Если бы борта, которые прикрывают пушку, были покрыты толстой броней, то, несмотря на большую величину порта, они прикрывали бы орудия и прислугу, в особенности от косых выстрелов, но тонкая броня, а тем более тонкий небронированный борт, не дадут должной защиты, а между тем снаряды, попадая в этот тонкий борт, будут пробивать его и разрываться. Можно считать, что борт на 15 футов вправо или влево от орудия площадью в 200 кв. футов, причиняя разрывы снарядов, будет способствовать подбитию орудия и поранению прислуги. Гораздо легче подбить орудие, прикрытое тонким бортом, чем стоящее на верхней палубе. Становиться в бою за тонкий борт - то же, что прятаться под дуб во время грозы.
Вот почему я считаю, что артиллерия, минные аппараты и люди, работающие у них, находятся в большей безопасности на верхней палубе, чем в закрытых помещениях.
Большая часть изложенных в настоящей статье рассуждений приводит к тому заключению, что большие броненосцы, а большие неброненосные суда тем паче, будут повреждаться в бою, и, по неиспытанности в бою броненосцев полностью, повреждения эти могут быть столь значительны, что выведут судно из строя и, может быть причинят его гибель. Малые суда, не имеющие брони, на единицу поверхности своей могут точно так же получать повреждения, но сама величина их допускает меньшую сложность всяких устройств, а расположение орудии на верхней палубе отстраняет множество затруднении, сопряженных с закрытой постановкой пушек.
Малые суда представляют малую цель, тем не менее они будут повреждаемы, и, следовательно, все, говорившееся о больших судах, относится и к ним, но их размер позволяет на стоимость одного броненосца в 16000 т строить 5 безбронных судов в 3000 т, и, следовательно гибель судна выводит из строя сравнительно небольшую величину от всей наличной силы.
Разбирая преимущество больших и малых судов, нельзя не упомянуть еще об одном обстоятельстве. У большого судна по необходимости все приспособления - паровые или электрические. Большое судно не может жить без паров. Пары ему нужны для каждого ученья, для вращения башен для двигания больших орудий, для подачи больших снарядов, для заряжания минами подводных аппаратов и, наконец для вентиляции и освещения большого числа темных помещений и коридоров, куда естественный свет и воздух никогда не достигают. Сложилось общее убеждние что большое судно всегда должно иметь пары, и, с на якоре на самом безопасном рейде, на большом судне расходуют ежедневно от 6 до 12 т угля.
Судно в 3000 т может, стоя на якоре, обходиться паров ибо все его орудия, мины и пр. двигаются вручную. Что же касается ночного освещения жилых помещений, то теперь есть такие усовершенствованные лампы, которые вполне заменят электрическое освещение. Таким образом у малых судов не будет этого постоянного непроизводительного расхода топлива.
Сравнение безбронных боевых судов броненосцами и эскадренном бою. Приступая к рассмотрению вопроса о бое между большим броненосцем и безбронлыми судами, мы должны, по справедливости, предположить, что на каждый броненосец в 16000 т будет пять или по крайней мере четыре безбронных судна, а на 1 броненосец в 13000 т четыре или три таких судна. Могут однако же, сказать, что не всякий раз удается соединить 3 или 4 судна, где неприятель будет иметь одно. Хотя одиночные бои не могут иметь решительного влияния на исход войны, тем не менее мы разберем ниже и случаи одиночного боя.
Представим себе две эскадры: одна из 8 броненосцев в 13000 - 16000 т, другая из 32 безбронных судов в 3000 т. Преимущество в ходе будет на стороне безбронных судов, в следовательно, если обстоятельства невыгодные, то они могут уклониться от боя и, вызвать его тогда, когда это будет им выгодно. Предположим сражение на параллельных курсах. Эскадра в 8 броненосцев, имея промежутки в 2 кабельтова, при длине судов до 400 футов займет 2000 саж. На этих 2000 саж. поместится 15 безбронных судов в 300 футов длины, которые могут иметь промежутки в 100 саж. Если кильватерная колонна безбронных судов продвинется вперед на два промежутка, и прибавим к тому же, что задние 3 корабля могут принимать участие в стрельбе, то получим 20 безбронных судов, участвующих в деле против 8 броненосцев, причем головной броненосец будет иметь против себя три неприятельские судна, а концевой 5; все же остальные броненосцы будут иметь против себя по 2 безбронных судна.
