Вы не зашли.
Просьба ко всем участникам соблюдать максимальную корректность. Любая эмоциональность строго наказуема. допускаются шутки улучшающие настроение собеседников, дабы соблюсти некую атмосферу дружеского раговора на кухне с любимыми напитками в соответствующих емкостях. Модератор
Поехали.
sas1975kr написал:
и молчок. Набросим?
Может не совсем в тему, но мне например сильно интересно.
А какова вообще тактика применения истребителей была?
Например был удивлен, когда по описаниям боев в Мидуэе понял, что японцы на Зеро применяли атаку на девастейторы с высоты со снижением, отворот, набор высоты и новый заход. Атака на горизонталях не применялась? Из-за чего? Слишком большая разность скоростей?
Следующий момент - бой истребителей. Уайлдкет проигрывал Зеро и по горизонтальной маневренности и в скорости в вертикальной плоскости. Отсюда тактика "волны Тача" (ножницы вроде по нашему) - перевод боя в горизонтальную плоскость. когда ведущий идет зигзагом, а пристраивающихся за ним Зеро сбивает ведомый.
Вопрос, что произошло с появлением Хелкетов и Корсаров? У них вертикальная была выше. Судя по описаниям начали использовать вариант атаки со снижением. Т.е. ситуация развернулась наоборот. Но при этом я не помню описаний чтобы японцы пытались перевести бой в горизонтальную плоскость. В чем проблема? В отличие от японцев начала войны американцы не шли на это? Или что-то другое?
sas1975kr написал:
П.С. Опять же из описаний какая тактика начала войны против стратегов? Судя из описаниям Тач против "Мэвиса" - начало атаки с одной из сторон с превышением, атака по диагонали со снижением и выход на другой борт бомбера. Набор высота и следующий заход опять со снижением по диагонали.
Похожая тактика была против Бетти. Чем она вызвана? Заход с боку чтобы избежать попадания под огонь хвостовой турели + диагональ чтобы максимизировать время огневого контакта?
Автор: Sergey
sas1975kr написал:
#1261977
1) С одной стороны маневренность биплана лучше чем у моноплана, а горизонтальные и вертикальные скорости хуже. Я так понимаю тактика "сверху-сзади на достаточно высокой скорости и выходили из атаки путём вертикального набора высоты до разрыва контакта" как раз и поставила крест на бипланах. При этом для волны Тача вертикальная скорость роли не играет и тогда маневренность биплана будет плюсом. Т.е. рано их похоронили или чего я не понимаю?
Даже самый лучший оборонительный маневр , всего лишь оборонительный. А если хочешь быть в небе хозяином нужно атаковать. На биплане будешь хорошо крутится, а задачи кто выполнять будет в это время?sas1975kr написал:
#1261977
2) Вопрос войны за Британию. Тут я конечно плаваю, но ЕМНИП Спитфайр выиграл у Мессера за счет горизонтальной маневренности. Соответственно вопрос - почему не срабатывала излюбленная на восточном фронте немцами тактика "атака сверху-сзади и выход из атаки путём вертикального набора высоты"? Или спитфайр выигрывал и на вертикали?
Потому что Геринг "приклеил" истребители к бомбардировщикам. А при таком раскладе и Харрикейны отлично себя показали.
Автор: СДА
sas1975kr написал:
#1261977Мои вопросы как раз о том, почему подобную тактику не применяли японцы при появлении Хелкетов и Корсаров?
Скорее всего потому, что Хеллкетов и корсаров было тупо больше.sas1975kr написал:
#1261977
Вопрос войны за Британию. Тут я конечно плаваю, но ЕМНИП Спитфайр выиграл у Мессера за счет горизонтальной маневренности.
А он разве у мессера выиграл? Насколько я помню соотношение потерь по истребителям было в пользу немцев. проблема была с тяжелыми потерями бомберов, а не мессеров.sas1975kr написал:
#1261977
Соответственно вопрос - почему не срабатывала излюбленная на восточном фронте немцами тактика "атака сверху-сзади и выход из атаки путём вертикального набора высоты"?Например потому, что британцы действовали в своем радарном поле, и над своей территорией. А немецкие истребители наоборот, да еще и на пределе радиуса.
В таких условиях атакующие почти гарантированно будут нести более высокие потери. Аналогично и во время налетов на германию было - американские и британские бомберы несли тяжелейшие потери. И спасал их только много более мощный конвейер, который позволял им закидывать немцев трупами бомберами.
Уайлдкет по всем статьям проигрывал Зеро. И только за счет подобной тактики а
И за счет боевой живучести...
Автор: sas1975kr
Sergey написал:
#1261980
Даже самый лучший оборонительный маневр , всего лишь оборонительный. А если хочешь быть в небе хозяином нужно атаковать. На биплане будешь хорошо крутится, а задачи кто выполнять будет в это время?
Я в принципе это понимаю. Но и Уайлдкет по всем статьям проигрывал Зеро. И только за счет подобной тактики американцы в 1942 что-то показывали. В том числе и в условиях количественного превосходства противника.СДА написал:
#1261994Скорее всего потому, что Хеллкетов и корсаров было тупо больше.
Если верить Тачу в Мидуэе у него было 6 своих против 20. Ценой потери одного своего сбили 6 Зеро. Т.е. вопрос не только в количестве. Я бы даже сказал что это чуть единственный вариант дезавуировать количественное и качественное превосходство противника.
просто исходя из логики маневра - идущий зигзагом Уайлдкет Зеро в варианте атаки сверху сзади просто не может взять на прицел на время, достаточное чтобы всадить очередь. И ему я так понимаю приходится пристраиваться сзади, вынуждено идя на бой на горизонталях. Хелкет и Корсар имели преимущества в вертикальной скорости. Соответственно на Зеро можно было сделать ту же волну Тача перейдя в горизонталь. Где у Зеро даже преимущества. Соответственно почему у японцев не получалось? Навскидку варианты:
1) Требуется мастерство и слаженные действия как минимум двух пилотов. С обученными летчиками у японцев в 1944 были проблемы.
2) Такие действия Зеро малоэффективны, так как у него секундный залп меньше, а живучесть американских машин выше. И при такой фронтальной атаке ему все равно не хватало времени сбить американца
3) Была найдена тактика противодействия. Учитывая что ЕМНИП волну Тача потом пришлось менять на что-то другое, есть вариант что это только в первый раз "прокатило". А потом придумали котрмеры.
4) Количество американских машин было таким, что на одну цель варианте захода "сверху-снизу" заходило подряд несколько машин. Этого хватало чтобы вывести из строя слабозащищенный Зеро и без выхода нагоризонталь.
Все понемногу из этого или что-то еще?
http://www.rulit.me/books/istrebiteli-r … 58-34.html
— Некоторые летчики не очень ясно представляют себе, в чем состоят особенности воздушного боя против маневренных японских истребителей на малых высотах, вблизи земли, — продолжал Кравченко.
Спойлер :.
Вот эту книгу весьма рекомендую
http://militera.lib.ru/science/vorozhei … index.html
То sas1975kr
Вольно или невольно Ваш пост с матюками я удалил. Уж простите. Однако когда я дал ссылку я преследовал цель еще раз убедиться что Вы это читали, во-вторых если будут еще участники обсуждения, что бы они находились в равных услових.
Теперь по сути- плетенка Тача не маневр в горизонтальной плоскости, это маневр сочетающий и маневр в вертикальной плоскости.
Теперь о самом понятии маневренности. Надо категорически различать устоявшуюся маневренность и маневренность динамическую.
В чем отличия. Есть такая характеристика как время выполнения виража. Чем за меньшее время самолет его выполняет, тем выше его маневренность, то есть такой самолет в бою на виражах перекрутит оппонента и зайдя в хвост расстреляет. Это устоявшаяся маневренность. Но как показала практика большую роль играет не она а динамическая маневренность, то есть способность самолета развивать высокие угловые скорости и ускорения. То есть самолет может быстро зайти в вираж, при необходимости выйти из него или перейти в обратный. Если самолет обладает хорошей установившейся маневренностью, но плохой динамической, он может по просту не успевать за оппонентом.
Самолеты ВМВ с хорошей динамической маневренностью
И-16, Харрикейн, ФВ-190, Вайлдкет, Хеллкет, Як-3
С хорошей уствновившейся маневренностью.
Ки-27, И-153, Ки-43, Спитфайр, Зеро, Як-1/3/7/9
И тактика подходящая для одного самолета не всегда может реализоваться на другом.
Плетенка Тача построена на хорошей динамике вайлдкета, попорченной конечно крыльевыми пулеметами, но к счастью противник обладал еще худшей. так же не стоит забывать, что Тач со товарищи были не главным приоритетом для Зеро в том знаменитом бою- таки главными были торпы и дайверы, что и сказалось на том, что против Тача они работали весьма спонтанно, неорганизованно, чем и дали шанс.
РыбаКит написал:
#1262034
Самолеты ВМВ с хорошей динамической маневренностью
И-16, Харрикейн, ФВ-190, Вайлдкет, Хеллкет, Як-3
С хорошей уствновившейся маневренностью.
Ки-27, И-153, Ки-43, Спитфайр, Зеро, Як-1/3/7/9
В целом возразить нельзя, но небольшие уточнения есть. Спитфайр с обрезанным крылом крутился почти как FW190 и при этом и виражил недурственно. А вот насчет Харрикейна с его крылом полубеременным меня гнетут сильные сомнения, туда ли Вы его поставили. В качестве иллюстрации. Харрикейна нет, но прямой потомок есть. Тайфун. Как то никак он. Это, конечно , только одна характеристика динамическая, но тем не менее.
Отредактированно Sergey (22.03.2018 20:21:52)
РыбаКит написал:
#1262034
Теперь по сути- плетенка Тача не маневр в горизонтальной плоскости, это маневр сочетающий и маневр в вертикальной плоскости.
И что там является "маневром в вертикальной плоскости"? Я не вижу там маневра в вертикальной плоскости. Просто идет вираж двух самолетов на разной высоте, я так понимаю чтобы не мешать друг другу. Разница в высоте там не должна быть большой иначе нижнему сложно будет атаковать цель пристроившуюся за верхним напарником.
РыбаКит написал:
#1262034
Теперь о самом понятии маневренности. Надо категорически различать устоявшуюся маневренность и маневренность динамическую.
Это как бы понятно. Но это теория. Хотелось бы если не учебников, то хотя бы описания реальных боев.
Ну и конкретных цифр. Т.е. например глядя на таблицу Sergey возникает вопрос - а какое время реакции летчика? ФВ за 2 сек может бочку сделать. Никакой реакции ИМХО не хватит его в таком маневре преследовать. И вопрос какой максимальный крен вообще на таких высотах при вираже. Т.е. сколько времени занимает перевод самолета из максимального левого виража в максимальный правый? При этом есть подозрение что большее крыло дает худшую скорость вращения из-за сопротивления, но при этом и крен для него меньше нужно создать.
Ну и вопрос что в моем понимании при горизонтальном маневре вопрос не столько в отдельных показателях устоявшейся и динамической маневренности. Сколько в комплексной оценке - цель из левого виража повернула в вправо, сколько времени у истребителя займет снова выйти ему в хвост. Это получается время реакции, и дальше сколько времени займет вращение от одного положения в другое + время на то чтобы догнать отставание от противника ушедшего на вираж раньше.
При этом если верить ссылке по Кравченко - при грамотном горизонтальном маневре опытный летчик сможет уйти даже если у него маневренность хуже. Чтобы удержаться на хвосте нужно иметь лучшие показатели и динамической и устоявшейся маневренности. Иначе без шансов. Либо ты уйдешь на одном вираже за счет лучшей статики, либо замотаешь противника маневром за счет динамики. Т.е. при горизонтальном маневре важны оба показателя. Ну и чтобы оторваться от противника и выйти в положение для атаки нужно преимущество в вертикальной скорости. Иначе пат.
Поэтому ИМХО нужны в первую очередь описания реальных боев. Есть подозрение что динамическая маневренность нужна не для горизонтального маневра. А именно для тактики "атака снизу-сверху". При попытке уйти цели лучшая динамическая маневренность позволяет легче "следить" за целью, опоздание с реакцией компенсируется скоростью вращения. А преимущество в скорости дает большую скорость виража. А там - проскочил, ушел из под ответного огня, набрал высоту и снова "снизу-сверху".
Sergey написал:
#1262057
Это, конечно , только одна характеристика динамическая, но тем не менее.
К этой таблице сразу возникают вопросы
1) какая средняя высота боев была (она ЕМНИП не 10 000 футов для палубников) и какие данные для этой высоты.
2) где данные для F4F-4. Он дубовей F4F-3 и судя по небольшому преимуществу не факт что у F4F-4 оно есть, это преимущество.
3) Какая скорость устоявшего виража на боевом режиме на этой высоте.
4) Какая модель Зеро? (законцовки крыла то у него тоже обрезанные появились) и в каком он состоянии. Я так понимаю при заполненных крыльевых баках это одна характеристика, при пустых - сильно другая. А расход из крыльевых шел в первую очередь.
Отредактированно sas1975kr (23.03.2018 12:34:28)
sas1975kr написал:
#1262180
И что там является "маневром в вертикальной плоскости"? Я не вижу там маневра в вертикальной плоскости. Просто идет вираж двух самолетов на разной высоте, я так понимаю чтобы не мешать друг другу.
В случае вражеской атаки – вне зависмости от того, какое из звеньев атаковали – звенья начинали выполнять вираж навстречу друг другу, одно с набором высоты, другое с потерей, пересекали курсы и расходились. Для противника это выглядело бессмысленно-паническим, ломавшим строй манёвром, и он начинал преследование одного из звеньев, превращавшегося таким образом в «наживку».
РыбаКит написал:
#1262195
В случае вражеской атаки – вне зависмости от того, какое из звеньев атаковали – звенья начинали выполнять вираж навстречу друг другу, одно с набором высоты, другое с потерей, пересекали курсы и расходились. Для противника это выглядело бессмысленно-паническим, ломавшим строй манёвром, и он начинал преследование одного из звеньев, превращавшегося таким образом в «наживку».
Нужно читать оригинал. ИМХО это не очень аккуратный перевод. Или, скажем так, двусмысленный.
В описании Лундстерма звенья шли змейкой до момента атаки. Что в принципе и логично. Так как второму звену отреагировать на атаку на первое своевременно просто не реально. И если идти прямым курсом в момент атаки слишком высока вероятность что эту атаку атакуемый не переживет. Так как при атаке сверху-вниз его могут сбить быстрее, чем он успеет отреагировать.
Концепция волны Тача описанная у Лундстрема - два звена делают змейку в виде ножниц - постоянно пересекая курс друг друга, при этом каждое звено прикрывает хвост другого. Змейка делается постоянно, пока есть угроза атаки. Атакующий не может выполнить атаку сверху-вниз, так как цель постоянно уходит из прицела. Он пристраивается в хвост цели, но опять же не может стрелять, потому что цель петляет туда-сюда и атакующий вынужден петлять за целью. В момент когда "ножницы" сходятся атакующего сбивает второе звено. В этой схеме никакого вертикального маневра нет.
То что в описании у Миднайка скорее всего описание начала змейки. Т.е. при возникновении угрозы идущие походным строем два звена перестраиваются. Одно звено снижается, второе поднимается, и они начинаю идти змейкой, пересекая курсы. Но тут конечно да, нужно смотреть оригинал. К сожалению у меня Эвинг есть только по О Харе, а не Тачу...
Отредактированно sas1975kr (23.03.2018 14:13:43)
sas1975kr написал:
#1262180
где данные для F4F-4
http://www.wwiiaircraftperformance.org/
Тут есть. И много чего еще.
РыбаКит написал:
#1262034
Вольно или невольно Ваш пост с матюками я удалил. Уж простите. Однако когда я дал ссылку я преследовал цель еще раз убедиться что Вы это читали, во-вторых если будут еще участники обсуждения, что бы они находились в равных услових.
Теперь по сути- плетенка Тача не маневр в горизонтальной плоскости, это маневр сочетающий и маневр в вертикальной плоскости.
Вряд ли незначительное превышение одной пары над другой, в вираже, можно назвать вертикальным маневром. Это скорее соблюдение техники безопасности. Нужно и врага обстрелять и с коллегой не столкнуться.
sas1975kr написал:
#1262207
. ИМХО это не очень аккуратный перевод.
Из того что я знаю это маневр аналогичный нашему "пчелиному рою"
Так вот он выполняется в виде постоянного маневрирования на встречных косых виражах только в случае необходимости висения над обьектом. В случае прикрытия бомберов/транспортников, он выполняется в момент угрозы атаки, т.е. тогда когда противник начал выполнять атаку.
То что вы описываете, это так называемые ножницы маневр известный с ПМВ во всех воздушных флотах мира. И разбивать его тоже знают как- атака по одному самолету/паре в момент встречного расхождения обороняющихся., вернее начало атаки. Вполне удается сбить до следующего схождения.
Тут же атакующий видит строй, который мгновенн разваливается под его атакой, одни уходят вниз, другие вверх, что важно, половина просто пропадает из обзора.
sas1975kr написал:
#1262207
В описании Лундстерма звенья шли змейкой до момента атаки.
sas1975kr написал:
#1262207
нужно смотреть оригинал
Змейка это просто слитное маневрирование над строем прикрываемых. Дабы держать высокую скорость. А оригинал не сильно спасет- сколько раз убеждался что понять насыщенный терминами британский текст в плане описания маневров....
http://lockon.spb.ru/babich_fighters.htm
Результаты моделирования, по мнению журнала, показывают, что главным техническим показателем, обеспечивающим стремительность сближения с противником, является высокая тяговооруженность.
L=(P/G (удельная мошность)*SEP(ИЗБЫТОК ЭНЕРГИИ)*М(эффект механизации крыла)* Вd(обзор и управляемость)*Si (усточивость самолета)* N(фактор пассивной конструкционной защиты и брони)*Wa( фактор аппаратуры предупреждения )***(В кубе)* В(Фактор оружия)****(В четвертой степени))/(G/S(удельная нагрузка на крыло)**(в квадрате)*Сr( габариты самолета)
L- способньость самолета нести воздушный бой
Отредактированно Cobra (23.03.2018 16:10:44)
РыбаКит написал:
#1262222
Из того что я знаю это маневр аналогичный нашему "пчелиному рою"
Так вот он выполняется в виде постоянного маневрирования на встречных косых виражах только в случае необходимости висения над обьектом. В случае прикрытия бомберов/транспортников, он выполняется в момент угрозы атаки, т.е. тогда когда противник начал выполнять атаку.
То что вы описываете, это так называемые ножницы маневр известный с ПМВ во всех воздушных флотах мира. И разбивать его тоже знают как- атака по одному самолету/паре в момент встречного расхождения обороняющихся., вернее начало атаки. Вполне удается сбить до следующего схождения.
Тут же атакующий видит строй, который мгновенн разваливается под его атакой, одни уходят вниз, другие вверх, что важно, половина просто пропадает из обзора.
Как-то у вас много интересных утверждений. Из головы или читали? Помня недостатки вашей памяти, можно цитату или хотя бы источник на:
ножницы маневр известный с ПМВ во всех воздушных флотах мира.
это не то чтобы я не верю, просто не нашел когда это прием зародился. Ну и заодно его описание. А то мало, ли, может мы о разных вещах говорим.
и вот это интересно:
И разбивать его тоже знают как- атака по одному самолету/паре в момент встречного расхождения обороняющихся., вернее начало атаки. Вполне удается сбить до следующего схождения.
потому что ножницы это вроде как прием для 1 цели и 1 атакующего. Цель заметив начало атаки начинает идти змейкой. В идеале в противоход противнику. Основная цель змейки - сбить пристрелку. Т.е. считается что в момент выполнения змейки пристрелка невозможна. Откуда у вас "Вполне удается сбить"? Ну и соответственно вопрос с чего волна Тача это классические ножницы, если в его маневре действует минимум пара своих. Маневр Тача это два самолета или два звена выполняющие согласованные "ножницы". Т.е. несколько другое.
Ну и напоследок слово начальнику транспортного цеха Джону Тачу
The left section can watch the tail of the rigth section and vice versa, you can protect each other by continual motion toward and away from each other... firing opposite approaches, shooting Japs of each others`s tails.
