Сейчас на борту: 
IBeRUS,
Prinz Eugen,
sheff
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#1 24.07.2019 13:37:45

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Успехи советских ТКА

11
*
знатная заметка!

В связи с тем, что регулярно получаю вопросы по данной теме, решил сделать выделенную тему, где изложить основной материал в т.ч. и из уже делавшихся мной на форуме сообщений.

За все время ВОВ балтийские ТКА выпустили по целям 365 торпед и добились 7 подтвержденных успехов (около 2% попаданий).

1. СКР V-308 - 23.9.1941 торпедирован и потоплен ТК-12, 22 (тип Д-3) в р-не о. Орренгрунд
2. БО Uj-1216 - 26.8.1942 торпедирован и потоплен ТК-152 (Д-3) в точке 59.53,5 с.ш./27.05,4 в.д.
3. МЗ «Риилахти» - 23.8.1943 торпедирован и потоплен ТК-94 (Г-5) в р-не о. Орренгрунд
4. ТЩ М-37 - 5.6.1944 торпедирован и потоплен ТК-15, 45, 65 (все Г-5) в Нарвском заливе
5. ММ Т-31 - 20.6.1944 торпедирован и потоплен ТК-37, 60 (Д-3) вост. о. Нерва
6. ЭМ Z-34 - 16.4.1945 торпедирован ТК-266, 269 («Комсомолец») на якорной стоянке у м. Хель (Данцигская бух.)
7. ТР «Эмили Заубер» - 28.4.1945 торпедирован ТК-268 («Комсомолец») на якорной стоянке у м. Хель (Данцигская бух.). Ранее 25.04.1945 ТР получил попадание авиабомбы и сел на грунт перед входом в гавань. Так как остов судна мешал судоходству, немцы пытались снять судно с грунта, но во время этих работ судно было атаковано советскими ТКА и получило попадание торпеды в правый борт, что заставило немцев отказаться от судоподъема и затруднило использование якорной стоянки для дальнейшей эвакуации.

Я не включаю в список немецкий ТЩ М-1707, подорвавшийся на минах у о. Сарема в 1941 г. и добитый ТКА после того, как немцы сняли с него экипаж. Это, конечно, тоже победа, но немцы уже фактически потеряли корабль после подрыва на мине.
Заявления некоторых авторов и сайтов, что жертвами наших ТКА так же была БДБ F 248, потопленная у Хеля 26 апреля не соответствуют действительности по той простой причине, что 26 апреля никаких атак с выпуском торпед ТКА не совершали.

Получается расход 52 торпеды на одну пораженную цель. Для сравнения у МТА КБФ расход по целям 597 торпед и 17 пораженных ими целей (35 торпед на цель), у ПЛ - 479 торпед (данные из "БД ПЛ в ВОВ", сам не пересчитывал) и поражено 46 целей (10,4 торпеды на цель).
По годам у ТКА так: 1941 г. - 50 торпед (без учета двух торпед, выпущенных по тонущему ЭМ «Смелый») - 1 пораженная цель; 1942 г. - 31/1; 1943 - 47/1, 1944 - 185/2, 1945 - 27,5/2. Довольно стабильное соотношение, резко ухудшающееся в 1944 г. Почему? Потому, что в 1944 г. катера в наибольшей степени (в 1942 и 1943 гг. это тоже имело место) использовались не по прямому назначению, а в качестве сил обеспечения других кораблей в т.ч. при тралении в Нарвском заливе и при высадке десантов.  В этих действиях ТКА стреляли торпедами не столько, чтобы поразить, сколько отпугнуть пр-ка, заставить его отойти и прекратить воздействие на обеспечиваемые силы. Таким образом, фактически ТКА решали задачи малых артиллерийских кораблей. У противника для решения аналогичных задач использовались, КЛ, ТЩ и арт. БДБ. Немногочисленные корабли аналогичного предназначения командование КБФ берегло и использовало от случая к случаю.
Так же следствием такого применения стало то, что около 2/3 атак были произведены днем или в условиях белых ночей, зачастую с дистанций, исключавших надежное определение ЭДЦ и оставлявших противнику более чем достаточно времени на уклонение. Не случайно 6 из 7 побед ТКА одержаны в ночное время. Кроме того, до начала 1944 г., когда экипажи ТКА овладели умением применять дымзавесы, такие атаки сопровождались чувствительными потерями от огня противника.
Но и в другие периоды расход торпед на одну цель составлял довольно значительную цифру. Почему? Во-первых, атаки в большинстве случаев производились не по принципу скрытности, а по принципу силы. В значительной степени это происходило потому, что наиболее распространенные к началу войны ТКА типа Г-5 для скрытных атак просто не подходили - не могли пускать торпеды "на стопе". Существовала и недооценка скрытности у офицеров-катерников - скорость считалась лучшим средством избежать огня противника и занять выгодную позицию для атаки. На практике все было наоборот. Хотя скрытных атак было очень мало, более половины успехов - 4 из 7 - одержаны именно в них. Сам так называемый «принцип силы» был весьма условен - ведь в подавляющем большинстве боев количество ТКА не превышало числа атакуемых ими кораблей и это без учета катеров противника, часто осуществлявших противокатерную оборону ОБК. В, пожалуй, самом известном бое балтийских ТКА - 20.6.1944, когда был потоплен ММ Т-31, пару миноносцев атаковало 14 ТКА, но не одновременно, а четырьмя группами 3+4+3+4 ТКА, причем разрыв между атакой второй и третьей групп составил 47 минут. В остальных боях ТКА не имели даже такой весьма условной "силы". Как следствие - массирование огня противника, атаки с больших дистанций (в наших документах дистанции атак указываются в 3-10 раз меньше, чем в немецких, например, 5 кбт, вместо 10000 м) и потери.
Несмотря на все это результативность ТКА завышалась гораздо сильнее, чем у МТА и ПЛ. Достаточно сказать, что на две реально пораженные в 1944 г. цели приходилось 59 потопленных и 22 поврежденных по донесениям. Завышение в 40 раз - куда там подводникам с их 2-2,5 кратным завышением. Все цели относились к боевым кораблям, в т.ч. докладывалось о потоплении 34 ТЩ М-1 или СКР Ф-1 (т.е. это все немецкие ТЩ проектов М-35 и М-40) и 7 ММ. Интересно отметить, что к началу кампании 1944 г. 9-я дивизия кораблей охранения располагала 160 надводными кораблями в т.ч. 22 тральщиками типов М-35 и М-40. Еще 18 кораблей имели ВМС Финляндии. Получалось, что только ТКА вывели из строя половину вражеского флота! Реальность же, как мы знаем, весьма сильно отличалась от докладов. Примечательно, что в нескольких случаях командование могло воочию убедиться в низкой результативности ТКА, но предпочло ее не заметить. Так поздно вечером 13.2.1945 6 ТКА безуспешно (в т.ч. и по докладам) выпустили 12 торпед 53-38У по шедшему из Либавы конвою, в который входило 2 ТР и 1 СКР. По донесениям стрельба осуществлялась с дистанций не более 3 кбт, а в большинстве с 1-2 кбт. 11 из 12 торпед были выпущены по концевому ТР. Немцы атаки вообще не заметили, никакого оборонительного огня не вели и от торпед не уклонялись. По неполным за февраль 45-го года немецким документам можно понять, что СКР-314 наблюдал лишь торпедные следы, поскольку примерно в том же времени и месте, где произошла атака ТКА, доложил об обнаружении сов. ПЛ. Никакого расследования по случаю не производилось, командирам попеняли на недостаточную подготовку и вспомнили, что торпеды на ТКА были приняты еще в сентябре 1944 г., и лишь 1 раз - в ноябре - производилась их проверка и подкачка ВВД. Когда же противник вел огонь, стрелял осветительными, то недостатка в докладах о "взрывах" не было.
Другой пример с уровнем подготовки - 12.10.1944 группа из 3 ТКА атаковала 4 БДБ в ходе обеспечения высадки неудачного десанта у пос. Винтри (п-в Сырве). Выпущены с дистанций от 4,5 до 2 кбт 4 торпеды, доложено о потоплении 2 БДБ. Реально же катера вели бой с отрядом 2-й немецкой учебной флотилии ТКА (S-135, -117, -81, -64), пытаться торпедировать которые, естественно, было бесполезно. Понятно, что низкий уровень подготовки не вина катерников, а их беда, а винить если кого и надо, то командование, которое не организовало правильно ни применение катеров, ни подготовку их экипажей, ни учет побед.
Минимальный показатель соотношения выпущенных торпед и пораженных целей - 27,5 - приходится на 1945 г., что логично, поскольку все пуски в 1945 г. это ночные атаки по принципу скрытности против конвоев в море или кораблей и судов на якорных стоянках.
Вопросов тактического использования ТКА я тут не касался, но там тоже много не понятного. В частности и в 1942 и в 1943 гг. использование ТКА для атак кораблей пр-ка интенсивным не назовешь - число выпущенных торпед говорит само за себя.

