Линейный корабль "Императрица Мария" - 3 единицы
|
||||
Место постройки | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
Николаев, "Руссуд" |
17.10.1911 | 19.10.1913 | 23.5.1915 | погиб 7.10.1916 |
Графика:::
|
|||
Фотографии / Photos |
Чертежи и схемы / Drawings |
Характеристика и оценка проекта
|
Заказаны в рамках судостроительной программы "об ассигновании средств на усиление Черноморского флота", принятой в конце 1911 года. При разработке проекта черноморских линкоров за основу были взяты технические условия, составленные для балтийских дредноутов, но при этом скорость хода была снижена до 21 узла (что считалось достаточным для ограниченной акватории Черноморского театра), усилена броневая защита борта и башен, а количество орудий противоминной артиллерии довели до 20, увеличив из калибр до 130 мм. Рабочее проектирование вели инженеры Л.Л. Коромальди и М.И. Сошнковский. В проект линкоров типа "Севастополь" внесли лишь те изменения, которые требовали условия технического задания. В частности были изменены пропорции корпуса (отношение длины к ширине), мощность главных механизмов и количество котлов. Сокращение длины корпуса позволило увеличить толщину броневого пояса (за счет изменения его протяженности). Впервые в мировой практике каждая из башен главного калибра оснащалась дальномерами. |
Служба
|
С 13 по 15 октября 1915 года линкор прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей в Угольном районе. С 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей во время обстрела Варны и Евсинограда. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской десантной операции. Летом 1916 года адмирал Колчак сделал «Императрицу Марию» флагманским кораблем и систематически выходил на нём в море. 20 октября 1916 года на корабле произошёл взрыв порохового погреба, корабль затонул (225 погибших, 85 тяжелораненых). Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва. К 31 мая 1919 года поднят и введен в Северный док Севастополя, а в июне 1925 года продан Севморзаводу для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ. Разобран на металл в 1927 году. |
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
|
|
Размерения: | |
Длина | 168 м |
Ширина | 27,43 м |
Осадка |
8,36 м |
Водоизмещение: |
|
полное | 24 100 тонн |
Вооружение: | |
305мм/52 орудия | 3х4 |
130мм/55 орудий | 20х1 |
75-мм зен. орудий | 4х1 |
7,62-мм пулемёта | 1 |
Минно-торпедное вооружение: | 4х1 457-мм подводных торпедных аппарата |
Бронирование: |
|
пояс крупповской брони | 262,5 мм |
верний пояс | 75-100 мм |
башни главного калибра | 125 - 250 мм |
боевая рубка | 100 - 254 мм |
палубы | 12 - 50 мм |
скосы | 25-50 мм |
Механизмы: | 4 паровые турбины, 20 котлов, 4 винта, 26,500 л.с. |
Скорость: | 21 узел |
Дальность плавания: | 750/1,400 миль (21/12 узловым ходом) |
Экипаж: | 32 офицера и 1158 нижних чинов |
Систершипы
|