Бронепалубный крейсер "Диана" - 3 единицы
|
||||
Место постройки | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
Санкт-Петербург, Галерный остров |
04.06.1897 | 12.10.1899 | 21.12.1901 | продан в 1922 на металл |
Графика:::
|
|||
Фотографии / Photos |
Чертежи и схемы / Drawings |
Характеристика и оценка проекта
|
Крейсера типа "Паллада" заказаны в рамках Судостроительной программы 1895 года. По конструкции - бронепалубные крейсера. Предназначались для выполнения функций крейсеров-разведчиков и борьбы с торговым судоходством противника на сравнительно небольшом удалении от баз. Являлись развитием проекта под девизом "Порт Дуэ" И.Г. Бубнова и Л.Л. Коромальди, победившего на конкурсе, объявленном Морским ведомством в 1894 году. |
Служба
|
27.04.1896 г. - зачислен в списки судов флота июль 1896 г. - начало работ 23.05.1897 г. - официальная закладка. 30.09.1899 г. - спуск на воду. 10.12.1901 г. - вошел в строй. 27.04.1896 г. -зачислен в 17-й флотский экипаж. 23.06.1896 г. - зачислен в I ранг судов флота. 17.10. 1902 г. - вышел из Кронштадта на Дальний Восток в составе эскадры под командованием контр-адмирала Э. А. Штакельберга. 8.04.1903 г. - прибыл в Нагасаки и поступил в распоряжение российского посланника в Корее А. И. Павлова. 24.04.1903 г. - прибыл в Порт-Артур, через несколько дней ушёл в Чемульпо, чтобы доставить туда Павлова. Май 1903 г. - участвовал в учебных плаваниях эскадры. 1.06.1903 г. - выведен в вооружённый резерв. Сентябрь 1903 — участвовал в маневрах эскадры. 1.11.1903 г. - выведен в вооружённый резерв. В ночь с 26 на 27 января 1904 г. - находился на дежурстве на внешнем рейде Порт-Артура. 28.07.1904 г. - участвовал в бою в Жёлтом море, ушёл в Сайгон, где 11.08.1904 г. был интернирован местными властями до 7.12.1905 г. В 1906 г. - крейсер прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов с заменой водогрейных трубок в котлах на Балтийском судостроительном заводе, после чего вошёл в состав Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. 01.01.1907 г. - перечислен во 2-й флотский экипаж. 09.10.1907 г. - перечислен в гвардейский экипаж. 16.12.1907 г. - перечислен во 2-й флотский экипаж. В 1907-1909 гг. - перевооружён (количество 6 орудий доведено до десяти). 10.08.1909 г. - зачислен в состав особого отряда судов, назначенных для плавания с корабельными гардемаринами. 01.05.1911 г. - зачислен в состав бригады крейсеров 1-го резерва. 27.05.1911 г. - на время капитального ремонта перечислен в разряд ремонтирующихся судов. В 1912-1914 г. - прошёл капитальный ремонт на Балтийском судостроительном заводе (установлены новые котлы, перебраны главные механизмы, установлены десять 130/55 орудий образца 1913 года с соответствующей переделкой артпогребов механизмов подачи. С осени 1914 г. - в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского моря участвовал в операциях на коммуникации противника, нес дозорную службу, прикрывал действия легких сил Балтийского флота. В 1916 г. - участвовал в обороне Рижского залива. 16.06.1916 г. - отряд в составе «Громобоя», «Дианы» и пяти эсминцев получил задачу затруднить транспортное сообщение противника в Норчепингской бухте. В 2 ч 30 мин ночи отряд столкнулся с 8 миноносцами противника. После второго залпа русских крейсеров один из германских миноносцев выпустил в сторону русских кораблей две торпеды: одна пересекла их кильватерный строй между «Громобоем» и «Дианой», другая пошла прямо в корму «Дианы», что вынудило крейсер уклониться. После третьего залпа головной миноносец противника повернул вправо на 8 румбов и начал прикрывать дымовой завесой следующие за ним корабли. После четвертого залпа в надстройках второго миноносца заметили крупную вспышку то ли от взрыва, то ли от пожара, после чего германские корабли быстро скрылись за дымовой завесой. За время боя «Громобой» израсходовал 37 203-мм и 113 152-мм снарядов, а «Диана» — 103 130-мм. 3.03.1917 г. - начались расправы над офицерами: матросы убили старшего офицера крейсера капитана 2 ранга Б. Н. Рыбкина и тяжело ранили старшего штурмана лейтенанта П. П. Любимова. 30.09.1917-6.10.1917 г. - участвовал в Моонзундской операции. 7.11.1917 г. - вошёл в состав Красного Балтийского флота. 4.01.1918-9.01.1918 г. - перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт. Май 1918-9.11.1922 гг. - находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. 130-мм орудия крейсера были сняты и отправлены в Астрахань для установки на вспомогательных крейсерах Астрахано-Каспийской военной флотилии. 1.06.1922 г. - продан совместному советско-германскому акционерному обществу «Деруметалл» как металлолом. Осень 1922 г. - отбуксирован в Германию для разборки. 21.11.1925 г. - исключен из состава РККФ. *Все даты приведены по старому стилю |
Кораблём командовали
|
капитан 1 ранга Е.Е.Шарон (13.01.1897 - 26.01.1898); капитан 1 ранга М.Г.Невинский (26.01.1898 - 22.03.1899); капитан 1 ранга К.Б.Михеев (22.03.1899 - 06.12.1899); капитан 1 ранга В.К.Залесский 1-й (06.12.1899 - 05.01.1904); капитан 1 ранга Н.М.Иванов 1-й (05.01.1904 - 11.05.1904); капитан 1 ранга А.А.Князь Ливен 1-й (11.05.1904 - 23.01.1906); капитан 1 ранга П.В.Колюпанов (23.01.1906 - 05.11.1907); капитан 1 ранга А.К.Гирс 1-й (05.11.1907 - 17.12.1907); капитан 1 ранга И.В.Студницкий (17.12.1907 - 10.08.1909); капитан 1 ранга Ф.А.Вяткин (10.08.1909 - 09.09.1911); капитан 1 ранга В.В.Шельтинга 1-й (09.09.1911 - 29.06.1915); капитан 2 ранга, капитан 1 ранга М.В.Иванов 7-й (29.06.1915 - 19.05.1917); старший лейтенант, капитан 2 ранга П.П. Феодосьев 1-й (19.05.1917 - 1918); бывший лейтенант А.А. Остроградский (1918) *Все даты даются на основании Высочайших приказов, реальные даты вступления в командование могли отличаться на несколько дней. |
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
|
|
Размерения: | |
Длина между перпендикулярами |
122,0 м |
Длина по ВЛ |
123,5 м |
Длина наибольшая |
126,8 м |
Ширина максимальная |
16,76 м |
Осадка |
6,4 м |
Водоизмещение: | |
проектное нормальное |
6.731 тонн |
полное | 6.932 тонн |
Вооружение: | |
152мм/45 орудий |
8х1 (боекомплект - 176 снарядов на орудие) |
75мм/50 орудий |
24х1 (боекомплект - 260 снарядов на орудие) |
37мм/23 орудий |
8х1 |
63,5мм/19 дес. орудий |
2х1 |
Минно-торпедное вооружение: | 1х1 381-мм надводный и 2х1 381-мм подводный торпедных аппарата |
Бронирование: | ник. сталь |
рубка | 152/51 мм |
подача и кожухи котельных отделений | 38 мм |
палуба | 38-63 мм (скосы) |
Механизмы: | 3 вала ВТР, 24 котла Бельвиля; 11.610 = 20 уз./испытания: 12.200 = 19,0 уз. |
Скорость: | 19 узлов |
Запас топлива: | 800 / 972 тонн |
Дальность плавания: | 3.700 (10 узлов) |
Экипаж: | 20 офицера 550 нижних чинов |
Систершипы
|
|
|
|
Из библиотеки сайта
|
|
|
При подготовке страницы использованы материалы:
- Крестьянинов В.Я Крейсера Российского Императорского флота 1856-1917 гг. Часть 1. СПб: "Галея Принт". 2009.
- Помощь в подготовке страницы оказал Антон Николаевич Денисов (список командиров и историческая справка).