Постановки мин:
1941 г. 189 мин, 78 защитников, 1942 - 254+82, 1943 - 582+192, 1944 - 624+86, 1945 - 0.
По успехам предстоит еще очень много разбираться - ведь в одних и тех же районах стояли наши оборонительные МЗ 1941 г., немецкий "Зееигель" и наши с ТКА. Приближенно можно говорить о гибели на минах: в 1942 г. - успехов нет, в 1943 г. - тяжелой плавбатареи "Ост" (4.8.43), повреждении тральщика М-22 (15.9.43) и фин. КАТЩ "Муйку" (20/21.10.1943), 1944 г. - гибель арт. БДБ AF-35 (28.8.44) и МТЩ R-70 (11.8.44), повреждение еще одной арт. БДБ - AF 50 (28.8.44).
ТКА S-80 погиб 1.9.1944 на мине, которую немцы посчитали плавающей, однако в ночь на 22 июля 1944 г. в этом самом месте катера-заградители №144 и №164 выставили 28 мин 1908/39 гг. с углублением 9-18 метров. Ясно, что ТКА не мог подорваться на той мине, пока она стояла на якоре, но вот откуда взялась плавающая мина в том месте, можно без труда догадаться.
Успехи сравнимые с результатами применения торпед.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#2 24.07.2019 13:42:36

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Успехи советских ТКА

2

Успехи ТКА СФ

1941 г. - 9 торпед - 1 пораженная цель (ТР)
1942 г. - 4 торпеды - 0
1943 г. - 17 торпед - 1 цель (ТР)
1944 г. - 138 (по отчетам - 135) - 8 целей в т.ч. 2 неразрыв (в т.ч. 2 пораженных ТР)
Всего - 165 торпед и 10 целей (14 попаданий; 8,5 % попаданий)

1. 6.10.1941 - D/S "Bjørnungen" (165 grt) торпедирован и потоплен TKA-12 (Д-3; Шабалин) у Стуре-Эккере (Sture-Ekkerøy).
2. 22.12.1943 - D/S "Marie" (200 grt) торпедирована и потоплена TKA-13 (Д-3; Шабалин) в Варангер-фьорде.
3. 28.06.1944 - D/S "Nerissa" (992 grt) торпедирована и потоплена TK-239 and TK-241 у выхода в Петсамонвуоно.
4. 19.08.1944 - СКР V-6102 / "Köln" (472 grt; 2 попадания) и
5. ТР "Colmar" (3992 grt) торпедированы и потоплены сов. ТКА у м. Кибергнес.
6. 14.09.1944 - ТЩ M-252 тяжело поврежден попаданием невзорвавшейся торпеды, выпущенной с ТК-211, TK-213, TK-242, TK-243 сев. Варде.
7. 25.09.1944 - СКР V-6101 / "Gauleiter Bohle" (505 grt) торпедирован (2 попадания) и потоплен сов. ТКА в Варангер-фьорде.
8. 12.10.1944 - ТЩ M-303 торпедирован и потоплен у м. Кибергнес (TK-230, TK-238, TK-241).
9. 21.10.1944 - МТЩ R-311 тяжело поврежден попаданием невзорвавшейся торпеды с TK-205, TK-230 у м. Кибергнес.
10. 21.10.1944 - ТЩ M-31 торпедирован и потоплен TK-237 и TK-244 у Перс-фьорда (70.31,8 N 30.55 E).

Успехи достигнутые без применения торпедного оружия:
24.04.1942 - ПЛ U-454 повреждена глб TKA-13, -14 у Варде
21.06.1943 - M/S "Foula" (109 grt) (previously damaged by german aircraft) затоплен пул. огнем TKA-13 в Варангер-фьорде.
7.05.1944 - M/K "Moder II" (124 grt) захвачен и затоплен TK-215, TK-218, TK-219 в Варангер-фьорде.
15.07.1944 - D/S "Hugin" (124 grt) поврежден пул. огнем и подрывными зарядами ТКА-241 и 239 у м. Кибергнес, горящим выбросился на берег, позднее отбуксирован в Вадсё, где затоплен в октябре 1944 г.
15.07.1944 мотобот T27LK "Storegga" (41 брт) обстрелян ТКА и выбросился на берег у м. Кибергнес.
15.07.1944 мотобот "Rossfjord" поврежден пул. огнем с ТК-240, 242 у м. Кибергнес, отбуксирован в Вадсё.

Минная война ТКА велась только в 1944 г. 40 катеро-выходов, выставлены 68 мин КБ, 4 донных АМД-100 и 8 минных защитников.
Успехи:
6.09.1944 - МТЩ R-304 погиб на мине восточнее о. Эккере


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#3 24.07.2019 14:02:15

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Успехи советских ТКА

2

Успехи ТКА ЧФ

За ВОВ 29+57+62 торпеды=148 торпед - 4 попадания = 37 торпед на цель (2,7% попаданий)

1942 - по кораблям выпущено 29 торпед - поражено 2 цели (7 % )
1. 13.06.1942 - ит. СМПЛ СB-5 торпедирована и потоплена ТКА Д-3 в Ялте.
2. 1.08.1942 - БДБ F-334 торпедирована и потоплена ТКА Д-3, СМ-3 в Двуякорной бухте

1943 - 57 торпед - 23 по причалам и судам у причалов, 9 по ложным объектам, принятым за корабли, 25 по кораблям и ТКА (2 случая); не учтена стрельба по препятствиям (молы) и береговым укреплениям - 0 попаданий

1944 - 62 торпеды – дважды торпедирован один и тот же корабль (3 % )

3.-4. БО Uj-104 - 27.4.1944 шел в составе конвоя из Севастополя, который зап. м. Херсонес (44.23 с.ш./33.19 в.д.) атаковали 3 ТКА. Успеха добился ТКА-344, другой ТКА-332 потоплен. БО тяжело поврежден, оторван бак.
Охотник отбуксирован в Севастополь, затем при попытке буксировать его на ремонт в Румынию утром 4 мая = Ил-2 (попала 1 а/б, не взорвалась). Кроме того, попаданием бомбы был поврежден буксир, тащивший БО. Из-за сильного волнения отряд возвращен в Севастополь. В 17.30 9 мая в Казачьей бухте БО снова поврежден Ил-2 и выбросился на берег. В 23.50 11 мая на входе в Казачью бухту ТКА-353 торпедировал ТР в 4000 т, который по силуэту очень напоминал КТ с оторванным баком. КТ с оторванным баком присутствует на фото Казачьей бухты, сделанных после освобождения Крыма.


Минная война
велась только в 1943 г. 164 выхода ТКА с минами и 45 в качестве обеспечивающих. Выполнили задачу 157 катеров с минами, выставили 225 обр. 1926 г., 56 обр. 1908 г., 111 Р-1, 55 донных английских А-4=447 мин + еще 160 минных защитников.
Успехи:
герм. ТКА S 102 + 8.07.1943 в юж. части Керченского пролива мина
герм. БДБ F 302 + 2.10.1943 в юж. части Керченского пролива мина
герм. БДБ F 315 + 2.10.1943 в юж. части Керченского пролива мина


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#4 25.07.2019 06:26:50

Фёдор 1979
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 180




Re: Успехи советских ТКА

Botik Petra Velikogo написал:

#1370538
8. 12.10.1944 - ТЩ M-303 торпедирован и потоплен у м. Кибергнес (TK-230, TK-238, TK-241).

А как же теплоход Capadose ?

С уважением, Фёдор.

#5 25.07.2019 10:01:09

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Успехи советских ТКА

Считаю, что если не в основном списке, то хотя бы в примечании должен быть упомянут миноносец "Т-30", который 20 июня 1944 года от огня советских ТКА получил лёгкие повреждения ( один член команды был убит, а ещё 13 чел. было ранено ).
А то, с моей точки зрения, как  то странно получается:повреждённый пулемётным огнём норвежский частный мотобот "Rossfjord" в списке успехов присутствует, а повреждённый пулемётным огнём миноносец "Т-30" ( с потерями в личном составе ) отсутствует.

#6 25.07.2019 10:44:30

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Успехи советских ТКА

Фёдор 1979 написал:

#1370684
А как же теплоход Capadose ?

