении 12 км. является границей Корейской и Российской Империй.

В административном отношении приграничными являлись Забайкальская область, образованная Указом Правительствующему Сенату от11 июля 1851г. и Приамурское генерал-губернаторство образованного в1884 г. включавшее в себя территорию Амурской и Приморской области. В военно - административном отношении территории входили в состав Приамурского и Сибирского (образован в 1897 году) Военных Округов.

В виду большой протяженности границы с запада на восток географические и климатические условия крайне разнообразны.

Преобладающим рельефом в Забайкалье являются горные области Южной Сибири (высота до 2999 м), разделенные межгорными котловинами поросшие лесом. Почвы горно-таежные подзолистые. Большая часть территории покрыта горно-таежными лесами на юге и по днищам рек - злаково-разнотравные степи. Климат в Забайкалье резко-континентальный. Особенностью климатических условий региона является холодная, продолжительная зима и лето - теплое, засушливое в перовой половине и влажное во второй. Годовая амплитуда средних месячных температур воздуха составляет 42°-52°. Зима ясная, морозная, сухая. Среднесуточные температуры колеблются от -12,5° до -32,40°. Весенний сезон характеризуется значительным усилением ветра и резкой смене погоды. Теплые дни часто сменяются резкими продолжительными похолоданиями с выпадением снега. Осадков весной выпадает мало, среднее месячное количество их в апреле и мае 10-30 мм. Характерны поздние весенние заморозки, которые могут наблюдаться до середины июня, в отдельные годы в последней декаде июня и даже в июле. Лето умеренно-засушливое с суховеями в южных областях. Среднесуточная температура выше 17,5°С и относительной влажностью - менее 20%. В среднем за год выпадает около 300 мм осадков, на востоке области до 370-430 мм. Основное количество осадков до 85-90 % выпадает в теплый период, за лето 65-70% годовой суммы с максимумом в июле и в августе.

Приамурье – зона расположенная в дельте реки Амур между Становым хребтом на севере и рекой Амуром на юге. Преобладающий рельеф местности горно-холмистый. Равнины, расположенные главным образом на юге области, занимают около 40% всей территории. Между реками Амуром, Зеей, Селемджой и хребтом Турана лежит обширная Зейско - Буреинская равнина, севернее располагается Амурско - Зейское плато. На севере в горном районе расположена Верхнезейская равнина. Горный район начинается цепью гольцовых хребтов : Янкан, Тукурингра, Соктахан, Джагды (выс. до 1400 - 1600 м). На севере по границе области протягивается Становой хребет; на востоке области хребты Джугдыр, Селемджинский, Ям - Алинь, Эзоп, Турана. На северо - западе области хребты : Южный и Северный Дырындинский, Чельбаус, Чернышева, Джелтулинский Становик (выс. до 1582 м). Леса занимают около 65% территории. Климат Приамурья континентальный с муссонными чертами. Погода на протяжении года маловетреная средняя годовая скорость ветра - не более 3,6 м/сек. Температура воздуха изменяется с юга на север. Средняя температура января на юге (Архара) - минус 27,6°С, на севере (Усть-Нюкжа) - минус 32,8°С. На каждые 100 км расстояния она понижается на 0,7°. Наибольшее количество осадков выпадает в горной части на востоке области (Стойба - 781 мм, Хара - 753 мм). К западу их количество уменьшается до 430 мм. Самое влажное место - горные хребты Ям-Алинь и Эзоп (800 мм). Менее влажно на западе области (500 мм). Более половины территории области - 69% - относится к зоне полувлажной с осадками до 700 мм. Пятая часть территории (21 %) принадлежит к влажной зоне и только 10 % относится к зоне значительного увлажнения с осадками более 900 мм. Ситуация осложняется муссонным режимом выпадения осадков. Три четверти их выпадает в июле - августе, принося повсеместно избыточное переувлажнение почвы. В августе сумма осадков может превышать 300 мм. Иногда дожди имеют катастрофический характер, принося в сутки более 130 мм осадков.

Приморье физико-географически подразделяется на Сихотэ-Алинскую (южная половина) и Восточно-Маньчжурскую (восточная окраина) горные области, а также разделяющую их Западно-Приморскую равнину. В горных областях зимой формируются области снежного надува сохраняющееся до середины лета. Краевые части горных плато изрезаны узкими речными долинами. В районе оз. Ханко (Хинкай) местность приобретает типичное низкогорье – холмогорье понижаясь переходящие в холмистую заболоченную равнину, разделенные широкими речными долинами. Географические особенности Уссурийского края и Приморья оказывают значительное влияние на климат. Зимой здесь господствуют холодные континентальные воздушные массы, а летом прохладные океанические. Весна прохладная, лето дождливое и туманное, осень сухая, зима ветреная малоснежная, в данный период господствующее направление ветра южное и юго-восточное. Общее годовое количество осадков 600-900 мм, большая их часть выпадает летом. Вдоль морского побережья с С-В на Ю-З проходит холодное Приморское течение, которое вызывает продолжительные туманы характерные для весенне-летнего периода, особенно в прибрежной зоне не распространяющиеся, однако, далеко в море. Зимой наоборот туманных дней практически нет. До 80% территории края занимают исключительно разнообразные по составу леса: хвойные, широколиственные, мелколиственные деревья и кустарники.

Речная сеть густая, неравномерная. На северо-западе реки бассейна Лены и Байкала, текущие в меридианном направлении. Наиболее значительными для нас является Амурская речная сеть с приграничными реками Амуром и Уссури. Основным источником питания рек дождевой сток, подземные и снеговые воды. Отмечаются паводковые подъема уровня воды, достигающие 1-3 м за стуки. В течение теплого периода в среднем наблюдается от 4 до 6, а на малых реках - от 6 до 9 паводков.

Крупнейшая река региона - Амур, являвшаяся естественной границей с Китайской Империей. Левыми притоками Амура являются Зея, Бурей, Амгунь, Амазар, Олдой. Правых притоков два Сунгари и Уссури. Длина Амура от соединения Шилки с Аргуном более 3000 км. Речная область составляет около 1900000 кв. км. От станицы Амазар приблизительно до Корсаковской станицы дельта реки прорезает горы Большого Хингана, речная долина извилистая, шириной около 2 км, берега обрывистые густо поросшие лесом. За устьем р.Невером горы расходятся, вблизи Алоазина речная долина расширяется; дельта река усеяна островами. Далее низкий берег, чередуясь с высоким, между Албазиным и Кумарой русло мелководное в начале лета часто затруднено судоходство. От Кумры до Благовещенска Амур течет единым руслом и удобен для судоходства. Начиная от впадения р. Зеи берег становится пологим правый поросший лесом гораздо выше левого, левый безлесный, низменный. Ниже устья р. Бурей на протяжении 120 км. Амур проходит через горы Малый Хинган. Ширина русла реки на этом промежутке до 600 м., глубина от 6 до 9 м речная долина похожа на каменный коридор. Ниже Хингана речная долина расширяется, левый берег вновь становится низменным, правый пологий, берега малолесисты, русло реки разбито на протоки с множеством островов. Ниже впадения Уссури Амур становится шире, образует множество островов, левый берег низменный на протяжении еще 150 км, далее оба берега гористы левый выше правого. Берега, поросшие хвойным лесом.. В среднем Амур замерзает в середине ноября и вскрывается в конце апреля. Правильные весенние разливы не характерны, в мае - июне вода обыкновенно стоит низко. Подъемы воды бывают в сезон дождей - июнь и август. Разливы иногда приобретают паводковый характер. С 1855 г. по 1882 г. было зафиксировано 8 летних разливов. В 1872 г. подъем воды около Албазина составил 16 м. выше среднего уровня. Период навигации с конца мая по начало ноября в среднем 188 дней в году. Судоходство в начале ХХ века осуществлялось от Усть-Стрелки до устья Уссури, препятствий для судоходства в среднюю воду на протяжении всего русла реки не было.

Уссури - правый приток Aмуpa, образуется из слияния р. Даубихэ и Улахэ (Сандогу-Улахэ), в 4,5 км ниже станции Бельцовой. Длина течения Уссури от истока до устья около 900 км. При ширине от 10 метров до 2,5 км. Наименьшая глубина до 1 метра. Первоначально речная долина широкая, с обширными лугами и болотистыми низменностями, ширина русла реки в среднюю воду до 150 м, некоторых местах образующие острова. В среднем течении, берега становятся крутыми, покрыты густым лесом, горы подходят к самому руслу, уступами спускаясь к воде. В 140 км от впадения Уссури в Амур река расширяется, делится на протоки, образуются острова. В нижнем течении опять появляются равнины. Ширина реки при устье около 2,5 км. середине лета характерны паводковые подъемы воды, сменяющееся мелководьем в августе. Судоходство в начале ХХ века осуществлялось почти на всем протяжении реки, период навигации с середины апреля по середину сентября, но в период мелководья появляются перекаты с уровнем воды не более 30 см.

Для проживания и хозяйственной деятельности наиболее благоприятной являются южные областей Приморья и Забайкалья, и достаточно узкая приграничная полоса в Приамурье.

Дорожная сеть региона слаборазвитая. В конце XIX начала ХХ века развернуто железнодорожное строительство. Грунтовые и проселочные дороги малопроходимы и поддерживались в относительно пригодном для эксплуатации состоянии благодаря натуральной повинности. Период навигации на реках короткий. Основными путями сообщения являлись.

В Забайкальской области. Забайкальская железная дорога, пущенная в эксплуатацию в 1900 году. Направление Иркутск-станция Сретенская. Общая протяженность 1220 км.( включая Байкальскую паромную переправу). Пропускная способность железной дороги на участке от станции Мысовая до Китайского разъезда составляла 6 пар эшелонов в сутки. Эксплуатация железной дороги происходила в крайне сложных условиях. Во-первых, Кругбайкальская железная дорога протяженностью 260 км, к строительству которой приступили в 1899 году, к концу 1903 года построена не была. Ввиду этого, от Иркутска до станции Мысовая существовал смешенный тип движения. От Иркутска до ст. Байкал железнодорожная ветка, принятая в эксплуатацию в 1901 году, далее в период навигации 73 километровая паромная переправа по оз. Байкал. А потом вновь по железной дороге. Подобный способ естественно был недостаточно эффективным. Во-вторых, снабжение железной дороги водой в зимней период было затруднено, ввиду промерзания рек на всю глубину и невозможности из-за вечной мерзлоты добычи воды артезианским методом. И в третьих, только некоторые участки ж. д. проходили по местностям где была возможна заготовка дров в большом объеме и хорошего качества. Вспомогательной коммуникационной линией являлся Сибирский почтовый тракт. Грунтовая дорога, теоретически соединявшая Приамурье с Западной и Восточной Сибирью. Реально же на участке Иркутск - Чита дорога мало отличалась от горных проселков, а на участке Чита - Сретенск колесного сообщения не существовало вовсе. До постройке Забайкальской железной дороги единственной линией снабжения была река Шилка. В период навигации на пароходах, зимой санным путем по руслу реки. Поздней осенью и ранней весной всякое сообщение прекращалось, т.к. тропа, проложенная по левому берегу реки становилась не проходимой.

В Приамурской области на участке Чита-Хабаровск основным путем сообщения был Амур. Грунтовые дороги малопроходимы даже для маловесного транспорта на конной тяге. В 1892 году произведена топографическая и съемка и инженерные изыскания будущего Амурского участка железной дороге. Съемка производилась вдоль Амура широкой полосой по всем направлениям в основном по таежным тропам и руслам рек.

В Приморской области коммуникационными ветками являлись. На участке Владивосток Хабаровск построенная к 1897 году Уссурийская железная дорога протяженностью около 770 км, делившаяся на две ветки Южно Уссурийскую от Владивосток до ст. Графская и Северо – Уссурийскую от ст. Графская до Хабаровска. Железная дорога пролегала по достаточно широким горно-лесным долинам вдоль реки Уссури. Вспомогательным путем снабжения являлась река Уссури. Грунтовые дороги региона и зимник при неблагоприятных погодных условиях делались малопроходимыми.

Всего, по сведеньям на 1 февраля 1904 года, в зоне Восточной Сибири, Дальнего Востока в Северной и Южной Маньчжурии имелось 161 паровое судно и 261 баржа. Из этого числа 20 паровых судов и 51 баржа (казенные и принадлежавшие обществу КВЖД) общей грузоподъемностью 80 000 пуд. Кроме того, были и частные судовладельцы. Основные частные компании: Амурское общество пароходства и торговли, Амурское товарищество, Лесопромышленное товарищество на Дальнем Востоке. Пароходные пристани оборудованы в Сретенске, Благовещенске, Хабаровске, Николаевске-на-Амуре и Харбине.

Население региона составляло в начале ХХ века менее1,5 мил человек, при средней плотности 1,5-2 чел на кв/км. Одной из особенностей региона была высокая концентрация городского населения. Так если в Европейской России жители городов составляли 15% от общего числа населения, то в Приморье эта цифра доходила до 30%.

Губерния

Население в1905 г.

Площадь, км2, 1905 г.

Амурская обл.

143 700

447 593

Забайкальская обл.

734 500

594 422

Приморская обл.

246 800

1 845 488

Сахалин (область)

28 113 (данные на 1897 год)

75 975



Следует отметить, что уровень населения зоны Восточной-Сибири и Дальнего востока значительно вырос после 1861 года. В первую очередь это связано со стратегией государственного поощрения миграции безземельных крестьян из Центральной России и притока мигрантов из соседних Китая и Кореи. Неземледельческая колонизация развивалась за счет притока ссыльных и ссыльнопоселенцев, а так же оставления в крае уволенных в запас солдат и матросов, «оседание» которых стимулировалось с помощью предоставления различных льгот. Основная масса населения Восточной Сибири и Дальнего Востока концентрировалось вдоль приграничных рек и Сибирского почтового тракта, исключение составляет Приморье, которое в начале века являлось наиболее активно заселяемых окраин. За 1863 - 1897 гг. неместные уроженцы составили здесь 61,4% к приросту населения. В то же время в Амурской области - 54,3%, в Восточной Сибири - 36,9%, в Забайкалье - только 6,7%.

Промышленное производство и сельское хозяйство.

Промышленное и сельскохозяйственное развитие зоны Восточной Сибири Приамурья и Приморья весьма контрастно. Отмечалась концентрация промышленного производства в крупных городах.

В Забайкальской области наиболее развитым в экономическом отношении был Читинский уезд. Относительное развитие, в котором получила горнорудная, легкая промышленность, ряд промыслов, а в сельской местности мелкие производства. Однако, к концу XIX века некогда развитые золотопромышленные прииски Читинского уезда расположенные по системам pp. Ингоды, Нерчи и Онон сократились. Если в 50-60-х годах XIX века работало 29 золотых приисков, с 1000 рабочими, и добычей золота от 256 до 352 кг/год. То в 1896 г. работало 11 приисков, с 500 рабочими, и золота добыто 160 кг/год. Правда, в 1897 г. несмотря на сокращение числа приисков до 6 и числа рабочих до 200 золотодобыча составила 344 кг/год. В упадке находилось так же и звероловный промысел, которым занимались в основном аборигенное население северо-восточных уездов края. Рыболовство, существовавшее как подспорье к домашнему хозяйству. Заводская промышленность, существовала в крупных городах (Чита), вне городов почти отсутствовала, не считая сельских мукомольных мельниц, кузниц и кустарной промышленности. Лесной промысел ограничивался заготовкой дров и небольшим сплавом леса в плотах в Амурский край. Торговля в уезде незначительна, торговых поселков мало, обороты нескольких сельских ярмарок и базаров невелики. В Читинском уезде 11 жел. дорожных станций. От ст. Карымской железнодорожная ветвь уходила в Манчжурию. В Приморской области ситуация с концентрацией производства была схожая. По данным на 1903 году в Приморье насчитывалось 553фабрично-заводское предприятие, на которых были заняты 21708 человек. Из них 283 приходилось на Владивосток.

Сельское хозяйство.

Важнейшей отраслью сельского хозяйства Забайкальской области являлось животноводство. Скотоводством в Забайкалье занимались преимущественно буряты. Имевшие до 15-17 голов скота на душу населения. Выходцы из европейской России в среднем имели не более двух голов на душу. Местный рогатый скот - мелкий и маломолочный, лошади небольшого роста, выносливые и не прихотливые. Овцы курдючные, мелкорослые, грубошерстные. В Читинском уезде числилось в 1899 г. лошадей 161420, крупного рогатого скота - 371930, овец и коз - 382620, свиней – 19950. Ежегодное увеличение поголовья составлял до 5 % в год. Земледелие не получило должного развития, ввиду сурового климата. В Читинском уезде в 1900 г собрано разного рода хлебов 46113 четв. и картофеля 3557 четв. Русское население занималось, кроме того, пчеловодством, огородничеством, но в основном как дополнением к домашнему хозяйству. В Приморье благодаря относительно мягкому климату ведущей отраслью сельского хозяйства было земледелие, однако наводнения в период созревания хлевов и уборки урожая являлись для крестьян настоящим бедствием. Особенно пагубными были наводнения в 1896, 1900 и 1902 годах. В крае возделывались: пшеница (озимая и яровая), рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза, сахарная свекла, конопля, лен, табак. С конца XIX века развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство. Однако, несмотря на рост валового сбора зерна и картофеля Приморью не удалось преодолеть хлебный дефицит, недостающее количества зерна приходилось ввозить из-за пределов края.

Кроме того, развивалось животноводство, главным образом разводили крупной рогатой скотт, лошадей и свиней.

Крупнейшими города региона в начале ХХ века были Чита, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток.

Чита - административный центр Забайкальской области. Расположен на левом берегу р. Читы, недалеко от впадения ее в реку Ингоду. В 2 км от станции железной дороги. Население на 1900 год 11500 жителей. Фабрик и заводов 9, из них шубный и кожевенный с оборотом до 150000 руб., другие заводы - мыловаренные и свечные. Городской доход в 1902 г. достигли 105000 руб., расходы - 96000 руб. Ежегодный городской торговый оборот - около 3 мил. руб.

Хабаровск - административный центр Приморской области и Приамурского генерал-губернаторства. Расположен на правом берегу Амура, р. Уссури.. С 1880 г . становится центром Приморской области, а с 1884г резиденция губернатора Приамурского края. Население на 1897 г. 14933. Училищ 11, из них: 1-о реальное, 1-ин кадетский корпус, 1-о техническое железнодорожное, женская гимназия. Городской доход в 1901 г. - 143300 р. Торговый оборот в 1890 г. до 1199500 руб. в основном благодаря пушной торговле. Заводское производство слаборазвито. Паровая мельница и несколько кирпичных заводов. Станция железной дороги и пароходная пристань.

Владивосток – город, крепость и порт расположенной на южной оконечности полуострова Муравьева-Амурского, на берегу бухты Золотой Рог. Город являлся левым флангом группировки развернутой в Маньчжурии и являлся второй базой эскадры Тихого Океана, поэтому стоит остановиться на состоянии Владивостока подробней. Полуостров Муравьева-Амурского и бухта Золотой Рог прикрыты с моря о. Русский. Пролив разделяющей полуостров и остров называется Босфор Восточный, шириной от 1 – 1 3/4 версты, и глубиной от 17 до 20 саж. Полуостров Муравьева-Амурского делит залива Петра Великого на две части Амурский и Уссурийский заливы. Общая протяженность залива Петра Великого от залива Посьет на западе до залива Америка на востоке составляет около 100 морских миль. Глубины заливов позволяют маневрировать судам с любой осадки, исключение составляет прибрежная зона. Особенностью прибрежной зоны Амурского заливов, бухты Золотой Рог и т.д. является замерзание, распространяющееся на наиболее укрытые части побережья. Ледяной покров в бухтах до 80 см в бухте Патрокл лед держится не более 2 недель. Навигация прекращалась с конца декабря до середины апреля. Однако появление в начале 20 века ледоколов делали навигацию круглогодичной. Северная часть бухты Золотой Рог представляет собой, обширный, недоступный ветру рейд Владивостока. Закрытая часть рейда, имея 24 фута глубины, простирается на 2850 сажень в длину, 400 саж. в ширину и способна вмещать до 55 судов.

Город Владивосток образован в 1860 году как военный пост. С 1864 г. все гавани залива Петра Великого (зал. Посьета, Амурский и Уссурийский) были подчинены начальнику южных гаваней с местопребыванием во Владивостоке. В 1873 г. главный военный порт и база флота перенесен из Николаевска-на-Амуре во Владивосток. В 1880 г. Владивосток стал городом и вместе с полуостровом Муравьева-Амурского выделен в особое военное губернаторство, а В 1888 г. Владивостокское военное губернаторство вновь присоединено к областному управлению. С 1889 года город официально объявлено о возведении Владивостока в ранг крепости. В 1891 г. Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич (будущий Император Николай II), заложил постройку Восточно-Сибирского участка великого Сибирского железнодорожного пути. К 1904 городу город представлял собой крупный активно развивавшийся торгово-промышленный центр региона. С населением 1880 г. с войском, 7300 человек. В 1885 г. - 13050 (мужчин 10763, жен. 2287); в 1890 году - 14446 человек обоего пола, в том числе русских 9365 и китайцев 4193. Впрочем, количество китайских и корейских сезонных рабочих, занятых на строительстве крепости, города и порта из года в год менялось и могло составлять до 30000- 50000. Всего в начале века планировалось, что население города будет с учетом гарнизона составлять порядка 70 000 чел. В городе имелось: 2 пивоваренных, 4 паровые мукомольные мельницы, 4 паровые лесопильни, 5 кирпичных заводов и 2 известковых, 3 мыловаренных завода, 4 конфетные фабрики, 2 завода стеариновых свечей и пр. мелкие производства. Здание штаба крепости, вокзал, Морской госпиталь и пр. Главные предметы привоза были мука, рис, чай, сахар, напитки, товары мануфактурные, бакалейные и железные. Главные предметы вывоза: морская капуста, панты (рога оленей), крабы, сушеная рыба, трепанги и проч., примерно на 300000 руб. в год. Владивостокский военный порт располагался в западной части бухты Золотой Рог. Порт располагал мастерскими Военного порта, механическим заводом с паровой кузницей, минным городком. Численность рабочих порта в августе 1903 г. 1080 человек. Однако ощущалась нехватка квалифицированных рабочих и, что наиболее важно инженеров-судостроителей. По ремонтным возможностям Владивостокский порт к началу войны уступал возможностям Порт-Артура. Но было и одно несомненное преимущество. Сухой док способный принимать суда всех рангов. Размеры дока им. Цесаревича Николая строительство, которого начато в 1889 и закончено в 1897 году составляли -- 167,6 м на 27,4 м на 9,1 м. и позволяли принимать. Второй плавучий двухсекционный док, грузоподъемностью каждой секции по1500 т. для малых судов-транспортов и миноносцев. Одним из важнейших показателей военного порта в начале 20 века являлись запасы угля расход, которого составлял для Владивостокского отряда порядка 5000 тон/выход. Основной подвоз угля осуществлялся морем. При этом следует отметить, что на местные запасы угля рассчитывать не приходилось из-за низкого качества последнего (бурый уголь) и отсутствия развитой железнодорожной сети региона. На момент начала военных действий во Владивостоке запас угля составлял 57 тысяч тонн кардифа, 8,6 тысячи тонн мягкого угля около 10 тысяч тонн сахалинского дуйского угля, около 3 тысяч — мгачинского и 27 тонн сучанского.

Строительство крепости началось в 1877 году со строительства земляных укреплений на м. Голдобина и м. Эгельштеда. В дальнейшем система укреплений развивалась, укрепления меняли названия. К строительству крепости первого класса приступили в 1899 году. План крепости разработан полковником корпуса военных инженеров Величко К.И. Остановлюсь подробней на проекте и состоянии крепостных сооружений к концу 1903 года. Фортификационные сооружения Владивостокской крепости представляли собой передовую позицию, главную линию обороны и сухопутными батареями второй оборонительной линии. Приморскую оборону осуществляли береговые батареи расположенные на полуострове Муравьева –Амурского, островах и форт на острове Русский. Некоторые пояснения, с инженерной точки зрения оборонительные сооружения крепости Владивосток прекрасно описаны в монографии Н.Б. Аюшкина и соавторов, не желая повторяться, акцентирую внимания читателей на вооружении и задачах оборонительных сооружений. Названия фортов и временных укрепления приведены на состояния конец 1903 года.

Сухопутные укрепления передовой позиции.

Форт № IV (форт Суворова). Расположен в 2-х километрах впереди восточного участка главной оборонительной линии. Задача обстрел долины Первой Речки и Восточного участка ограды. Гарнизон – две роты пехоты. Вооружение 8-мь 107 мм орудия ( 9-ти фунтовых) противоартиллерийской борьбы, 8-мь орудий калибром 87 мм (4-х фунтовых) орудия обр. 1867 г. на капонирных лафетах и 10-ть 57 мм противоштурмовых орудия.

Промежуточная Бат И. Западнее Форта № IV. Фронтальный огонь перед Фортом № IV и огонь вдоль долины Первой речки. Вооружение 6-ть 42 линейных орудий. К 1903 году окончен полностью.

Промежуточная Бат К. Восточнее Форта № IV. Обеспечение фронтального огня перед Фортом № IV. Батарея изначально сооружалась в крепостном варианте. Вооружение 6 орудий противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/22(190 пуд.). К 1903 году окончен полностью.

Промежуточная Бат Л. Восточнее Форта № IV. Задача прикрывать Форт № IV , обстрел побережья Уссурийского залива и долины Первой речки. Вооружение 4 152 мм крепостные мортиры.

В 6-8 км от центральной ограды два полевых укреплений, бывшие форты Северный и Северо-Восточный строительство которых было прекращено в 1899 году по требованию Военного Министра генерал-адъютанта Куропаткина А.Н.

Сухопутные укрепления главной оборонительной линии.

Главная ограда - земляной вал, со рвом фланкируемый на переломах вала опорными пунктами долговременного и полудолговременного типа (форты, редуты, временные укрепления и батареи первой оборонительной линии).

Люнет № 1. Небольшое полудолговременное укрепление расположенное несколько позади центральной ограды на побережье Амурского залива. Гарнизон рота пехоты . Вооружение 6-ть107 мм. ( 9-ти фунтовых) орудия противоартиллерийской борьбы образца 1867 года и 4-ре 152 мм крепостные мортиры. К 1903 году окончен полностью.

Временное укрепление №1. Расположено несколько позади центральной ограды. В плане представляло собой ромб, приближенный к треугольнику из-за открытого горжевого угла. Задача оборона восточного участка центральной ограды. Гарнизон рота пехоты. Вооружение 10-ть легких 87 мм (4-х фунтовых) орудия обр. 1867 г и 4-ре 57 мм. противоштурмовых капонирных орудия Норденфельда. К 1903 году полностью окончено.

Люнет №2. Полудолговременное открытое с горжи укрепление центральной ограды. Гарнизон рота пехоты. Вооружение 4-ре легких 87 мм (4-х фунтовых) орудия обр. 1867 г. Окончен к 1903 году полностью.

Форт № I (форт графа Муравьева-Амурского, бывший форт Северо-Западный). Гора в долине Первой Речки. В плане представлял собой пятиугольник. Задачи обстрел западного участка ограды вплоть до побережья Амурского залива Гарнизон рота пехоты. Вооружение: 8-мь 107 мм. ( 9-ти фунтовых) орудия противоартиллерийской борьбы образца 1867 года, 8-мь легких 87 мм (4-х фунтовых) орудия обр. 1867 г на капонирных тумбовых лафетах и 6-ть 57 мм. противоштурмовых капонирных орудия Норденфельда. Окончен к 1903 году полностью.

Промежуточная Бат А. В тылу Форта I. Полудолговременного типа. Орудийные дворики и траверзы между орудиями земляные. Погреба для хранения боезапаса казематированные. Вооружение 4-ре орудия противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм(120 пуд.)

Промежуточная Бат Б. Батарея центральной ограды с западной части форта I. Батарея изначально сооружалась в крепостном варианте. Задача огонь вдоль центральной ограды и обстрел побережья Амурского залива. Вооружение 4 203 мм береговых мортиры.

Промежуточная Бат. В. В тылу Форта I. Вооружение 4 полевых орудия. Задача огонь вдоль Первой речки до Форта № IV.

Промежуточная Бат. Г. Несколько вынесена вперед центральной ограды с востока от форта I. Задача фронтальный огонь перед Фортом № I. Вооружение 4 152/22 мм (120 пуд) орудия противоартиллерийской борьбы.

Участок центральной ограды проходивший по долине Первой Речки между Фортом № I (форт графа Муравьева-Амурского) и Люнетом №3 отсутствовал. В мобилизационный период разрыв частично ликвидирован устройством засек и проволочных заграждений.

Люнет №3. Полудолговременное укрепление центральной ограды. Задача- фронтальный огонь по долине Первой Речки, поддержка Временного укрепления № 2 и Форта № I (форт графа Муравьева-Амурского). Гарнизон 40 чел пехоты. Вооружение 6–ть 107 мм (9-ти фунтовых) орудия противоартиллерийской борьбы образца 1867 года. Окончен к 1903 году полностью.

Промежуточная бат. Е. Позади центральной ограды между Люнетом №3 и Временным укреплением № 2. Задача фронтальный огонь перед Люнетом №3 и Временным укреплением № 2. Вооружение 4-ре 42 линейных орудия.

Временное укрепление № 2. В плане представляла собой искаженный ромб. . Укрепление не имело ни убежищ артиллерии ни горжевой казармы. Гарнизон рота пехоты. Вооружение 8-мь легких 87 мм (4-х фунтовых) орудия обр. 1867 г. Окончено к 1903 году полностью.

Промежуточная бат. Ж. Позади центральной ограды между Временным укреплением № 2 и Саперным редутом № 4. Задача фронтальный огонь перед Временным укреплением № 2 и Саперным редутом № 4. Вооружение 4 полевых орудия.

