Линейный крейсер "Moltke"

Линейный крейсер Moltke
Линейный крейсер "Moltke" - 2 единицы
Место постройки Индекс Заложен Спущен Укомплектован Судьба
"Блом унд Фосс", Гамбург, Германия
G 07.12.1908 07.04.1910 30.09.1911 21.6.1919 затоплен экипажем
Графика:::
Moltke Фотографии / Photos Чертежи и схемы / Drawings Moltke
Характеристика и оценка проекта
Линейные крейсера типа "Moltke", по существу, являлись увеличенным на 3000 т крейсером "Von der Tann". При их со­здании особое внимание было обращено на обеспечение защиты артиллерии главного калибра. Так, тол­щина брони барбетов башен возросла со 170 до 265 мм. Главный броневой пояс соответ­ствовал поясу английских линейных кораблей вплоть до "Colossus" включительно. Кораб­ли имели хорошо защищенные оконечности и дымоходы. Кроме того, появилась 5-я башня, стрелявшая поверх кормовой. Одной из осо­бенностей крейсеров можно считать наличие двух рулей, расположенных один за другим. Ру­левые устройства находились в отдельных от­секах, что повышало боевую живучесть всей системы управления кораблем в целом. Недо­статком являлось диагональное расположение башен главного калибра.
Служба
Заложен - 7 декабря 1908 г. на верфи «Блом унд Фосс» (Гамбург) под индексом «G», строительный номер — 200.
Спущен на воду - 7 апреля 1910 г. Крестный - генерал Гельмут фон Мольтке-младший, начальник Большого генерального штаба Германской империи.
Принят флотом - 30 сентября 1911 г. Начаты испытания.
Введен в состав флота 31 марта февраля 1912 г.
Стоимость постройки 42 603 тыс.марок.
31 марта 1912 г. - вошел в состав 1-й Разведывательной группы вместо выведенного в резерв броненосного крейсера «Роон».
19 апреля 1912 г. – вошёл в состав образована специальная дивизия крейсеров под командованием контр-адмирала Робер-Пашвица.
11 мая - 24 июня 1912 г. – визит в США.
4-6 июля 1912 г. – визит в Либаву в качестве почетного эскортёра яхты с кайзера Вильгельма II для встречи с Николаем II.
9 июля 1912 г. – 23 июня 1914 г. - флагманский корабль командующего 1-й Разведывательной группой (флаг вице-адмирала Бахмана). В качестве флагманского корабля 1-й разведывательной группы «Мольтке» до лета 1914 г. принимал участие во всех учениях и маневрах флота Открытого моря.
Лето 1914 г. – планы по переводу «Мольтке» в Восточную Азию на смену «Шарнхорсту».
28 августа 1914 г. (после боя в Гельголандской бухте) – выход в погоню за отходящими английскими линейными крейсерами.
2-3 ноября 1914 г. — участие в обстреле Ярмута и Хартлпула,
15-16 декабря 1914 г.— обстрел Скарборо и Уитби. Получил попадание с береговой батареи одним 152-мм снарядом в район ватерлинии.
24 января 1915 г. – участвовал в бою у Доггер-банки "Мольтке". Повреждений не имел.
Март - май 1915 г. – участие в операциях в Северном и Балтийском морях.
Август 1915 г. - включен в состав морских сил Балтийского моря для действия в Рижском заливе, перешел в Балтийское море (3 августа 1915 г.).
19 августа 1915 г. - торпедирован подводной лодкой Е-1. Попадание в носовую часть правого борта: в носовой торпедный отсек и два смежных с ним отсека принято 435 т воды, погибло 8 человек экипажа. Линейный крейсер мог развить ход 15 узлов.
22 августа 1915 г. - 20 сентября 1915 г. - стал на ремонт в плавучий док верфи "Блом унд Фосс" в Гамбурге.
Сентябрь 1915 – май 1916 г. – операции в Северном море.
24-25 апреля 1916 г. - обстрел Лоустофта и Ярмута.
31 мая-1 июня 1916 г. – участие в Ютландском бою. Получил попадания пяти тяжелых снарядов (один 13,5“ и четыре 15“), несмотря на повреждения практически полностью сохранил боеспособность. В 22 ч. 05 м. вице-адмирал Хиппер перенёс флаг на "Мольтке". В ремонте с 7 июня по 30 июля 1916 г. на верфи "Блом унд Фосс".
14 августа 1916 г. – вернулся в строй.
18-20 августа 1916 г. - участие в походе флота к Сандерленду в качестве флагманского корабля 1-й разведывательной группы.
25-26 сентября 1916 г. - участие в составе сил прикрытия в операции 2-й флотилии эскадренных миноносцев во главе с капитаном 1 -го ранга Хейнрихом (на легком крей-сере "Регенсбург") и дошел до широты банки Терсхеллинг.
Сентябрь-октябрь 1917 г. – участвовал в операции «Альбион», десанте немецких войск в Балтийском море на острова Эзель, Моон и Даго в качестве флагманского корабля (флаг вице-адмирала Шмидта).
17 ноября 1917 г. - 19 апреля 1918 г. – операции в Северном море.
23-24 апреля 1918 г. участие в походе Флота Открытого моря по перехвату конвоев из Великобритании в Норвегию. 24 апреля на нем произошла тяжелая авария турбинной установки: с правого внутреннего вала сорвало винт, турбина правого борта, «пошла в разнос» и, прежде чем был перекрыт пар, сорвало передачу валопроворотного устройства, она повредила часть магистралей подачи воды охлаждения вспомогательного конденсатора и несколько трубопроводов и панель главного распределительного щита в отделении управления. Принято 1600 т воды. Засолились котлы. Корабль потерял ход. С 10 ч. 38 м. 24 по 17 ч. 40 м. 25 апреля крейсер вели на буксире. Далее «Мольтке» шёл под своими машинами.
25 апреля 1918 г. - в 19 ч. 37 м. в 40 милях к северу от Гельголанда крейсер был торпедирован английской подводной лодкой Е-42. 457-мм торпеда попала в корабль в районе машинного отделения левого борта. Через пробоину принято 1 760 т воды, скорость корабля до 3,5-4 узлов. 26 апреля «Мольтке» вернулся в Вильгельмсхафен.
30 апреля-9 сентября 1918 г. – ремонт повреждений на Государственной верфи в Вильгельмсхафене.
19 - 24 ноября 1918 г - перешёл в Скапа-Флоу согласно условий интернирования.
21 июня 1919 г. в 13 ч. 10 м. был затоплен в Скапа-Флоу своим экипажем.
Октябрь 1926 - июнь 1927 г. работы по подъёмы корабля.
16 июня 1927 г. - корпус отбуксирован в Лайнесс, где частично разобран.
18 мая 1928 г. – корпус «Мольтке» ввели в сухой док в Розайте, где в 1928-29 гг. окончательно разобрали.
Кораблём командовали
капитан цур зее фон Ман,
капитан цур зее фон Тихлер (сентябрь 1911 г. — январь 1913 г.),
капитан цур зее Левентцов (январь 1913 г.—январь 1916 г.),
капитан цур зее фон Карпф (январь 1916 г. — сентябрь 1916 г.),
капитан цур зее Гугас (сентябрь 1916 г. — декабрь 1918 г.),
корветтен-капитан Хюман и корветтен-капитан Ширмахер (врид в мае 1918 г. — сентябре 1918 г.),
капитан-лейтенант Крелингер (в период интернирования).
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
Размерения:
Длина 186,5 м
Ширина 29,5 м
Осадка
8,77 м
Водоизмещение:
нормальное 22 979 тонн
полное 25 400 тонн
Вооружение:
280мм/50 орудия 2х5
150мм/45 орудий 12
88мм/45 орудий
12
88мм/45 зен. орудий
4
Минно-торпедное вооружение: 4х1 500-мм подводных торпедных аппарата
Бронирование:
пояс до 270 мм
башни главного калибра до 230 мм
барбеты до 265 мм
казематы 150 мм
боевая рубка (носовая)
до 350 мм
боевая рубка (кормовая)
до 200 мм
палубы до 50 мм
Механизмы: паровые машины - 2 винта, 24 паровых котла, 85 720 л.с. = 28,4 уз.
Скорость: 28,4 узлов
Запас топлива: 3100 тонн
Дальность плавания: 4 400 миль (на 14 узлах) 2500 миль (на 22,5 узлах)
Экипаж: 1053 чел.
Систершип:

При подготовке страницы использованы материалы:
  • Ю.В.Апальков ВМС Германии 1914—1918 гг. Справочник по корабельному составу // Морская коллекция. № 3. 1996
  • Мужеников В.Б. Линейные крейсера Германии // Боевые корабли мира.- СПб. 1998
  • Alex CrieSSmer Grosse Kreuzer der Kaiserlichen Marine 1906-1918. Munchen, 1996
  • Gerhard Koop, Klaus-Peter ScmolkeDie Grossen Kreuzer Von der Tann bis Hindenburg. Bonn, 1998
  • Помощь в подготовке страницы оказал Максим Князев
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования