Сейчас на борту: 
MAPAT
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 11 12 13 14 15 16

#301 30.03.2025 20:42:47

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Эд написал:

#1643254
Это в "Письмах и бумагах Петра Великого", список, полученный Толстым в Константинополе в 1704 г.,

Да, и в ПиБ тоже. Но Елагин опубликовал раньше - скрин из его книги.

P.S. Насчет "Писем и Бумаг..." - я их когда-то собирал по всему тырнету. Недостающие два тома - с трудом слямзил с одного сайта. Говорят, новый том несколько лет назад вышел, но его вообще не достать. А тут случайно узнал, что несколько томов имеется в моей библиотеке на работе! И никто из коллег не знал!
Собираюсь при случае скопировать - шоб було!


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#302 30.03.2025 20:44:14

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Эд написал:

#1643254
Самый 1-й трехдечник - флагман турок в сражениях 1717 г.

Это "Новый"?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#303 30.03.2025 20:45:53

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 11009




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

1

STEFAN написал:

#1643257
Это "Новый"?

Да, "Кебир уч-амбарлы".

#304 31.03.2025 18:55:05

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Наверное, стоит закончить тему первых "казённых" кораблей Азовского флота.
Про "Гото Предестинацию", думаю, все все знают...

Но был еще один, совсем никуда не вписывающийся кораблик - "Разженное Железо" ("Гит Ейзер"). Строил его, якобы, Выбе Геренс. Возможно...
Судя по всему, в число первой "большой шестерки" он не входил, хотя строить его начали едва ли не одновременно с первыми. Может быть, из каких-то излишков заготовленного дерева.
Числился кораблем (в Пикиведии - линейный корабль!). Фактически, таковым не являлся - не подходил ни размерами, ни вооружением - 36 пушек, видимо, не самого сильного калибра - думаю 8 - 6 футов...
Но был двухпалубным - документы подтверждают. Получается, двухпалубный фрегат?

По размерениям - 105 х 28 фут., вероятно, голландских. Если перевести в английские - 97,5 х 25, но, как мне кажется, стоит сделать поправку на систему замера длины.
Получается - 95 х 25 футов; соотношение - 3,8, т. е. характерное для кораблей Азовского (и не только) флота. Глубина интрюма, наверное, порядка 9 футов...

Стоит обратить внимание - по размерам очень близок к первым фрегатам Балтийского флота.

Это, конечно, предположение...


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#305 31.03.2025 19:09:34

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Были еще два итальянских фрегата, оставшиеся недостроенными. "Фрегатами" их называл сам Пётр, так что, такими их и стоит рассматривать.

Есть один момент, который из-за грубой ошибки (видимо, писаря или переписчика) тупо вошел в отечественную историографию - неправильный размер одного из фрегатов.
В "Росписи" 1702 - 3 (?)г. их размерения показаны одинаковыми - 122 х 34 фут. (Между прочем, размеры близки к "итальянским" барбарским кораблям, строенным в Ступино).
В "Описи" 1704 г. - в размерах полный раздрай: один - 136ф. 10д. х 30. 3 х 11,5; другой - 105ф. 9д. х 31 х 11... *shock swoon*

Бред? Конечно.

Скорее всего, опять цифры напутали. Думаю, что первый - 106 футов длины. (136. 10 - не фига себе фрегат!)
И опять - близость к ступинским.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#306 03.04.2025 19:43:19

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Mitry написал:

#1608695
Вот тут есть кое-что...

Внимательно посмотрел этот список...
Названия - лажа полная. Но... Когда (в каких годах) вообще давались названия кораблям Азовского флота?
Не было ли каких-то перемен?

В самом списке - довольно четкое разделение по рангам-классам, с фиксированными размерениями. Четко выделяются казённые корабли - у многих размеры такие и остались.
В общем, нужно разбираться...

https://i.ibb.co/hRdTjHXV/1.jpg
https://i.ibb.co/b5s1RsZB/2.jpg

Получается - некий малый корабль строил сам Пётр (или закладывал). Выбе Геренс - только участвовал в постройке?

