Ледокол "Ермак"

Ледокол ЕРМАК
Ледокол "Ермак" - 1 единица
Место постройки Заложен Спущен Укомплектован Судьба
Armstrong, Whitworth & Co., Ltd., Newcastle (Англия)
12.1897 29.10.1898 19.02.1899 сдан на слом в 1964
Графика:::
Ледокол ЕРМАК Фотографии / Photos Чертежи и схемы / Drawings Ледокол ЕРМАК
Характеристика и оценка проекта
В ноябре 1897 года комиссия во главе с адмиралом С.О. Макаровым (Д. И. Менделеев, инженеры Н. И. Янковский и Р. И. Рунеберг, Ф. Ф. Врангель и др.) приступает к разработке технических условий. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. Стальной двухпалубный одномачтовый линейный ледокол.
Служба
Заказан для русского Министерства финансов.
14.11.1897 г. - граф Витте сообщил адмиралу С.О.Макарову, что проект одобрен и на постройку отпущено 3 млн. рублей.
28.12.1897 г. - С.О. Макаров заключил контракт.
04.02.1899 г. - готов к сдаче. После испытаний и подъема 19.02.1899 г. флага 21.02.1899 г. ушел в Россию. Цена 1 500 000 руб.
01.03.1899 г. - вошел во льды Балтики.
04.03.1899 г. - пришел в Кронштадт.
09.03.1899 г. - ушел к Ревелю.
11-12.03.1899 г. - привел в порт от о. Суроп застрявшие пароходы и ледокол «ШТАДТ РЕВЕЛЬ» , пребывал там ещё 2 недели.
30.03.1899 г. - пришел в Кронштадт.
Начало 04.1899 г. - ушел в Санкт-Петербург.
Начало 05.1899 г. - вышел в Англию.
29.05.1899 г. - ушел из Ньюкасла в Северный Ледовитый океан.
08.06.1899 г. - дошел к южной части о. Шпицберген и 14.06.1899 г. ушел в Англию. Месяц на ремонт е(снят носовой винт, укреплён корпус).
14.07-16.08.1899 г. - новый рейс к Шпицбергену - пробоина в носу. Заделав дыру, пришел на Балтику.
13.11.1899 г. - снял броненосный крейсер «ГРОМОБОЙ», затёртый льдом на мели у Петергофа и привел в Кронштадт.
01-11.04.1900 г. - снимал с мели у о. Гогланд и привел в Аспе броненосец береговой обороны «ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ АПРАКСИН».
С 08.1900 г. - перестройка на верфи-строителе.
16.05.1901 г. - снова идет из Кронштадта на Север. У Новой Земли затёрт льдами. Дрейфовал с 14.07 до 06.08.1901 г Оттуда к Земле Франца-Иосифа. На Балтику пришел 01.09.1901 г.
08.10.1901 г. - перешёл в ведение  Комитета по портовым делам, подчинён Отделу торговли и мореплавания для работы на Балтике.
1903-1905 гг. - перешёл в ведение Главного управления торгового мореплавания и портов.
02.10.1904 г. - с 3-м эшелоном II эскадры Тихого океана (кап. 1 ранга Егорьев) ушел из Либавы к Скагену для похода на Тихий океан. У Скагена 05.10.1904 г. приказом командующего опыт траления. Вели «ЕРМАК» и буксирный пароход «РОЛЛАНД» - трал лопнул. У Скагена поломка кормовой машины. Командир Р.К. Фельман шел на вельботе к флагману для доклада - обстрелян арт. огнем эскадренного броненосца «КНЯЗЬ СУВОРОВ».
20.10.1904 г. - ушел в Россию с неисправным эскадренным миноносцем «ПРОЗОРЛИВЫЙ».
20.01.1905 г. - на стоянке в Риге, приказ идти в помощь Отдельному отряду контр-адмирала Небогатова.
24.01.1905 г. - ушел в Либаву. Прибыв 25.01.1905 г. ломал лед в аванпорте - помог ББО уйти на пробу машин и стрельбы.
02.02.1905 г. - с портовыми барказами увел Отдельный отряд Небогатова на рейд.
Лето 1905 г. - проводка каравана к устью р. Енисей с грузами для Транссиба. После русско-японской войны сдан МТиП.
1909 г. - план рейса с Балтики до Берингова пролива за навигацию - не выполнен. 1899-1909 гг. провел во льдах около 620 судов.
10.10.1908 г. - снял с рифа у м-ка Стейнорт бронепалубный крейсер «ОЛЕГ».
23.09.1909 г. - получил радиостанцию.
В конце 1910 г.  - во льду провел крейсер «ОЛЕГ» Морским каналом для ремонта на Франко-Русский завод.
14.11.1914 г. - призван в Балтийский Флот.
Начало 03.1915 г. - с ледоколами «ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ» и «ПЕТР ВЕЛИКИЙ» провел в Кронштадт из Ревеля крейсер «РЮРИК» после аварии у о. Готланд.
Конец 03.1915 г. - провел с ледоколом «ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ» к о. Эре линкоры «СЛАВА» и «ЦЕСАРЕВИЧ».
1915-1916 гг. - капитальный ремонт. Позднее в ОВР Морской крепости Императора Петра Великого (Ревель).
22.06.1916 г. - в Ревеле.
09.1917 г. - в Кронштадте.
25.10.1917 г. - перешел на сторону Советской власти.
К середине 02.1918 г. - пришел в Ревель.
22-27.02.1918 г. - уводил в Гельсингфорс корабли Балтфлота.
12-17.03.1918 г. - с ледоколом «ВОЛЫНЕЦ» в «Ледовом» походе привел в Кронштадт 4 линкора и 3 крейсера.
29.03.1918 г. - вышел к Гельсингфорсу, но от артиллерийского обстрела с о. Лавенсари ушел назад.
30.03.1918 г. - снова в море. 01.04.1918 г. после обстрела с ледокола «ТАРМО» вернулся.
05.04.1918 г. -  от м-ка Родшер вел в Кронштадт второй отряд (2 ЛК 2 КР 3 ПЛ и другие). Пришли 19.04. 1918 г. Затем до 22.04. 1918 г. вел третий отряд. За поход - Почётное Красное знамя ВЦИК.
С 05.1918 г. - хранение. 24.09.1918 г. - сдан Главоду НКПС.
С 1919 г. - переименован в «СТЕНЬКА РАЗИН» (имя не прижилось).
11.11.1919 г. - 29.05.1920 г. - у БФ отстой в Петрограде.
Начало 04.1921 г. - первый пришел в Кронштадт после разгрома восстания.
Осенью 1921 г. - ремонт на Балтийском заводе.
С 15.12.1921 г. - проводки в Петроград.
К осени 1922 г. - в Ледокольной эскадре у НКВТ. Зимой - весной 1922 - 1923 гг. ввели и вывели из порта 108 судов.
К осени 1924 г. - подчинен Управлению Ленинградского торгового порта. 12.1924 г.сменили сломанный винт не заходя в док.
22.02-07.04.1929 г. - работал в аренде в Кильском канале (Германия). В тот год вел во льду свыше 500 судов. По моб. плану 1930 г. план вооружить 2 102 мм. 4 37 мм. 4 пул.
30.01.1931 г. - подчинен Наркомводу.
03.1931 г. - осмотр комиссией Ленинградского военного порта для вооружения.
19.12.1931 г. - приказ начать работы (2 102 мм. 4 76 мм.2 37 мм.2 пул) - должен провести к 01.04.1932 г.з -д.им А.Марти (Адмиралтейский) - 23.12.1931 г. отмена.
С 20.06.1934 г. - в аренде ГУСМП. 30.06. ушел в Карское море и открыл о-ва названные в честь С.М. Кирова.
12.1934 г. - новый договор о аренде. В конце года шел на проводки в Балтику. С весны в Арктике.
С 1935 г. - нес самолет Ш -2. С сер. 02.1938 г. участие в снятии полярников станции «Северный полюс 1» - потерял бортовые винты. 21.02.1938 г. - принял снятых полярников с ГИСУ «ТАЙМЫР» 28.02. привезя их в Мурманск.
28.08.1938 г. - дойдя в точку 83°06' с.ш. и 139°09' в.д. вывел из дрейфа ледоколы «САДКО» и «МАЛЫГИН» - «ГЕОРГИЙ СЕДОВ» его продолжил.
1938 г. - прошел 13000 миль (2617 во льду).
Уйдя на Балтику 02-05.1939 г. ремонт в Кронштадте.
09.04.1939 г. - подчинен НКМФ. Осенью 1939 г. был в Кольском зал. Нач.12.1939 г. ушел из Мурманска в Лиепаю и Ленинград. Придя 22.12.1939 г. - вошел в Красный Балтийский флот.
Днем 31.12.1939 г. - увел из Кронштадта в море линкор «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» для обстрела Биорке. 02.01.1940 г. довел до о.Сескар и затем вел назад.
Конец 01.1940 г. - безуспешно обстрелян у о. Соммерс финским ледоколом «ТАRМО» и вооружен (4 76 мм. 4 45 мм. 4 пул).
Середина 04.1940 г. - вел караван ТР на Ханко – придя назад разоружен.
20.06.1940 г. - сдан ГУСМП. К нач. ВОВ ремонт в Ленинграде.
27.06.1941 г. - подчинен КБФ и вооружен (2 102 мм. 2 76 мм).
С конца 07.1941 г. - 2 102 мм,4 76 мм,2 45 мм,4 пул. Команда свыше 250 чел. 09.09. при авианалете повреждены осколками мостик и рубка.
