Часть III. Броненосцы или безбронные суда?

Порох употребляется теперь no преимуществу бездымный, и обратно к дымному не перейдут. При дымном порохе дымом застилает свои орудия, наводчики которых совершенно теряют возможность целиться в неприятеля, тогда как неприятель имеет все, чтобы направлять свои орудия. Это показывает, что с окончательным переходом на бездымный порох надо спешить, ибо дым будет в сильной степени мешать действию своей артиллерии.

Бездымный порох имеет лучшие балистические свойства, чем дымный. Пороха пироксилиновые или пирокалодийные требуют больших зарядов, чем пороха нитроглицериновые (кордит), но при них температура газов меньше, а потому меньше выгорают каналы. У 6" орудия заряд в 46 фн. бурого пороха для той же начальной, скорости замещается 26 фн. пироксилинового пороха и 18 фн. кордита.

Вес заряда имеет существенное влияние на начальную скорость снаряда, ибо развиваемые газы должны потратить силу не только на смещение снаряда, но и на смещение частиц пороха; если считать вес 6" снаряда 100 фн., то при буром порохе газ должен выкинуть из канала 146 фн., при пироксилиновом порохе 126 фн., а при кордите 118 фн. Отсюда видна желательность уменьшения веса заряда, но если она ведет к сильному выгоранию стволов, то невыгоды так велики, что парализуют выгодные стороны.

Пока не видно новых порохов и еще нет данных предположить, что они частью или полностью заменятся жидким воздухом или иными сгущенными газами.

Снаряды употребляются бронебойные, фугасные и сегментные.

Бронебойные снаряды, выделывающиеся из хромистой стали, могли пронизывать предельную для себя стале-никелевую броню даже при углах от 15 до 20° от нормали, не разбиваясь. При ударе в гарвеевскую или крупповскую броню такие снаряды разбиваются. Колпачки, предложенные мною в 1893 г., защищают снаряды от разбития при больших скоростях, и в таком случае пробивающая способность снаряда с колпачком против гарвеевской плиты равняется обыкновенному снаряду при незакаленной стале-никелевой плите. Крупповская броня крепче брони гарвеированной на величины, как показано в таблице ниже сего. При малых скоростях преимущества колпачков значительно меньше.

Разрушительное действие снарядов. Следующая таблица показывает пробивную способность орудий различных калибров при снарядах без колпачков и нормальном ударе в крупповскую броню.

Калибр дм У дула На 10 каб. На 20 каб. На 30 каб.
6 8,4 5,5 3,5 2,5
8 12,7 9,2 6,4 4,2
10 16 12,9 10,4 8,4
12 17,8 14,6 11,8 9,5


Относительное достоинство различных сортов брони видно из нижеследующей таблицы, представляющей одинаковую крепость:

Броня крупповская 6" 10" 15"
Броня гарвеированная 8,2" 13,5" 20,3"
Броня стале-никелевая 9" 15" 22,3"
Броня стальная 9,7" 16,3" -


Все фугасные снаряды предполагается иметь снаряженными в английском и французском флотах лиддитом или меленитом. Это весьма сильное взрывчатое вещество, и снаряды, наполненные им, разрываются при прикосновении к броне и потому не разрушают ее. Имеются данные предполагать, что бронебойные снаряды в некоторых флотах могут, не взрываясь, проходить плиты и взрываться за ними. В некоторых случаях эти снаряды рвутся в самих плитах. Повидимому, в иностранных флотах не достигли того, чтобы меленитовые снаряды выдерживали полное давление газов в канале, а потому при стрельбе с меленитовым снаряжением будут малые начальные скорости. Снаряжение снарядов значительно совершенствуется, и надо думать, что в недалеком будущем найдут способ, как предохранить взрывчатое вещество от взрыва при проникновении снарядом плиты, дабы затем произвести полный взрыв за броней.

Всегда существовали затруднения в выделке хороших дистанционных трубок. Надо однако же думать, что трубки эти усовершенствуются и что можно будет с уверенностью ими пользоваться для успешного поражения неприятеля сегментными снарядами при тех больших начальных скоростях, с какими в настоящее время стреляют. Трудно предположить, что стрельба с дистанционными трубками будет иметь широкое применение в морских сражениях, когда дистанции меняются каждую минуту в значительной степени, но при действии по группам миноносцев, выжидающих момента атаки, и по береговым укреплениям стрельба сегментными и фугасными снарядами с дистанционными трубками может оказаться весьма успешной.

