Русско-японская война 1904-1905 гг.

"По броненосцу стреляли не менее шести японских крейсеров. Море кипело вокруг. При попадании в ватерлинию по поясной броне, взъерошиваясь, вздымались вровень с трубами огромные столбы воды и затем обрушивались на борт, заливая верхнюю палубу и казематы. Стоны, предсмертные вопли, крики людей, искалеченных и обезумевших от ужаса, мешались с грохотом взрывов, завыванием огня и лязгом рвущегося железа. Вот артиллерия, выведенная из строя, совсем замолчала. Командир одного из плутонгов... отпустил орудийную прислугу, а сам, считая положение безнадёжным, застрелился... Корабль стал быстро валиться на левый борт. Все уже и без приказа поняли, что наступил момент катастрофы... Из перевязочных пунктов рванулись раненые, завопили. Те, которые сами не могли двигаться, умоляли помочь им выбраться на трап, но каждый думал только о самом себе", - так ярко запечатлел гибель одного из броненосцев Российского флота в Корейском проливе А.С. Новиков-Прибой на страницах своего романа "Цусима". Почти целое столетие грянуло с того трагического момента, когда под пушками флота Микадо недалеко от островов Цусима разыгралась драма - Цусимское сражение. Оно было первым после Трафальгара столь великим по своим масштабам. Никогда ещё море не видело такого уникального боя - уникального и с технической точки зрения, и исторической. Это было первое и единственное сражение кораблей додредноутного флота - эскадренных броненосцев, бой которых показал обветшалость всей мировой морской доктрины! В 1905 году стало ясно, что корабли, состоявшие в списках флотов всех без исключения держав, остались далеко в прошлом и не могут противостоять напору времени. Первой это поняла "повелительница всех морей" Великобритания. Разработав современную кораблестроительную программу, она ввела новый тип кораблей - "дредноуты". Так началась новая стремительная эра кораблестроения, отсчет которой дало именно Цусимское сражение. Таким образом, оно как бы повернуло мир от устоявшихся морских догм и преобразовало флоты в ещё невиданную морскую силу.

Возможно единственная фотография Цусимского сражения


К моменту начала русско-японской войны Россия - одна из самых мощных морских держав - могла легко рассчитывать на победу, по крайней мере, флота. Но обстоятельства сложились по отношению к ней печальным образом. Русские сухопутные войска отступали в Маньчжурии, в результате чего капитулировал Порт-Артур, а Российский Императорский Флот (вернее его большая часть) был наголову разбит в двух морских сражениях, после которых его осколки либо разбрелись по иностранным портам, где интернировались, либо подняли позорный белый флаг.

На страницах этого сайта мы попытаемся рассмотреть историю этой далёкой войны и "стереть" белые пятна истории

Причины и предпосылки войны</

Причины и предпосылки войны
Общие вопросы, внешняя и внутренняя политика Российской и Японской Империй

Планы сторон

Планы сторон
Желания и возможности двух империй

Силы сторон

Силы сторон
Флоты и Армии. Возможности их стратегического развёртывания

Война на суше

Война на суше
Порт-Артур, Мукден, Ляоян, Сахалин

I-ая эскадра Тихого океана

I-ая эскадра Тихого океана
Действия Первой эскадры Тихого океана у Порт-Артура, сражение в Жёлтом море 28 июля 1904 года; действия крейсерского Владивостокского отряда на коммуникациях противника

II-ая эскадра Тихого океана

II-ая эскадра Тихого океана
Подготовка II-ой эскадры Тихого океана; Гулльский инцидент; Отряд Небогатова; Цусимское морское сражение 14-15 мая 1905 года

Итоги и последствия войны

Итоги и последствия войны
Портсмутский мирный договор, последствия для России, итоги для Японии

Война и люди

Война и люди
Герои войны, матросы и адмиралы, солдаты и генералы

 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования