Линейный корабль "Musashi"- 4 единицы
|
||||
Место постройки | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
"Mitsubishi", Нагасаки (Япония) | 29.03.1938 | 01.11.1940 | август 1942 | Погиб 24.10.1944 |
Графика:::
|
|||
Фотографии / Photos | Чертежи и схемы / Drawings |
Характеристика и оценка проекта
|
Линкоры типа "Yamato" - крупнейшие корабли Второй мировой войны и самые большие линкоры в мире. История создания этих линкоров восходит к 1934 г., когда Японией, покинувшей Лигу Наций, было принято принципиальное решение впредь игнорировать договоренности по ограничению морских вооружений. Отказ от соблюдения 35 000-т договорного водоизмещения для линкоров позволял японским конструкторам вернуться к идеям, положенным в основу кораблей программы "8 — 8": индивидуальное превосходство над любым линкором потенциального противника. При этом учитывался тот факт, что основной соперник на Тихом океане, США, при создании своих линкоров нового поколения будет вынужден ориентироваться на пропускную способность Панамского канала.
С 1934 по 1935 г. в Японии были подготовлены и рассмотрены 24 проекта нового линкора (водоизмещение от 49 000 до 68 000 т, скорость от 24 до 31 уз., артиллерия ГК — 410- или 460-мм орудия). Уже к октябрю 1935 г. в общих чертах определились основные характеристики будущего "Yamato": 9 460-мм орудий, скорость 27 уз., комбинированная дизель/ паротурбинная ЭУ, броневая защита — от огня 457-мм орудий. При подготовке детальных чертежей от идеи установки на корабли дизелей экономического хода отказались, поскольку замена столь крупных агрегатов в случае необходимости будет сопряжена с большими трудностями. После внесения изменений, касающихся перехода на чисто паротурбинную ЭУ, проект был окончательно готов в марте 1937 г. Корпус новых линкоров имел ряд интересных конструктивных решений: носовой бульб, снижающий волновое сопротивление (это позволило сэкономить около 15 000 л.с. мощности ЭУ); заметную седловатость палубы в районе носовых башен ГК. 460-мм артиллерия ГК размещалась в трех трехорудийных башнях, имевших самую толстую в истории мирового кораблестроения лобовую броню — 650 мм. Главный калибр дополняли 12 155-мм орудий в трехорудийных башнях (ранее они стояли на крейсерах типа "Mogami") и 6 х 2 127-мм зениток. Броневая защита проектировалась на обеспечение зоны неуязвимости под огнем 457-мм орудий в диапазоне 20 000 — 30 000 м и способность выдерживать попадание авиабомбы весом 1000 кг, сброшенной с высоты 15 000 футов (4572 м). Главный пояс по ватерлинии толщиной 410 мм и высотой около 5,8 м имел наклон наружу 20°. Траверсы толщиной 300 мм (носовой) и 270 — 300 мм (кормовой) стояли также под углом 25°. К нижней кромке главного пояса примыкала броневая противоторпедная переборка, на протяжении ЭУ опускающаяся до самого днища. Она также выполнялась наклонной, но под меньшим углом — 15°. В своей верхней части броневая переборка имела толщину 270 мм (напротив погребов боезапаса) или 200 мм (напротив ЭУ), утоньшаясь к нижней кромке до 75 мм. Горизонтальная защита состояла из главной палубы толщиной 200 — 230 мм, опирающейся на верхнюю кромку главного пояса. Ниже нее находилась тонкая (9 мм) противоосколочная палуба. Верхняя палуба толщиной 35 — 50 мм служила для взведения взрывателей бомб и, кроме того, защиты корпуса от повреждений при стрельбе собственной артиллерии ГК. Интересной особенностью стала 80-мм броневая палуба под погребами, предусмотренная для защиты от подводных взрывов. |
Служба
|
Заказ поступил в 1937 г. в рамках 3-й программы замещения флота. Осенью 1943 г. для усиления зенитного вооружения сняли бортовые 155-мм башни, которые предполагалось заменить на дополнительные 6x2 127-мм зениток. Такие установки не удалось набрать для "Musashi" и на их месте временно установили дополнительные 25-мм автоматы. Число последних на корабле постоянно увеличивалось: 36 (1943 г.), 54 (начало 1944 г.), 115 (апрель 1944 г.) и 130 (июль 1944 г.). 29 марта 1944 поврежден торпедой американской подводной лодки "Tunny", ремонт до конца апреля. 24 октября 1944 потоплен в море Сибуян американской палубной авиацией (получил от 10 до 12 торпедных и 17 бомбовых попаданий). |
Тактико-технические характеристики (на декабрь 1941 года)
|
|
Размерения: | |
Длина между перпендикулярами |
243,9 м |
Длина по ВЛ |
256 м |
Длина наибольшая |
263 м |
Ширина | 36,9 м |
Осадка |
10,4 м |
Водоизмещение: |
|
пустого |
59 163 тонн |
стандартное | 64 000 тонн |
нормальное на испытаниях |
67 123 тонн |
полное | 69 688 тонн |
максимальное боевое |
- |
Вооружение: | |
460мм/45 орудий | 3х3 |
155мм/60 орудий | 4х3 |
127мм/40 орудий | 6х2 |
25мм/60 автоматы |
8х3 |
13,2мм/65 пулемёты |
2х2 |
Авиационное вооружение |
2 катапульты, 7 гидросамолётов |
Бронирование: |
|
борт | 410 мм |
траверсы | 300 мм |
главная палуба |
200-230 мм |
верхняя палуба |
35-50 мм |
рубка | до 500 мм |
башни ГК |
до 650 мм |
барбеты ГК |
560 мм |
башни 155-мм орудий |
75-25 мм |
барбеты 155-мм орудий |
75 мм |
Механизмы: | 4 турбозубчатых агрегата, 12 паровых котлов Кампон; 150.000 л.с. |
Скорость хода: | 27,5 узлов |
Запас топлива: | 6300 тонн нефти |
Дальность плавания: | 7 200 миль на 16 узлах |
Экипаж: | 150 офицеров и 2200 нижних чинов |
Систершипы
|
При подготовке страницы использованы материалы:
- Дашьян А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии. Часть 1 // Морская Коллекция. М: "Моделист-Конструктор". 2004. №6
- Кофман В.Л. Японские линкоры Второй мировой войны. "Ямато" и "Мусаси" // Арсенал Коллекция. М: "Яуза". 2006