Таран есть весьма простое и сильное средство для нанесения неприятелю вреда. Одно время считали его оружием, решающим бой, а потому строили даже специальные суда для таранного боя. Тараны надо однако же считать, как холодное оружие, лишь второстепенным средством, ибо для нанесения удара необходимо сойтись с неприятелем вплотную, тогда как этому в значительной мере будет препятствовать артиллерийская и минная стрельба.

При ударе в судно таран легко разрушает борт не только простой, но и бронированный; бронированные палубы также не удерживают тарана, и он проникает в судовой корпус, как в масло.

Были примеры, что миноносец на Мальтийском рейде сделал большую пробоину в борту крейсера. Минный крейсер Всадник при ударе в крейсер Память Азова сделал такую пробоину, в которую легко мог пройти человек, а миноносец Свирепый (350 т) в минувшем году на ходу в 27 узлов рассек пополам шхуну с дровами, и на корпусе у него не оказалось никаких повреждений.

Броненосец Camperdown при ударе в броненосец Victoria имел скорость лишь 6 узлов, между тем получилась пробоина 28 футов в вышину и 11 футов в ширину. Правда, в этом месте не было бортовых плит, но была броневая палуба, встречающая удар на ребро. Никакие вычисления не могут определить точную величину пробоины, которую нанес бы тот же броненосец, если бы он ударил с полной скоростью в 18 узлов, но нет ничего удивительного, если бы после этого общая крепость протараненного броненосца оказалась бы недостаточной для продолжения плавания на взволнованном море, даже при условии, что переборки спасли бы его от моментального потопления.

Мины. Усовершенствования в минах заключались в усовершенствовании машины, в увеличении давления с 60 до 150 ат и в увеличении объема самой мины приданием более тупых обводов, в особенности в носовой части. Это дало возможность иметь больший запас воздуха, а все вместе повело к большей скорости и большему району.

Мина новейших образцов может проходить с различными скоростями следующие дистанции:

Скорость в узлах (Расстояние в каб,)

25 (3,3)
20 (8,5)
15 (14,0)

Стрельба на дальние дистанции мало изучается – манеры все еще хотят, чтобы каждый выстрел попадал наверное, между тем, если неприятель держится в линии кильватера, можно стрелять не по отдельным судам, а по целой кильватерной колонне. Если промежутки между судами равняются двум длинам судна, то из трех мин две пройдут в промежутки и не причинят вреда, а одна должна попасть в судно. Это даст 33% попадания.

Приборы Обри представляют прекрасное средство для сохранения направления мины, и имеются данные считать, что рассеяния при стрельбе на 10 кабельтовых не превосходят нескольких футов. Теперь, пока стрельбе на дальние расстояния значения не придается, приборы Обри действуют короткое время, но уже испытывается усовершенствование, которое удвоит продолжительность работы прибора. Сделано еще кое-что, и вообще один авторитетный в этом деле человек заявил мне, что не представит технических трудностей делать такие приборы, которые будут удовлетворительно управлять рулем в течение 1/4 часа. Следовательно, не из-за направления мины не имеется еще способов стрельбы на дальние расстояния. Нужны некоторые усовершенствования в машине. Нужно по возможности освободиться от потери давления вследствие понижения температуры при работе машин и даже ввести подогреватели. Кроме того, вероятно еще поднимут давление в резервуаре. Для того чтобы мина, расходуя воздух, не увеличивала своей пловучести, что вредно действует на ход при малых скоростях, необходимо сделать автоматическое напускание воды пропорционально расходу воздуха, ибо такового теперь помещается в резервуаре более двух пудов.

Всеми вышеприведенными усовершенствованиями будет достигнуто то, что нормальная мина окажется пригодной для стрельбы даже на расстояниях в 30 кабельтовых. Это обстоятельство очень повлияет на тактику боя и заставит обратить большее внимание на средства, предохраняющие от минных взрывов.

За последние годы внимание было обращено на усовершенствование подводных аппаратов, и действительно, теперь имеются способы для того, чтобы выпустить из подводной части мину на самых больших скоростях. Аппараты эта очень громоздки и тяжелы. Два аппарата со всеми к ним принадлежностями, кроме мин Уайтхеда, еще недавно весили 46 т и требовали огромного помещения, теперь в этом деле сделаны крупные шаги вперед.