Саперный редут № 4. В плане представлял собой ромб. Задачи оборона восточного участка центральной ограды по долине речки Объяснения вплоть до временного укрепления № 3 (форт Линевича). Гарнизон полторы роты пехоты( 500 чел). Вооружение 4-ре 107 мм (9-ти фунтовых) орудия противоартиллерийской борьбы образца 1867 года, и 4-ре легких 87 мм (4-х фунтовых) орудия обр. 1867 г на капонирных тумбовых лафетах. Окончен к 1903 году полностью.

Редут № 5. В плане ромбовидной формы. Особенностью редута являлось отсутствие горжевой казармы и убежища противоштурмовых орудий. Задача обстрел распадка между редутом и Фортом № IV (форт Суворова) и долины речки Объяснения между редутом и временным укреплением № 3 (форт Линевича). Гарнизон две роты пехоты. Вооружение 6-ть 107 мм ( 9-ти фунтовых) противоартиллерийской борьбы образца 1867 года, 8-мь легких 87 мм (4-х фунтовых)обр. 1867 г. на капонирных тумбовых лафетах и 8-мь 57 мм. противоштурмовых капонирных орудия Норденфельда. Окончен к 1903 году полностью. Промежуточная бат. З. Позади центральной ограды юго-восточнее редута № 5. На 8 полевых орудий. Задача …

Временное укрепление № 3 (форт Линевича). В плане имел ромбовидную форму. Задача- обстрел восточного участка центральной ограды вплоть до Уссурийского залива. Гарнизон рота пехоты. Вооружение 12-ть107 мм. ( 9-ти фунтовых) противоштурмовых орудия образца 1867 года, 2-а 57 мм. противоштурмовых капонирных орудия Норденфельда и два 9-ти фунтовых 9 морских орудия. Окончено к 1903 году полностью.

Гарнизон крепости составляла 8-я Восточно-Сибирская стрелковая бригада в составе.

29 Восточно-Сибирского стрелкового полка, сформированного из 2-го Сибирского линейного батальона.

30-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, сформированного из 2-го Владивостокского крепостного полка.

31-го Восточно-Сибирского стрелкового полка.

32-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, сформированного из 1-го Владивостокского крепостного полка.

Высочайшее повеление о сформировании бригады последовало 12.08.03. к 30.10.03 бригада полностью была сформирована. При этом полки бригады изначально были необычного для стрелковых полков состава -- трехбатальонного.

8-й Восточно-Сбирский артиллерийский дивизион.

Крепостная минная рота.

Два батальона Владивостокской крепостной артиллерии временного четырехротного состава. (приказ о формировании 7 и 8 роты последовал в 1901 года)




По Пекинской 1898 года конвенции Российская Империя приобрела на правах 25 аренды Кватунский полуостров с базами Порт-Артур (Лю-шунь-коу) и Дальний (Да-ля-вань или Талиевань) получив право соединить их с КВЖД особой южной веткой.

Город и база Порт-Артур с 1880 года оборудовался Китайской Империей как военно-морская крепость. До 1895 года на его создание Китай затратил порядка 80 мил руб. Немного забегу вперед и опишу, что сразу приобрела Россия. Военный порт китайского Лю-шунь-коу располагался в Восточном бассейне. Набережная одета стенками из гранита покоившаяся на деревянных сваях перекрытых бетонными блоками. При порте с северной стороны Восточного бассейна сухой док длинной 359 футов, шириной 72 по дну и 78 ? при входе глубиной в малую воду 23 ? фута. По своим размерам док был способен принимать суда не более Кр 2 ранга. Две паровых машины с турбинами могли осушить док за 9 часов. Мастерские порта располагали кузницей с полутоным молотом и 11 горнами, две небольших литейни, слесарня, небольшая шлюпочная мастерская. При гавани два подъемных крана – плавучий в 40 тонн и поворотный в 5 тонн. Полный комплект рабочих 600 чел. По заключению адмирала Дубасова порт без обновления был способен производить мелкий ремонт судов и самого порта.

И так география. Квантунский полуостров является юго-западной окончанием Ляодунского полуострова северная граница которого проходит по – линии Пуландян- Бинцзиво, условная ось Квантунского полуострова направлена на SW, площадь приблизительно 2500 кв.км . Квантунский полуостров с трех сторон окружен заливами Желтого моря на западе Ляодунским на востоке Корейским и на юге Печелинским ( географические названия даны на начало ХХ века). Береговая линия сильно изрезана. Основной водораздельный кряж является продолжением Чанбошанской горной системы. С севера на восток местность, представляет собой, ряд невысоких постепенно повышающихся к востоку холмов переходящих в горный массив северо-восточнее города Чиньчжоу. Город, расположен в неширокой долине к юго-западу переходящей в Чиньчжоужские высоты, запирающие наиболее узкую часть Квантунского полуострова, ширина которого в этом месте от бухты Хунхуз до залива Чиньчжоу не превышает 4 км. Далее к юго-западу от Чиньчжоужские и Тафошинской высот местность повышается, становится сильнопересеченной, холмисто-возвышенной постепенно переходя, в Зеленые горы отделенные долиной реки Луванхе от Волчьих гор находящиеся приблизительно в 8 км к северу от окраин Порт-Артура. Горы средней высоты известковые, вершины остроконечные с очень крутыми скатами. Речная сеть полуострова чрезвычайно бедна, реки как рубежи обороны интереса не представляют. Большенство рек в летний период пересыхают, за исключением Луванхе, Маланьхе и Лунхе. Общее направление течения рек впадающих в Корейский залив SO, в Ляодунский NO. Запасы пресной речной воды ограничены, что компенсируется значительными запасами подземных вод лежащих близко к поверхности. Лесов на полуострове практически нет. Горные долины сильно изрезаны за счет пересыхающих оврагов горных речушек и ручьев, заполняемых водой в весенне-осенний период, и ирригационных канав идущих по нижним склонам гор и в межгорных долинах. Коренное население Квантунского полуострова составляло в начале ХХ век 325 тыс. чел. Русское население на 1 января 1904 года 18 992 чел. без учета войск. Основное занятие местного население сельское хозяйство и рыбный промысел. Плотность населения в сельской местности до 120 чел/ кв.км. Крупных городов пять: Порт-Артур, Дальний, Талиеван, Чиньчжоу, Битцзыво. Дорожная сеть представлена железнодорожной веткой Пулянд – Чиньчжоу – Порт-Артур с ветками от ст. Тафашин на Талиеван и от ст. Нангалин на Дальний. Железная дорога одноколейная проходила по северному побережью полуострова, в районе селения Чалиндза делала поворот на юг и входила в Порт-Артур по долине реки Лунхе. Большой (или Старой) Мнадаринской дорогой, по направлению совпадавшей с железнодорожной веткой, представлявшей собой, грунтовой накат. Полотно дороги не ровное, с большими перепадами, во время дождя дорога едва проходима из-за глинистой почвы и залитых водой участков. Следующая грунтовая дорога, Южноартурская типа проходившая вдоль южного берега и вступавшая в пределы Порт-Артура южнее горы Дагушань, дорога в виде грунтового наката, полотно хорошо наезжено, твердое, ровное, каменистое в непогоду дорога вполне проходима на всех участках, как для гужевого транспорта, так и для артиллерийских обозов. И, наконец, между этими дорогами по межгорным долинам и долине реки Маланьхе проходила Среденартурская дорога, проходимая для мелко и среднегрузного транспорта. Рокадные и межпоселковые дороги были, скорее, горными тропами. После дождя второстепенные грунтовые дороги становились малопроходимыми из-за вязкого грунта, а в сухое время чрезвычайно пыльными и не ровными. Искусственные переправы на этих дорогах после войны 1900-1901 года в запущенном состоянии.

Порт-Артур расположен на юго-восточной оконечности Квантунского полуострова, на берегу одноименной бухты секторального начертания с углом порядка 110 градусов. Город отделен от моря линией высот Тигрового полуострова и Золотой горой. От вершины угла на расстоянии 8-12 километров город окружен первой цепью гор. По дуге с востока на запад. От залива Тахе к северу г. Сяогушань, далее г. Дагушань, Волчьи Горы, хр. Папуншань, и система гор Угловая -- г. Высокая, последняя отделенная от бухты Голубиной и г Ляотеншань холмисто пересеченной местностью. На расстоянии 8 -10 км проходит вторая линия высот отделенная от первой сильновсхолмленной равниной шириной на разных участках от 1 до 6 км. Долина реки Лунхе разделяет вторую цепь возвышенностей на две части западную и восточную. Восточная часть цепи горы Драконьего хребта. От г. Крестовая на побережье восточнее города, далее по условной дуге к системе Малого и Больного Орлиного гнезда до горы Скалистый кряж, расположенной непосредственно в долине р. Лухе. Западная часть г. Кладбищенская, Зубчатая, Вальдшнепинский холм заканчивают дугу на побережье западнее города горой Белый Волк

Глубина внешнего рейда в малую зимнюю воду не менее 5 1/2 морских саженей и не более 9 морских саженей. Грунт дна мягкий ил. Рейд совершенно открыт с южной и юго-восточной стороны, с востока защищен от волнения прибрежными отмелями и рифами, с севера и запад защищен берегом. Во время сильных ветров стоянка судов на внешнем рейде затруднительна. В вершине угла, между Золотой горой и полуостровом Тигровый хвост, находится проход, ведущий во внутренней бассейн. Длинна прохода длинной около 400 саженей наименьшая ширина при входе 150 саж, наибольшей шириной в средней части 275 саж., но там же и наименьшей глубиной в 3 14 саж. в малую воду. Внутренний бассейн Порт-Артура делился на две части Обширный Западный бассейн, отделенный от моря Тигровым полуостровом. Длинной около 2 км наибольшей шириной на востоке около 1 ? км и на западе около 1 км. Грунт в южной части мягкий ил, в северной части скальная порода. Восточный бассейн расположен у подножья Золотой горы. Длинна около 140 саж, ширина 140 саж. глубина в малую воду после проведенных китайцами работ составляла около 23 футов.

По проекту переустройства крепости 1898 года предполагалось произвести следующие работы. Углубить Западный бассейн, по первоначальному проекту весь, а затем после подробных изысканий только ту часть, где позволял характер дна, устроив бетонную набережную в северной части бассейна. Произвести дноуглубительные работы северного входа. Удлинить существовавший сухой док и построить два новых. Расширить и переустроить портовые мастерские и снабдить порт дополнительными плавучими вспомогательными средствами. Построить минно-артиллерийский двор и городок. Возвести дополнительных складов. Построить административные здания, казармы гарнизона и флотского экипажа, военно-морской госпиталь. И, наконец, в некоторой перспективе прорыть дополнительный вход из гавани, устроить со стороны наружного рейда аванпорты, углубить Пресноводное озеро. Строительство предполагалось вести поэтапно. Проектная стоимость работ порядка 32 424 000 руб. К началу военных действий выделено 11 696 845 руб. (по другим данным 11 150 536 руб.) из них на инженерное обеспечение выделено 4 623 225 руб. Интересна динамика выделения средств. В 1898 году 694 190 руб., 1899 году 200 655 руб.,1900 году 2 000 000 руб., 1901 году 1 500 000 руб., 1902 году 3 200 000 руб., наконец, в 1903 году 4 105 000 руб. С момента захвата город, развивался исключительно как военный порт и крепость. К началу боевых действий население Порт-Артура составляло без войск гарнизона в округленных цифрах около 50 тыс. чел. Из которых русских 15 000, китайцев 35 000, японцев 700 чел и пр. европейцев 600. Город делился на три части Старый китайский город, новый и новый китайский город. C 1898 года по начало боевых действий в городе возведено следующее. В старом китайском городе возведены: дворец Наместнике Е.И.В. на Дальнем Востоке, штаб Квантунского укреп. района и 7 Восточно-Сибирской стрелковой бригады. Казармы 9,10 и 25 Восточно-Сибирских стрелковых полков и Квантунского флотского экипажа. Сводный госпиталь, военная школа, отрядная церковь, интендантские склады и паровая мельница. С северо-восточной стороны к старому городу примыкал новый китайский город, населенный в основном китайскими ремесленниками и торговцами. Построен новый город, соединенный со старым дамбой с мостом через реку Лунхе. В новом городе построены казармы 11 и 12 Восточно-Сибирских стрелковых полков, Квантунского флотского экипажа, арсенал, военно-морской госпиталь с лазаретом, здание штаба крепости и Военно-Инженерного управления. Из сооружений гражданского назначения возведены вновь или переоборудованы следующие. Вокзал, городская лечебница и больница Мариинской общины, типография, проведен телеграф, открыто реальное училище, построено здание Русско-Китайского банка и пр.

Гражданское управление области осуществлялось следующим образом. Во главе городского и всего районного управления стоял Комиссар Квантунской области по гражданской части с правами губернатора. В подчинении, которого находились начальники участков с правами уездный начальников, начальник полиции и вся старая китайская администрация.

К 1 января 1904 года проведены следующие работы по переустройству порта. В 1901 году одним землечерпательным караваном приступили к дноуглубительным работам по проекту. Произведены дноуглубительные работы в Восточном и частично в Западном бассейне. В Западном бассейне углублен участок к западу от Тигрового хвоста и прорыт канал для МН вдоль берега Тигрового полуострова. Реконструирован и переоборудован судоремонтный завод и мастерские порта с кузней, литейной и пр. Производственные мощности порта позволяли выполнять крупный ремонт кораблей всех типов, включая замену котлов, цилиндров машин, установку валов и пр. Оборудована портовая электростанция. После перестройки старый сухой док стал принимать суда до крейсера первого ранга включительно. Заложены два новых сухих дока. Которые к началу войны окончены, не были. Построены или перестроены портовые и угольные склады. На Тигровом полуострове построен минный дворик. Там же к 1901 году для сборки МН типа «Сокол» оборудованы мастерские, 2 эллинга для миноносцев, сараи и плавучая пристань. Все это хозяйство, принадлежавшее Невскому заводу оценивавшееся в 147 295 руб. Кроме того в порту без разбора хранились вывезенные после подавления восстания ихетуаней станки, листы обшивки, чугун, свинец, медь, полевая железная дорога, и пр. и пр. включая орудия калибром от 43 мм до 280 мм. в количестве 98 шт…

Состояние крепости на начало войны можно достаточно подробно описать на основании приложений к тому VIII части 1 Военно-Исторической комиссии при ГШ и ряду других источников.

По первоначальному проекту, генерала Кононович-Горбатовского разработанному в 1898 года планировалось провести главную крепостную позицию по линии Даугушань- Драконов хребет –система Угловой горы- Высокая гора- Белый Волк. Протяженность порядка 70 км. Гарнизон не менее 70 тыс. чел. Однако из экономии проект был отклонен Военным ведомством. Для составления нового проекта в Порт-Артур был направлен член Инженерного и Крепостного комитетов полковник корпуса военных инженеров Величко К.И.. В 1899 году приступили к строительству крепости, а в 1900 году проект К.И. Величко получил Высочайшее одобрение.

Предполагаемая стоимость инженерных сооружений и артиллерийского вооружения крепости 15 мил. руб. 100% готовность к 1909 году, строительство разделено на три этапа. Укрепления Порт-Артура должны были состоять на Приморском фронте протяженностью около 7,5 км из 22 батарей долговременного типа расположенных тремя группами, сведенные в два боевых участка. 1-я группа батареи Тигрового полуострова ( первый боевой участок), 2-я группа батареи Золотой горы и 3-я группа батареи Крестовой горы вместе представляли из себя второй боевой участок . На сухопутном фронте предполагалось построить главную оборонительную линю по цепи описанных выше высот от Крестовой горы до горы Белый Волк протяженностью порядка 20 км из 8 фортов, 8 укреплений, 7 долговременных батарей, 4 редутов, 1 тылового капонира и 23 промежуточных полудолговременных батарей. Расстояние от ядра крепости до главной оборонительной линии от 1,5 до 3 -4 км. По цепи гор Сяогушань – Дагушань- Волчьи- хр. Папуншань и система Угловая – Высокая, создать передовую крепостную позицию. Использовав, при этом старые китайские укрепления. Кроме того, окружить старый город центральной оградой с опорными пунктами полудолговременного характера, связанных куртиной в виде вала и рва бастионного и полигонального начертания. Создав, таким образом, ядро крепости.

К 1903 году общая сметная стоимость инженерных сооружений равнялась 4,5 мил руб.

На состоянии крепостных сооружений остановлюсь подробней. Однако, есть одна сложность, на планах крепости батареи обозначены номерами, в различной литературе, можно встретить как номер, так и название, поэтому, где возможно в скобках я их привожу. К сожалению, на схемах не приведены сектора обстрела отдельных батарей и боевых участков, есть только описание.

Приморский фронт.



Первый боевой участок. Батареи Тигрового полуострова. Батареи кругового обстрела.
Задача обстрел участка примыкавшего к Тигровому полуострову и направлении вдоль Ляотеншань, Голубиной бухты и поддержка укреплений западного фронта.

Батарея № 1 (Полевая батарея) временного типа. Готова к концу 1903 года. Вооружение состояло из 4 –х батарейных орудий калибром 120мм.

Батарея № 2 (Батарея на Тигровой голове) долговременного типа. Готова к концу 1903 года. Вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ и 5 152/22 мм орудий.

Батареи № 3 (Батарея на террасе) временного типа. Готова к концу 1903 года. Вооружение по нормальной табели состояло из 2 152/22 и 4 батарейных орудий.

Батареи № 4 (Западная) временного типа. Готова к концу 1903 года. Вооружение по нормальной табели состояло из 8-и 203 мм мортир и 2-х орудий калибра 57 мм.

Батареи № 5 (Средняя). Готова к концу 1903 года. По нормальной табели вооружение состояло из 5-ти орудий калибра 254 мм и 2-х орудий калибра 57 мм.

Батарея № 6 долговременного типа. Готова к концу 1903 года. вооружена по нормальной табели 4-ре мортиры калибром 254 мм .

Батарея № 7 долговременного типа. Готова к концу 1903 года. Вооружениа по нормальной табели 8 мортир калибра 203 мм. Обе батареи объединены единым названием Большая батарея.

Батарея № 9 (Ближнего боя) долговременного типа. Готова к концу 1903 года. Вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ.
Не приступали к сооружению батарей № 8, 10, 11. Вместо 10 батареи существовала батарея Тигрового хвоста временного типа на 6 орудий 152/22 мм и 2 противоштурмовых орудия калибром 57 мм. Вместо бат. №11 китайская Артиллерийская батарея временного типа, вооружение 4-ре орудия калибром 203/22 мм.

Второй боевой участок.

Батареи Золотой горы

Задачи батарей оборона внешнего рейда.

Бат. № 12 временного типа по нормальной табели на вооружении 2–57 мм противоштурмовых орудия.

Бат. № 13 (Верхняя Золотой горы) долговременного типа вооружена по нормальной табели 2 орудия калибра 57 мм.

Бат. № 14 (Нижняя Золотой горы) по нормальной табели вооружение 2 орудия калибром 57 мм.

Бат. № 15 (Электрического утеса) долговременного типа, вооружена по нормальной табели 5 орудий калибра 254 мм и 2 орудия калибром 57 мм.

Бат. №16 (Лагерная) долговременного типа вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ и 2 орудия калибром 57 мм.

Бат. № 17 (Стрелковая) временного типа по нормальной табели на вооружение 6 орудий 203/22 и 2 –а орудия калибром 57 мм.

Бат №18 временного типа по нормальной табели вооружение составляет 4 орудия калибра 152/22 и два орудия калибром 57 мм.

Батареи Крестовой горы.
Задачи оборона приморского участка и поддержка Восточного фронта.

Бат. № 19 (Северная) долговременного типа вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ.

Бат №20 (Средняя) временного типа по нормальной табели вооружение 5 203 мм мортир и 2-а 57 мм противоштурмовых орудия.

Бат. №21 (Южная) долговременного типа вооружена по нормальной табели 6 мортир калибра 203 мм, 2 орудия калибра 152/22 мм и 2 –а 57 мм противоштурмовых орудия. К сооружению бат. № 22 не приступали. В промежутке между 20 и 21 батареями построена дополнительная Длинная мортирная батарея на 10 мортир калибра 87 мм, предположительно китайских и два 57 мм противоштурмовых орудия.
В батареях долговременного типа на декабрь 1903 года отсутствовали броневые ставни и двери в погребах боезапаса и частично не возведены дальномерные павильоны. В записке о боевой готовности крепости Порт-Артур от 1903 года фигурирует следующие цифры, на вооружении Приморского фронта имелось 119 орудий из 124 положенных по нормальной табели, не хватало 5-ти 254 орудий( по-видимому на батареи № 5). Однако реально орудий на приморском участке обороны больше. Здесь требуются некоторые пояснения по нормальной табели( т.е. по проекту) вооружены батареи № 2,6,7,9,13,16,19,21. Батареи № 1,3,4,5,12,14,17,18,20 вооружены по т.н. переходной табели. Для того чтобы не путать читателя, выше дано вооружение батарей по проекту. Отличия следующие. Таб. 1.

Калибр орудий.

254 мм

203/22 мм

152 мм/22

190 пуд

120 мм

57 мм

203 мм мортир

Нормальная таб.

5

6

0

12

12

13

Переходная таб

0

12

6

4

18

14



Боекомплект орудий на декабрь 1903 года полный, в тот же период сделано представление о доведении б.к. до полуторного.

Сухопутный фронт главная крепостная позиция.

Центральная ограда. Окружала весь старый китайский город и Восточный бассейн. Задача защита восточного бассейна и старого города от ускоренной атаки. Артиллерийская поддержка Восточного и Северного фронтов. Представляла собой 4 сомкнутых опорных пункта, в виде редутов. №1 Артиллерийский ( не путать с Артиллерийской бат. приморского участка обороны), №2 Инженерный, №3 Саперный( не путать с Саперной батареей), №4 Пороховой. Опорные пункты соединенных куртиной в виде рва и вала одетого камнем. На вооружении центральной ограды было 4-ре 42 линейных орудия, 24 легких орудия и 24 пулемета. К началу 1904 года построена полностью.

Восточный фронт или третий боевой участок.

Форт № I. Задачи - обстрел участка в районе г. Дагушань, бухты Тахе и продольный обстрел восточного фронта.

