М. А. Богданов
Санкт-Петербург: "Гангут" 1991, №1
Сканирование и редактирование – Tsushima
Санкт-Петербург: "Гангут" 1991, №1
Сканирование и редактирование – Tsushima
В октябре 1914 г. Британское адмиралтейство, получив сведения о возможности проведения маневров германского флота Открытого моря на Балтике, направило для оказания помощи русскому флоту три подводные лодки: Е-1, Е-9 и Е-11. Е-1 и Е-9, благополучно пройдя Зунд, присоединились к Балтийскому флоту.
В ходе боевых действий английские подводники пришли к выводу о слабости торпедного вооружения своих лодок: лодка типа «Е» имела 4 — 5 торпедных аппаратов: 2 (у Е-1—1) носовых, 2 траверзных и 1 кормовой, запасных торпед не было. Стремясь в кратчайшие сроки усилить вооружение, англичане обратили внимание на аппараты Джевецкого-Подгорного, установленные на русских подводных лодках. Эти аппараты имели очевидные достоинства: простота конструкции, небольшая масса, отсутствие воздушного пузыря при выстреле, демаскирующего лодку. Кроме того, установка аппарата не требовала переделок в конструкции лодки.
Под влиянием всех этих факторов командиры английских подводных лодок в начале августа 1915 г. Обратились с ходатайством к командованию Балтийского флота об установке на каждой из лодок по два аппарата Джевецкого-Подгорного, и командующий флотом вице-адмирал Н. О. Эссен счел необходимым удовлетворить его. К его мнению присоединился и Морской генеральный штаб (МГШ). (Начальник МГШ вице-адмирал А. И. Русин обратился к морскому министру за разрешением начать немедленную установку торпедных аппаратов из числа заготовленных для лодок российского флота; оно было получено 10 августа 1915 г.
Аппараты предполагалось устанавливать поочередно, начиная с 25 августа, на все подводные лодки типа «Е» (в августе 1915 г. для усиления Балтийского флота прибыла Е-8). Первоначально предполагалось использовать торпедные аппараты из числа заказанных для перевооружения лодок типа «Касатка» заводу «Г. А. Лесснер» в Петрограде.
Первые два аппарата были присланы в Ревель (ныне Таллинн) 19 августа 1915 г. 26 августа штаб командующего Балтийским флотом сообщил, что установка аппаратов Джевецкого-Подгорного на английские подводные лодки должна производиться средствами порта Императора Петра Великого (Ревель) под руководством флагманского минного офицера дивизии подводных лодок старшего лейтенанта А. П. Левицкого.
При попытке установки присланных аппаратов выяснилось, что, пригнанные для лодок типа «Касатка», они не пригодны для английских подводных лодок. После этого Главное управление кораблестроения распорядилось о выделении для этой цели двух аппаратов со строящейся на заводе «Ноблесснер» подводной лодки «Пантера» (на которую предполагалось установить переделанные аппараты с лодок типа «Касатка» либо предъявить лодку к испытаниям с шестью аппаратами вместо восьми). Кроме этих двух аппаратов 12 сентября был выдан заказ заводу «Г. А. Лесснер» на изготовление аппаратов Джевецкого-Подгорного со сроком сдачи первой пары 12 ноября 1915 г.
Во время боевых походов лодок Е-1, Е-8 и Е-9 для английских подводников стали очевидны крупные недостатки установленных аппаратов, главным из которых было то, что при погружении на глубину более 20 м нарушалась герметичность торпед и они выходили из строя; кроме того, весьма важным недостатком признали и обмерза-ние торпед во время плавания, что также выводило их из строя. В результате командиры лодок отказались от дальнейших работ по установке аппаратов Джевецкого-Подгорного на вновь прибывающих лодках. Так неудачно закончилась попытка усилить вооружение английских подводных лодок, действовавших на Балтийском море во время первой мировой войны.