Отредактированно STEFAN (03.04.2025 19:45:22)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#307 30.05.2025 16:03:37

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

1

Насчет воронежского «транспорта прокладного».
Когда он был заложен? Что про него вообще известно?
Известно, что это был кораблик «государева дела», т. е. если и не строился полностью самим царём, то, вероятно, им закладывался, и строительство производилось под его непосредственным руководством.
Таких кораблей известно четыре: «Гото Предестинация» (тут все понятно), «Ластка», «Старый Орёл» и «транспорт» - 20(24)-пуш. фрегат-яхта. Т. е. кораблик, предназначенный, как для войны, так и для увеселительных прогулок.
Известно, что «транспорт» строился долго, и что ориентировочно с 1705 по 1711 гг. его неспешно строил мастер Най; по сути строил из отходов основного корабельного производства – «из щепы». Известный чертеж из БАН датирован 1703 годом, но тот ли это «транспорт»?
Между тем, если внимательно почитать и сопоставить печатные документы, получается довольно интересная история.
В «Юрнале» 1701 г. имеется следующая заметка: «Мая в 29 день, в Четверток, в празнество Вознесения Господня, заложили корабль; всей компаниею по гвоздю вколотили: фалшкиль прибили к килю и тот киль положили». На следующий день традиционно «веселились довольно», при этом «не стало» некоего Копсина (упился до смерти?).
То есть 29 мая 1701 г. – дата закладки некоего «государева корабля». Какого? Попадались сведения, что это был «Старый Орёл»… Но так ли это? Уж точно не «Ластка» - ту заложили в марте 1703 года.
Далее имеется документ – «Наказ П.М. Игнатьеву, 1701 года» (к сожалению, без точной даты). Первый пункт – «Смотреть накрепко чтоб было у нового Государева корабля плотников 100 человек и чтобы в лесах остановки ни зачем не было и Федосею Скляеву и Гавриле Меншикову вспомогать как возможно».
Опять-таки, не ясно, о каком корабле идет речь – вполне возможно, что и о «Старом Орле».
А еще имеется письмо Игнатьева к Апраксину от 23 января 1702 года. Здесь уже можно уверенно считать, что строилось два «государевых» корабля:
«…сделано: на малом корабле буюк-штыки поставлены, и сеторсами бака набраны, да на новое судно форштевень и ахтерштевень сделаны и 9 шпангоутов против прежняго судна сделано ж, да 50 досок дубовых толстых … выправлены, а и достальные доски, которые надобны на те суда, будут в готовности и киль изготовлен».
Получается, что в начале 1702 года в работе у русских мастеров было два корабля – новое судно (на начальной стадии постройки) и некий «малый корабль» (уже с набором). Не это ли и есть тот самый фрегат-транспорт?
В качестве бреда: даже если допустить, что «Ластку» стали строить не в 1703 году, а парой лет раньше, то под определение «малый корабль» она никак бы не подошла – среди азовских судов были и гораздо меньшие.
Почему тогда «транспорт» позже достраивал Най? Видимо, русским мастерам просто не хватало времени, помимо «Орла» и «Ластки» возиться с не особо востребованным (пока) фрегатом-яхтой. Во всяком случае, если читать письма Скляева за 1703 год, то речь в них идет о двух кораблях – «восьмидесятном» и «пятидесятном».


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#308 30.05.2025 18:39:05

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

В продолжение. Первое письмо Скляева царю в 1703 году:
https://i.ibb.co/XkDhBTMM/2-003.jpg

О каком корабле речь?
Фигура льва... На "Старом Орле" первоначально предполагалось вырезать орла, а на нём верхом - Юпитера. (Позже Скляев просил Петра упростить - сделать льва).
На чертеже из БАН - читается лев...
С другой стороны - корабль с нижней палубой, верхними окнами.

Отредактированно STEFAN (30.05.2025 18:40:33)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#309 31.05.2025 08:33:31

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

В Приложениях у Елагина есть такой список. Многое спорно или явно ошибочно.
Выборка всех "государевых" кораблей. Обратите внимание на даты постройки и размерения. Явные несоответствия официозу.

https://i.ibb.co/tTwwCj4Z/2-173.jpg

Однако... В каком документе имеются указания на дату закладки "Ластки" - 8 марта 1703 года?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#310 03.06.2025 10:22:20

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

STEFAN написал:

#1650109
На "Старом Орле" первоначально предполагалось вырезать орла, а на нём верхом - Юпитера.

