Эскадренный броненосец "Henri IV" - 1 единица
|
||||
Место постройки | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
Arsenal de Cherbourg, Нормандия, Франция |
15 июля 1897 г. | 23 августа 1899 г. | сентябрь 1903 г. | Исключен в 1921 г. |
Графика:::
|
|||
Фотографии / Photos | Чертежи и схемы / Drawings |
Характеристика и оценка проекта
|
Корпус корабля имел высоту надводного борта всего 1,2 м за исключением носовой оконечности, где имелся высокий полубак, плавно переходящий в узкую двухъярусную надстройку. Ее нижний ярус – условно «верхняя палуба» – заканчивался за кормовой башней главного калибра, а верхний – «палуба полубака» – перед ней. Еще выше располагался еще один уровень – «палуба надстройки» или «шлюпочная палуба», начинавшийся перед носовой башней и заканчивавшийся позади грот-мачты. Благодаря этому «Анри IV» сочетал, казалось бы, несовместимые элементы: низкий надводный борт в средней части и неплохую мореходность. Метацентрическая высота достигала 1,8 м. Корабль нес «боевую» фок-мачту и легкую грот-мачту.
Броневой пояс из гарвеевской стали простирался почти на всю длину корпуса, лишь слегка не доходя до ахтерштевня и замыкаясь перед ним 100-мм траверсной переборкой. Он поднимался над ватерлинией на 1,2 м и уходил под воду на 1,3 м. В средней части его толщина достигала 280 мм с утончением до 180 мм к нижней кромке, а в оконечностях – 180 мм с утончением до 75 мм. Над главным располагался верхний пояс, имевший на большей части толщину 100 мм. Он также начинался от форштевня, переходил на нижний уровень надстройки и заканчивался в 9 метрах от ее кормового среза, где замыкался 75-мм траверсной переборкой, образовывавшей заднюю стенку каземата средней артиллерии. Его высота составляла 2 м, но в носу увеличивалась до 4 м. Броневая палуба, опиравшаяся на верхнюю кромку главного пояса, в средней части имела толщину 60 мм, но в оконечностях она уменьшалась до 30 мм. Палуба, расположенная уровнем ниже, имела толщину 20 мм у продольной оси корабля, увеличиваясь до 35 мм к бортам, где закруглялась, на доходя примерно 0,9 м до наружной обшивки, и плавно переходила во внутренний настил двойного дна. Тем самым образовывался необычный клетчатый слой между броневыми палубами, а также несколько небольших водонепроницаемых отделений, формирующих некоторое подобие противоторпедной защиты. Высота оси цапф 274-мм орудия носовой башни над ватерлинией составляла 9 м, кормовой – 4,2 м. Из семи 138-мм орудий четыре располагались на верхней палубе в каземате, защищенном броней толщиной 115-75 мм и имевшем 160-мм подачные трубы; два – палубой выше, в установках со щитами; еще одно – в башне со 115-мм бронированием, расположенной над кормовой башней главного калибра. Это был первый случай размещения башен одна над другой на боевом корабле, причем в данном случае отзывы об этом были негативными, так как ствол 138-мм орудия оказался слишком коротким и не перекрывал смотровые колпаки 274-мм башни. |
Служба
|
Корабль был приписан к Средиземноморскому Эскадрону.В Средиземном море находился до начала Первой Мировой войны; к этому времени он уже сильно устарел, но все ещё считался хорошо пригодным для прибрежной службы и защиты портов. В 1914 году корабль стоял в Бизерте, защищая порт на случай нападения немецких или австрийских рейдеров. В ноябре 1914 года две его 138-мм пушки были сняты с верхней палубы и отправлены в Сербию, для усиления сражавшегося там экспедиционного корпуса.
В 1915 году был включен в состав нового Сирийского Эскадрона, который должен был поддерживать с моря действия против турецких позиций в Сирии. Однако прежде чем корабль был введен в кампанию, было решено передать его в состав французской эскадры, осуществлявшей атаку на Дарданеллы, для замены потопленного броненосца «Bouvet». В Дарданеллах осуществлял огневую поддержку отвлекающей французской высадки на Азиатском Берегу, бомбардируя форт Кум-Кале, и в течение месяца оказывая поддержку сражающимся войскам. Он был восемь раз поражен турецкими снарядами, но из-за малых размеров и хорошей защиты не получил сколь-нибудь значимых повреждений. После Дарданелл, корабль вошел в состав вспомогательного дивизиона (активного резерва) 3-ей эскадры линейных кораблей французского флота. В 1916 годуон поддерживал французские экспедиционные войска в Египте, и активно оперировал до 1918 года, когда он был переведен в Таранто и переквалифицирован в учебный корабль. Исключен из состава флота в 1921 г. |
Кораблём командовали
|
В разработке! |
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
|
|
Размерения: | |
Длина между перпендикулярами | 102,1 м |
Длина по ватерлинии | 108,0 м |
Длина наибольшая | 111,0 |
Ширина наибольшая |
22,2 м |
Осадка | 7,0 м |
Водоизмещение: | |
Полное | 8 807 тонн |
Вооружение: |
|
274-мм/40 орудия М1893/96 |
2х1 |
138-мм/45 скорострельных орудия М1893 |
7 |
47-мм скорострельных пушки Гочкиса |
12 |
37-мм скорострельных пушки Гочкиса |
2 |
Минно-торпедное вооружение: | 2х1 450-мм подводных торпедных аппарата |
Бронирование: | |
пояс | 280-75 мм мм |
верхний пояс |
100-75 мм |
башни | 300 мм |
барбеты |
240 мм |
средняя артиллерия |
115-75 мм |
боевая рубка |
240 мм |
Механизмы: | 3 вертикальных паровых машины тройного расширения, 12 котлов Никлосса, мощность 11 000 инд. л.с |
Скорость: | 17 узлов (проектная) |
Запас топлива: | угля – 725 тонн (нормальный), 1080 тонн (полный) |
Дальность плавания: | 5000 миль 10-узловым ходом |
Экипаж: | 464 чел. |
При подготовке страницы использованы материалы:
- Публикация "Забытые" броненосцы (ч.11) от 05.12.2021 г. https://sergiovillaggio.livejournal.com/985030.html