Доношу Вашему Высокоблагородию, что 29 Января в 1 час 15 минут дня, получив приказание от флаг-капитана присоединиться к крейсеру "Боярин", вышел на внешний рейд. По сигналу "держаться на левом крамболе", я стал головным у миноносцев. Подходя к острову Кэп - по сигналу "вступить в киливатер адмиралу", я занял место в одном кабельтове за крейсером. На траверзе, к S от южного острова Сан-Шан-Тао, в расстоянии 1 1/2 мили от него, при ходе около 18 узлов и курсе NW 75 градусов - в 4 часа 8 мин. пополудни раздался взрыв, крейсер "Боярин" качнуло и от сотрясения сломалась фор-стеньга крейсера. Затем из под крейсера вышло огромное пятно черного цвета, и когда я поравнялся с этим пятном, несколько на ветре его, над пятном держался большой столб угольной пыли. Крейсер продолжал идти, несколько поворачивая вправо и, на глаз, не уменьшал хода по крайней мере минуты две или три; я не уменьшал хода. Отойдя на ветер 1/4 мили, крейсер уменьшил ход, а затем застопорил машину; я перешел на его левую сторону, идя уменьшенным ходом, и поровнявшись, застопорил машину. Не видя приготовлений к спуску шлюпок и замечая, что крейсер перестал погружаться, без крена, я предполагал, что повреждение от взрыва не велики и что начнут подводить пластырь. Однако затем начали спускать шлюпки, спокойно без замешательства. Я перешел к правому борту, который теперь оказался подветренным, и стал ожидать шлюпок с людьми. Между мои миноносцем и крейсером вошел миноносец лейтенанта Карцова и стал принимать людей прямо с борта. На мой миноносец из шлюпок вышло 48 человек нижних чинов и пять офицеров. В 5 часов пополудни я дал ход машине и отшел от крейсера. Минный офицер крейсера лейтенант Никитин заявил, что нельзя-ли утопить крейсер миной, дабы он не достался японцам как приз. Я приказал спросить семафором командира "Боярина", но миноносец, на котором он находился, был уже далеко и, благодаря пасмурности, мой сигнал не был рассмотрен. На ветре от меня еще находился миноносец "Сторожевой", который я принял за миноносец "Сердитый", и по общему решению офицеров "Боярина" и по моему, а также в виду заявления мичмана Безкровного, который спрашивал у своего командира, не открыть ли кингстоны - еще до съезда с крейсера, на что ему командир ответил, что крейсер без того утонет т.е. в принципе признавал необходимость полной утраты крейсера - я решил утопить крейсер в виду военного времени. Имея у себя много команды на палубе, я приказал поставить свои аппараты вдоль судна и поставить леерные стойки, а миноносцу "Сердитому" сделал сигнал "утопите крейсер миною", на это получил вопрос "кто приказал", я ответил "командир "Расторопного". Миноносец подошел к крейсеру, сделал выстрел, но взрыва я не видел и второго выстрела за темнотой я не видел. В 8 часов вечера, войдя в Восточный бассейн, я ошвартовался у миноносца "Внушительный" и высадил на берег офицеров и команду крейсера "Боярин".
Курс крейсера "Боярин" был от острова Кэп проложен южнее оконечности большого Сан-Шан-Тао приблизительно на NW 75 градусов или NW 80 градусов.
Подписал: Капитан 2-го ранга Сакс.