Подводные аппараты не приспособлены к поворачиванию, так что угла обстрела не имеют, но приборы Обри начинают приспосабливать к сообщению мине требуемого угла отклонения. Когда этого достигнут, то стрельба из подводных, аппаратов будет иметь угол обстрела.

Существует предположение, что опасно иметь мины в надводных помещениях, ибо в случае взрыва резервуара сильно пострадает то помещение, в котором находится аппарат. В этом отношении расположение аппаратов на верхней палубе выгоднее, ибо взрыв резервуара не повредит судна.

Тут мы опять встречаемся лицом к лицу с выгодами иметь (судно небольшого размера, ибо стрельба надводных аппаратов требует, чтобы таковые стояли невысоко над уровнем моря. Также надо иметь в виду, что аппараты, поставленные в закрытых помещениях, занимают много места, и тяжелы вследствие необходимости иметь яблочные шарниры. Вес этих аппаратов 4 т, а аппарат на верхней палубе может иметь вес 1 т. Угол обстрела аппаратов, поставленных в закрытые помещения, около 70°, тогда как аппаратов, поставленных на верхней палубе, до 140°.

В этом отношений аппарат на верхней, палубе - наивыгоднейший, но нельзя не упомянуть, что подводные аппараты и мины подле них вполне защищены от выстрелов неприятеля.

Миноносцы. До сих пор миноносцы еще не участвовали в морских сражениях в открытом море. Значит ли это, что им и не предназначено иметь никакой роли в общей боевой схватке? Считается доказанным, что скорострельная артиллерия теперь так могущественна, что миноносец днем не может приблизиться к кораблю на минный выстрел, ибо будет расстрелян его мелкою артиллерией. Решение этого вопроса однако же зависит от многих условий. Я готов согласиться с тем, что если в условиях мирного времени миноносец с миной, стреляющей только на 3 кабельтова, захочет в ясную погоду открыто подойти полным ходом к кораблю на эту дистанцию, чтобы выпустить мину, то он будет выведен из строя ранее, чем успеет это сделать. Шансов на успех надо считать 1 против 99.

Если в атаку пойдет не один миноносец, а два, то, оценивая на глаз, я бы сказал, что у одного миноносца, на который обратят больше внимания, будет 10 шансов на успех, а у другого 30. Если одновременно атакуют 4 миноносца, то я бы сказал, что в среднем они будут иметь до 40 шансов, на успех каждый.

Добавим к вышесказанному условия мрачной погоды и волнение, вследствие которого корабль качается, и тогда мы получим, по крайней мере, 60% на успех.

Все эти соображения относятся к борьбе корабля с миноносцами в условиях, когда на корабле не отвлекаются ничем другим! Если же допустить условие морского сражения, когда каждый корабль занят артиллерийским боем, а командир и окружающие заняты маневрированием в зависимости от маневров противника, то на появившиеся миноносцы, не будет уделено и десятой доли внимания, и их шансы на успех чрезвычайно увеличатся. Даже на маневрах, которые, по трудности никак нельзя сравнить с действительным боем, миноносцы, атакующие во время общей свалки, успевают подбежать на близкие дистанции прежде, чем на них обратят, должное внимание.

Прибавим; теперь дальность стрельбы минами — это даст такой крупный перевес на сторону, миноносцев, который значительно увеличит шансы их успеха. Вспомним, что для стрельбы на 15 кабельтовых 37-мм орудию надо дать угол возвышения в 15°, а 47-мм - 8°, и тогда мы поймем, что процент попадания на таких дистанциях будет очень незначительный. Миноносцев начнут успешно расстреливать, когда они подойдут на более близкие дистанции, и если стрельба минами на большие расстояния будет установлена, то опасность от миноносцев возрастет в громадной степени.

Если не зажмуриваться перед той опасностью, которую представляют минные взрывы, то надо отказаться от больших боевых судов.

Подводные лодки. Перечисляя наступательные и оборонительные средства для выяснения наилучшего типа судна, нельзя обойти молчанием нарождающееся новое оружие - подводные лодки. Я приведу вкратце историю этого дела. Во время нашей Крымской войны в Кронштадте строилась лодка генерал-майора Герна, которая однако подводных плаваний не могла совершать. Во время междоусобной войны Соединенных Штатов в 1863 г. южанами было построено несколько подводных лодок, из коих одна, David, утопив флагманское судно Housatonic, пошла ко дну вместе с лейтенантом Диксоном и 8 человеками команды.

В конце 60-х годов в Россию была построена подводная лодка Александровского водоизмещением 220 т. Лодка эта в 1869 г. на Транзундском рейде в присутствии государя прошла под водой несколько сот сажен. В 1878 г. Джевецкий построил свою лодку на 4 человека. Лодка эта была по размеру едва ли не меньше всех, и она также могла с успехом делать под водою небольшие переходы.

Далее идут различные попытки, из которых наиболее серьезными были с лодкой Нордеяфельда в 1885 г. После этого дело с подводными лодками нашло более успешно, ибо во Франции общественное мнение стало настойчиво требовать разработки , этого вопроса. Первый толчок к осуществлению лодок современного типа дал строитель Gustave Zede в 1888 г. В это же время в Нью-Йорке разрабатывалась, а в 1898 г. была построена Holland'oм вполне удачная лодка с бензиновым двигателем.

К 1 января 1903 г. во французском флоте имеется в Шербурге 8 лодок в 146 т, в Рошфоре 4 лодки в 185 т, в Тулоне 2 - первейшие - в 260 т (Суmnote и Gustave Zede).

В Соединенных Штатах к началу 1903 г. имеется 10 подводных лодок типов Holland и Lake водоизмещением от 105 до 120 г.

В Англии приобрели права Holland, но дело пока еще идет неудачно. Видимо, англичанам не хочется разрабатывать орудие, которое будет служить слабому против сильного. Есть слухи, что англичане строят лодку в 350 т с бензиновым двигателем.

По настоящее время по подводному плаванию достигнуты следующие результаты.

Ход в полупогруженном состоянии 10 узлов посредством паровых и бензинных машин во Франции и газолинового двигателя в Америке и Англии. Под водою ход 6 - 7 узлов посредством аккумуляторов. Лодки легко на ходу держат свое обыкновенное углубление 3 - 5 саж., но желательно, чтобы они ходили по 10 саж., так, чтобы быть в полной безопасности от столкновения с надводными судами и быть вне влияния струи от судна и винтов. У французских лодок углубление регулируется автоматично и по желанию, у американских только по желанию, что рискованно. Вооружение лодок состоит из аппаратов для выбрасывания мин, помещаемых, или внутри лодки, или снаружи. Затруднений в выпускании мин никаких нет. Также нет никаких затруднений относительно дыхания. Свежий воздух доставляется из резервуаров сжатого воздуха, а для удаления избыточного давления воздуха лодки подымаются ближе к поверхности, где отпирается клапан. Для возобновления кислорода применяется также перекись натрия.

Район действия французских лодок прибрежной обороны 20—40 миль, а лодок автономных (submersible) до 400 миль. У американских лодок запас газолина 230 куб. футов, и по их сведениям с этим запасом можно пройти 2000 миль, но на деле, как говорят, оказалось 600 миль, что тем не менее дает значительный простор действий.

Предполагается, что подводные лодки будут подходить в полупогруженном, состоянии к неприятелю настолько близко, насколько обстоятельства позволят, затем лодка погружается и, вынырнув еще раз на более близком расстоянии, скрывается, чтобы выпустить свою мину.

О действии подводных лодок иногда составляются даже фантастические предположения. Одно из таковых изображает в разрез пролив, оберегаемый батареями. Две подводные лодки, соединенные между собой тралом, входят в пролив и, задев тралом за минреп поставленной мины, останавливаются, ложатся на дно и выпускают водолазов, которые и обрезают минрепа, освобождая пролив от минного заграждения. Действительно, на лодке Lаке имеется устройство для выпуска водолаза, но будет ли это практично - пока вопрос.

Весьма важно предрешить вопрос, какую роль в будущих войнах могут играть подводные лодки, и для этого предсказать, какие успехи возможны. Надо думать, что система двигателей значительно усовершенствуется, ибо газолиновые, керосиновые или спиртовые двигатели совершенствуются с каждым днем. Эти усовершенствования дадут улучшение в ходе и расширение района действия.

В настоящее, время еще плохо действуют судовые компасы, как потому, что они окружены сталью, так и потому, что лодка часто меняет свой уклон. Полагаю, что это затруднение будет устранено заменою стали бронзой или алюминием и усовершенствованием компасов.
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования