Линейный крейсер "Seydlitz" - 1 единица
|
|||||
Место постройки | Индекс | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
Blohm & Voss, Гамбург, Германия |
J | 04.02.1911 | 30.03.1912 | 22.05.1913 | затоплен 21.06.1919 |
Графика:::
|
|||
Фотографии / Photos | Чертежи и схемы / Drawings |
Характеристика и оценка проекта
|
Корабль построен по программе 1911 г. Являлся дальнейшим развитием линейных крейсеров типа "Moltke". Сохранив тот же состав вооружения и скорость хода, "Seydlitz" благодаря большему на 3000 т водоизмещению имел улучшенную систему защиты артиллерии ГК, увеличенный боезапас. Особое внимание было обращено на усиление защиты носовой оконечности корабля. Носовую башню смонтировали на полубаке. |
Служба
|
Заложен - 4 февраля 1911 г. на верфи «Блом унд Фосс» под индексом «J», строительный номер — 209. Спущен на воду - 30 марта 1912 г. Крестный - генерал-инспектор кавалерии фон Клейст Принят флотом - 22 мая 1913 г. Начаты испытания. Введен в состав флота 17 августа 1913 г. Стоимость постройки 44 685 тыс. марок. 31 августа 1913 г. – вышел на учения в составе 1-й Разведывательной группы флота Открытого моря. 23 июня 1914 г. – стал флагманом 1-й Разведывательной группы (флаг контр-адмирала Хиппера). Являлся флагманским кораблем до 26 октября 1917 г. (вступления в строй линейного крейсера «Гинденбург»), за исключение м Ютландского боя (флагманом был "Лютцов"). 2-4 ноября 1914 г. – поход в составе 1-й Разведывательной группы к восточному побережью Англии для прикрытия минной постановки и обстрела Ярмута. 15-16 декабря 1914 г. - набег на восточное побережье Англии. Обстрел Хартлпула совместно «Мольтке» и «Блюхером». Прикрытие минной постановки у Скарборо. «Зейдлиц» был обстрелян береговой батареей - три попадания 152-мм снарядами: мелкие повреждения, в экипаже – 1 раненый. 24 января 1915 г. – участвовал в бою у Доггер-банки. Тяжело повреждён тремя 13,5” снарядами: выгорели обе кормовые башни. Потери в экипаже 159 убитых, 33 раненых. 25 января–1 апреля 1915 г. - ремонт в доке Государственной верфи в Вильгельмсхафене. Апрель - май 1915 г. – участие в операциях в Северном и Балтийском морях. 3-21 августа 1915 г. – участие в операции по прорыву в Рижский залив. Сентябрь 1915 – май 1916 г. – операции в Северном море. 5 - 7 марта 1916 г. - набег на Хуфден, 21-22 апреля выход флота в район плавучего маяка Хорнс-риф, 24-25 апреля 1916 г. - обстрел Лоустофта и Ярмута. 24 апреля 1915 г., 15 ч. 48 мин. – подорвался на английской мине. Площадь пробоины – 95 кв.м. Затоплено часть внутренних отсеков – принято 1400 тонн воды. Крейсер сохранил 15-узловый ход и вернулся в Вильгерльмсхафен. 25 апреля – 25 мая 1916 г. - ремонт в доке Государственной верфи в Вильгельмсхафене. 31 мая-1 июня 1916 г. – участие в Ютландском бою. Тяжело повреждён. Получил попадания 22 тяжелых снарядов (восемь 12“, шесть 13,5“ и восемь 15“) и одно 533-мм торпедой. Крейсер фактически был полностью выведен из строя остался на плаву только благодаря грамотной работе борьбе дивизиона живучести под командованием корветтен-капитана Альвенслебена. Потери экипажа «Зейдлица» в Ютландском бою — 98 убитых и 55 раненых. 2 июня 1916 г – начата подготовка по постановке «Зейдлица» в док. 15 июня -1 октября 1916 г. - ремонт на Государственной верфи в Вильгельмсхафене. 4-5 ноября 1916 г. - боевой поход в район Датского полуострова. 17 ноября 1917 г. - 19 апреля 1918 г. – операции в Северном море. 23 апреля 1918 г. - принял участие в последнем походе флота Флота открытого моря. 19 - 24 ноября 1918 г - перешёл в Скапа-Флоу согласно условий интернирования. 21 июня 1919 г. - был затоплен собственным экипажем в бухте Скапа-Флоу. Декабрь 1926 г.- 2 ноября 1927 г. – операция по подъёму корпуса «Зейдлица» Ноябрь 1928–1930 г. – разборка корпуса в Лайнессе и Розайте. |
Кораблём командовали
|
капитан цур зее фон Эгиди (май 1913 г. — октябрь 1917 г.), капитан цур зее Тагерт (врид с октября 1917 г.), капитан цур зее фон Эгиди (ноябрь 1917 г.), капитан цур зее Тагерт (ноябрь 1917 г. — декабрь 1917 г.), капитан-лейтенант Брауер (в период интернирования). |
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
|
|
Размерения: | |
Длина наибольшая |
200,6 м |
Длина между перпендикулярами |
200 м |
Ширина наибольшая | 28,5 м |
Осадка при стандартном водоизмещении | носом - 9,3 м, кормой - 9,1 м |
Водоизмещение: |
|
нормальное | 24 988 тонн |
полное | 28 550 тонн |
Вооружение: | |
280мм/50 орудий образца 1910 г. |
2х5 (87 снарядов на орудие) |
150мм/45 орудий образца 1906 г. | 12 (160 снарядов на орудие) |
88мм/45 орудий образца 1906 г. |
12 (общий боекомплект 3400 выстрелов) / в 1914 г. - 10 |
88мм/45 зен орудий образца 1913 г. |
2 / установлены в 1914 г. |
Минно-торпедное вооружение: | 5х1 500-мм подводных торпедных аппарата (общий боекомлект 11 торпед) |
Бронирование: (см. схему) |
крупповская цемент. броня |
Борт | до 300 мм |
Верхний пояс | 150 мм |
Башни | лоб - 250 мм, борта - 200 мм, зад - 210 мм, кpыши - 70-100 мм, пол - 100-50 мм |
Барбеты | 230 мм - стенка (200-230 мм у носовой и кормовой башен) |
Казематы | 150 мм - батарея, продолжение в высоту верхнего пояса; 20 мм - орудийные щиты; 150 мм - переборки в оконечностях |
Палубы | главная палуба 30 мм (на скосах 50 мм), верхняя палуба 25 мм |
Рубка | носовая 350-250 мм, кpыша - 80 мм, коpмовая 200 мм и 50 мм |
противоторпедная переборка | 30-50 мм (в 4 м от борта) |
Механизмы: | 2 вала, паро-турбины, 27 паровых котлов типа Шульца-Торникрофта, 89 720 л.с. = 28,5 уз. |
Скорость: | 28,5 узлов |
Запас топлива: | нормальный - 984 тонн угля, полный - 3050 тонн угля + 200 тонн нефти |
Дальность плавания: | 2 280 миль на 23,7 уз. и 4 020 миль на 16,2 уз. |
Экипаж: | 43 офицера и 1024 нижних чинов |
При подготовке страницы использованы материалы:
- Мужеников В.Б. Линейные крейсера Германии // Боевые корабли мира.- СПб. 1998
- Alex CrieSSmer Grosse Kreuzer der Kaiserlichen Marine 1906-1918. Munchen, 1996
- Gerhard Koop, Klaus-Peter ScmolkeDie Grossen Kreuzer Von der Tann bis Hindenburg. Bonn, 1998
- Помощь в подготовке страницы оказал Максим Князев