Вы не зашли.
Ну, как там "у них" было - не столь важно.
А вот касаемо азовских (воронежских) "англичан" - тенденция такая.
Пропорции «английских» кораблей Азовского флота:
Наевы:
«Шпага» - «Сулица» - 132 х 34 или 134 х 34.4 (пропорция – 3,88 или 3,9).
«Скорпион» - «Цвет Войны» - 142 х 38 (пропорция – 3,74)
Козенца:
«Спящий Лев» - «Старый Дуб» - 151 х 40 или 151.6 х 40 (пропорция – ок. 3,8)
Петровско-Скляевский «Старый Орёл»
(тоже отнесем к английским) – 175 х 42 (видимо, длина «черезштевни»),
или 160 х 42 (это по нижней палубе - пропорция – 3,8).
Получается, если допустить, что «Черепаха» была действительно «широкой» - 123 х 35,5 (3,46), то она как-то не вписывается в этот список (простите за тавтологию). Более того – она была бы практически такой же пропорции, как большинство «голландских» кораблей казенной постройки с пропорцией примерно 3,5 (плюс-минус), которые Пётр критиковал за их «нерезвость». Логичней допустить, что первый английский корабль был в ширину такой же, как «ГП», или даже чуть уже. Во всяком случае, по большинству списков у "ГП" ширина 133 фута голландских, у "Черепахи" - 132 фута.
По "голландцам". Сейчас посмотрел и померил чертеж 50-пуш. корабля 1720 г. – 130 х 37 х 15 (3,51). Т. е. - по пропорциям близко к азовским 60-пушечникам.
Вообще, считаю, что именно казенные «голландцы» оказались первыми «настоящими» линейными кораблями, Российского флота, способными нести 18-фнт. орудия. А «Предестинация» и «Черепаха» - лишь 12-фнт., а в 1711 году – 10-фнт. «Черепаху», кажется, вообще хотели переделать в 48-пушечный, как и «Дельфин» с «Винкельгаком», но с более слабой артиллерией. Т. е. конкретно этот корабль ("Черепаха") проигрывал «голландцам» и в артиллерийской мощи, и в плане «доброй пропорции» для Азовского моря – глубоко сидел в воде.
Отредактированно STEFAN (21.10.2025 19:51:19)

С другой стороны, имеется чертёж 50-пушечного корабля подмастерье У. Гардинера. Пётр его раскритиковал, "собственноручно начертав" на "текене" свою критическую резолюцию - "говно, ему еще учиться, учиться и учиться". Интересно, что корабль на чертеже - довольно плоскодонная широкая посудина с размерениями примерно 123 х 35 фут. Когда-то, встретив в тырнете паршивенькую ЧБ-копию, и не зная про этого Гардинера, вообще посчитал, что это и есть "Черепаха"...
Но... Чертеж делался в 1709 году, когда Пётр уже определился с "доброю пропорцией", распорядился строить для Аз. моря 48-пушечники с размерами 126-7 х 35 фут, с малой осадкой, поэтому Гардинер и посчитал, что данный экземпляр царю понравится, но просчитался.

Вообще, считаю, что стоит пересмотреть кое-какие сложившиеся стереотипы об Азовском флоте. Особенно о том, что первые иностранные мастера, из-за неумения приспособить вынужденную малую глубину интрюма к остальным параметрам корабля, строили их излишне длинными и узкими. Причем, главными виновниками оказались "глупые" голландцы, не умеющие строить по чертежам и "не знающие размера".
Впрочем, это уже другая история.

Давно интересует корабль Азовского флота под названием «Нептунус». Странно как-то – название упоминается лишь пару раз в опубликованных документах, но больше про него нет сведений. Елагин и Веселаго в списки кораблей Азовского флота его даже не включили.
Кто-то (уже не помню кто и где) присылал мне такое: «Нептунус записан за кумпанством Черкасского, 38 (44) пушки, строил Нанинг, переделывал Эверт Янсен, переведен на Устье в 1703 г., 115.6 х 24.8 х 9.4.» Т. е. – баркалон.
В книге Расторгуева другая информация: Нептунус – это 49-пушечный барбарский корабль, построенный кумпанством Т.Н.Стрешнева. Откуда сведения? Может быть какие-то документы публиковал?
Поробовал внимательно изучить этот вопрос по документам – Приложения к труду Елагина. Довольно нудно, но иначе концов не найдешь.
Первая зацепка – письмо Апраксина к стольнику Игнатьеву от 30 июля 1701 г. (о подготовке кораблей к "азовскому отпуску")
«Корабли что от семи 2 спущенные (1), 2 чижовские (2), 2 Тихона Никитича (3), корабль князя Михаила Алегуковича (4), корабль Василия Салтыкова (5), 3 бомбардирские, корабль чертовицкий (6), корабль вологодский (7), 3 корабля Избрантовы (8,) английский что делал Осип Най (9)…» - т. е. всего 17.
Пояснения:
1 – Св. Георгий, Разженое Железо
2 – Виноградная Ветвь, Мяч
3 – Три Рюмки и ???
4 – без названия (?)
5 – Весы
6 – Геркулес
7 – Лилия
8 – Колокол, Единорог, Лев
9 – Черепаха
Впрочем, упоминание ДВУХ кораблей Стрешнева еще ни о чем не говорит – возможно, под вторым его кораблем имелся ввиду баркалон Барабан (кумпанства Шереметьева). Стрешнев с Шереметьевым строили свои корабли в своеобразной кооперации – один приобретал пушки на оба корабля, другой – определенные виды строительных материалов на оба и т. д.
Далее. В 1702 году в письмах Игнатьева к Апраксину говорится о 15 кораблях для «азовского отпуска», по крайней мере, для препровождения с Воронежа на устье р. Воронеж у Дона.
В письме от 17 марта речь идет о Государеве корабле (Предестинация), Наеве (Черепаха), двух казенных (Св. Георгий, Разженое Железо), трех Избрантовых (Колокол, Единорог, Лев), яхте и прибавить 2 – 3 других корабля. А бомбардирские – требуют ремонта и не готовы. Т. е. требуется вместо них прибавить еще несколько готовых.
6 марта начался отпуск кораблей из Воронежа, из них два казенных корабля и яхта (Св. Наталья) отправились в Азов.
Имеется интересный список судов отправленных из Воронежа в 1702 г.
Конкретно на устье располагались (дословно из документа) «Корабли Патиенца*, Колокол, Лев с саблей, Единорог, корабль Его Величества, Весы, Девичьего монастыря, Чертовицкий (Геркулес), Зиновья (Лилия), Тихона Никитича (Нептунус), Шереметева (Цвет Войны)**, Черкаскаго (после слез приходит радость).*** Кстати, название «Нептунус» упомянуто чуть ли не впервые!
*Черепаха.
**явная ошибка – не Цвет Войны, а Барабан.
***складной М.Я. Черкасского и В.Долгорукова Виноградная Ветвь.
Если посчитать все корабли – получается 12 кораблей на Устье, плюс 2 корабля и яхта, отправленные в Азов. Всего – 15.
Но имеется еще письмо Апраксина к царю от 18 мая 1702 г. – «… корабли милостию Божию числом 15 на устье вывели, да яхту». Т. е., вместе с яхтой кораблей было 16. (!) Одного ранее в список не включили. Или документ не совсем правильно расшифрован издателями.
Возможно, в списке кораблей на Устье имеется неточность – кораблей Тихона Никитича Стрешнева было два – Три Рюмки и Нептунус. Тем более, что первый из них – готовый баркалон, один из самых малых и мелкосидящих, его то провести на устье труда бы не составило, в отличие от той же глубокосидящей Черепахи.
В следующем 1703 году, если верить Апраксину, с Воронежа на Устье было отпущено (дословно) «троицкого да гостных кумпанств 6 ших-бомбардиров, (корабли) Прозоровского (Мяч), Хованского (Стул), Черкасскаго (Михаила Алегуковича) … Зыкова, Долгорукова, Толочанова (без названий, провиантские), всего 12 кораблей. А достальные … 2 брандера отпустим сего ж числа». (от 24 марта)
5 апреля сообщается уже, что до устья дошло 13 кораблей и шнява И.Федотова – 6 баркалонов, 2 брандера, 5 бомбардирских (один не дошел две версты, был выброшен на берег, но позже – отремонтирован и доведен).
Таким образом, если приплюсовать прошлогодние, на Устье должно собраться 28 кораблей: 13 (10 баркалонов, 2 линейных корабля и еще один неизвестный (Нептунус?) проводки 1702 г. и 15 (6 баркалонов, 6 бомбардирских, 2 брандера, 1 шнява) проводки 1703 г.
Если считать одни баркалоны, получается 16 штук.
Эту общую цифру подтверждает Апраксин (в письме Петру от 18 июня 1703 г.) : «Ныне их на устье дватцать восмъ, в том числе три Троецкие (бомбардирские), два брандера, три бонбондирские (гостиные БК), кумпанства Девичьего монастыря, - тот зело худ и требует много починки - , шесть караблей провиантских…».
Любопытно, что баркалон Девичьего монастыря потом тоже определят в провиантские, а вот баркалон М.А. Черкасского станут переделывать в боевой, с 38-ю пушками.
Но вдруг обнаружил еще один факт: если в 1703-м году на Устье находилось 16 баркалонов, а всего их было построено 25, то одного не хватает: в Азове и Троицком их было 8 – хопёрская тройка (Безбоязнь, Благое Начало, Уния), Ёж, Меркуриус, Цвет Войны, Отворенные Врата, Сила; 16 на Устье. 16 + 8 = 24.
Посмотрев внимательно документы 1703 – 04 гг. («Роспись» и «Опись»), эту «пропажу» обнаружил.
Это баркалон без названия кумпанства Змеева (оно же Одоевского). В Росписи он показан невооруженным среди провиантских, а в Описи – в переделке английским подмастерье Чапманом в 40-пушечный! Размерения – 115.4 х 24.8 х 9.1.
Не его ли провели на Устье в 1702 году? Но тогда, какое отношение он имеет к Стрешневу?
И в этих же документах подтверждается число судов на Устье – 28 штук. Но никакого барбарского корабля или баркалона «Нептунус» не упомянуто.
Но в документах это название все же встречается.
Название этого корабля есть в «Списке судов азовского флота с присвоенными им девизами» (без даты, но ориентировочно 1707 – 08 гг.)
В списке этот корабль значится под 4-м рангом, вооруженный 44-мя пушками, вписан между 46-пушечным «Колокол» и 44-пушечными «ступинскими» кораблями (барбарскими).
Что же касается кораблей-баркалонов Черкасского и Одоевского, то их в списке нет, как и всех провиантских. Почему-то отсутствует 44-пушечный «Лев с саблей»… Забыли или перепутали?
Какой можно сделать вывод?
1) Существование некоего неизвестного 44 (или 49-ти)-пушечного барбарского корабля маловероятно.
2) Возможно, что под этим названием существовал все-таки один из баркалонов – кумпанств М.А. Черкасского, или (что по мне более вероятно) Одоевского-Змеева.
Есть еще пара интересных моментов, но о них - позже.

Особо никогда не интересовался 2-м Азовским походом и его судами - галеасами, галерами, брандерами...
Внимательно поизучал документы и литературу. И вот странность... Сколько галер было построено?
По литературе - 1 галеру "доставили" из Голландии в разобранном виде, 22 зачали в Преображенском, собрали в Воронеже. Итого - 23. Плюс 4 брандера - фактически те же галеры, но чуть меньшие. (Про галеасы - отдельная тема).
Вроде бы все правильно. По документам к Азову отправлялись четырьмя отрядами: 8 галер под командованием Петра, 7 галер под командованием в/а Лима, 7 галер (главный - князь Трубецкой), 1 галера + 4 брандера под командованием шаутбенахта де Лозьера. Итого - 23 галеры и 4 брандера.
Но... Эскадра Петра первой пришла в Черкасск. К ней присоединилась трофейная турецкая галера (полу-галера, фуркат) - итого 9 галер. Об этом количестве писал в письмах сам Пётр. С этой эскадрой он отправился к Азову и морю. Дальнейшие события описывать нет смысла.
Но - через некоторое время в низовьях Дона собралась флотилия в количестве 22 галер, а отряд де Лозьера (1 галера и брандеры) еще не успел прийти. Вопрос - куда подевалась одна галера?
Далее по всем спискам одной галеры не хватает. Сравнивал несколько описных книг, различные документы... Одна галера "исчезла". Должно быть 24 (с турецкой) или 23 (без оной). Но везде получается 22. Позже 10 галер ушли у Черкасску, там почти все сели на мель, затонули. Одну (галеру Шмитта) так и не смогли поднять. Из четырех брандеров осталось три, после и вовсе два... Но это уже издержки.
Главное - одна галера куда-то пропала во время 2-го Азовского похода.
Между прочим, во всех списках судов Азовского флота (Елагин, Веселаго, Чернышев и пр.) показаны только 22 галеры 1696 года. Что противоречит данным, например, того же Елагина (т .е. противоречит сам себе) о количестве галер - 23 штуки.
Вот и возникает дилемма: либо в реалии построено лишь 22 галеры (вместе с голландской), тогда ошибка в документе о числе галер в отрядах, следовавших к Азову,
либо одна галера была потеряна во время похода... (например, пожар, взрыв, крушение).
Где-то писалось об этом?

Почитал источники по Второму Азовскому походу - есть непонятки.
Прежде всего, кажется, обнаружил откуда ноги растут у гипотезе о неких двух кораблях, или кораблях-прамах (по-Расторгуеву). Удалось прочитать писанину под гравюрой Шхонебека о взятии Азова.
Там (на картине) изображено два корабля и несколько посудин, похожих как на галеры, так и на струги или речные барки.
И по поводу этого "флота" пояснение - "Корабль Великого государя, двадцать три фурката, один галиас да четыре зажигательные суды..." (с экипажем 4000 чел.). И далее - "корабль генерала и адмирала Лефорта". Т. е. - всего 29 судов. Почему-то корабль Лефорта обозначен отдельно...
Интересно, что та же фраза на латинском не совсем совпадает - показаны ДВА галеаса (!?); кстати, фуркаты именуются triremiog (ну прямо триремы!).
Ну, учитывая, что картинка писалась в 1699 г., можно допустить, что автор что-то нафантазировал.
По галерам - нет точного их числа: имеются разночтения в источниках, но самые частые цифры 29 или 30. Видимо, вместе с брандерами...
Но у меня возникло два странных вопроса, на которые не факт, что есть ответ:
1) Кто командовал галеасом "Апостол Пётр"?
2) Кто командовал галерой Лефорта?
Отредактированно STEFAN (23.11.2025 16:49:02)

Странно, неужели версий нет?
Тогда еще вопросы, на этот раз по брандерам Второго Азовского похода.
4 штуки. Фактически, те же галеры (или полугалеры, "фуркаты") - не столь важно. Несколько меньших размеров, чем основная масса галер, меньше банок.
Вероятно, меньше экипаж. Вооружение - по 2 - 3 2-фнт. пушки (?).
Непонятно, в каком статусе и чине были командующие ими князья - Черкасский, Велико-Гагин, Лобанов-Ростовский и некий Абрам Леонтьев?
В составе морских рот никто из этих людей не упоминался - они составляли часть какой-либо роты, или имели особый статус?
Для чего предназначались гребные брандеры понятно: спалить какой-нибудь вражеский кораблик или большую галеру. Непонятно каким образом эти галерки были обустроены под "зажигательное судно"?
Где-то же должны были находится зажигательные вещества (бочки или что-то подобное), а на галере трюм - недостаточно вместимое помещение. Как-то нужно было обеспечить возможность эвакуации экипажа с гребцами (не смертники же там служили), при этом гребцов должно было быть немалое число, для обеспечения скорости передвижения.
Одно дело - небольшой парусник с трюмом, набитым горючими веществами и фальшивыми пушечными портами, с экипажем полтора десятка человек - подошел, сцепился, зажгли и свалили на шлюпке. Другое дело - галера...
Отредактированно STEFAN (21.11.2025 20:50:25)

STEFAN написал:
#1663427
Интересно, что та же фраза на латинском не совсем совпадает - показаны ДВА галеаса (!?);
Нет, все-таки один. Нашел вариант с очень хорошим разрешением. Видимо, другой не вошел в список, т. к. прибыл уже после завершения осады.

По кораблям-галеасам... Вот совсем не понял откуда эти данные:
АПОСТОЛ ПАВЕЛ
Длина - 27,7 м ; Ширина - 8,5 м ; Вооружение - 34 орудия ; 15 пар весел.
Заложен в марте 1696 на Воронежской верфи. Строитель А. Мейер. Спущен 28 апреля 1696, вошел в состав Азовского флота.
Не был достроен к началу похода на Азов в 1696. В 1698 перешел из Воронежа в Азов. В мае 1699 выходил в Азовское море. В 1710 стоял в Азове - ветхий, к ремонту негодный. Оставлен в Азове после сдачи города туркам в 1711 в соответствии с условиями Прутского мирного договора.
Командир: В. Янг (1699).
Откуда взято, что "Апостол Павел" перешел в Азов в 1698 году? Эта инфа есть на многих сайтах (даже в Википедии), в сборнике Чернышева... Откуда дата? Есть хотя бы одна ссылка на первоисточник?

Вот еще занятная версия:
Официальная версия, предложенная Елагиным, предполагает, что галеас Апостол Петр построенный весной 1696 г. и до 1710 г. был одним кораблем, участвовал в Керченском походе 1699 г. как 26 пуш. корабль.
Документы предоставленные Елагиным в Приложении I к "Истории русского флота. Азовский период" 1864 г. и другие источники, позволили исследовать данный вопрос и установить:
1. Галеас-галеру построил Петр в Воронеже в 1696 г., она затонула под Азовом в 1697-1698 г.
2. Мейер построил корабль по образцу корабля, который привел Флам, собрал под Черкаском, в Азове числился Апостолом Петром декабрь 1698- май 1699 г, далее "Апостол Павел".
3. При непосредственном участии Петра в 1698-1699 гг. построен 26 пушечный корабль, возможно по чертежам Мейера, названный "Апостол Петр", в 1710 г. - ветхий, к ремонту не годен, оставлен в Азове в 1711 г., после сдачи города туркам.
Ссылку открывать не решился - комп стал ругаться, что открывать не рекомендует...
По п. 1 - что значит галеас-галера? С чего так сразу затонула?
По п. 2 - откуда Флам что-то привел? Сплавил по Дону, а потом "собрали" (как это представляется?), и почему под Черкасском?
По п. 3 - где построен - в Азове?, в Воронеже? И что за источники?
С "галеасами" до сих пор много непонятного, но что за фантазии? Может быть, кто-то в теме?
