Операция “Цитронелла”
Сергей Патянин
Сергей Патянин
Статья предоставлена автором
О данной операции германского флота, имевшей место в сентябре 1943 года, имеются многочисленные упоминания, как в западной, так и в отечественной литературе. Прежде всего, она связывается с именем крупнейшего из участвовавших в ней кораблей – линкора “Тирпиц”. Однако, авторы, не затрудняя себя детальным описанием событий, довольствуются стандартными клише типа “бесполезная” и “неудачная”, а Л.М. Еремеев в своей знаменитой работе “Краткие итоги крейсерских операций германского флота” окрестил ее малопонятным термином “бумоперация”. Так что же произошло в сентябре сорок третьего на Шпицбергене?
К концу лета 1943 года на арктическом морском театре сложилась странная обстановка. В Альтен-фьорде под командованием адмирала Оскара Куммеца находилась мощная боевая группа - одно из самых многочисленных соединений Кригсмарине за всю войну: линейные корабли “Тирпиц” и “Шарнхорст”, тяжелый крейсер “Лютцов” и три флотилии эсминцев (13 единиц) под общим руководством контр-адмирала Эриха Бея. Наличие столь значительной группировки давало повод англичанам не возобновить проводку конвоев в Северную Россию до наступления полярной ночи, а также заставляло держать в северных водах авианосцы и линкоры Флота метрополии (командующий - адмирал Брюс Фрейзер), столь необходимые на Дальнем Востоке.
Хотя британский флот не предпринимал в тот период активных шагов, дела у немцев обстояли не так уж гладко. Последняя неудача в “новогоднем” бою с английской эскадрой привела в бешенство Гитлера, панически боявшегося потерять хотя бы один из крупных кораблей. И хотя он отменил свое решение о ликвидации надводного флота, любой выход в море стал возможен только с его личного разрешения, что сводило на нет инициативу командиров на местах. Ограничивал боевую активность и недостаток топлива. После произведенного в апреле похода двух линкоров и двух эсминцев к острову Медвежий боевая группа находилась в полном бездействии, лишь изредка корабли выходили в море для практических занятий. Уровень боевой подготовки экипажей постепенно снижался. Не лучшим образом отражалась на моральном состоянии моряков череда поражений на Восточном фронте и в Средиземноморье. В создавшихся условиях требовалось проведение пусть даже небольшой, но непременно успешной акции, что дало бы возможность отработать взаимодействие двух крупнейших кораблей германского флота и поднять дух личного состава. Такой операцией стал знаменитый рейд к Шпицбергену.
Чтобы понять, почему Руководство войной на море выбрало для своей “небольшой победоносной акции” именно этот объект, нужно проследить, как архипелаг оказался вовлечен в сферу вооруженной борьбы.
Территория расположенного в 400 морских милях севернее мыса Нордкап Шпицбергена превышает 62 км2, то есть на нем могли бы свободно разместиться такие европейские государства как Дания, Швейцария или Бельгия. Самый крупный остров архипелага – Западный Шпицберген. Залив Ис-фьорд вдается в остров с запада, почти перерезая его. Интересная особенность фьорда состоит в том, что он может не замерзать до января-февраля, а освобождается ото льда в мае-июне. Это явление, а также обнаруженные в районе Ис-фьорда обширные угольные месторождения предопределило промышленную колонизацию архипелага.
9 февраля 1920 года был подписан Парижский договор о Шпицбергене, согласно которому суверенитет над ним передавался Норвегии. Соглашение обязывало норвежцев не создавать на его территории военно-морских баз и укреплений и предписывало, что архипелаг и прилегающие к нему воды никогда не должны использоваться в военных целях. В 1925 году Норвегия официально включила Шпицберген в свой состав в качестве особого административного округа Свалбард. Угольные месторождения на архипелаге разрабатывались норвежскими и советскими шахтерами. Даже после оккупации Норвегии они продолжали добычу и отгрузку угля для своих стран. До начала боевых действий на советско-германском фронте на затерянные в Арктике острова не обращали внимания, затем же они приобрели поистине стратегическое значение.
В последний день июля 1941 года в Ис-фьорд вошел британский отряд под командованием контр-адмирала Вайена в составе легких крейсеров “Найджерия”, “Орора” и двух эсминцев. К тому времени Филип Вайен был одним из самых прославленных офицеров Королевских ВМС: за его плечами были операции по освобождению пленных с “Альтмарка” и участие в охоте за “Бисмарком”. Находившийся при отряде представитель норвежских вооруженных сил лейтенант Р. Тамбер был объявлен военным комендантом архипелага. Однако, уже 2 августа британские корабли покинули острова, забрав с собой 65 норвежских добровольцев, пожелавших сражаться на стороне союзников.
