![]() |
|
Броненосный крейсер "Россия" - 1 единица
|
||||
| Место постройки | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
| Санкт-Петербург, Балтийский завод |
10.1893/20.05.1895 | 30.04.1896 | 09.1897 | 3.10.1922 сдан на слом |
|
Графика:::
|
|||
![]() |
Фотографии / Photos | Чертежи и схемы / Drawings | ![]() |
|
Характеристика и оценка проекта
|
| Продолжатель серии океанских броненосных крейсеров-истребителей торговли. Развитие "Рюрика" без парусной оснастки с улучшенным бронированием и трехвальной машинной установкой (средняя машина малой мощности для экономического хода). |
|
Служба
|
| 27.05.1897 г. – под флагом контр-адмирала Н.И.Скрыдлова вышел из Кронштадта 1.06.1897 г. – прибыл в Портленд. 7.06.1897 г. – пришёл в Портсмут, где принял участив в салюте и смотре. 26.06.1897 г. – вернулся в Кронштадт 15.10.1897 г. – вышел из Кронштадта на Дальний Восток. 26.02.1898 г. – прибыл в Нагасаки, затем перешёл в Порт-Артур. Русско-японскую войну встретил в составе Владивостокского отряда, где под командованием капитана 1-го ранга А. П. Андреева стал флагманом. За время крейсерства с апреля 1904 по апрель 1905 года потопил два японских транспорта, 6 японских шхун, английский пароход «Knight Commander», германский пароход «Tea» и ещё 4 японских судна. 1.08.1904 г. -бой с эскадрой японских броненосных крейсеров в Корейском проливе у о. Ульсан. Тяжело поврежден (48 убитых, 165 раненых). Во время ремонта на верхней палубе вместо 6х75-мм орудий верхней палубы установлены 6х152-мм, погонное орудие перенесено на верхнюю палубу. Зима 1904-1905 гг. - использовался в качестве плавучего форта с целью флангового обстрела побережья Амурского залива при возможной атаке Владивостока по льду, для чего был вморожен в лед у входа в бухту Новик. 1906-1909 гг. - капитальный ремонт в Кронштадтских мастерских Балтийского завода (отремонтирован корпус, механизмы и устройства, демонтирована средняя машина экономического хода, заменены котлы, облегчен рангоут). 1909 г. - зачислен в отряд первого резерва. 1911 г. - зачислен в бригаду крейсеров Балтийского моря. Сентябрь 1912 г. - март 1913 г. - поход в Атлантику с учениками школ строевых унтер-офицеров. Сентябрь 1913 г. - 28 февраля 1914 г. - поход в Атлантику с учениками школ строевых унтер-офицеров. 1914 г. - флагман 2-й бригады крейсеров Балтийского моря. Сентябрь 1914 г. - участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника. Январь 1915 г. - участвовал в постановке активных минных заграждений, прикрытии минно-заградительных, разведывательных и набеговых действий лёгких сил флота. 1915-1916 гг. - перевооружен (6х203/45, 14х152/45, 2х47, 3 пулемета; для установки дополнительных 203-мм орудий срезан полубак). 25.10.917 г. - вошёл в состав советского Балтийского флота. 22-25.12.1917 г. – в составе отряда крейсеров перешел из Гельсингфорса в Кронштадт. Май 1918 г. - поставлен на консервацию в Кронштадтском военном порту. 1919 г. - часть 152-мм орудий передана для обороны Риги. 1.06.1922 г. - продан на слом совместному советско-германскому акционерному обществу «Деруметалл». 3.10.1922 г. - сдан «Рудметаллторгу» для разборки. В конце 1922 г. при буксировке в Германию крейсер попал в сильный шторм и был выброшен на банку Девельсей у Таллина. Впоследствии снят спасательной экспедицией Морских Сил Балтийского Моря и отведен в Киль, где и разобран. *Все даты приведены по старому стилю |
|
Кораблём командовали
|
| капитан 1 ранга Ф.Н.Сильверсван 1-й (20.06.1894 - 25.01.1896); капитан 1 ранга А.М.Доможиров ( 25.01.1896 - 27.03.1900); капитан 1 ранга П.И.Серебренников 1-й ( 27.03.1900 - 09.09.1902); капитан 1 ранга К.П.Арнаутов (09.09.1902 - 05.01.1904); капитан 1 ранга А.П.Андреев 3-й (05.01.1904 - 11.10.1904); капитан 1 ранга В.А.Лилье (11.10.1904 - 02.10.1906); капитан 1 ранга И.В.Студницкий (02.10.1906 - 22.04.1907); капитан 1 ранга А.С.Загорянский-Кисель ( 22.04.1907 - 05.10.1909); капитан 1 ранга К.П.Блохин (05.10.1909 - 05.08.1912); капитан 1 ранга С.Н.Ворожейкин (05.08.1912 - 03.08.1914); капитан 2 ранга, капитан 1 ранга Н.Л.Подгурский 1-й (03.08.1914 - 27.04.1915); капитан 1 ранга А.А.Щетинин (27.04.1915 - 1917) *Все даты даются на основании Высочайших приказов, реальные даты вступления в командование могли отличаться на несколько дней. |
|
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
|
|
| Размерения: | |
| Длина между перпендикулярами |
140,6 м |
| Длина по ВЛ |
144,2 м |
| Длина наибольшая |
147,8 м |
| Ширина максимальная |
20,9 м |
| Осадка |
8,0 м |
| Водоизмещение: | |
| проектное нормальное |
12.130 тонн |
| полное | 12.195 тонн |
| Вооружение: | |
| 203мм/45 орудий | 4х1 (боекомплект - 110 снарядов на орудие) |
| 152мм/45 орудий |
16х1 (боекомплект - 170 снарядов на орудие) |
| 75мм/50 орудий |
12х1 (боекомплект - 300 снарядов на орудие) |
| 47мм/43 орудий |
20х1 |
| 37мм/23 орудий |
18х1 |
| 63,5мм/19 дес. орудий |
2х1 |
| Минно-торпедное вооружение: | 5х1 381-мм надводных торпедных аппарата |
| Бронирование: | гарв.-ник. |
| пояс по ВЛ (119,8x2,6 м) | 0-152-203(127)-152 мм |
| носовая переборка | 178 мм |
| гласис над МО | 127 мм |
| переборки батареи | 127 мм и 38 мм |
| подача, кожухи котельного отделения, ком. труба |
76 мм |
| палуба |
51-76 мм |
| рубка | 305 мм |
| Механизмы: | 2 вала ВТР 14,500 = 19 уз. +1 вал ВТР 2.500, 32 котла Бельвиля / испытания 15.680+2.000 = 19,74 уз. |
| Скорость: | 19 узлов |
| Запас топлива: | 1.663 / 2.200 тонн |
| Дальность плавания: | 7.740 (10 узлов), 5.040 (12 узлов) |
| Экипаж: | 28 офицера 811 нижних чинов (в 1904 г. - 26/869) |
|
Из Библиотеки сайта:
|
|
При подготовке страницы использованы материалы:
- Крестьянинов В.Я Крейсера Российского Императорского флота 1856-1917 гг. Часть 1. СПб: "Галея Принт". 2009.
- Помощь в подготовке страницы оказал Антон Николаевич Денисов (список командиров).


