Еще в Марте месяце сего года я, как бывший старший офицер погибшего минного транспорта "Енисей" - и за смертью командира его, вошел с ходатайством к Командующему флотом Тихого океана Его Превосходительству вице-адмиралу Макарову о награждении офицеров и команды транспорта за их, достойную высшей похвалы, молодецкую работу по постановке минного заграждения Талиенванской бухты, а также за примерную распорядительность и точное исполнение долга в момент гибели их корабля, при спасении тонущих людей. После, полной тревоги, бессонной ночи на 27 Января, по распоряжению командира транспорта, были подняты на рельсы 100 мин и приступлено к их изготовлению. Появление неприятельской эскакдры, открывшей меткий огонь по фортам Порт-Артура, вынудило командира немедленно убрать мины в погреба и спустить гребные суда до воды. Транспорт, стоя на двух якорях и на бочке с кормы, без паров, осыпаемый массой осколков от рвавшихся вблизи снарядов, из которых один 12" снес носовой боевой фонарь, с поднятыми на рельсы минами, из которых большая часть уже имела запалы вставленными, представлял из себя огромную опасность для всего западного бассейна, где он стоял. Обе работы - спуск шлюпок и уборка мин были произведены одновременно в минимальный срок. Вечером того же дня транспорт был послан ставить минное заграждение Талиенванской бухты.
Идя в полной темноте, в сопровождении крейсера II ранга "Боярин", подняли на рельсы 100 мин и на походе готовили их, ожидая ежеминутно нападения неприятеля, который, судя по работе беспроволочного телеграфа, был недалеко. Подойдя к месту заграждения, и благодаря тому, что мины были готовы, начал их ставить - и с этого момента, непрерывно работая без сна и отдыха в течении 50 часов с лишним, ставя мины днем и ночью во всякую погоду, без какого либо прикрытия, без разведочных миноносцев, окончили работу к полудню 29 Января.
За все время лихорадочной, напряженной работы, команда, отлично сознавая опасное положение свое, старалась перегнать друг друга в рвении и усердии; офицерам оставалась только следить за правильностью приемов и соблюдения мер предосторожности. Неожиданный взрыв мины, погубившей транспорт, ошеломил всех, но , несмотря на ясно сознаваемую всеми опасность, несмотря на ужасный вид искалеченных людей, шлюпки были спущены быстро в полном порядке, никто не потерялся и через 1/4 часа шлюпки уже отвалили от борта, подбирая плававших людей.
Не умаляя заслуг всех офицеров и всей команды, я счел своею обязанностью представить к награждению наиболее отличившихся. Но, по наведенном мною в Главном Морском Штабе справкам, оказалось, что представление мое результатов не имело, по всем данным, вследствие гибели на эскадренном броненосце "Петропавловск" всех дел Штаба Командующего Флотом. Имея пример награждений за боевыя заслуги в настоящую войну разных лиц, осмеливаюсь возобновить мое ходатайство перед Вашим Превосходительством и просить удостоения к наградам, согласно прилагаемых наградных листов для г.г. офицеров и особого списка для нижних чинов.
Подписал: Капитан 2 ранга Дрешер.