Но затем британское военное командование приняло решение о выводе из строя шахт и метеостанций на архипелаге и об эвакуации населения. Для выполнения этой задачи отряд контр-адмирала Вайена был дополнен шестью вспомогательными судами, крупнейшим из которых был лайнер “Эмпресс ов Канада”. 25 августа корабли снова появились в Ис-фьорде. Отряд прекрасно справился с поставленной задачей: ко 2 сентября с архипелага было эвакуировано 932 норвежца и 1955 советских шахтеров, сожжены все имеющиеся запасы угля - почти полмиллиона тонн, уничтожены шахты, метеостанция и захвачено два норвежских судна.
Дальнейшие шаги по “военизации” Шпицбергена предприняли немцы. После начала войны командование Кригсмарине ощутило острую нехватку метеоинформации, необходимой для составления долгосрочных прогнозов погоды при планировании операций в Северной Атлантике и Арктике. Использовать довоенные каналы оказалось невозможным, так как союзники стали шифровать сводки метеостанций. Чтобы поправить положение предпринимались попытки использования метеорологических судов и подводных лодок, но они оказались малоэффективными из-за возросшего противодействия британской авиации и флота (которым активно помогали американцы, формально не вступившие в войну с Германией). Так, в начале мая 1941 года был перехвачен траулер “Мюнхен”, производивший метеонаблюдение в Северной Атлантике, а спустя полтора месяца та же участь постигла “Лауэнберг”, причем в этот раз союзникам достались кодовые книги.
В связи с этим было решено развернуть сеть секретных метеостанций на полярных островах.
Об оставлении Шпицбергена немецкому командованию, считавшему, что архипелаг прекрасно подходит для этой цели, стало известно 9 сентября. Менее чем через месяц - 25 сентября - в районе Лонгйира с транспортного самолета Ju-52 была высажена группа метеорологов и радистов. Она просуществовала до мая следующего года. Вслед за ней на берегах Шпицбергена действовали группы “Почка” (“Бутон”), “Орешник”, “Крестоносец”, “Эспадон”. Кроме них работали метеорологические отряды на побережьях Гренландии, Земли Франца-Иосифа, острова Медвежий. За время войны только на Шпицбергене находилось 10 секретных германских метео- и радиостанций и научных экспедиций.
Чтобы воспрепятствовать использованию архипелага немцами англичане решили направить туда войска. Хотя первая попытка высадиться была сопряжена с потерями (14 мая 1942 года “Кондоры” 40-й эскадры потопили норвежский ледокол “Исбьерн” и шхуну “Селис”, на которых 13 человек погибло и 14 было ранено), к сентябрю 1943 года на островах находилось 152 норвежских солдата и 6 английских офицеров связи. Береговая оборона состояла из одного 102-мм, одного 57-мм, трех 37-мм и шести 20-мм орудий и автоматов. Для патрулирования прибрежной акватории имелось два небольших катера. Самое крупное орудие, снятое, кстати, с миноносца “Слейпнер”, было установлено на восточном входном мысе в Грён-фьорд, на берегу которого располагался Баренцбург. Мыс этот назывался Хееродден, и оттуда хорошо просматривался вход в Ис-фьорд.
В начале июня 1943 г. норвежский патруль совершил нападение на группу “Орешник” в Кросс-фьорде, уничтожив метеостанцию. Ответной мерой по плану командования группы “Норд” должна была стать набеговая операция с участием всей арктической боевой группы. Ей присвоили кодовое наименование “Цитронелла”. Разработанный в штабе группы “Норд” план предусматривал, что после обстрела побережья корабельной артиллерией на берег на берег должен был высадиться десант, которому ставилась задача разгромить гарнизон и сделать промышленный район непригодным для дальнейшего использования.
Силы, принимавшие участие в операции
Линейные корабли “Тирпиц” (капитан-цур-зее Майер; флаг адмирала О.Куммеца), “Шарнхорст” (капитан-цур-зее Хюффмайер).
Тяжелый крейсер “Лютцов” (капитан-цур-зее Штанге).
Эскадренные миноносцы “Z 31” (корветтен-капитан Альбертс; брейд-вымпел командира 4-й флотилии эсминцев капитана-цур-зее Йоханессона), “Z 27” (корветтен-капитан Шульц), “Z 29” (корветтен-капитан фон Мутиус), “Z 30” (корветтен-капитан Лампе), “Z 33” (корветтен-капитан Холторф), “Эрих Штайнбринк” (корветтен-капитан Тайхманн; брейд-вымпел командира 5-й флотилии эсминцев капитана-цур-зее Вольффа), “Ганс Лоди” (корветтен-капитан Маркс; брейд-вымпел командира 6-й флотилии эсминцев капитана-цур-зее Коте), “Карл Гальстер” (корветтен-капитан Хармсен), “Теодор Ридель” (корветтен-капитан Риде), “Фридрих Ин” (корветтен-капитан Фромме), “Пауль Якоби” (корветтен-капитан Шлипер).
Десант: 600 человек 349-го гренадерского полка.
В первых числах сентября германские береговые авиагруппы произвели полномасштабную разведку маршрута перехода и обследовали архипелаг. Вечером 6 сентября эскадра Куммеца в составе двух линкоров, крейсера и одиннадцати эсминцев вышла из Альтен-фьорда. Однако вскоре “Лютцов”, подтверждая свою репутацию невезучего корабля, вынужден был вернуться из-за неполадок в дизелях. В сопровождение ему были даны эсминцы “Пауль Якоби” и “Фридрих Ин”, у которых также возникли проблемы с котлами.
На борту шести эсминцев 5-й и 6-й флотилий находилось примерно по сотне гренадер. Например, на “Штайнбринке” разместились девяносто два десантника, а его палубу заняли два десантно-штурмовых катера и пара надувных лодок. Капитан-цур-зее Фридрих Коте не был удовлетворен задачей, поставленной эскадренным миноносцам. Он считал, что его 6-я флотилия дольше остальных находится в арктических водах и должна получить шанс отличиться в этой операции. Флотилии Рольфа Йоханессона, корабли которой имели более мощную артиллерию, в этом плане повезло больше, хотя за плечами ее комендоров не было столь солидного боевого опыта.
Путь к Шпицбергену прошел относительно спокойно, если не считать ложной тревоги, вызванной акустиками “Тирпица”, и мелкой аварии в машинном отделении “Лоди”. Вскоре после полуночи 8 сентября сигнальщикам открылся мыс Сёркап – южная оконечность Шпицбергена. В центре походного ордера германской эскадры грузно покачивались линкоры, эсминцы 4-й и 5-й флотилий двигались на траверзах, возглавляли колонну три корабля 6-й флотилии Коте. Обстреляв постройки бывшей норвежской метеостанции на мысе Линней, в 3 часа утра немецкие корабли вошли в Ис-фьорд, где разделились на две группы.
“Тирпиц” и 4-я флотилия эсминцев (“Z 31”, “Z 33”, “Z 29”) повернули направо, в Грён-фьорд, на берегу которого стоял Баренцбург. В их задачу входило оказание огневой поддержки. Сопротивления не ожидалось, однако артиллеристы норвежской батареи с мыса Хееродден (командир - фенрик Бовиц) открыли точный огонь по германским эсминцам. “Z 29” получил попадание 102-мм снаряда, убившего одного офицера и трех матросов, четверо моряков получили ранения. “Z 31” был поврежден огнем 37-мм и 20-мм автоматов (3 убитых, 1 раненый), а в корпусе и надстройках “Z 33” насчитали тридцать шесть пробоин. Потери его экипажа составили 3 убитых и 25 раненых. В отместку эсминцы обрушили на противника огонь 150-мм артиллерии. Главный калибр линкора в это время подверг обстрелу поселок. В течение получаса “Тирпиц” вел огонь по зданиям, угольным шахтам, цистернам с топливом, местам строящихся батарей и причальным сооружениям. Затем эсминцы 6-й флотилии высадили десант численностью около 300 человек на мыс Финнессет к северо-востоку от Баренцбурга. После этого “Гальстер” и “Ридель” вернулись к “Тирпицу”, организовав противолодочное охранение, а “Лоди”, израсходовавший более пятидесяти процентов топлива, пришвартовался к борту “Шарнхорста” и начал дозаправку.
Ударный отряд начал продвижение к объекту. Сопротивление было незначительным. После непродолжительного боя местный гарнизон, насчитывавший 84 человека, был рассеян и отошел вглубь острова. Погибло 4 человека во главе с командиром гарнизона лейтенантом Лидом, 33 получили ранения. Десант занял поселок и завершил его уничтожение. Уже спустя четыре с половиной часа после начала высадки, гренадеры вернулись на корабли. В 9:55 адмирал Куммец отдал приказ лечь на обратный курс.
“Шарнхорст” с тремя оставшимися эсминцами 5-й флотилии продолжил движение вверх по фьорду по направлению в Лонгйиру, где располагался второй по численности гарнизон под командованием капитана Вигтеля. Корабли обстреляли постройки на мысе Хотельнесет и высадили туда десант. Затем при поддержке пары бортовых “Арадо” линкор начал бомбардировку Лонгйира. Стрельба корабля, артиллеристы которого более года не имели боевой практики, по донесению командира - капитана-цур-зее Фридриха Хюффмайера, не выдерживала никакой критики. Тем не менее, для норвежского гарнизона нападение было совершенно неожиданным: наблюдения за морем они не вели, постоянной связи с Баренцбургом не поддерживали. Десант захватил поселок, сжег уцелевшие после обстрела постройки и взял группу пленных. К 11:00 “Шарнхорст” и его группа выполнили свою задачу. Как только эсминцы приняли десант на борт, корабли пошли на соединение с флагманом, по пути обстреляв постройки пустовавшего поселка Грумман.
Около полудня, обстреляв напоследок поселок Свердруп, германская эскадра покинула Шпицберген. Обратный путь прошел спокойно, хотя снова имел место ложный контакт с подводной лодкой. На этот раз “отличились” гидроакустики “Штайнбринка”. В ранние часы 9 сентября корабли миновали остров Медвежий и днем прибыли в Альтен-фьорд.
Операция не ограничилась походом линейных кораблей и эсминцев. В качестве вспомогательного был нанесен удар по руднику Свердрува, расположенному на берегу залива Бельсунн. С этим легко справилась единственная подводная лодка.
Говоря о “Цитронелле”, нельзя не отметить, что по количеству привлеченных сил она стала крупнейшей операцией, осуществленной германским военно-морским флотом в Арктике. (Более крупное корабельное соединение собиралось немцами лишь однажды - для участия в прерванном нападении на печально знаменитый конвой PQ-17.) И все же итоги операции оказались более чем скромными. Правда, норвежцы понесли существенные потери: 9 человек было убито, 49 ранено; 75 норвежцев и 4 английских офицера попали в плен. Таким образом, гарнизон Шпицбергена потерял более половины своего состава. Практически полностью были разрушены созданные с большим трудом в суровых арктических условиях промышленные и жилые постройки, метеостанции, уничтожено большое количество ценного оборудования. Но огромное численное превосходство не спасло немцев от весьма значительных собственных потерь: 7 солдат было убито и 131 ранен; три эсминца получили повреждения.
Несмотря на скудность результатов, явно несопоставимых с затраченными средствами, геббельсовская пропаганда широко афишировала эту акцию как операцию большого стратегического значения, многие участники получили “заслуженные” награды. Справедливости ради можно заметить, что поставленную задачу группа выполнила. Однако стратегическая цель операции достигнута не была - союзники не отказались от использования Шпицбергена. Скорее наоборот: уже спустя месяц после нападения на острова были переброшены дополнительный контингент и оружие. Норвежский гарнизон был усилен, и немецкие группы погоды, хотя и продолжали использовать архипелаг до конца войны, испытывали все возрастающее давление.
Для флагмана германской эскадры данная операция стала последним боевым походом. Он примечателен тем, что единственный раз линкор вел огонь из своих орудий главного калибра (заградительная зенитная стрельба – не в счет). Продолжения этому не последовало. Вскоре британские “миджеты” нанесут ему первый болезненный укол, за ним последуют многочисленные налеты авианосной авиации, пока, наконец, знаменитые “Дэмб Бастерз” не добьют смертельно раненого “Тирпица”.
Литература
1. Грановский Е., Морозов М. Германские эсминцы в бою. Ч.2. - Москва, 1995.
2. Еремеев Л.М. Некоторые итоги крейсерских операции германского флота. - М.-Л., 1946.
3. Зингер Е.М. Между полюсом и Европой. – М., 1981.
4. Печуров Л.В. Архипелаг Шпицберген: бои стратегического значения. // “Военно-исторический журнал”, 1995, № 1.
5. Руге Ф. Война на море 1939-1945. Пер. с нем. – Москва, 1957.
6. Fjarli E. Krigens Svalbard. - Oslo, 1979.
7. Hoel A. Svalbard. Svalbards historie 1596-1965. Bd.2. - Oslo, 1967.
8. Ingstad H. Landed med de kalde kyster. - Oslo, 1951.
9. Whitley M.J. Destroyer! German Destroyers in World War Two. – London, 1983.