Из приведенного расчета выходит, что из 32 судов лишь 20 вступили в бой, а остальные 12 или не участвуют в бою, или ведут медленный огонь с дальнего расстояния. Эти 12 судов составляют тот самый резерв, который так необходим во всяком сражении. Если какой-нибудь из броненосцев будет подбит и выйдет из линии, то мимо него пройдет весь резерв, который будет еще не ослаблен и может развить, полную силу огня. Два концевые безбронные судна должны отделиться, чтобы покончить с ним в то время, как остальные продолжают следовать за адмиралом. Если же безбронное судно (одно или несколько) выйдет из строя, то остальные прибавляют ход и смыкают линию, причем резерв сам собою входит в дело.
При контр-галсовой стрельбе обстоятельства будут еще более благоприятны для безбронных судов, ибо все они сразу войдут в дело и 8 броненосцам придется пройти под огнем 32 судов. На броненосцах уже будут потери в то время, как вновь вступающие в дело крейсера будут вполне готовы, чтобы развить полную силу огня в тот короткий промежуток времена, в который может продолжаться контр-галсовая стрельба.
Кроме артиллерии, в эскадренном сражении будут действовать и мины, которые выводят из строя и броненосцы и безбронные суда. Если от минной стрельбы с обеих сторон выбудет по два судна, то броненосная эскадра потеряет 1/4 своего судового состава, а безбронная эскадра лишь 1/16. Броненосная эскадра будет значительно ослаблена такой потерей, а безбронная едва ее почувствует. У последней лишь уменьшится до некоторой степени резерв.
Надо принять во внимание, что у обоих противников могут быть отряды миноносцев, которые в благоприятную минуту кинутся в атаку. Допустим, что они могут вывести из строя по 2 судна, и тогда у эскадры броненосцев останется лишь половинное число судового состава, тогда как в эскадре безбронных судов останется налицо 7/8 всего числа.
Сравнение броненосцев и безбронных судов в одиночном бою. Надо, однако разобрать и возможность одиночного боя. Для этого на рис. 58 изображен наружный вид броненосца в 13000 т, броненосного крейсера в 13000 т и безбронного боевого судна в 3000 т. Следующие таблицы показывают размеры поражаемых площадей всех трех перечисленных судов и живую силу их орудий у дула.
Из таблиц мы видим, что безбронное судно представляет цель в 5067 кв. футов, броненосец - в 14810 кв. футов, т. е. в 2,9 раза больше, а броненосный крейсер - 17341 кв.. фут, больше в 3,4 раза. При стрельбе с броненосца Мajestiс по броненосцу Belleisle считается, что было 30% попадания, но в бою условия не те, что на маневрах, и всеми авторитетами признается, что в бою 5% попадания. Надо думать, что мины Уайтхеда помешают быстрому сближению судов, а потому весьма вероятно, что в будущих сражениях в среднем будет 5% попадания. Если бы даже было 10% попаданий, то надо считать, что при размере цели в 3 раза больше и попаданий будет в 3 раза больше. Это дает крупное преимущество невысоким от воды и малым по размеру вообще безбрежным судам.
Калибр пушек | Число пушек | Живая сила всех пушек в 1 минуту | |
10" | 4 | 44764 | |
6" | 11 | 188452 | |
Покрыто броней 4" - 9" 3835 кв. фут. | 75 мм | 20 | 65700 |
Не покрыто броней 10975 кв. фут. | 47 мм | 20 | 28992 |
Всего 14810 кв. футов | 37 мм | 6 | 1159 |
Живая сила в футо-тоннах у дула: | Всего 329067 |
Калибр пушек | Число пушек | Живая сила всех пушек в 1 минуту | |
8" | 4 | 46728 | |
6" | 16 | 274112 | |
Покрыто броней 4" - 6" 2113 кв. фут. | 75 мм | 24 | 78840 |
Не покрыто броней 15228 кв. фут. | 47 мм | 12 | 17395 |
Всего 17341 кв. Фут. |
37 мм 3 пул. |
18 4 |
3478 1500 |
Живая сила в футо-тоннах у дула: | Всего 422113 |
Сопоставляя живую силу у дула трех сравниваемых судов, мы видим, что у безбронного судна 138424 ф.-т., у броненосца 329 067 ф.-т., т. е. в 2,4 раза больше, а у броненосного крейсера 422113 ф.-т, т. е. в 3 раза больше. Из сопоставления этих цифр с отношениями площадей цели мы видим, что броненосный крейсер получит несколько меньше поражений, чем нанесет сам, а броненосец получит несколько больше. При этом мы считаем, что количество поражений пропорционально количеству живой силы у дула. Можно перевычислить эту таблицу на 10 или 20 кабельтовых, т. е. ближнюю или среднюю дистанцию, и тогда получатся несколько иные цифры, но большой перемены не последует, и перемена эта будет невыгодна для броненосца и броненосного крейсера, ибо у них есть 37- и 47-мм пушки, отпадающие на 20 кабельтовых, тогда как у безбронного крейсера таких пушек нет.
К приведенному вычислению должна быть сделана еще одна поправка, а именно, в отношении площади броневого прикрытия. Поправка эта весьма крупная, ибо на броненосце 26% наружного борта покрыто бронею от 4" до 9", а у броненосного крейсера 12% покрыто бронею от 4" до 6". Если бы броня броненосца и броненосного крейсера была непроницаема для снарядов безбронного судна, то эти поправки пришлось бы ввести целиком. Но в действительности, большая часть брони на броненосце, а в особенности на броненосном крейсере, будет пробиваема артиллерией безбронного судна, а поэтому уменьшение поражения далеко не будет в размере 26 и 12%.
Чтобы быть беспристрастным, надо еще взвесить большие поражения, которые будут производить снаряды, разрывающиеся при ударе в тонкий борт. Если удар будет под углом меньше 15°, то снаряд даже среднего калибра вероятно не проникнет через тонкий борт. Так можно судить по опыту на полигоне, но при больших углах снаряды пройдут через тонкий борт и разрывы их причинят большие разрушения. На броненосце 32% команды находятся за тонким бортом, а каждый разорвавшийся снаряд может выводить из строя десятки людей. Все закрытые помещения при этом наполнятся густыми, удушливыми газами, которые пойдут всюду, что сильно затруднит ведение боя.
Совсем в иных условиях будет безбронное судно. На нем нет людей за тонким бортом, ибо все орудия и минные аппараты находятся на верхней палубе. Чтобы повредить что нибудь, надо попасть в предмет, а это трудно. Я видел китайский броненосец Chin-Jen, бывший в сражении при Ялу. На нем весь борт был испещрен пробоинами, но шесть мелких орудий, стоявших на юте, остались целы; 6" орудие в носовой башне также осталось целым, несмотря на то, что тонкая обшивка башни была на вылет пробита неразрывным снарядом. Помпы, брашпиль, стопора канатные и прочие предметы, стоявшие за тонким бортом остались целы, ибо неразрывные снаряды, которыми стреляли японцы, пронизывали борт, но не задевали отдельных предметов. Очевидно, в площади попадать не трудно, а в предметы трудно. На этом и основан главнейший расчет предлагаемого мною безбронного судна, у котоpoгo артиллерия помещена на Верхней палубе.
Орудия и прислуга на верхней палубе могут быть сильно поражаемы кусками сегментных снарядов и разрывом фугасных снарядов при дистанционных трубках. Куски сегментных снарядов будут пробивать тонкий борт, так что орудия, не прикрытые броней, от них не защищены. Осколки разрывных снарядов с сильно взрывчатым веществом не пробьют тонкого борта, и, следовательно, они более опасны для прислуги на верхней палубе, чем в закрытых помещениях.
С этим условием: надо считаться, и если бы стрельба в морском бою производилась, как при войнах сухопутных, где цель движется очень медленно, а часто и совершенно не движется, то опасность от разрывных снарядов с дистанционными трубками была бы весьма существенная. В действительности: морская стрельба в бою на дистанциях, быстро меняющихся, весьма неправильная, в особенности на качке, а потому попадания оцениваются лишь 5 %. Попадание с дистанционной трубкой требует не только простого попадания, но и своевременности разрыва самой трубки, ибо разрыв на 1/10 сек. раньше при фугасном снаряде ослабляет действие осколков в значительной степени. Не верится мне, чтобы дистанционные трубки в морском сражении дали особенно хорошие результаты, тем не менее стрельбе с дистанционными трубками, надо приписать известное значение.