Это из его интервью 24 августа. Понятно что описание краткое, стоит найти более полное. Но все же. постоянные ножницы-змейки я тут вижу. "Разбегания" и маневра в вертикальной плоскости - как такового нет. Он здесь в принципе излишен. Ибо при вертикальном маневре у вас большой риск потом не сойтись в нужной точке.
Sergey написал:
#1262057
А вот насчет Харрикейна с его крылом полубеременным меня гнетут сильные сомнения, туда ли Вы его поставили.
Тут вот в чем дело. Как у всех моноппланов первого поколения, их основные скорости пилотажа лежали в диапазоне 250-350км/ч соответственно площадя управляющих поверхностей и плечи в управлении подбирались под эти скорости. Как результат на больших скоростях были очень большие нагрузки на органы управления. Как описывали это британские испытатели на мессере- "на скорости выше 550км/ч ручка напоминает лопату вставленную в бадью с бетоном. Что бы облегчить управление в Харикейне ввели ломающуюся ручку по кренам. В мессере же дело осложнялось, что невозможно было занести локоть и задавить ручку из за тесноты кабины.
Тут короче опять начинаются скользкие моменты, которые начали учитывать аж во время создания Ф-16- кроме скоростей еще и угловые ускорения крена.
Вот и получалось, что летчик Харитона обнаружив что его атакует мессер сверху, мог осуществить вираж и успеть зайти в хвост и обстрелять атаковавшего. Пилот месса довернуть же не мог из за слишком больших усилий на ручке.
Поэтому я и поставил Харикейн в динамически маневренные.
Что интересно спиты попытавшись вести бои аналогично понесли потери.
иллюстарация "ножниц" в исполнении пары, как видите, это не манёвр в одной плоскости, приводящий к потере скорости, а размен скорости на высоту и обратно для поддержания возможности энергично меневрировать, при этом постепенно смещаясь в нужном направлении
если высказываться по теме - оборонительный манёвр, которым, при прочих равных, можно минимизировать собственные потери при встрече с превосходящим противником.
успех американцев, с моей точки зрения, обусловлен несколькими факторами:
1. преимущество в радиосвязи и управлении боем.
Насколько мне известно, в тот период радиостанции у японцев на зеро могли находится разве что у командиров эскадрилий. Если бы со стороны японцев, имевших численное превосходство, боем можно было эффективно управлять, тактика американцев достаточно легко парируется атакой обоих звеньев, с выделением от японцев 1 звена в "резерв", для купирования всякого рода неожиданностей
2. "бипланное" мышление, когда цель боя - это заход противнику на 6 часов, с последующим уравниванием скоростей, зависанием на хвосте и расстрелом.
Парадигма маневренного боя, разбитого на поединки, устарела с появлением раций и мощного бортового вооружения, позволяющего сбивать и повреждать противника атакой "на проходе", не теряя времени на зависание на его хвосте. Опираясь на мемуары Сабуро Сакаи, описание его первого боя с вайлдкэтом даёт нам представление, как воевали даже очень опытные японские пилоты. Для поражения истребителей использовались ТОЛЬКО пулемёты, в Китае этого было достаточно, против американцев - нет. Подобные атаки, и позволили американцам реализовать свою защитную тактику, работая на пересекающихся курсах из всех своих крупнокалиберных пулемётов по хлипенькому зеро в ракурсах 4/4-3/4, в то время, когда он, обстреливая из двух своих мелкашек крепко сбитый вайлдкэт почти строго сзади, терял и свою лучшую манёвренность, и самостоятельно гасил свою скорость, при этом, не имея возможности быстро повредить своего оппонента. Если бы японцы производили атаки с учётом сохранения энергии, а следственно инициативы боя, не гася её самостоятельно путём посадки на "плотное 6", и использовали при атаке крыльевые пушки, то это могло либо заставить вайлдкэты сливать высоту и энергию в оборонительных маневрах, принуждая к бегству или поражению у кромки воды, когда отступать вниз будет более некуда, либо нанести неприемлемые повреждения, потерю управления и развал боя на поединки, выгодные японцам.