26 Января сего года, стоя на внешнем Порт-Артурском рейде дежурным по освещению (вместе с броненосцем "Ретвизан"). Около 11 часов 45 минут показались миноносцы 4-х-трубные, выкрашенные в цвет наших миноносцев, идущие с огнями к эскадре. Немедленно пробита была тревога. Открытые огни, окраска и тип, до окончательного выяснения - свои или неприятельские, задержали стрельбу по миноносцам, хотя они были хороше освещены 6-ю прожекторами с крейсера. Когда вахтенный начальник лейтенант Бровцын, находившийся на левой площадке левого борта заднего мостика, заметил след идущей мины, это ему ясно подтвердило, что это японские миноносцы. Я вышел наверх в момент сигнала тревоги.
Огонь был открыт сначала из 75мм. орудий левого борта, а затем и из шестидюймовых сегментными снарядами. Стрельба была не дурная. Хотя я лично не видел падения всех решительно снарядов, но, по утверждению многих нижних чинов и некоторых офицеров, полагаю, что один или два миноносца потоплены нашими снарядами. Японцами было выпущено в крейсер 7 мин, из которых 3-я попала крейсеру в левый борт между 68-75 шпангоутами; эта мина шла почти по поверхности воды; благодаря тому, что в этом месте борта находится двухярусная угольная яма, заполненная углем, патронный погреб №8, находящийся в этой яме, уцелел. Взрыв мины вывел из строя: 8-е 75мм орудие в батарейной палубе, погреб №8-й 75мм. патронов и выбило ставни порта того же орудия за борт. Вышибло двери элеватора №8, которыми убило матроса Селивончика, и произвело пожар в батарейной палубе и офицерском отделении. Удушливый газ распространился в хилую палубу и в машину. Ударом расшатало заклепки и швы угольной ямы в кочегарном отделении, помяло вентиляторные машины и помпу Териона в заднем кочегарном отделении.
Размер пробоины наружнего борта определить трудно. Угольная яма заполнилась водой. Крейсер получил крен в 4 1/2 градуса. Пламенем от взрыва сильно обожгло машиниста Бозаленко, скончавшегося в тот же день, и шесть человек не тяжело: хозяина трюмных отсеков Петрова, машинистов Новикова и Шабалина, кочегара Паюрова, комендора Глушкова и матроса Перевозчикова. Отравились газами: кочегар Налимов и машинист Сенкевич, умершие 27-го, и еще 29 человек не тяжело отравленны: машинисты Орбидон, Кузнецов, Ерастов, кочегары Лукьяненко, Новолоцкий, плотник Баталов, матрос Ильин, машинный квартирмейстер Васенин, хозяин трюмных отсеков Кононов, машинисты Дьяков, Фоминых, Романов, Закусилов, Буслаев, Баранов,Андрианов, Глушков, кочегары Семенов, Романов, Рожкин, Адеев, Рябов, Редькин, Хвощевский, кочегарный квартирмейстер Юшкевич, гальванер Горбачев и матрос Шиллер.
Остальные выпущенные японцами мины - две прошли под носом, одна под кормой и три не дошли, из коих две не утонули. Пожар был потушен через 10 минут; главной помехой тушения пожара был ядовитый и удушливый газ. Были пущены в ход все 6 тюрбин в кочегарных и 5 динамо-машин. Начал разводить пары в 21 котле и подвел шпигованный пластырь и учебный в дополнение и сверх этого баковый тент. Имея в виду, что переборки могут сдать, по готовности паров перешел на мелкое место у маяка, где и стал на якорь. Все механизмы работали исправно. Во время перехода и вследствие начавшейся зыби вода стала сильнее прибывать и выпучила переборку угольной ямы. 27-го в 8 часов 15 минут утра показались 4 японских крейсера в SW четверти. О их появлении подымал сигнал. В 10 часов 50 минут, когда подошла неприятельская эскадра и вступила в бой с нашей эскадрой и крепостью, я, стоя на якоре и кормой на мели, стрелял по неприятелю из баковых шестидюймовых орудий, так как расстояние позволяло.
Неприятельские снаряды падали крегом крейсера, но ни один не попал. Осколками повредило вельбот №1 и вмяло слегка правый борт в 2-х местах. На палубе найдено около 40 стальных осколков, которыми однако никого не ранило. В 1 час 30 минут, приготовляясь идти в гавань пользуясь приливом, когда корма поднялась, перешел на более глубокое место, где ожидал буксирный пароход, стоя на левом якоре. В 2 часа дня снялся с якоря; меня развернулись пароходы "Нингута" и "Новик", а затем я сам вошел на внутренний рейд, без пароходов. На бочке меня установили портовые буксирные пароходы. Отравленные газами продолжают пребывать в лазарет.
Все г.г. офицеры, как в ночном, так и в дневном деле держали себя прекрасно; беру на себя смелость обратить внимание Вашего Превосходительства на лейтенанта Бровцына, который, будучи на вахте, первый заметил приближение неприятельских миноносцев и на трюмного механика младшего инженер-механика Каменского, который прекрасно распоряжался, как при тушении пожара, так и по трюмной части и при креплении переборок, не взирая на густой едкий дым. Нижние чины работали с полным усердием и самоотвержением.
Подписал: Капитан 1-го ранга Коссович.