Линейный корабль "Петропавловск" - 4 единицы
|
||||
Место постройки | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
СПб, Балтийский з-д |
03.06.1909 | 27.08.1911 | 20.12.1914 | искл. в 1953 |
Графика:::
|
|||
Фотографии | Чертежи и схемы |
Характеристика и оценка проекта
|
Линейные корабли типа "Гангут" заказаны в рамках "малой" судостроительной программы, одобренной в апреле 1907 года Николаем II и известной как "распределение ассигнований на судостроение" (на 1907-1911 гг.). Проект Балтийского судостроительного завода. Разработан при активном участии академика А.Н. Крылова и профессора Морской академии И.Г. Бубнова. Английская фирма "D. Brown" оказывала техническон содействие в разработке и постройке главных мехзанизмов. При выдаче тактико-технического задания на проектирование линкоров Морской Генеральный штаб исходил из того, что наиболее вероятным противником России в предстоящей войне будет Германия и, следовательно, будущим театром военных действий окажется Балтийское море. Отсюда, сравнительно невысокий надводный борт, при отсутствии полубака. Недостатками считались малая живучесть 3-х орудийных башен и несовершенная защита противоминной артиллерии. Достоинствами дредноутов класса "Севастополь" можно признать: мощное артиллерийское вооружение; броневую защиту всего надводного борта; наличие продольной противо-минной переборки; приземистый и лаконичный силуэт; расположение башен главного калибра на одном уровне и их равномерное распределение по всей длине корабля; высокую скорость хода. |
Служба
|
(с 31 марта 1921 года по 31 мая 1943 года - "Марат", с 28 ноября 1950 года - "Волхов"); аложен 16 июня 1909 года на Балтийском заводе в Петербурге и 29 мая 1911 года зачислен в списки судов Балтийского флота, спущен на воду 10 июля 1911 года, вступил в строй 17 декабря 1915 года. Входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию 1-я маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской позиции). В ноябре-декабре 1915 года совместно с линкором "Гангут" прикрывал активные минные постановки (южнее острова Готланд). Принимал участие в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 12-17 марта 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. У частвовал в гражданской войне (подавление восстания на форту "Красная Горка" 13-15 июля 1919 года, боевые действия в Копорском заливе в мае-июне 1919 года, оборона Петрограда; входил в состав ДОТ (действующего отряда кораблей) и в Кронштадтском восстании 1-18 марта 1921 года. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря, а 11 января 1935 года в состав Краснознаменного Балтийского флота. 14 февраля 1923 года на общем собрании личного состава линкора Почетным членом экипажа единогласно был избран В.И. Ленин, а 22 июня 1926 года Почетным рулевым - Народный ко-миссар по военным и морским делам К.Е. Ворошилов. 20-27 июля 1925 года во главе эскадры Морских сил Балтийского моря совершил поход в Кильскую бухту. Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1928-1931 гг. 1-10 сентября 1934 года нанес визит в Гдыню (Польша), с 10 мая по 5 июня 1937 года на Спитхедский рейд (Англия), в Мемель (Клайпеда, Литва), Лиепаю (Латвия) и Таллин (Эстония). В 1939 году было усилено зенитное вооружение. Участвовал в советско-финляндской войне (обстрел укреплений противника на острове Бьерке 10 и 18 декабря 1939 года) и Великой Отечественной войне (оборона Ленинграда, Красносельско-Ропшинская 14-30 января 1944 года и Выборгская 10-20 июня 1944 года наступательные операции). 23 сентября 1941 года при стоянке в Кронштадте получил тяжелые повреждения от ударов вражеской авиации (нос вместе с башней 1 и боевой рубкой погрузился в воду, башня 2 также была повреждена), после чего находился без хода и использовался в качестве плавающей батареи. 25 сентября 1951 года переформирован в несамоходное учебное судно, а 4 сентября 1953 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. |
Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)
|
|
Размерения: | |
Длина | 181,2 м |
Ширина | 26,9 м |
Осадка |
8,5 м |
Водоизмещение: |
|
стандартное | 23 288 тонн |
полное | 26 900 тонн |
Вооружение: | |
305мм/52 орудия | 3х4 |
120мм/50 орудий | 16 |
75-мм зен. орудий | 2 |
40-мм зен. орудий | 1 |
Минно-торпедное вооружение: | 4х1 457-мм подводных торпедных аппарата |
Бронирование: |
|
пояс крупповской брони | 75 - 225 мм |
казематы противоминной артиллерии | 127 мм |
башни главного калибра | 76 - 203 мм |
боевая рубка | 254 мм |
палубы | 12 - 76 мм |
скосы | 50 мм |
Механизмы: | 4 турбины Парсонса до 52000 л.с. 25 котлов Ярроу, 4 винта |
Скорость: | 23 узла |
Дальность плавания: | 1625 миль на 13 узлах |
Экипаж: | 31 офицер, 28 кондукторов и 1065 нижних чинов |
Систершипы
|
|
Из библиотеки сайта
|