Есть еще одно оружие, от которого тонкий борт защищает вполне, это - пулеметы, но, во-первых, даже на близких дистанциях в 10 кабельтовых они действуют, слабо, а главное, что у них не видно падения снаряда и, следовательно, нет возможности корректировать стрельбу. На тихой воде, в бинокль на 10 кабельтовых можно видеть всплески от пуль, но для этого нужно, чтобы стрелял один пулемет, а когда будет действовать артиллерия всего борта и все пулеметы, то рассмотреть всплески очень трудно. Если бы пулеметы могли в бою действовать так хорошо, как теоретически это кажется, то один пулемет в состоянии был бы положить на месте целый эскадрон, несущийся на «его в атаку, ранее, чем этот эскадрон успел бы приблизиться на пистолетный выстрел. На практике это не так, а, потому опасность от пулеметов не столь велика, как она может представляться.
На близком расстоянии однако же вступит в дело другое оружие, более сильное, а именно мины. Неприятели начнут обмениваться минными выстрелами, и в этом отношении безбронное судно, стреляющее по большой цели, имеет больший шанс на успех, чем броненосец или броненосный крейсер, стреляющий по цели меньшего размера.
Из приведенных рассуждений видно, что положение безбронного судна в 3 000 т борт о борт с большим броненосцем или броненосным крейсером далеко не безнадежно, и оно имеет свой шанс на успех. В этом, казалось бы очень неравном, состязании один: на один я предпочел бы быть на невысоком безбронном судне, у которого вся команда на глазах у начальника и боевая материальная часть во много раз проще, чем на большом, судне. Тут все под рукой, там все скрыто, тут все просто, там все сложно, а когда на броненосце из всех люков повалит дым от разрывных снарядов, которые будут взрываться в закрытых его помещениях, то командир будет чувствовать себя очень неспокойно.
В настоящем труде я защищаю следующие положения:
1) Бронирование и высокобортносгь несовместимы.
2) Высокобортность есть недостаток в боевом отношении, и нужно по возможности понижать надводный борт боевых судов.
3) Тонкий борт, не защищая находящихся за ним пушек и людей, причиняет разрыв неприятельских снарядов. Артиллерия и мины будут в большей безопасности на верхней палубе без бортов, чем за тонким бортом.
4) Каждое судно должно иметь полное сетевое заграждение, ибо это есть единственное средство против мин.
5) При минах — величина судна не есть сила.
6) Современные суда не испытаны в целом на стойкость и живучесть, а потому нет достаточно основания строить дорогостоящие большие суда. Можно иметь более обеспеченный успех с малыми судами при большем числе их.
7) Судно в 3000 т по ходу, району действия и силе наступательных и оборонительных средств наилучшим образом отвечает требованиям боевого корабля.
Чтобы принять вышеперечисленные положения, надо коренным образом перестроить мысль. Мне это пришлось сделать после особого изучения и исследования наступательных и оборонительных средств судов («Морской сборник», 1894 г., ± 6).
Было бы однако же крупным, успехом, если бы сделаны были хоть некоторые шаги в указываемом мною направлении, а именно:
1) Уменьшить размер броненосцев до 9000 т, понизив борт настолько, насколько это практически окажется возможным, и оставив принятый эскадренный ход.
2) Уменьшить размер броненосных крейсеров до 6000 т, употребив броню лишь для прикрытия некоторых пушек и уменьшив высоту надводного борта, насколько это возможно.
3) Усилить артиллерию на легких крейсерах в 3000 т, понизить их надводный борт и увеличить число их.
4) На всех трех родах судов артиллерию ставить или за броней достаточной толщины или на верхней палубе.
5) Всякое военное судно строить для войны и боя. Проектируя его, надо прежде всего иметь в виду эту цель, а потом уже все остальные качества, в том числе и ком форт, которому теперь отводится неподобающее место.