Линейный корабль "Yamato"

Линейный корабль Yamato
Линейный корабль "Yamato"- 4 единицы
Место постройки Заложен Спущен Укомплектован Судьба
Верфь ВМС, Куре (Япония) 04.11.1937 08.08.1940 декабрь 1941 Погиб 07.04.1945
Графика:::
Линейный корабль Yamato Фотографии / Photos Чертежи и схемы / Drawings Линейный корабль Yamato
Характеристика и оценка проекта
Линкоры типа "Yamato" - крупнейшие корабли Второй мировой войны и самые большие линкоры в мире. История создания этих линкоров восходит к 1934 г., когда Японией, покинувшей Лигу Наций, было принято принципиальное решение впредь игнорировать договоренности по ограничению морских вооружений. Отказ от соблюдения 35 000-т договорного водоизмещения для линкоров позволял японским конструкторам вернуться к идеям, положенным в основу кораблей программы "8 — 8": индивидуальное превосходство над любым линкором потенциального противника. При этом учитывался тот факт, что основной соперник на Тихом океане, США, при создании своих линкоров нового поколения будет вынужден ориентироваться на пропускную способность Панамского канала.

С 1934 по 1935 г. в Японии были подготовлены и рассмотрены 24 проекта нового линкора (водоизмещение от 49 000 до 68 000 т, скорость от 24 до 31 уз., артиллерия ГК — 410- или 460-мм орудия). Уже к октябрю 1935 г. в общих чертах определились основные характеристики будущего "Yamato": 9 460-мм орудий, скорость 27 уз., комбинированная дизель/ паротурбинная ЭУ, броневая защита — от огня 457-мм орудий. При подготовке детальных чертежей от идеи установки на корабли дизелей экономического хода отказались, поскольку замена столь крупных агрегатов в случае необходимости будет сопряжена с большими трудностями. После внесения изменений, касающихся перехода на чисто паротурбинную ЭУ, проект был окончательно готов в марте 1937 г.

Корпус новых линкоров имел ряд интересных конструктивных решений: носовой бульб, снижающий волновое сопротивление (это позволило сэкономить около 15 000 л.с. мощности ЭУ); заметную седловатость палубы в районе носовых башен ГК.

460-мм артиллерия ГК размещалась в трех трехорудийных башнях, имевших самую толстую в истории мирового кораблестроения лобовую броню — 650 мм. Главный калибр дополняли 12 155-мм орудий в трех­орудийных башнях (ранее они стояли на крейсерах типа "Mogami") и 6 х 2 127-мм зениток.

Броневая защита проектировалась на обеспечение зоны неуязвимос­ти под огнем 457-мм орудий в диапазоне 20 000 — 30 000 м и способность выдерживать попадание авиабомбы весом 1000 кг, сброшенной с высоты 15 000 футов (4572 м).

Главный пояс по ватерлинии толщиной 410 мм и высотой около 5,8 м имел наклон наружу 20°. Траверсы толщиной 300 мм (носовой) и 270 — 300 мм (кормовой) стояли также под углом 25°. К нижней кромке главного пояса примыкала броневая противоторпедная переборка, на протяжении ЭУ опускающаяся до самого днища. Она также выполнялась наклонной, но под меньшим углом — 15°. В своей верхней части броневая переборка имела толщину 270 мм (напротив погребов боезапаса) или 200 мм (напротив ЭУ), утоньшаясь к нижней кромке до 75 мм.

Горизонтальная защита состояла из главной палубы толщиной 200 — 230 мм, опирающейся на верхнюю кромку главного пояса. Ниже нее находилась тонкая (9 мм) противоосколочная палуба. Верхняя палуба толщиной 35 — 50 мм служила для взведения взрывателей бомб и, кроме того, защиты корпуса от повреждений при стрельбе собственной артиллерии ГК.

Интересной особенностью стала 80-мм броневая палуба под погребами, предусмотренная для защиты от подводных взрывов.

Служба

Заказ поступил в 1937 г. в рамках 3-й программы замещения флота.

Осенью 1943 г. для усиления зенитного вооружения с "Yamato" сняли бортовые 155-мм башни, которые предполагалось заменить на дополнительные 6x2 127-мм зениток (стало 12 х 2). Число 25-мм автоматов постоянно увеличивалось: 36 (1943 г.), 98 (апрель 1944 г.), 113 (июль 1944 г.), 150 (апрель 1945 г.).

25 декабря 1943 поврежден торпедой американской подводной лодки "Skate", ремонт до середины апреля 1944 г. В ходе сражения в заливе Лейте 24 — 26 октября 1944 поврежден американской палубной авиацией (3 бомбовых попадания), ремонт до конца года. 19 марта 1945 поврежден американской авиабомбой. 7 апреля 1945 потоплен американской палубной авиацией в 130 милях к юго-востоку от о. Кагосима (получил от 11 до 13 торпедных и 8 бомбовых попаданий).

Тактико-технические характеристики (на декабрь 1941 года)
Размерения:
Длина между перпендикулярами
243,9 м
Длина по ВЛ
256 м
Длина наибольшая
263 м
Ширина 36,9 м
Осадка
10,4 м
Водоизмещение:
пустого
59 163 тонн
стандартное 64 000 тонн
нормальное на испытаниях
67 123 тонн
полное 69 688 тонн
максимальное боевое
-
Вооружение:
460мм/45 орудий 3х3
155мм/60 орудий 4х3
127мм/40 орудий 6х2
25мм/60 автоматы
8х3
13,2мм/65 пулемёты
2х2
Авиационное вооружение
2 катапульты, 7 гидросамолётов
Бронирование:

борт 410 мм
траверсы 300 мм
главная палуба
200-230 мм
верхняя палуба
35-50 мм
рубка до 500 мм
башни ГК
до 650 мм
барбеты ГК
560 мм
башни 155-мм орудий
75-25 мм
барбеты 155-мм орудий
75 мм
Механизмы: 4 турбозубчатых агрегата, 12 паровых котлов Кампон; 150.000 л.с.
Скорость хода: 27,5 узлов
Запас топлива: 6300 тонн нефти
Дальность плавания: 7 200 миль на 16 узлах
Экипаж: 150 офицеров и 2200 нижних чинов
Систершипы

При подготовке страницы использованы материалы:

  • Дашьян А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии. Часть 1 // Морская Коллекция. М: "Моделист-Конструктор". 2004. №6
  • Кофман В.Л. Японские линкоры Второй мировой войны. "Ямато" и "Мусаси" // Арсенал Коллекция. М: "Яуза". 2006
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования