Броненосный крейсер "Баян" - 4 единицы
|
||||
Место постройки | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
Ла Сейн, Тулон, Франция |
12.1898/26.06.1899 | 30.05.1900 | 04.1903 | 8.08.1932 потоплен как мишень |
Графика:::
|
|||
Фотографии / Photos | Чертежи и схемы / Drawings |
Характеристика и оценка проекта
|
Французский проект эскадренного броненосного крейсера с башенной артиллерией главного калибра, хорошей защитой и скоростью хода. После войны по этому проекту в России были построены еще 3 аналогичных корабля. |
Служба
|
22.07.1903 г. - участие в генерал-адмиральском смотре. 26.07.1903 г. - участие в императорском смотре, в тот же день вышел вместе с броненосцем «Ослябя» в Средиземное море на соединение с броненосцами «Цесаревич» и «Император Николай I». 25.09.1903 г. - покинул Средиземное море, направился на Дальний Восток. 27.09.1903 г. – прибыл в Порт-Саид. 30.09.1903 г. – прибыл в Суэц. 8.10.1903 г. – прибыл в Джибути. 21.10.1903 г. – прибыл в Коломбо. 28.10.1903 г. – прибыл в Сабонг. 19.11.1903 г. – прибыл в Порт-Артур. 30.11.1903 г. - приказом начальника эскадры № 984 зачислен в ее состав. 25.01. 1904 г. - отбыл на дежурство, где и встретил нападение японцев на корабли эскадры. 27.01.1904 г. – участвовал в дневном бою с японскими главными силами, получил до десяти попаданий 6" снарядов (погибло 4 матроса, ранено 35). 31.01.1904 г. - вышел на помощь подбитому и потерявшему ход миноносцу «Страшный». Принял бой с отрядом из шести японских крейсеров. 24.04.1904 г. - сняты для установки на батарею литер «В» четыре 75-мм пушки. 10.06.1904 г. - под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Рейценштейна участвовал в эскадренном выходе в море для генерального сражения с японской эскадрой. 26.06.1904 г. - под брейд-вымпелом Рейценштейна возглавил отряд, включавший броненосец «Полтава», крейсера и миноносцы, который обстрелял занятые японцами высоты в бухте Тахо. 14.07.1904 г. - возглавлял отряд в составе броненосца «Ретвизан» и «Полтава», крейсеров «Новик» и «Аскольд», 3 канонерских лодок и 7 миноносцев, вышедший в бухту Тахо для обстрела японских позиций. На входе в гавань «Баян» правым бортом задел мину, получив пробоину длиной почти 10 метров у бокового киля, в результате чего были затоплены первая кочегарка, две угольные ямы и правый бортовой коридор. Командование эскадры перед вводом крейсера в док решило полностью его разоружить. В дальнейший период корабль так и не вышел в море. 26.11.1904 г. - после попадания японских 11-дюймовых снарядов крейсер, наполнившись водой, с 15-градусным креном на левый борт всем корпусом лег на грунт Восточного бассейна. В ночь на 20.12.1904 г. крейсер был взорван. 7.08.1905 г. – вышел из гавани Порт-Артура в Японию поднятый со дна крейсер. 22.08.1905 г. - включен в состав японского флота под именем «Азо». В 1906-1908 гг. - прошел восстановительный ремонт в Майдзуру, получив новые котлы Миябара и орудия Виккерса. В 1913 г. - башенные 8" установки крейсера были сняты и заменены на палубные 6" орудия с длиной ствола в 50 калибров. В 1921-1922 гг. - переоборудован в минный заградитель (420 мин). В 1930 г. - исключили из списков флота и превратили в блокшив. 8.08.1932 г. - корпус крейсера был расстрелян в качестве мишени тяжёлым крейсером «Миоко». *Все даты приведены по старому стилю |
Кораблём командовали
|
Капитан 1 ранга Р.Н. Вирен (25.02.1902 - 24.08.1904). Капитан 2 ранга Ф.Н. Иванов 6-й (24.08.1904 - 26.11.1904). |
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
|
|
Размерения: | |
Длина между перпендикулярами |
135,0 м |
Длина наибольшая |
137,0 м |
Ширина максимальная |
17,6 м |
Осадка |
6,5 м |
Водоизмещение: | |
проектное нормальное |
7802,625 тонн |
полное | 8237,7 тонн |
Вооружение: | |
203мм/45 орудий | 2х1 (боекомплект - 100 снарядов на орудие) |
152мм/45 орудий |
8х1 (боекомплект - 150 снарядов на орудие) |
75мм/50 орудий |
20х1 (боекомплект - 300 снарядов на орудие) |
47мм/43 орудий |
8х1 |
37мм/23 орудий |
2х1 |
63,5мм/19 дес. орудий |
2х1 |
Минно-торпедное вооружение: | 2х1 381-мм подводных торпедных аппарата |
Бронирование (см. схему): | гарв.-ник. |
пояс по ВЛ (115x1,8 м) | 100-200(100)-100-0 мм |
кормовая переборка | 178-203 мм |
верхний пояс и каземат | 80 мм |
палуба | 50 мм |
барбеты |
170 мм |
башни |
150/30 мм |
рубка | 160 мм |
Механизмы: | 2 вала ВТР, 26 котлов Бельвиля; 16.500 = 21/17.400 = 20,9 уз. |
Скорость: | 20 узлов |
Запас топлива: | 750 / 1.200 тонн |
Дальность плавания: | 2.100 (14 узлов), 3.900 (10 узлов) |
Экипаж: | 23 офицера 550 нижних чинов |
Систершипы:
|
|
|
|
Из Библиотеки сайта:
|
|
При подготовке страницы использованы материалы:
- Крестьянинов В.Я, Молодцов С.В. Броненосные крейсера типа "Баян" // Морская Коллекция. М: "Моделист Конструктор". 1997. №3.