26 Января 1904 года, стоя на якоре на внешнем рейде Порт-Артура (на месте №А по диспозиции начальника эскадры Тихого океана от 21 Сентября 1903 года №756), в 11 час. 45 минут вечера услышал выстрелы с крайних судов эскадры. Пробив сигнал отражения минной атаки, приказал приготовить все котлы к разводке паров, а в готовых уже, немедленно зажечь огонь. Причины выстрелов, несмотря на полное боевое освещение, обнаружить не мог, так как стоявшие кругом корабли заслоняли собою горизонт.
В 12 часов 10 минут ночи, 27 Января, получил приказание с флагманского корабля возможно скорее разводить пары и, снявшись с якоря, преследовать неприятельские миноносцы.
В 12 часов 30 минут ночи, имея пары в 6 котлах, снялся с якоря и, миновав крайнюю линию судов эскадры, лег на SO 40 градусов. Пройдя Лютин-Рок, увидел плавающую с горящим составом мину Уайтхеда и несколько каких то деревянных обломков. Около 1 часа ночи прямо по носу на горизонте, освещенном лучами боевых фонарей, вероятно, неприятельских судов, усмотрел дым четырех миноносцев.
В 1 час 25 минут прибавил два котла, а в 2 часа ввел еще три (всего 11 котлов), продолжая гнаться за скрывшимися миноносцами, которых не мог уже различить в темноте ночи.
В 2 часа 30 минут, отойдя от эскадры на 30 миль и опасаясь далее преследовать неприятеля, чтобы не встретиться с поддерживающими его крейсерами, повернул обратно.
В 4 часа подошел к эскадре и, держась под парами до рассвета, обследовал, время от времени, горизонт, встречаясь иногда с нашими разведочными судами.
В 6 часов 30 минут утра, с разрешения адмирала, стал на якорь на прежнем месте, оставив малые пары.
Около 8 часов утра со стороны маяка Ляотешань по направлению SW показались четыри японских крейсера 2-го класса, в расстоянии от эскадры около 40 кабельтовов.
Подняв пары, в 8 часов 15 минут утра ввместе с эскадрой снялся с якоря и пошел к неприятелю, держась на правом траверзе флагманского броненосца "Петропавловск". Так как неприятельские крейсера быстро удалялись, то, следуя движению адмирала, в 9 часов 15 минут повернул обратно и в 10 часов стал на якорь на прежнем месте.
В 10 часов 40 минут утра с крейсера II ранга "Боярин", ходившего в разведку, а теперь возвращавшегося, услыхал выстрелы, вскоре после чего усмотрел на горизонте на OSO несколько военных судов. Получив в 10 часов 50 минут приказание идти на подкрепление "Боярину", не удаляясь из района крепости, снялся с якоря и направился к "Боярину", который подходил в это время к эскадре полным ходом и сигналом доносил о замеченном им, а теперь уже и всеми видимом , неприятеле. В строе кильватерной колонны курсом в SW четверти, в расстоянии более 30 кабельтовов от эскадры, продвигались 6 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров 1-го класса и четыре, прошедших ранее, 2-го класса, - направляясь на мыс Ляотешань. Повернув вправо и дав машинам 135 оборотов (22 узла хода), пошел на головной корабль неприятеля ("Микаса"), имея в виду, что благодаря такому движению крейсер представляет наименьшую цель неприятелю, быстрота же продвижения цели сильно затрудняет ему пристрелку; кроме того, находясь на правом фланге своей эскадры, я не мешал ей в съемке с якоря и маневрированиях.
В 11 часов 10 минут, по первому выстрелу головного японского броненосца, открыл из носовых орудий огонь по неприятелю, продолжая идти далее. Сблизившись с ним до 17 кабельтовов, повернул обратно и, пройдя около мили,опять повернул на неприятеля. Кругом крейсера ложилась масса снарядов, которые разрывались при падении в воду и осыпали осколками верхнюю палубу. Этими осколками пробило барказ и шестерку, пробуравило в нескольких местах дымовые трубы и раздробило вельбот №2. Подойдя к неприятелю на 15 кабельтовов, опять повернул обратно, но при этом получил подводную пробоину с правой стороны в корме у 153 шпангоутапротив 120 мм. орудия. Разорвавшимся снарядом совершенно сожгло и уничтожило каюту №5 и через получившееся отверстие величиною в 18 квад. фут показалась в кают-компании вода, наполнившая в то же время надброневые отсеки правого борта: сухарное отделение и отделение под помещением командира. Вместе с тем было обнаружено, что в рулевое отделение хлынула вода, почему все люди выскочили оттуда, задраив за собой выходную горловину. Наружная поверхность 120мм. орудия №3 сильно пострадала от осколков этого же снаряда, а прислуга осталась не тронутой только благодаря орудийному щиту, наружняя поверхность которго носила следы осколков. Приняв груз воды в 120 тонн, крейсер получил значительный дифферент на корму, кроме того, вследствие затопления рулевого отделения, где находилась рулевая машина, я потерял возможность надежного управления рулем, поэтому счел необходимым, подводя пластырь и все время отстреливаясь от неприятеля, идти на якорное место. В 11часов 50 минут утра стал на якорь на прежнем месте, и хотя окончил уже подводку пластыря, но не мог откачать воду, наполнившую отсеки, так как спускной клапан в трюм, откуда берут помпы, находился в затопленном рулевом отделении. Вследствие этого, доложив сигналом начальнику эскадры о случившемся, просил разрешения войти в гавань для скорейшей заделки пробоины.
В 12 часов дня огонь с обеих сторон совершенно прекратился, так как повернувшая на SO (около момента получения крейсером пробоины) японская эскадра совершенно скрылась в легкой пасмурности, застилавшей горизонт. В 2 часа дня на буксире одного портового парохода вошел во внутренний рейд, где ошвартовался на двух бочках.
Во время сражения был смертельно ранен комендор 47мм. орудия Илья Бобров, который по свозе его в береговой лазарет в тот же день и скончался.
По осмотре повреждения в доке, величина пробоины оказалась около 20 кв. фут, захватывая 4 листа обшивки вплоть до броневой палубы. По хорактеру повреждения 4-го листа и вдавленности 5-го было видно, что величина пробоины ограничилась только такими размерами, благодаря броневой палубе, которая вполне противустояла взрыву. Кроме того было обнаружено, что вода затопила рулевое отделение через вышибленный силой взрыва снаряда кингстон кормового патронного погреба, находящийся от пробоины в расстоянии около сажени.
Личный состав - офицеры и команда в продолжение боя вели себя превосходно, работая при стрельбе и подводке пластыря, как на учении, спокойно и без всякой суетливости.
Подписал: Капитан 2-го ранга фон-Эссен.