Это, смотря как читать... Возможное прочтение - Юпитер на "Орле". Иначе какая-то странная фигура получается.

#311 03.06.2025 19:16:11

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

1

А.Иванов написал:

#1650363
Это, смотря как читать... Возможное прочтение - Юпитер на "Орле". Иначе какая-то странная фигура получается.

Ну почему же? Юпитеру и положено летать на орле и метать молнии.

https://i.ibb.co/rfMXz8c1/IMG-E9342.jpg

Другое дело, что вырезать подобное непросто. Но и покруче вырезали.
Интересно - а при чем здесь вообще Юпитер? Если "Старый Орел" - делайте просто орла и не усложняйте.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#312 03.06.2025 20:07:15

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Да вообще непонятки с этими «государевыми» кораблями – особенно с их гальюнами, носовыми фигурами.
Приходится немного повторяться - но увы...
И в письмах Скляева все несколько туманно. Любопытно, куда подевались его письма за 1702-й год?
А вот из писем 1703 г.
От 22.01. «…с вонную сторону по тали сделано…; под нижнюю палубу ген-ген-книсы крепим боутами с шрубами. На верхние окна и на фор-дек резьба вся готова, а гальюна подымать нельзя пока лев не будет готов…».
О каком корабле речь?
17.03. По-Веселаго 8 марта заложена «Ластка». Но и работы на «Орле» идут:
«…у восьмидесятного корабля приказал меж палубами досками загибать… на палубы правим доски, к окнам закрышки к нижним и к верхним…» и далее про будущую «Ластку» – «… у пятидесятного корабля приказал делать фор-кнов и ахтер-кнов, фор-фаль-штевень и ахтер-книс…» и т. д. (Это начальная стадия работ?)
16.05. «Сего ж мая 15 числа поутру поставили на пятидесятный корабль мидель-шпангоут на меру, где довелось его место на киле и прочие шпангоуты…» (и т. д. Речь идет о «Ластке».)
02.07. Здесь речь идет о работах на «Ластке» и «Орле». Довольно высокая степень готовности. Здесь же про гальюн – у Елагина в «Приложениях» так: «…отпиши также про гальюн не лучше ли делать со львом, а то теперь на орле промедлим долго…». Юпитер – это перевели в ПиБ, но я им больше доверяю. И далее: «На восьмидесятном корабле нижние галдареи сделаны; орел нет и трети…». Имеется в виду орёл на гакаборте?
28.07. На «Ластке» «…флак обогнули, зачали делать нижние баргоуты». Т. е., если считать дату закладки «Ластки» 8 марта, то за 4,5 месяца неплохо состроили.

В общем, наибольшие сомнения вызывает корабль (малый корабль?), на который упомянут в письме от 22.01.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#313 09.09.2025 21:44:04

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

По шнявам - вот интересные списки.

https://i.ibb.co/mFYj54qL/2-107.jpg
https://i.ibb.co/V0pgBvkg/2-108.jpg
https://i.ibb.co/B2bFvQB1/2-109.jpg
https://i.ibb.co/XxnVQCs5/2-110.jpg

Как видно из всех этих списков - в более-менее готовом для будущих боевых действий состоянии были всего ТРИ шнявы. Из них - ДВЕ Немцова.  Если бы были еще две, пусть и не совсем достроенные, но в высокой степени готовности - их бы указали. (В списке указаны суда, которые вообще были не оснащены, или недостроены, а то и сомнительной годности). Да, несколько шняв уже строились мастерами Робертсоном и Немцовым, но до готовности к будущей летней кампании им было еще далеко.
Поэтому, гипотеза о переименовании пары "Фалк-Дегас" в "Мункер-Лизет" более чем очевидна.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#314 09.09.2025 23:58:46

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 6255




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Хм, коммандеры. А где-то есть про эволюцию системы офицерских чинов при Петре до табели о рангах?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#315 11.09.2025 22:10:55

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

1

STEFAN написал:

#1659032
По шнявам - вот интересные списки.

Не буду оригинальным, т.к. сам документы не смотрел, но вот что пишут два исследователя, которые, надо полагать что-то смотрели.
Расторгуев. Он показывает в Азовском флоте аж 14 шняв:
1. Мункер (16) пушек
2. Лизет (16) пушек
3. Дегас 14 пушек, 82 человека, строитель И.Немцов
4. Фалк 14 пушек, 82 человека, строитель И.Немцов
5. Без названия, 18/16 пушек, размеры 65х12.6х6.4, заложена в Ступино 1.04.1700, спущена 1.05.1702, строитель И.Федотов
6.Таймалар, 14 пушек, размеры 60х16х6.6, 54 человека, заложена в Рамони 1.09.1702, строитель И.Федотов
7. Без названия 16 пушек, заложена в Таврове 1.05.1711, спущена в 1712, строитель И.Немцов
8. Без названия 16 пушек, заложена в Таврове 1.05.1712, строитель И.Немцов
9. Без названия 16 пушек, заложена в Таврове в мае 1711, спущена в 1712, строитель И.Немцов
10. Без названия 8 пушек, строилась в Таврове, строитель И.Немцов
11. Без названия 16 пушек, заложена в Таврове в мае 1711, спущена в 1712, строитель С.Робертсон
12. Без названия 16 пушек, строилась в Таврове, спущена в 1712, строитель С.Робертсон
13. Без названия 8 пушек, строилась в Чертовицке, спущена в 1712, строитель И.Федотов
14. "Шнява малая" без названия 8 пушек, заложена в Таврове в 1711, строитель И.Немцов
Дает под таблицей ссылку: РГА ВМФ. ф.233.оп.1.д.20.лл.261-262; д.122.лл.111-114; д.183.лл.75-76; д.263.лл.1-8.

Второй автор, Крайнюков. Показывает только 9 шняв, но разбитых по программам:
Шнявы
Первая кораблестроительная программа 1696 г. и дополнительные указы 1697-1698 г.

Таймалар (Темляр) 8 пушек, 41(54) чел., размеры 60х16х6.6, заложена в Рамони сентябрь 1702, строитель И.Федотов, в 1711 определена в эскадру Крюйса под командой Беринга, по сдаче Азова переведена в Транжемент под Черкасском.

Шнява (названия не сохранилось) 16 пушек, размеры 65х12.6х6.4, заложена в Воронеже 1.04.1700, строитель И.Федотов, спущена 1.05.1702, находилась на Устье на 28.02.1704.

Вторая кораблестроительная программа от 28.03.1704:

Мункер 14 4-фунт.пушек, размеры в голланд.футах 72х18х8, заложена в Воронеже около 1706, строитель И.Немцов по проекту Петра I

Лизет  14 4-фунт.пушек, размеры в голланд.футах 72х18х8, заложена в Воронеже около 1706, строитель И.Немцов по проекту Петра I. Обе спущены ориентировочно весной 1709 (1710), а 11.06.1711 вооружались в Троицкой гавани на Таганроге, по сдаче Азова выгодно проданы турецкому правительству.

Третья кораблестроительная программа от 20.05.1709:

Дегас 14(18) пушек, 79(82) чел., заложена в Тавровском Адмиралтействе по указу от 18.07.1709, строитель И.Немцов по проекту Петра I

Фалк 14(18) пушек, 82 чел., заложена в Тавровском Адмиралтействе по указу от 18.07.1709, строитель И.Немцов по проекту Петра I, девиз "Веру и род свой буду беречь". Обе спущены в апреле 1711 и сразу приведены в Азов, в кампании 1711 в составе эскадры Крюйса, Дегас под командой Блория, Фалк - Рома

Две шнявы без названия, 16 пушек, заложены в Тавровском Адмиралтействе в нач.мая 1711 по указу от 5.10.1709, строитель И.Немцов, спущены в апреле 1712, летом вооружены.

Шнява (малая экспериментальная) 16 пушек заложена в Тавровском Адмиралтействе в нач.мая 1711 по указу от 5.10.1709, строитель С.Робинсон под надзором И.Немцова, к апрелю 1712 была готова, но, судя по документам, стояла на стапеле (январь 1713) дожидаясь указа Петра I.

Ссылок традиционно не представлено.

#316 12.09.2025 19:15:37

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Спасибо за информацию.

А.Иванов написал:

#1659353
Расторгуев. Он показывает в Азовском флоте аж 14 шняв

Честно говоря, много у него ошибок, а то и явных ляпов. Чего только стоит включение в состав Азовского флота "кораблей-прамов" и фрегатов "Самсон" и "Ластка". А заодно его гипотеза о стамбульском вояже баркалона "Сила". Хотя, видимо, он сам после от этого отказался. Но помню дискуссию с постройкой модели этого баркалона - традиционную версию о "барбарском" "Крепости" отвергал с пеной у рта Добренко (царство ему Небесное).
Один мой знакомый, очень серьёзный исследователь, автор многих научных работ (правда, в области не относящийся к флоту), знакомый с Расторгуевым, как-то сказал про него "Он сидит на уникальных документах, но читать их не умеет."...

А.Иванов написал:

#1659353
Второй автор, Крайнюков. Показывает только 9 шняв, но разбитых по программам:

Ничего не могу сказать. Большую часть информации можно найти по опубликованным документам. С размерами шняв Мункер и Лизет - интересно, но отсутствие ссылки настораживает. Кстати, близко к размерам того эскиза Петра...

Попробую разобраться.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#317 12.09.2025 19:17:18

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Я насчитал 10 шняв. Но тех, что интересно - только 4 штуки.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#318 12.09.2025 19:48:06

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659353
Первая кораблестроительная программа 1696 г. и дополнительные указы 1697-1698 г.

Таймалар (Темляр) 8 пушек, 41(54) чел., размеры 60х16х6.6, заложена в Рамони сентябрь 1702, строитель И.Федотов, в 1711 определена в эскадру Крюйса под командой Беринга, по сдаче Азова переведена в Транжемент под Черкасском.

Шнява (названия не сохранилось) 16 пушек, размеры 65х12.6х6.4, заложена в Воронеже 1.04.1700, строитель И.Федотов, спущена 1.05.1702, находилась на Устье на 28.02.1704.

С этими особого поиска не нужно - взято из "Описи кораблям и галерам..." от 28 февраля 1704 года. Там даны размеры и даты закладки-спуска (по "Таймалару" только закладка).
По 16-пушечной - как-то странно она узкая (цифирку не попутали - например, 17.6?), и пушечки, видимо, совсем слабенькие.

Но с ними все понятно. "Таймалар" действительно  в 1711 г. переведена в Черкасск, а в начале 1713 года разломана из-за ветхости.
А вот первая... По документам, опубликованным Расторгуевым, в середине 10-х гг. некая "малая шнява", гнилая, еще сохранялась в Таврове. Видимо, это первая, самая ранняя шнява постройки грека Федотова.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#319 12.09.2025 19:52:33

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659353
13. Без названия 8 пушек, строилась в Чертовицке, спущена в 1712, строитель И.Федотов

Здесь Расторгуев что-то напутал. "Чертовицкой" (или "романовской" (правильнее рамоньской)) шнявой называли как раз "Таймалар", по месту постройки в селе Чертовицы (к чёрту или чертям название отношения не имеет) недалеко от Рамони. В 1711 - 12 гг. Федотов вообще где был, и был ли жив вообще?

Отредактированно STEFAN (12.09.2025 19:52:57)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#320 12.09.2025 21:42:24

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659353
Первая кораблестроительная программа 1696 г. и дополнительные указы 1697-1698 г.

Таймалар (Темляр) 8 пушек, 41(54) чел., размеры 60х16х6.6, заложена в Рамони сентябрь 1702, строитель И.Федотов, в 1711 определена в эскадру Крюйса под командой Беринга, по сдаче Азова переведена в Транжемент под Черкасском.

Шнява (названия не сохранилось) 16 пушек, размеры 65х12.6х6.4, заложена в Воронеже 1.04.1700, строитель И.Федотов, спущена 1.05.1702, находилась на Устье на 28.02.1704.

