Броненосный крейсер "Рюрик" - 1 единицa
|
||||
Место постройки | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
"Виккерс-Армстронг" в Барроу (Англия) |
09.08.1905 | 04.11.1906 | июль 1909 | искл. 01.11.1924 |
Графика:::
|
|||
Фотографии | Чертежи и схемы |
Характеристика и оценка проекта
|
Заказан на кредиты, запрошенные Морским ведомством после начала русско-японской войны для пополнения убыли в корабельном составе Тихоокеанской эскадры. Достраивался в рамках "малой" судостроительной программы на 1907-1911 гг. Представлял собой развитие идеи "башенного 15,000 тонного крейсера", предложенной в 1895 году Балтийским заводом и воплощенной в броненосцах класса "Пересвет". Разрабатывая тактико-техническое задание, Морской технический кабинет учитывал новейшие взгляды на эскадренную службу крейсеров и уже имевшийся боевой опыт. По своим боевым возможностям был сопоставим с броненосными крейсерами других флотов, начатых постройкой уже после русско-японской войны. Два ряда броневых плит защищали почти весь надводный борт. Противоминная переборка располагалась на расстоянии 3.4 метра от наружной обшивки. Для выпрямления крена и дифферента концевые отсеки были выполнены герметичными. Они быстро заполнялись и осушались с помощью специальных помп. Кроме того, бортовые отсеки противоположных бортов соединялись перепускными клапанами. Главные недостатки крейсера "Рюрик" заключались в недостаточной скорости хода и слабом вертикальном бронировании. Проект разработан специалистами английской фирмы "Виккерс". Предполагалось построить с Санкт-Петербурге по чертежам "Рюрика" еще 2 однотипных крейсера. Однако, из-за предложения применить на них в качестве главных механизмов паровые турбины и тем самым довести скорость хода до 25 узлов, реализацию этих планов сначала отложили, ввиду необходимости соответствующей переделки проекта, а затем и вовсе отменили. Крейсер "Рюрик" являлся самым мощным и боеспособным из русских крейсеров на Балтийском море. В ходе боевых действий он показал достаточно высокую живучесть и хорошие мореходные качества. |
Служба
|
Фактически флаг на корабле был поднят в августе 1908 г. Однако из-за необходимости усиления и частичной переделки жестких барабанов всех башен, их захватов, погонов, а также подкрепления броневой палубы под 203-мм орудиями, официально был зачислен в состав флота лишь в июле 1909 г. В этом же году принимал участие в торжествах по случаю прихода в Шербур (Франция) русских кораблей и на большом параде британского флота на Спитхедском рейде (Англия). В 1910 г. нанес визит в Черногорию. Прошел капитальный ремонт в 1912 г. (переборка главных и вспомогательных механизмов, замена трубок в котлах, установлены фок- и формачты, переоборудован ходовой мостик). В период первой мировой войны - флагман командующего Балтийским флотом адмирала Н.О. Эссена. Набеговые, разведывательные и минно-заградительные действия на коммуникациях противника, прикрытие постановок активных минных заграждений легкими силами флота. В феврале 1915 г. наскочил на камни у острова Гогланд, принял 2,400 тонн воды, однако самостоятельно дошел до базы. Доковый ремонт в Кронштадте. В июне 1915 г. бой с отрядом германских кораблей во главе с броненосным крейсером "Роон". В июле 1915 г. обеспечивал переход линейного корабля "Слава" в Рижский залив. В ноябре 1916 г. в районе острова Гогланд подорвался на мине противника. Самостоятельно прибыл в Кронштадт, где проходил восстановительный ремонт в течении двух месяцев. Участвовал в февральской революции. 25.10.1917 г. вошел в состав Красного Балтийского флота. С 24.02. по 27.02.1918 г. совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки) и с 12.03. по 17.03.1918 г. - в Кронштадт. Прикрывал ледокол "Ермак" при встрече и проводке кораблей и судов 2-го каравана во время Ледового похода. С 21.05.1921 г. находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. В годы гражданской войны 17 120-мм орудий крейсера были сняты и установлены на кораблях речных и озерных флотилий и бронепоездах. 01.11.1924 г. исключен из состава Морских сил Балтийского моря. Впоследствии снятые с крейсера 203-мм башенные установки были установлены на фортах "Серая лошадь" ("Передовой"), "Обручев" и "Тотлебен" и в годы Великой Отечественной войны участвовали в обороне Ленинград |
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
|
|
Размерения: | |
Длина | 161.2 м |
Ширина | 22.9 м |
Осадка |
8.7 м |
Водоизмещение: |
|
стандартное | 16,930 тонн |
Вооружение: | |
254мм/50 орудия | 2х2 |
203мм/50 орудий | 4х2 |
120мм/50 орудий | 20х1 |
47-мм орудия | 4х1 |
7.62-мм пулеметов | 8х1 |
Минно-торпедное вооружение: | 2х1 457-мм подводных торпедных аппарата (боезапас - 6 торпед); 3 прожектора диаметром 90 см |
Бронирование: |
|
броневой пояс (носовая оконечность/средняя часть/кормовая оконечность) | 76/152/102 мм |
противоторпедная защита | 38 мм |
каземат (120-мм) | 76 мм |
броневой траверз | 184 мм |
барбеты башен главного калибра | 203 мм |
башни главного калибра (стенки/крыша) | 203/64 мм |
барбеты башен среднего калибра | 152 мм |
башни среднего калибра (стенки/крыша) | 178/50 мм |
боевая рубка | 203 мм |
нижняя броневая палуба | 25 мм |
верхняя броневая палуба | 38 мм |
скосы | 38 мм |
спардек | 25 мм |
Механизмы: | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 19,700 л.с. (на приемных испытаниях 20,580 л.с.), 28 водотрубных котлов "Бельвиль" в 4-х котельных отделениях, 2 винта, 5 паровых динамо-машин по 120 кВт |
Скорость: | наибольшая - 21 узел (по контракту) (на приемных испытаниях - 21.43 узла) экономическая - 10 узлов (при 8 задействованных котлах) |
Дальность плавания: | 2,200/4,000 миль (21/10 узловым ходом) |
Запас топлива: | нормальный - 1,210 тонн (уголь) + 200 тонн (нефть); усиленный - 2,000 тонн (уголь) + 200 тонн (нефть) |
Экипаж: | офицеры/кондукторы/нижние чины - 26/22/895 человек (на 1913 г.) |
Из Библиотеки сайта:
|
|