Линейный крейсер "Von der Tann" - 1 единица
|
|||||
Место постройки | Индекс | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
"Блом унд Фосс", Гамбург, Германия |
F | 21.03.1908 | 20.03.1909 | 01.9.1910 | 21.6.1919 затоплен экипажем |
Графика:::
|
|||
Фотографии / Photos | Чертежи и схемы / Drawings |
Характеристика и оценка проекта
|
Корабль программы 1908 г. Первый германский линейный крейсер. Имел довольно надежную систему броневой защиты при сравнительно большой скорости хода. Одним из существенных недостатков считались диагональное расположение башен ГК и наличие промежуточного калибра артиллерии из 10 150-мм орудий. Кроме того, были слабо защищены башни 280-мм орудий и их погреба. |
Служба
|
Заложен - 21 марта 1908 г на верфи «Блом унд Фосс» (Гамбург) под индексом «F», строительный номер — 198. Спущен на воду - 20 марта 1909 года. Крестный - генерал от инфантерии Луитпольд, фрейерр фон унд цу дер Танн-Ратсамхаузен. Принят флотом - 1 сентября 1910 г. Начаты испытания. Введен в состав флота 19 февраля 1911 г. Стоимость постройки 36 523 тыс.марок. 20 февраля 1911 г. - 6 мая 1911 г. - заграничный поход в Южную Америку. Стоянка в Рио-де-Жанейро с 14 по 23 марта 1911 г. 8 мая 1911 г. - вошел в состав 1-й разведывательной группы, заменив ушедший в Восточную Азию броне¬носный крейсер "Гнейзенау". В ее составе он находился всю войну. 20 - 29 июля 1911 г. - принимал участие в морском параде на Спитхедском рейде. С 31 июля 1914 г. в резерве группы сторожевого охранения на линии Вангерооге - Гельголанд - Эйдер, состоявшей из легких крейсеров "Майнц", Штральзунд" и 6-й флотилии миноносцев. 28 августа 1914 г. (после боя в Гельголандской бухте) – выход в погоню за отходящими английскими линейными крейсерами. 2 - 3 ноября 1914 г. — участие в обстреле Ярмута и Хартлпула, 15 - 16 декабря 1914 г.— обстрел Скарборо и Уитби. В бою у Доггер-банки участия не принимал, так как находился в текущем ремонте. Март - май 1915 г. – участие в операциях в Северном и Балтийском морях. Август 1915 – участвовал попытке прорыва немецкого флота в Рижский залив. Совместно с крейсером "Кольберг" 10 августа обстрелял береговую батарею на острове Утэ. Получил одно попадание снарядом ка¬либра 152 мм в переднюю дымовую трубу – повреждения минимальные, экипаж потерь не имел. Во время обстрела имел перестрелку с броненосным крейсером «Громобой» и миноносцами. Сентябрь 1915 – май 1916 г. – операции в Северном море. 5 - 7 марта 1916 г. - набег на Хуфден, 17 апреля поход на север, 21-22 апреля выход флота в район плавучего маяка Хорнс-риф, 24 - 25 апреля 1916 г. - обстрел Лоустофта и Ярмута. 31 мая - 1 июня 1916 г. – участие в Ютландском бою. Получил попадания четырёх снарядов (по два 13,5“ и 15“). Ремонт в доке Государственной верфи в Вильгельмсхафене со 2 июня по 29 июля 1916 г. (однако башня «Антон» периодически выходила из строя, работы закончены к августу 1917 г.). Август 1916 – май 1917 г. – походы в Северное море (18-19 августа, 25-26 сентября, 18-19 23-24 октября 1916 г. и 23-24 марта 1917г. С 6 октября 1916 г. 2-й флагманский корабль 1-й Разведывательной группы (флаг контр-адмирала Бедикера). 1918 год – участвовал в походах 23-24 апреля и 8-9 июня. Окончание войны встретил на рейде Шиллинг. 19 - 24 ноября 1918 г - перешёл в Скапа-Флоу согласно условий интернирования. 21 июня 1919 г. в 14 ч. 15 м. был затоплен в Скапа-Флоу своим экипажем. В декабре 1930 г. поднят, отбуксирован в Лайнесс. Разобран на металл в Розайте в 1931 -34 гг. |
Кораблём командовали
|
капитан цур зее Мишке (сентябрь 1910 г. — сентябрь 1912 г.), капитан цур зее Ган (сентябрь 1912 г.— февраль 1916 г.), капитан цур зее Ценкер (февраль 1916 г.— апрель 1917 г.), капитан цур зее Момзен (апрель 1917 г. — июль 1918 г.), капитан цур зее Фельдман (июль 1918 г. — декабрь 1918 г.), капитан-лейтенант Волланке (в период интернирования). |
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
|
|
Размерения: | |
Длина | 171,7 м |
Ширина | 26,6 м |
Осадка |
8,91 м |
Водоизмещение: |
|
нормальное | 19 370 тонн |
полное | 21 300 тонн |
Вооружение: | |
280мм/45 орудия | 2х4 |
150мм/45 орудий | 10 |
88мм/45 орудий |
16 |
88мм/45 зен. орудий |
4 |
Минно-торпедное вооружение: | 4х1 450-мм подводных торпедных аппарата |
Бронирование: | |
пояс | до 250 мм |
башни главного калибра | до 230 мм |
барбеты | до 170 мм |
казематы | 150 мм |
боевая рубка (носовая) |
до 250 мм |
боевая рубка (кормовая) |
до 200 мм |
палубы | до 50 мм |
Механизмы: | паровые машины - 2 винта, 18 паровых котлов, 79 000 л.с. = 27,4 уз. |
Скорость: | 27 узлов |
Запас топлива: | 2800 тонн |
Дальность плавания: | 4 400 миль (на 14 узлах) 2500 миль (на 22,5 узлах) |
Экипаж: | 923 чел. |
Помощь в подготовке страницы оказал Максим Князев