Вторая кораблестроительная программа от 28.03.1704:

Мункер 14 4-фунт.пушек, размеры в голланд.футах 72х18х8, заложена в Воронеже около 1706, строитель И.Немцов по проекту Петра I

Лизет  14 4-фунт.пушек, размеры в голланд.футах 72х18х8, заложена в Воронеже около 1706, строитель И.Немцов по проекту Петра I. Обе спущены ориентировочно весной 1709 (1710), а 11.06.1711 вооружались в Троицкой гавани на Таганроге, по сдаче Азова выгодно проданы турецкому правительству.

Третья кораблестроительная программа от 20.05.1709:

Дегас 14(18) пушек, 79(82) чел., заложена в Тавровском Адмиралтействе по указу от 18.07.1709, строитель И.Немцов по проекту Петра I

Фалк 14(18) пушек, 82 чел., заложена в Тавровском Адмиралтействе по указу от 18.07.1709, строитель И.Немцов по проекту Петра I,

Мне непонятно, насчет 2-й программы. Не нашел ни одного опубликованного документа о постройке 2-х шняв в 1706 - 09-10 гг. Если допустить, что они действительно были построены, а очередные две шнявы от 3-й программы были заложены в 1709 году, то логично допустить, что в 1700 году в составе Азовского флота должно было быть ШЕСТЬ шняв разной степени готовности.
Однако, это противоречит известному документу 1710 года - "Ведение, что на Воронеже, в Таврове, на устье кораблей и иных морских судов". Документ не бесспорный, есть вопросы...
Но по шнявам: показаны в Таврове на блоках - 2 шнау (старые Федотова) + на берегу заложенные вновь "2 шнау делает Немцов", т. е. пара по проекту Петра от 18.07.09.
Т. е. всего - четыре.

Получается, что никакие "Мункер" и "Лизет" в 1706 - 10 гг. не строились; Немцов в те годы вообще обследованием лесов для кораблестроения занимался.

К военной кампании 1711 г. боеготовыми оказались лишь три шнявы - 2 "немцовские" и 1 "чертовицкая". Первая шнява Федотова, видимо, пришла в негодность (уже 9 лет - для Азовского флота срок критический). В том же году были заложены еще две 16-пуш. шнявы Немцовым и одна (?) С.Робертсоном. (Все три достроены в 1712 году). Позже Робертсон заложил еще одну шняву, а Немцов некие две малые шнявы, но эта пара остались недоделанными.

А главное - если допустить существование "Фалк" и "Дегас" (без их переименовки в "Мункер" и "Лизет") - должно же быть разумное объяснение их "внезапного" исчезновения в начале лета 1711 года? Продали "Мункер" и "Лизет", в Черкасск отвели старую "Таймалар", куда делись эти?

Отредактированно STEFAN (12.09.2025 21:44:23)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#321 13.09.2025 17:32:14

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

STEFAN написал:

#1659468
По 16-пушечной - как-то странно она узкая (цифирку не попутали - например, 17.6?), и пушечки, видимо, совсем слабенькие.

Да, странная ширина. Насколько помнится, в свое время пытался найти "истинную" ширину, мне показалось, что 19 футов, тем более что легко написанное "деветнацать" может трансформироваться в "двенацать". Во всяком случае, прорисовать корпус с 12 футами просто не получается.

STEFAN написал:

#1659469
Здесь Расторгуев что-то напутал.

И не только здесь... С его текстами, согласен, нужно обращаться крайне аккуратно.

STEFAN написал:

#1659489
Мне непонятно, насчет 2-й программы.

Мне тоже непонятно, документа с такой датой найти не удалось, ссылок автор не дал. Но вот некоторый фрагмент из самого текста: "28 марта 1704 г. Петр I приказал заготовить лес и приступить к строительству новых 10 кораблей: шести 80-, четырех 60-пушечного рангов и двух шняв... Свои взгляды на конструкцию и архитектуру судов Петр I изложил в записке "рассуждения пропорции кораблям", которую отправил в Воронежское адмиралтейство. К записке был приложен листок с размерениями кораблей [это известное рассуждение Петра, опубликованное в ПиБПВ, т.3. с.475 - в конце письма от 30.10.1705]... Через два года лес для строительства кораблей был в основном готов..." и т.д. Так что дата и в тексте, и в таблице сосписком кораблей одна и та же. Откуда она взята, мне не известно. Строительство по этой "программе", как отмечал автор, осуществлялось в Таврове. Почему же тогда две шнявы он посчитал воронежскими - Мункер и Лизет - не понятно, логичнее было бы полагать, что они тавровские, как и заложенные там крупные корабли. Скорее всего, в списке 1710 года под тавровскими на блоках имеются ввиду именно эти две, а не федотовсие малые.
Другое дело, размеры. Тут, скорее всего, действительно плод размышлений автора, а не опора на документы - чертеж-рисунок из РГА использован для реконструкции воронежского Мункера, следовательно, можно ожидать, что и размеры "реконструированы". С моей стороны есть некоторое несогласие с авторской интерпретацией в том плане, что к 1711 году эти две шнявы - Мункер и Лизет - никак уже нельзя считать "новыми". Новые были уже другие две немцовские шнявы, которые и продали туркам, и они как раз назывались Мункер и Лизет. Следовательно, в Таврове, скорее всего, строены Фалк и Дегас - названия все-таки в документах отражены - но их Блорий и Ром довели до Азова вместе с Предестинацией, а там произошло другое: пришли "новые" фрегаты Немцова, Мункер и Лизет, без мачт, о которых сообщал Крюйс. Скорее всего, Дегас и Фалк были оставлены, а экипажи перешли на Мункер и Лизет. Во всяком случае, есть письмо Крюйса 23 августа 1711 (Елагин, II часть, стр. 136), о том, что он получил ведомость, что капитаны разные, в том числе и Блорий, с кораблями, тартаном, шнявами (так, во мн.числе) и 4 бригантирами прибыли в Черкасск. И, хотя потом приводится список из архива Апраксина (в примечании), где указана в прибывших в Черкаск только Таймалар, но кто может поручиться, что этот список полный? Другое упоминание каких-то шняв на стр.154 в наказе о содержании крепостей из дел Апраксина - п.4. Строенья, галеры и прочия большия суда продать туркам или сжечь, а шнявы лучше сжечь. Какие? Не те ли , возможно, оставленные под Азовом Дегас и Фалк?

#322 13.09.2025 19:39:14

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659562
Да, странная ширина. Насколько помнится, в свое время пытался найти "истинную" ширину, мне показалось, что 19 футов, тем более что легко написанное "деветнацать" может трансформироваться в "двенацать". Во всяком случае, прорисовать корпус с 12 футами просто не получается.

Согласен. Может быть и девятнадцать. Двойки с девятками тоже путают. Как тройки с восьмерками, или четверки с семерками. Как то находил подобный ляп в монографии А.Лебедева.
Кстати, а азовские 48-пушечники не реконструировали? Есть неоконченный чертеж в БАН - там только глубина не совпадает, а все остальное подходит по соотношению - 127 х 35 фут.

А.Иванов написал:

#1659562
Петр I приказал заготовить лес и приступить к строительству новых 10 кораблей: шести 80-, четырех 60-пушечного рангов и двух шняв...

Не факт, что его приказы всегда сразу выполнялись - по разным причинам, с теми же шнявами могли задержаться..., а там Петр и сам мог внести коррективы - остановить или перенести постройку. А там и в 1709 году и новый проект шняв подоспел.

А.Иванов написал:

#1659562
Новые были уже другие две немцовские шнявы, которые и продали туркам, и они как раз назывались Мункер и Лизет. Следовательно, в Таврове, скорее всего, строены Фалк и Дегас - названия все-таки в документах отражены - но их Блорий и Ром довели до Азова вместе с Предестинацией, а там произошло другое: пришли "новые" фрегаты Немцова, Мункер и Лизет, без мачт, о которых сообщал Крюйс.

Но ведь в документах о кораблях и судах, готовых (и не очень) к кампании 1711 года показаны лишь три шнявы.

А.Иванов написал:

#1659562
есть письмо Крюйса 23 августа 1711 (Елагин, II часть, стр. 136), о том, что он получил ведомость, что капитаны разные, в том числе и Блорий, с кораблями, тартаном, шнявами (так, во мн.числе) и 4 бригантирами прибыли в Черкасск.

Да, конечно. Я этот документ знаю, самого озадачила эта фраза "со шнявами". Может быть, "Мункер" и "Лизет" первоначально тоже отвели в Черкасск? Отправлять их через моря и океаны на Балтику (все-таки суденышки малые) сначала вообще не собирались, но когда поняли, что "Шпага" для такого вояжа не готова, передумали и вернули их под Таганрог?
В конце концов, документов по периоду после Прутского договора маловато - всего не знаем.

А.Иванов написал:

#1659562
потом приводится список из архива Апраксина (в примечании), где указана в прибывших в Черкаск только Таймалар, но кто может поручиться, что этот список полный?

Никто не может. Но, с другой стороны, велся учет каг, ботов, шлюпок, а две шнявы куда-то подевались? Более старую и слабую в боевом отношении "Таймалар" хранили до 1713 года, а эти похерили? Странно.

А.Иванов написал:

#1659562
Строенья, галеры и прочия большия суда продать туркам или сжечь, а шнявы лучше сжечь.

Тоже знаю этот документ. Может, под "шнавами" Петр подразумевал все мелкие суда - бригантины и проч.

А.Иванов написал:

#1659562
Не те ли , возможно, оставленные под Азовом Дегас и Фалк?

Вот насчет судов под Азовом - вот документ, который наводит на размышления.
https://i.ibb.co/pBWLQXy3/2-153.jpg

Что это за корабли?
Яхта, которая на воде - наверняка гнилая "Св. Екатерина", её бросили, а другую ("Св. Наталья", как лучше сохранившуюся) - перетимберовали и увели в Черкасск.
Две галеры - гнилые "Заячий Бег" и "Перинная Тягота".
Из кораблей - гнилые галеасы - "апостолы" (их не ломали, как реликвии-первенцы), "Крепость" (этот понятно) + еще два. Предположение - бомбардирский "Миротворец" (его собирались тимберовать после ступинского "Олифанта"), и последний... возможно, (я так думаю, но не уверен) - старый "Св. Георгий". Его не разломали хотя бы потому, что Пётр считал его хорошим кораблем, и он был пригоден к тимберовке...
Шняв никаких нет.

И опять невольно подхожу к вопросу о судьбе остальных кораблей Азовского флота, не уведенных в Черкасск...;)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#323 13.09.2025 21:01:23

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659562
в Таврове, скорее всего, строены Фалк и Дегас - названия все-таки в документах отражены - но их Блорий и Ром довели до Азова вместе с Предестинацией

Предестинация же раньше была приведена. В 1708 году, насколько помню. В 1709 году привели "Ластку" и "Шпагу", а в 1710 г. - "Олифант" и "Геркулес", но оба с проблемами, - остались в Азове.
И еще момент - в августе 1710 г. в отписке Бекмана обо ВСЕХ судах на Азовском море, годных, ремонтирующихся, гнилых, разломанных, никаких шняв не упомянуто. Т. е. прийти они могли только в 1711 году.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#324 13.09.2025 22:04:39

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659562
письмо Крюйса 23 августа 1711 (Елагин, II часть, стр. 136), о том, что он получил ведомость, что капитаны разные, в том числе и Блорий, с кораблями, тартаном, шнявами (так, во мн.числе)

STEFAN написал:

#1659572
Может быть, "Мункер" и "Лизет" первоначально тоже отвели в Черкасск?

А нет - того же числа Крюйс писал, что Ластка и Предестинация идти в поход готовы, за исключением провианта, а "Шнавы уже 3 дни как готовы".
В конце концов, не могло быть ошибки - самого Крюйса или переводчика: имелась в виду шнява, а не шнявы?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#325 14.09.2025 18:24:11

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Вот что меня вводит в сомнение - при Петре вообще существовала ли практика по переименовке кораблей?
Как-то не припомню. Хотя, в Азовском флоте имеется прецедент...


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

Страниц: 1 … 11 12 13 14 15 16


Board footer