Ледокол "Ермак" - 1 единица
|
||||
Место постройки | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
Armstrong, Whitworth & Co., Ltd., Newcastle (Англия) |
12.1897 | 29.10.1898 | 19.02.1899 | сдан на слом в 1964 |
Графика:::
|
|||
Фотографии / Photos | Чертежи и схемы / Drawings |
Характеристика и оценка проекта
|
В ноябре 1897 года комиссия во главе с адмиралом С.О. Макаровым (Д. И. Менделеев, инженеры Н. И. Янковский и Р. И. Рунеберг, Ф. Ф. Врангель и др.) приступает к разработке технических условий. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. Стальной двухпалубный одномачтовый линейный ледокол. |
Служба
|
Заказан для русского Министерства финансов. 14.11.1897 г. - граф Витте сообщил адмиралу С.О.Макарову, что проект одобрен и на постройку отпущено 3 млн. рублей. 28.12.1897 г. - С.О. Макаров заключил контракт. 04.02.1899 г. - готов к сдаче. После испытаний и подъема 19.02.1899 г. флага 21.02.1899 г. ушел в Россию. Цена 1 500 000 руб. 01.03.1899 г. - вошел во льды Балтики. 04.03.1899 г. - пришел в Кронштадт. 09.03.1899 г. - ушел к Ревелю. 11-12.03.1899 г. - привел в порт от о. Суроп застрявшие пароходы и ледокол «ШТАДТ РЕВЕЛЬ» , пребывал там ещё 2 недели. 30.03.1899 г. - пришел в Кронштадт. Начало 04.1899 г. - ушел в Санкт-Петербург. Начало 05.1899 г. - вышел в Англию. 29.05.1899 г. - ушел из Ньюкасла в Северный Ледовитый океан. 08.06.1899 г. - дошел к южной части о. Шпицберген и 14.06.1899 г. ушел в Англию. Месяц на ремонт е(снят носовой винт, укреплён корпус). 14.07-16.08.1899 г. - новый рейс к Шпицбергену - пробоина в носу. Заделав дыру, пришел на Балтику. 13.11.1899 г. - снял броненосный крейсер «ГРОМОБОЙ», затёртый льдом на мели у Петергофа и привел в Кронштадт. 01-11.04.1900 г. - снимал с мели у о. Гогланд и привел в Аспе броненосец береговой обороны «ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ АПРАКСИН». С 08.1900 г. - перестройка на верфи-строителе. 16.05.1901 г. - снова идет из Кронштадта на Север. У Новой Земли затёрт льдами. Дрейфовал с 14.07 до 06.08.1901 г Оттуда к Земле Франца-Иосифа. На Балтику пришел 01.09.1901 г. 08.10.1901 г. - перешёл в ведение Комитета по портовым делам, подчинён Отделу торговли и мореплавания для работы на Балтике. 1903-1905 гг. - перешёл в ведение Главного управления торгового мореплавания и портов. 02.10.1904 г. - с 3-м эшелоном II эскадры Тихого океана (кап. 1 ранга Егорьев) ушел из Либавы к Скагену для похода на Тихий океан. У Скагена 05.10.1904 г. приказом командующего опыт траления. Вели «ЕРМАК» и буксирный пароход «РОЛЛАНД» - трал лопнул. У Скагена поломка кормовой машины. Командир Р.К. Фельман шел на вельботе к флагману для доклада - обстрелян арт. огнем эскадренного броненосца «КНЯЗЬ СУВОРОВ». 20.10.1904 г. - ушел в Россию с неисправным эскадренным миноносцем «ПРОЗОРЛИВЫЙ». 20.01.1905 г. - на стоянке в Риге, приказ идти в помощь Отдельному отряду контр-адмирала Небогатова. 24.01.1905 г. - ушел в Либаву. Прибыв 25.01.1905 г. ломал лед в аванпорте - помог ББО уйти на пробу машин и стрельбы. 02.02.1905 г. - с портовыми барказами увел Отдельный отряд Небогатова на рейд. Лето 1905 г. - проводка каравана к устью р. Енисей с грузами для Транссиба. После русско-японской войны сдан МТиП. 1909 г. - план рейса с Балтики до Берингова пролива за навигацию - не выполнен. 1899-1909 гг. провел во льдах около 620 судов. 10.10.1908 г. - снял с рифа у м-ка Стейнорт бронепалубный крейсер «ОЛЕГ». 23.09.1909 г. - получил радиостанцию. В конце 1910 г. - во льду провел крейсер «ОЛЕГ» Морским каналом для ремонта на Франко-Русский завод. 14.11.1914 г. - призван в Балтийский Флот. Начало 03.1915 г. - с ледоколами «ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ» и «ПЕТР ВЕЛИКИЙ» провел в Кронштадт из Ревеля крейсер «РЮРИК» после аварии у о. Готланд. Конец 03.1915 г. - провел с ледоколом «ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ» к о. Эре линкоры «СЛАВА» и «ЦЕСАРЕВИЧ». 1915-1916 гг. - капитальный ремонт. Позднее в ОВР Морской крепости Императора Петра Великого (Ревель). 22.06.1916 г. - в Ревеле. 09.1917 г. - в Кронштадте. 25.10.1917 г. - перешел на сторону Советской власти. К середине 02.1918 г. - пришел в Ревель. 22-27.02.1918 г. - уводил в Гельсингфорс корабли Балтфлота. 12-17.03.1918 г. - с ледоколом «ВОЛЫНЕЦ» в «Ледовом» походе привел в Кронштадт 4 линкора и 3 крейсера. 29.03.1918 г. - вышел к Гельсингфорсу, но от артиллерийского обстрела с о. Лавенсари ушел назад. 30.03.1918 г. - снова в море. 01.04.1918 г. после обстрела с ледокола «ТАРМО» вернулся. 05.04.1918 г. - от м-ка Родшер вел в Кронштадт второй отряд (2 ЛК 2 КР 3 ПЛ и другие). Пришли 19.04. 1918 г. Затем до 22.04. 1918 г. вел третий отряд. За поход - Почётное Красное знамя ВЦИК. С 05.1918 г. - хранение. 24.09.1918 г. - сдан Главоду НКПС. С 1919 г. - переименован в «СТЕНЬКА РАЗИН» (имя не прижилось). 11.11.1919 г. - 29.05.1920 г. - у БФ отстой в Петрограде. Начало 04.1921 г. - первый пришел в Кронштадт после разгрома восстания. Осенью 1921 г. - ремонт на Балтийском заводе. С 15.12.1921 г. - проводки в Петроград. К осени 1922 г. - в Ледокольной эскадре у НКВТ. Зимой - весной 1922 - 1923 гг. ввели и вывели из порта 108 судов. К осени 1924 г. - подчинен Управлению Ленинградского торгового порта. 12.1924 г.сменили сломанный винт не заходя в док. 22.02-07.04.1929 г. - работал в аренде в Кильском канале (Германия). В тот год вел во льду свыше 500 судов. По моб. плану 1930 г. план вооружить 2 102 мм. 4 37 мм. 4 пул. 30.01.1931 г. - подчинен Наркомводу. 03.1931 г. - осмотр комиссией Ленинградского военного порта для вооружения. 19.12.1931 г. - приказ начать работы (2 102 мм. 4 76 мм.2 37 мм.2 пул) - должен провести к 01.04.1932 г.з -д.им А.Марти (Адмиралтейский) - 23.12.1931 г. отмена. С 20.06.1934 г. - в аренде ГУСМП. 30.06. ушел в Карское море и открыл о-ва названные в честь С.М. Кирова. 12.1934 г. - новый договор о аренде. В конце года шел на проводки в Балтику. С весны в Арктике. С 1935 г. - нес самолет Ш -2. С сер. 02.1938 г. участие в снятии полярников станции «Северный полюс 1» - потерял бортовые винты. 21.02.1938 г. - принял снятых полярников с ГИСУ «ТАЙМЫР» 28.02. привезя их в Мурманск. 28.08.1938 г. - дойдя в точку 83°06' с.ш. и 139°09' в.д. вывел из дрейфа ледоколы «САДКО» и «МАЛЫГИН» - «ГЕОРГИЙ СЕДОВ» его продолжил. 1938 г. - прошел 13000 миль (2617 во льду). Уйдя на Балтику 02-05.1939 г. ремонт в Кронштадте. 09.04.1939 г. - подчинен НКМФ. Осенью 1939 г. был в Кольском зал. Нач.12.1939 г. ушел из Мурманска в Лиепаю и Ленинград. Придя 22.12.1939 г. - вошел в Красный Балтийский флот. Днем 31.12.1939 г. - увел из Кронштадта в море линкор «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» для обстрела Биорке. 02.01.1940 г. довел до о.Сескар и затем вел назад. Конец 01.1940 г. - безуспешно обстрелян у о. Соммерс финским ледоколом «ТАRМО» и вооружен (4 76 мм. 4 45 мм. 4 пул). Середина 04.1940 г. - вел караван ТР на Ханко – придя назад разоружен. 20.06.1940 г. - сдан ГУСМП. К нач. ВОВ ремонт в Ленинграде. 27.06.1941 г. - подчинен КБФ и вооружен (2 102 мм. 2 76 мм). С конца 07.1941 г. - 2 102 мм,4 76 мм,2 45 мм,4 пул. Команда свыше 250 чел. 09.09. при авианалете повреждены осколками мостик и рубка. 04.10.1941 г. - принят в отряд особого назначения КБФ. 11-12.1941 г. - проводки в Морском канале Кронштадт – Ленинград. 26.11, 01 и 05.12 попали снаряды – ремонт вел экипаж. В 22.45 08.12.1941 г. - у Петергофа носом подрыв на фугасе ПДО (1 чел погиб). Поврежден корпус,работал и дальше. 13-15.12 и 26 - 27.12.1941 г. вел стоявшие во льду суда от о. Лавенсари (в том числе ПЛ «К 51»). 28.12.1941 г. - пришел в Кронштадт. С 01.1942 г. из -за нехватки угля отстой в Ленинграде. 10.06.1942 г. - корпус поврежден близким разрывом бомбы. 01.08.1942 г.почти весь экипаж (кроме 15 чел.) ушел на фронт. К 24.02.1944 г. - нес 6 45 мм орудия противо-воздушной обороны. 17.06.1944 г. - разоружен. 06.11.1944 г. - исключен из списков и сдан Ленинградскому торговому порту. С 12.1944 г. - проводки у Ленинграда. После Великой Отечественной войны 23.03.1946 г. подчинен МинМорФлоту. 08.1946 г. - снял севший у Гетеборга на камни советский плавдок и увел в Берген. Зимой 1947 г. - спас буксир «АППОЛОН» у Свинемюнде и пароход «ВАЛДАЙ» у Дании. В том году работал в Арктике. 1948 г. - начало 07.1950 г. - ремонт в Антверпене. 26.03.1949 г. - получил орден Ленина за ВОВ и освоение Северного Морского пути. С 28.07.1950 г. - в Мурманске и вошел в Архангельское (с 1953 г. - Мурманское) морское арктическое пароходство. С 1953 г. - нес радиопеленгатор. 15.03. 1953 г. - подчинен ММРФ. Весной 1954 г. - придан вертолет «МИ-1» для разведки. С 25.08.1954 г. - у ММФ. 1954 г. - работа в Западной Арктике. 07-09.1955 г. - проводка по СМП каравана ЭОН-66 из крейсера «АДМИРАЛ СЕНЯВИН» и «ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ», 10 ПЛ и около 15 малых военных кораблей и ВСУ. 1958 г. - обеспечение зверобойного промысла в Баренцевом море. Конец 1962 г. - последний рейс в Арктику. 1963 г. - решение СовМина и ЦК КПСС ставить на вечную стоянку. Стоял у причала Мурманского судоремонтного завода. Весной 1964 г. - решение отменено. 23.05.1964 г. - приказом №107 ММФ сдан на слом. Попытки сохранить музеем безуспешны. Затем отстой. С 1966 г. - неспешная разборка у причала № 8 в Мурманске. Нач. 70-х гг. после снятия надстроек, машин и котлов увод на судоразделку у Зеленого мыса в Мурманске. К 1975 г. разобран полностью. |
Кораблём командовали
|
капитан 2 ранга М.П. Васильев (1899-1900 гг.) А.К. Цвигман (1901-1902 гг.) лейтенант Н.Н. Коломейцев (1902-1903 гг.) Р.К. Фельман (1903-1917 гг.) В.Е. Гасабов (1917-1921 гг.) Н.И. Тульский (1921-1922 гг.) В.Д. Селянинов (1922-1923 гг.) К.В. Крекшин (1923-1924 гг.) Л.И. Койвунен (1924-1925 гг.) В.Д. Селянинов (1925-1928 гг.) П.А. Пономарев (1928-1929 гг.) В.И. Воронин (1929-1934 гг.) М.Я. Сорокин (1934-1935 гг.) В.И. Воронин (1935-1938 гг.) М.Я. Сорокин (1938-1947 гг.) Б.Н. Макаров (1947-1950 гг.) М.Я. Сорокин (1950-1951 гг.) Г.В. Драницын (1951-1953 гг.) К.К. Бызов (1953-1955 гг.) Д.Н. Чухчин (1955-? гг.) П. Вдовин (?-1964 гг.) |
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
|
|
Размерения: | |
Длина | 97,5 м |
Ширина | 21,6 м |
Осадка средняя |
7,3 м |
Водоизмещение: |
|
стандартное | 7 875 тонн / 8730 тонн к 1914 г. / 10000 тонн к 1941 г. |
Механизмы: | 6 паровых котолов = 10 000 л.с., 4 винта (в т.ч. - носовой) |
Скорость: | 15 узлов |
Запас угля: | 2200 тонн (максимально - 3000 тонн) |
Дальность плавания: | 5000 миль (на 10 узлах) |
Экипаж: | 89 человек (позднее - 102-166человек) |
Помощь в подготовке страницы оказал Роман Лапшин