CAPADOSE was lost 11.10.1944, and the loss is mentioned in KTB 3. Marinebordflakabteilung (the German guards that sailed with her). They claims she was torpedoed by a Soviet MTB off Ekkerøy at 19:08. They fired 450 rounds MG ammunition against the MTB with the ships 2 MGs. None of the soldiers were killed, but nothing is mentioned about the Dutch civilian crew.

Нет атаки ТКА, подходящей по времени и месту. Судно могло быть потоплено авиацией или еще чем-то. Кроме того, судя по донесениям катерников, все атаки совершены по конвою, состав которого известен и "Кападосе" в него не входил.

Кибардин Г.А. написал:

#1370703
Считаю, что если не в основном списке, то хотя бы в примечании должен быть упомянут миноносец "Т-30", который 20 июня 1944 года от огня советских ТКА получил лёгкие повреждения ( один член команды был убит, а ещё 13 чел. было ранено ).
А то, с моей точки зрения, как  то странно получается:повреждённый пулемётным огнём норвежский частный мотобот "Rossfjord" в списке успехов присутствует, а повреждённый пулемётным огнём миноносец "Т-30" ( с потерями в личном составе ) отсутствует.

Я указывал поврежденные корабли и суда, а не корабли и суда, имевшие потери в личном составе от пулеметного огня ТКА. Таких было еще несколько, например на SAT "Полярис" 6.9.1943 огнем с ТКА было ранено два (по данным ТЩ М-16 четыре) человека, включая командира.
То, чего хватило "Rossfjord" для того, чтобы получить повреждения, было для Т-30 как слону дробина.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#7 25.07.2019 12:21:32

Cobra
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Калининград-Камчатка-Кубань
Линейный крейсер "Сталинград"
Сообщений: 20162




Re: Успехи советских ТКА

у ПЛ - 479 торпед (данные из "БД ПЛ в ВОВ", сам не пересчитывал) и поражено 46 целей (10,4 торпеды на цель).

По тексту должно быть ПЛ КБФ? Просто уточняю...


"Благодаря своим природным качествам русские сражаются на малых кораблях намного успешнее, чем на больших, ввиду того что русское начальство, панически боясь потерь среди них, старается оберегает их от любых боевых столкновений, оставляя стоять в гаванях без пользы, зато свой москитный флот не жалеет и бросает его в огонь без всякой жалости" (с.) Эссен

#8 25.07.2019 12:28:15

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Успехи советских ТКА

Cobra написал:

#1370723
По тексту должно быть ПЛ КБФ? Просто уточняю...

Да. Но фактически, видимо, торпед было израсходовано несколько больше, поскольку в БД ПЛ не учитывались атаки не вернувшихся из походов подлодок.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#9 25.07.2019 12:44:07

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Успехи советских ТКА

Кибардин Г.А. написал:

#1370703
получил лёгкие повреждения ( один член команды был убит, а ещё 13 чел. было ранено ).

Согласно р/гр 0320/91 и 0333/92 от 20.6.44, на Т.30 был 1 убитый, 3 тяжело и 5 легко раненых. Повреждения ограничились  носовым дальномером.

#10 25.07.2019 13:16:04

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Успехи советских ТКА

Ещё пару слов о судне CAPADOSE

Немцы стреляли по каким то катерам ( считаю, что перепутать катера с самолётами невозможно ), после чего судно взорвалось ( немцы считали, что оно было торпедировано ). Произошло это у Ekkerøy, где ранее на минах ТКА погиб МТЩ R-304. Так что в любом случае гибель CAPADOSE следует рассматривать как успех советских торпедных катеров.

#11 25.07.2019 13:30:38

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Успехи советских ТКА

Интересная версия. Однако, время нападения ТКА, указанное в немецком документе 19.08=21.08 сов. фактически не соответствует времени начала боя, то есть по кому стреляли немцы не понятно, с нашей группы никакого огня не наблюдалось. Только в 21.11 ТАК-230 включил РЛС, а в 21.20 катера подошли на 30 кбт к о. Лилле-Эккере, после чего легли на курс 45 градусов, т.е. на 21.08 они еще не подошли к берегу. В то, что "Кападосе" шло вдали от берега или катера были замечены на большой дистанции и обстреляны, так что пулеметного огня с них не было видно я не верю - метеоусловия были плохими.
Подрыв на мине возможен, но нужно смотреть результаты траления района после гибели МТЩ R-304. Если немцы уничтожили там много мин, то вряд ли. У меня сейчас времени на изучение этого просто нет.
В общем пока для меня причина гибели этого судна тайна, покрытая мраком. Странно, что ни одна из немецких штабных инстанций вообще не отреагировала на гибель судна. Получается, что команда и зенитчики спаслись, последние доложили о гибели в штаб 3-й морской бортовой зенитной бригады, а те, кто предоставил им средства связи для доклада даже не почесались.

Напомню, что писалось по поводу судна на форуме "варсейлорс" еще в 2002 г.

Э. Шельд:
The Dutch coaster M/S Capadose (1925/135) PDIX ex Immanuel was lost by war cause off Kirkenes 09.10.1944. She was seized by the Germans, and operated by HAPAG, Hamburg. In different sources she is stated as lost (bombed) 04.06.1944 near Alta and in July 1944 (MTB’s) near Alta. This must be incorrect as she sailed from Oslo after 22.07.1944 bound for Kirkenes as a replacement for the Dutch “Nico Hoos”. There were no air raid off Alta 04.06.1944, and the MTB’s didn’t operate so far west. She was planned to work as “Verteiler” in Kirkenes. According to Seetransportchef Norwegen, she was beached and lost after shelling 09.10.1944 in Finnmark. She is not reported as returned after the war to the Netherlands. The loss is not mentioned in KTB (war diary) Admiral Polarkьste nor in the files of the HAPAG.

Т. Доргайст:
Der holl. Motorsegler CAPADOSE PDIX kam an 6.12.1939 aus Flensburg in Nykцbing an und wurde dort von seinen Kapitдn wegen der
Kriegsgefahren aufgelegt.
Bei Kriegsbeginn Deutschland ./. Niederlande am 10.5.40 noch in Nykцping aufgelegt.
Am 6.9.40 von der Hafenьberwachungsstelle Thyborцn zur Prise erklдrt.
27.12.43 durch die KMD Kopenhagen erfasst fьr die KMD Oslo als Verteilerschiff.
Lt. drei Quellen am 9.10.1944 „im Raum Kirkenes“ von sowj. S- Booten versenkt
Im Werk „ Die Sowjet-Russen als Gegener zur See“ wird CARPADOSE nicht als sowj. S- Boot Erfolg aufgefьhrt.
Ich habe irgendwo noch eine Notiz mit genaueren Angaben zum Verlust, kann diese Notiz trotz langen Suchen
Im Moment nicht finden !

Joyce Vink (the Netherlands) в 2015 г.:
I only found this forum and this 2002 discussion about Capadose recently. I trying to find some information about the Ms Capadose on the internet and this was one of the two hits. Mayby of your interest too: the other hit was [www.schiffswrackliste.de].
The Capadose was the ship of my great-uncle captain Kornelis Smedes. He died in 1992, but his sister (my grandmother) is still alive (now 95!). And she told me about the Capadose and how she once went along with her brother on a trip to Denmark. She couldn't remember the exact town, but from your postings I believe it must have been Nykobing Sj.
She also told me that Kornelis has spent the whole war in Denmark as his ship was seized by the Germans and he did not want to work for them. He and his wife Oktje were forced to stay in Denmark until after the war. Many years later he told my grandmother he wished he went back to Denmark to visit and meet the people he stayed with. Unfortunately he never did. From my grandmother I understand that he did business with a family from Nykobing or somewhere close. Unfortunately I don't know which family (or company) he did this business with. I think he transported some sort of rocks to Denmark. Kornelis and his wife probably stayed with this family during the war.
It is interesting to read about the Capadose and her unfortunate ending. I will tell my grandmother about this, I think she appreciates it.
Any chance someone can tell where I might find more information about the Capadose and its travels and about the family in Nykobing Kornelis did business with?
I would very much appreciate any information or clue!

Так что дата гибели, возможно, 9 октября, а причиной мог быть и саботаж, как это было с каким-то другим голландским каботажником в Норвегии. 9/10 октября ТКА высаживали десант в Мативуоно и выходов на коммуникации не совершали.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#12 25.07.2019 15:06:25

Spark
Забанен
Сообщений: 2193




Вебсайт

Re: Успехи советских ТКА

Голландцы пишут (ссылка внизу):

CAPADOSE конфисковано Кригсмарин 27.12.43 и использовалось как судно обеспечения на норвежском ТВД. 9.10.44 на переходе под голландским флагом судно село на мель после боевого повреждения возможно близ Киркенеса. Уже во время нахождения в порту Лиинахамари (близ Петсамо) судно получило попадания в корму во время БШУ советской авиации. Судно было оставлено или возможно уничтожено во время эвакуации Лиинахамари 10.10.1944. В конце концов, 11.10.44 CAPADOSE было торпедировано советскими ТКА и затонуло у Эккероя (Варангфьорд). Исключено из Регистра 15.01.1947.

https://www.marhisdata.nl/schip?id=3011

Там всего-то 136 ГРТ. Никак добить не могли: и повреждение какое-то, и меляка, и бомбы, и наконец торпедами. На фото МРС мелкий

#13 25.07.2019 15:15:49

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Успехи советских ТКА

Голланды свели в один все возможные варианты гиебли судна, хотя они исключают друг друга. Если судно было брошено в Лиинахамари, то никак не могло быть спустя два дня на ходу у Эккере.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#14 25.07.2019 15:21:49

Spark
Забанен
Сообщений: 2193




Вебсайт

Re: Успехи советских ТКА

Botik Petra Velikogo написал:

#1370759
Голланды свели в один все возможные варианты гиебли судна, хотя они исключают друг друга. Если судно было брошено в Лиинахамари, то никак не могло быть спустя два дня на ходу у Эккере.

Могло отдрейфовать. Брошенное. Там течения адские приливно-отливные. Надо на карте посмотреть. Германцы не затопили, а вывели из строя машину м б.

UPD. По карте где-то 30 миль. Не так далеко. Течения надо посмотреть по лоции. Эт завтра. Октябрь... И ветерок неслабый.

Отредактированно Spark (25.07.2019 15:43:25)

#15 25.07.2019 16:03:31

lupodimare89
Участник форума
Сообщений: 349




Re: Успехи советских ТКА

All the various possibilities of ship abandoned/sabotaged/wrecked  clash with the report of German guards firing machineguns against something against something with the ship sinking in aftermath. It's either one of the two options, and i can't imagine why there should be a completely mistaken German report of engaging something.

Maybe the Germans believed to have observed Soviet targets (real or not-existing) and opened fire, and CAPADOSE sunk for some reason (wreck collision? own leak accident?), Or maybe there was some delay mistake in hour reports (German/Soviet or both). If i read correctly we're talking of few minutes of difference reports.


Anyway the first step should be to get some solid proof of the ship sinking on either 9, 10 or 11 evening day.

#16 25.07.2019 16:10:55

Spark
Забанен
Сообщений: 2193




Вебсайт

Re: Успехи советских ТКА

lupodimare89 написал:

#1370777
Anyway the first step should be to get some solid proof of the ship sinking on either 9, 10 or 11 evening day.

Haps, there is a poss to contact the guys of the Dutch w-site, who is offering the most wide info (in my comm).

#17 25.07.2019 18:22:49

Фёдор 1979
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 180




Re: Успехи советских ТКА

Фёдор 1979 написал:

#1370684
Capadose

Это судно на этом форуме уже обсуждалось
http://www.tsushima.su/forums//viewtopic.php?pid=915471
с поста 1461
и
http://www.tsushima.su/forums//viewtopi … id=1271366
с поста 294

С уважением, Фёдор.

#18 25.07.2019 18:37:56

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Успехи советских ТКА

Да, как не помнить. Можете включить его в свой список потерь, если желаете. Я его в свой без доп. информации занести пока не могу.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#19 25.07.2019 18:40:53

Фёдор 1979
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 180




Re: Успехи советских ТКА

Botik Petra Velikogo написал:

#1370831
Можете включить его в свой список потерь

Нет у меня "Своего списка". Просто хочется знать истину.

С уважением, Фёдор.

#20 26.07.2019 09:46:30

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Успехи советских ТКА

Так и мне хотелось бы того же.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#21 26.07.2019 10:32:10

Алексей Логинов
Мичманъ
michman
Откуда: от туда
Сообщений: 2574




Re: Успехи советских ТКА

Наши ТКА самолеты не сбивали?


Мир мы построим на этой Земле.
С Верой и Правдою во главе.

#22 26.07.2019 11:32:26

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Успехи советских ТКА

Последний раз о судне CAPADOSE

Если бы судно CAPADOSE 9.10.1944 года выбросилось на берег и после этого не было бы других событий, то не было бы и загадки в судьбе этого судна. После посадки на мель, уже после войны это судно скорее всего было бы отремонтировано. В случае если ремонт был бы невозможен, то всё равно в известность был бы поставлен голландский владелец судна. В Норвегии с этим было строго.
Последнее донесение о судне CAPADOSE датируется 11.10.1944 года. В этом донесении указывается много важных подробностей ( обстоятельства гибели судна и место его гибели ), которые позволяют утверждать, что судно погибло от подрыва на мине советских ТКА у Ekkerøy.
С моей точки зрения, мы имеем достаточно информации, чтобы прийти к таким выводам.

#23 26.07.2019 13:36:52

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Успехи советских ТКА

Алексей Логинов написал:

#1370947
Наши ТКА самолеты не сбивали?

Возможно и было такое, но как это достоверно установить?

Кибардин Г.А. написал:

#1370958
С моей точки зрения, мы имеем достаточно информации, чтобы прийти к таким выводам.

Если принять за основу, что все, что написали немецкие зенитчики, это правда, и предположить мину, то возникают новые вопросы: по кому они стреляли, израсходовав 450 патронов? Такое не за две случайных очереди бывает.
И вообще я не стал бы спешить с выводами - за нами никто не гонится. Возможно будет найден на дне остов или появится еще какая-то информация.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#24 12.09.2019 21:29:55

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: Успехи советских ТКА

4

Вопрос был по WM2412 - не помню, где. Отвечу здесь, т.к. имеет отношение к успехам ТКА.

Всё, что нашлось по WM2412: трофейный сейнер с мотором "Победа" 20 л.с.
По немецким данным, в ночь на 26.7.42 два немецких СКА были атакованы одним СКА и одним ТКА в 6 милях южнее Wesselo [очевидно, Весело-Вознесенск]. WM2412 пропал. Днём обнаружен на грунте, его пытались поднять (неудачно?).

По нашим данным, в ночь на 26 июля СКА-0175 и ТКА-154 производили поиск, в р-не Кривой косы уничтожили 2 дозорных судна (шхуны) без потерь и повреждений с нашей стороны. Захвачен военно-морской флаг и 2 матроса-немца.
Один из СКА явно уцелел, раз у немцев точно зафиксировано, кто атаковал. Да и в потерях упомянут только один СКА.
Командир WM2412 - Mtr.Gfr. Heinz Langmüller, м.б. где-то найдется его допрос.

До этого WM2412 уже участвовал в морском бою - в ночь на 7.7.42 вместе с WM2405 восточнее Беглицкой косы обнаружили 2 катера, дали опознавательные сигналы, а наши сразу открыли огонь. 1-й катер (большой) отвернул, было видно, что получил несколько попаданий. При этом WM2412 получил несколько попаданий в носовую часть и бронещит пулемета (MG - это м.б. и 20-мм автомат). 2-й русский катер вел огонь ок.20 минут с перерывами, потом тоже отвернул под огнем.

По нашим данным, той ночью намечалась высадка демонстративного десанта. Командир отряда (командир 144 обмп капитан-лейтенант Востриков) на ТКА наткнулся на 2 дозорных катера, которые осветили его ракетами и открыли огонь из автоматов. ТКА открыл огонь из ДШК, но у того отказала автоматика, и Востриков отошел, не попытавшись уничтожить немцев находившимися рядом бронекатерами и др.катерами. Более того, он отменил высадку десанта.

В общем, WM2412 с коллегой ни много ни мало сорвал нам операцию. Но 26 июля наши ему отомстили.

Отредактированно А. Кузнецов (13.09.2019 11:51:31)

#25 05.10.2019 15:41:30

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 950




Re: Успехи советских ТКА

https://a.radikal.ru/a28/1910/ad/bb9651c933f2.jpg
Согласно подписи к снимку,это ТКА,транспортировавшийся на барже по Днепру и севший на мель в результате падения уровня воды после подрыва плотины ДнепроГЭС.
Так ли это-я не знаю.
https://d.radikal.ru/d36/1910/98/650d4bdfb2f6.jpg
Торпедные и иные катера в гавани Виртсу, 1944 год.
Я опять же не проверял.
Оба снимка заимствованы с сайта :
http://histomil.com/viewtopic.php?f=338 … start=3690
и я не их автор.

Страниц: 1 2 3


Board footer