Форт по проекту долговременное укрепление, в начертании представлявшее пятиугольник искаженной формы с тупым углом открытым кнаружи. Гарнизон две роты пехоты. Вооружение по проекту состояло из 4-х орудий артиллерийской борьбы калибра 152 мм/ 190 пудов и 6 57-мм противоштурмовых орудия и 12 пулеметов. На конец 1903 года. Ров пробит на всем протяжении кроме участка на горжевом фасе. Проведены бетонные работы в 2- полукапонирах в напольном фасе рва. Полностью сооружена батарея на 4 орудия. Построены 2 убежища противоштурмовых выкатных орудий. Сооружена казарма на одну роту. Не готовы: горжевая казарма на одну роту, горжевой капонир, бетонная потерна для сообщения с капониром и полукапонирами. Не проведены общая отделка и маскировка. все внутренние сооружения долговременные типа. Открытый капонир №1 представлял собой бывшее китайское укрепление, перестроенное под артиллерийскую позицию. Прикрывал местность перед фортом I .

Укрепление №1 (Опасная гора) Тыловая позиция прикрывавшая местность перед фортом I и бат. лит. А.

Вооружение 4 легких капонирных орудия. Китайские укрепления полудолговременного типа. К перестройке 1904 года не приступали.

Долговременная батарея Лит. А Задачи батареи – обстрел верховий долины Та-хе. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена. Вооружение 6 орудий противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/ 120 пуд. и два полевых орудия калибром 75 мм.

Укрепление № 2. Задача - прикрывала местность перед бат. лит. А и Б. Китайские укрепления полудолговременного типа с блиндажи в юго-западном скате.

Вооружение 6 легких полевых орудий и 6 пулеметов.

Долговременная батарея Лит. Б. Прикрывала форт II и укр.№2. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена. Батарея трапециевидной формы. С двумя линиями стрелковых окопов по фронту возводимых в период мобилизации. Вооружение 4 орудия противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/190 пуд. и 4 полевых орудия.

Временное укрепление на Большой горе. Полевого типа с батареями тыловой позиции.

Питательный артиллерийский погреб № 1. Обслуживал весь Восточный участок. К 1903 году полностью готов.

Форт № II. Задача форта – обстрел местности от Дагушань до Палиджуана. В плане искаженный семиугольник. Сооружение по проекту долговременного типа напоминающее германский малый форт. Укрепление состояло из наружного рва, примыкавших к контрэскарпу капониру и полкапониру, главного вала, бруствер которого приспособлен к ведению ружейного огня, внутреннего редюита, наивысшее командование которого + 9 метров, приспособленного к ведению артиллерийского огня и горжевой казармы. Перед фортом был открытый капонир №2 соединенный ходом сообщения с китайским валом На вооружении форта 10 противоштурмовых орудий калибром 57 мм и 10 легких орудий. К концу 1903 года ров пробит на всем протяжении, в открытом капонире и напольных фасах насыпан ров. Проведены бетонные работы в головном капонире, контрэскарпной галереи, 2-х этажной горжевой казарме на одну роту в левом горжевом фасе и левом горжевом полукапонире и потерне. Оставалось окончить правый горжевой угол, и казарму на 50 человек, а также провести отделочные работы и маскировку.

Укрепление на горе Большое Орлиное гнездо в основе своей имело перестроенное китайское укрепление. Два орудия калибром 152 мм обстреливали местность перед северным фронтом и вдоль китайского вала.

Редут 1 и 2. Прикрывали промежуток между фортами II и III. По проекту долговременного типа, в конце 1903 года оставались временными позициями. Так же бывшие китайские постройки трапециевидной формы несколько перестроенные. Вооружены 4-мя легкими пушками каждый.

Форт № III. Задача форта обстрел долины реки Лунхе. Назначение тылового капонира обстреливать лощину между фортом II и редутами 1 и 2. На вооружении форта по проекту 4 орудия противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/120 пуд 10 орудий калибром 57 мм и 10 легких орудий. В начертании семиугольник. Укрепление по проекту долговременного типа. Состояло из рва с казематированными контрэскарпными постройками, главного вала с пехотной позицией наивысшее командованием + 6м, горжевой части и тылового капонтра. К 1903 году ров пробит на всем протяжении, вал насыпан на всех фасах кроме горжевого. Проведены бетонные работы в горжевой казарме на одну роту, правом головном капонире и левом головном полукапонире, в потерне и батареях. Оставалось закончить работы в горже и общеотделочные работы с маскировкой форта.

Укрепление №3. Укрепление обстреливало местность от Сингоу до казачьего плаца. На вооружении состояло из 4-х 57 мм и 4-х легких орудий. Полностью готовое в 1903 году. По описанию чрезвычайно напоминает форт уменьшенных размеров (линия огня 70 метров против 180 у форта №3).

Позади укреплений фронта располагались 10 промежуточных батарей возводимых в период мобилизации.

Северный фронт или четвертый боевой участок.

Долговременная батарея Лит. В (Зубчатая батарея). Вооружение 4 152 мм/120пуд орудия. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена.

Форт № IV. Задача обстрел речной долины Лунхе у Палиджуана, Сюйшина и Сингоу, поддержка соседних фортов. Вооружение 8 57 мм орудий и 12 легких орудий. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена.

Долговременная батарея Лит. Г (Саперная батарея). Обстрел долины реки Лунхе перед фортом № III, укреплением №3, и фортом № IV. Бывшее китайское укрепление, на вооружении 6 орудий противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/190пуд. На декабрь 1903 года не перестраивалась.

Укрепление №4. Задача фронтальный обстрел местности перед фортом №V. Вооружение 8 152мм/120пуд. Орудий противоартиллерийской борьбы, 8 легких противоштурмовых орудий и 8 пулеметов. В 1903 году полностью готово. Также весьма напоминает по очертаниям форт уменьшенного размера.

Редут №3. Тыловая позиция укрепления № 5. Вооружение из 4-х легких орудий.

Западный фронт или пятый боевой участок.

Форт V. Задача обстрел местности перед фортом № IV и укреплениями № 4 и №5. На вооружении по проекту 10 орудий калибром 57 мм и 12 легких орудий. Ситуация к концу 1903 года следующая полностью проведены земляные работы и подготовка к бетонным работам. Заключение комиссии таково: « …форт не готов …поместить на нем стрелковую или артиллерийскую позицию можно… засыпав форт мягкой землей…на что потребуется две недели». Т.е. форт представляет собой полевое оборонительное сооружение высокой степени готовности.

Укрепление № 5. Прикрывало подступы к Западному бассейну. Вооружение 10 легких противоштурмовых пушек и 4 пулемета. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена.

Далее шли Форт VI, Соляная батарея, и Редут Белый волк ( редут № 4) к сооружению долговременного типа на которых в 1903 году только приступили.

Кроме того имелось 24 китайских импани в виде сомкнутого 4-х угольного укрепления. !5 были разру

Вооружение линии фортов по нормальной табели составляло 325 орудий, а кроме того для вооружения центральной ограды 52, резервных 70 и запасных 19 орудия всего 466. Из них на конец 1903 года в арсенале и на складах имелось 186(без учета китайских). Боекомплект из расчета 300 выстрелов на ствол полный, кроме недокомплекта боеприпасов для артиллерии калибра ниже 57 мм. Нехватка составляла порядка 57 выстрелов на ствол, всего 4000 выстрелов. На начало войны крепость располагала запасами продовольствия: муки на 242 дня, крупы на 410 дней, сухарей 62 дня и т.п. исходя из норм военного времени и гарнизона в 24 000 чел.

В мобилизационный период предполагалось. Создать передовую крепостную позицию из укреплений полевого типа и построить ряд передовых редутов полудолговременного типа на участке по цепи гор Сяогушань и далее по радиусу вплоть до система Угловая – Высокая.

Пространство между долговременными сооружениями прикрыть промежуточными батареями полевого и временного типа всего 24 батареи, стрелковыми позициями, заграждениями и сухопутными фугасами.
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования