26 сего Января в 11 часов 38 минут вечера вахтенный начальник мичман Гильдебрандт заметил с левой стороны приближающиеся без огней два миноносца, пробил атаку и открыл огонь. В 11 часов 40 минут я, стоя на верхней площадке левого трапа, увидел в воде медленно приближающуюся мину, которая взорвалась позади левой кормовой 6" башни и впереди 12"-ой. От взрыва броненосец накренило на правую сторону, а затем быстро начало кренить на левую. Тотчас же отдал приказание наливать правые корридоры водой, для выравнивания крена, и разводить пары во всех котлах. От взрыва быстро заполнились следующие отделения: рулевое (на плотформе) и по жилой палубе - отделение кормового минного аппарата и смежные с ним помещения боевого лазарета и склада мин. Крен быстро увеличивался и в скором времени дошел до 16 градусов.
Пустить тюрбину, выкачивающую из кормовых отсеков, было нельзя, вследствие того, что мотор этой тюрбины был уже заполнен через две минуты после взрыва. Электричество везде погасло, моторы подъемных лебедок прекратили действие, так как пар двух бывших под парами котлов расходовался частью для заливания отсеков правого борта. После первой атаки миноносцы пытались подходить еще, но были отражаемы; тем не менее они с большого расстояния выпустили еще две мины, из которых одна прошла за кормой ближе к берегу, а вторая на некотором расстоянии вдоль левого борта. Так как крен все увеличивался, то решил при первой возможности сняться с якоря и отойти на отмель. В 12 часов 50 минут машины были готовы, электричество стало действовать; отклепал канаты и обошел эскадру снаружи к западу, управляясь машинами, так как рулевые приводы не действовали. Крен дошел до 18 градусов, затем стал медленно уменьшаться. На переходе от якорного места были замечены еще миноносцы под самым берегом, которые и были отражены. В 2 часа 30 минут подошли портовые барказы; подов буксиры, пошел на внутренний рейд, но, пройдя стоявший на отмели броненосец "Ретвизан", приткнулся кормою, погрузившеюся, от залитых отсеков, до высоты батарейной палубы. После взрыва было желание приступить к подводке пластыря, но пришлось от этого отказаться, так как пробоина находилась под подзором и нельзя было подтянуть пластырь, вследствие того, что шкоты проходили снаружи гребных валов, а предполагалось дать ход машинам. Во время стоянки на отмели в проходе, чтобы облегчить корму и не дожидаясь полной воды, начал разгружать кормовые погреба и кормовые угольные ямы.
Во время дневного боя эскадр, броненосец принял участие, стреляя в интервале между нашими судами. Снаряды неприятеля, перелетавшие на рейд, не причинили броненосцу никаких повреждений, хотя один разорвался очень близко, ударившись в скалу левой стороны входа, отчего масса камней покрыла проход. Как во время взрыва 26-го, так и во время боя, ни раненых, ни убитых на броненосце не было. 27-го в 4 часа 5 минут, при помощи портовых буксиров и своих машин, удалось перейти на внутренний рейд и стать на бочку, все время волочась по грунту. По осмотре, оказались затопленными следующие помещения: рулевое, кормовое минное с находившимися в нем провизионными помещениеми, арсенал, боевой лазарет с окружающими его помещениями и каютами минной и электрической, водолазов, гальванеров и цейхгауз и один кормовой отсек левого борта. Указанный выше коридор двойного борта и арсенал были причиною сделавшегося крена. У бочки корма броненосца находилась на мели и погружена до 8 фут выше ватер-линии. С постановкой на бочку, работают над очисткой заполненных помещений, чтоообы как можно скорее приступить к заделки пробоины. При проверке вчерашнего дня, не оказалось на лицо машиниста Жукова, который не розыскан до сих пор; в последний раз его видели бегущим из машины, где он был дневальным, в рулевое отделение, где он находился по росписанию отражения минной атаки. Не могу не доложить Вашему Превосходительству о том хладнокровии и распорядительности, которую выказали офицеры при отражении минных атак и борьбы за броненосец, и о дружной спокойной работе и примерном поведении нижних чинов. Электричество погасло вследствие повреждения магистралей, недостатка пара при большой нагрузке динамо-машин, а также вследствие воды, попавшей при образовавшемся дифференте на корму в работавшие кормовые двигатели, которые пришлось перевести на носовые.
Подписал: Капитан 1-го ранга Григорович.