04.10.1941 г. - принят в отряд особого назначения КБФ.
11-12.1941 г. - проводки в Морском канале Кронштадт – Ленинград. 26.11, 01 и 05.12 попали снаряды – ремонт вел экипаж. В 22.45 08.12.1941 г. - у Петергофа носом подрыв на фугасе ПДО (1 чел погиб). Поврежден корпус,работал и дальше.
13-15.12 и 26 - 27.12.1941 г. вел стоявшие во льду суда от о. Лавенсари (в том числе ПЛ «К 51»).
28.12.1941 г. - пришел в Кронштадт. С 01.1942 г. из -за нехватки угля отстой в Ленинграде.
10.06.1942 г. - корпус поврежден близким разрывом бомбы. 01.08.1942 г.почти весь экипаж (кроме 15 чел.) ушел на фронт.
К 24.02.1944 г. - нес 6 45 мм орудия противо-воздушной обороны.
17.06.1944 г. - разоружен.
06.11.1944 г. - исключен из списков и сдан Ленинградскому торговому порту.
С 12.1944 г. - проводки у Ленинграда.
После Великой Отечественной войны 23.03.1946 г. подчинен МинМорФлоту.
08.1946 г. - снял севший у Гетеборга на камни советский плавдок и увел в Берген.
Зимой 1947 г. - спас буксир «АППОЛОН» у Свинемюнде и пароход «ВАЛДАЙ» у Дании. В том году работал в Арктике.
1948 г. - начало 07.1950 г. - ремонт в Антверпене.
26.03.1949 г. - получил орден Ленина за ВОВ и освоение Северного Морского пути.
С 28.07.1950 г. - в Мурманске и вошел в Архангельское (с 1953 г. - Мурманское) морское арктическое пароходство.
С 1953 г. - нес радиопеленгатор.
15.03. 1953 г. - подчинен ММРФ.
Весной 1954 г. - придан вертолет «МИ-1» для разведки.
С 25.08.1954 г. - у ММФ.
1954 г. - работа в Западной Арктике.
07-09.1955 г. - проводка по СМП каравана ЭОН-66 из крейсера «АДМИРАЛ СЕНЯВИН» и «ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ», 10 ПЛ и около 15 малых военных кораблей и ВСУ.
1958 г. - обеспечение зверобойного промысла в Баренцевом море.
Конец 1962 г. - последний рейс в Арктику.
1963 г. - решение СовМина и ЦК КПСС ставить на вечную стоянку. Стоял у причала Мурманского судоремонтного завода.
Весной 1964 г. - решение отменено.
23.05.1964 г. - приказом №107 ММФ сдан на слом. Попытки сохранить музеем безуспешны. Затем отстой.
С 1966 г. - неспешная разборка у причала № 8 в Мурманске. Нач. 70-х гг. после снятия надстроек, машин и котлов увод на судоразделку у Зеленого мыса в Мурманске. К 1975 г. разобран полностью.
Кораблём командовали
капитан 2 ранга М.П. Васильев (1899-1900 гг.)
А.К. Цвигман (1901-1902 гг.)
лейтенант Н.Н. Коломейцев (1902-1903 гг.)
Р.К. Фельман (1903-1917 гг.)
В.Е. Гасабов (1917-1921 гг.)
Н.И. Тульский (1921-1922 гг.)
В.Д. Селянинов (1922-1923 гг.)
К.В. Крекшин (1923-1924 гг.)
Л.И. Койвунен (1924-1925 гг.)
В.Д. Селянинов (1925-1928 гг.)
П.А. Пономарев (1928-1929 гг.)
В.И. Воронин (1929-1934 гг.)
М.Я. Сорокин (1934-1935 гг.)
В.И. Воронин (1935-1938 гг.)
М.Я. Сорокин (1938-1947 гг.)
Б.Н. Макаров (1947-1950 гг.)
М.Я. Сорокин (1950-1951 гг.)
Г.В. Драницын (1951-1953 гг.)
К.К. Бызов (1953-1955 гг.)
Д.Н. Чухчин (1955-? гг.)
П. Вдовин (?-1964 гг.)
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
Размерения:
Длина 97,5 м
Ширина 21,6 м
Осадка средняя
7,3 м
Водоизмещение:
стандартное 7 875 тонн / 8730 тонн к 1914 г. / 10000 тонн к 1941 г.
Механизмы: 6 паровых котолов = 10 000 л.с., 4 винта (в т.ч. - носовой)
Скорость: 15 узлов
Запас угля: 2200 тонн (максимально - 3000 тонн)
Дальность плавания: 5000 миль (на 10 узлах)
Экипаж: 89 человек (позднее - 102-166человек)

Помощь в подготовке страницы оказал Роман Лапшин
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования