Вы не зашли.
Довольно много вскрылось интересных моментов по этой теме. И в отечественной историографии до последнего времени (начиная с Веселаго, заканчивая современными "списками" отечественных кораблей и судов (Чернышев, Широкорад, всякие сайты в тырнете) не все по этой теме гладко. Две основных тенденции:
1) Имеются некоторые пробелы - не все суда указаны, неверные сведения о размерах и постройке.
2) Наличие "поручиков Киже" - судов, никогда не существовавших.
Однако, по порядку.
Считается, что первыми плавучими батареями (ПБ) были три 8-пушечные батареи №№ 1 - 3, построенные в 1790 г. Они приняли участие во 2-м Роченсальмском сражении, оказали противнику серьезное сопротивление, две из них погибли, а № 3 уцелела, а после была переименована в ПБ "Непобедимая".
Из сборника Чернышева:
Главная ошибка - изображение под видом ПБ № 1 - 3 чертежа батареи Й. Кольмана, что, естественно, неверно.
А между тем, по документам, постройкой ПБ власти и командование флотом плотно занялись еще до войны со Швецией, и в самом её начале:
Высочайший указ адмиралтейств-коллегии, 28 мая 1788 г.
«Повелеваем построить немедленно три плавущие батареи, кои могли бы удобно употребляемы быть к охранению устьев, каналов и тому подобного, и оные спустить на воду приготовя потребную для них артиллерию из имеющейся в ведомстве адмиралтейской коллегии».
Выписки из журналов адмиралтейств-коллегии 1788 года.
29 мая (№ 1583). (о постройке ПБ) «Слушав именной Ея И. В. указ … приказали: для построения таковых батарей, каковым оным быть, велеть корабельным мастерам Кольману и Масальскому сочинить чертежи и представить коллегии; при сем коллегия сверх объявленных повеленных трех плавучих батарей, которые так скоро построены быть не могут, хотя все меры к тому употреблены будут, полагает в то же время строить для скорости род малых плавучих батарей три, на которых бы поставить можно пушек 18 или 24 фун. калибра на каждой по 6 или по 8, которые к охранению каналов, а пока настоящие поспеют и самих устьев удобно служить могут».
Т. е., всего предусматривалась постройка шести ПБ - "больших" и "малых". И строились они просто ударными темпами.
Высочайший указ графу Чернышеву, 23 июня 1788 г.
«Для предосторожности от нападения шведского повелеваем: … 4) поспешить толико возможно построением плавучих батарей, дабы оные употребить можно было скорее там, где они к обороне нужны будут…».
«На высочашее В. И. В. повеление от 23 числа сего июня всеподданнейше донести честь имею.
4) (о пл-х бат-ях) Ласкаюсь и уповаю, что малые 3 к 10 числу, а большие к 15 числу будущего июля совершенно готовы будут; …
Письмо графа Чернышева вице-адмиралу Пущину от 6 июля 1788 г.
Что до отстраевымых здесь 6-ти плавучих батарей касается, имел честь также докладывать Ея И. В. и показывать на плане, где вчера назначили для них места; но Ея И. В. иное из того апробовать, а иное переменить изволила, повелев поставить, так как и полагали, близ Котлина острова, пока на оном сухопутные батареи сделаны будут, между оными в пристойных местах, но две по зюйдову сторону, а 4 по северную сторону для совершенного воспрепятствования прохода всяким судам по северному фарватеру»
Высочайший указ графу Чернышеву, 7 июля 1788 г.
«…4) как никакая осторожность в подобных случаях не может быть излишняя, то и желаем чтоб плавучие батареи, кои от Нас построить велено, поставлены были по местам приличным для ограждения и обережения кронштадтского острова и берегов…».
Т. е. в середине лета батареи уже, если и не полностью боеготовы, но уже спущены.
Вот и вопрос - что за суда, какова их конструкция?
Показанный чертеж Кольмана к ним не имеет отношения (как и проект Д. Масальского - канонерский плот). Оба чертежа были опробованы Коллегией лишь 4 июня 1788 года с указанием построить одну (и один 12-пуш. плот).
По батарее Кольмана: фактически – полупрам-ящик со скругленными оконечностями, 28 орудий (20 24-фнт., 8 8-фнт.).
Так что, вероятно, новые ПБ имели другую конструкцию.
Таким образом, шесть батарей, вероятно, в 1788 - 89 гг. действительно вступили в строй и участвовали в обороне острова Котлин и Кронштадта, подобно прамам в 1726-27 гг. Кстати, подобные оборонительные батареи (прамы) планировались к постройке и при Анне Иоанновне, и при Екатерине II в 60-70 гг. Есть сведения, что посудину для перевозки камня для монумента Петру, постройки Г. Корчебникова, в последствии переделали в плавучую батарею...
Что касается ПБ №№ 1 - 3. Это, видимо, были принципиально новые конструктивно суда - своеобразный гибрид полупрама (корпус) и шведской удемы (расположение орудий вдоль корпуса по его центральной части). Т. е. возможно обойтись меньшим числом орудий, но более крупного калибра, с возможностью стрельбы на оба борта.
Постройка осуществлялась быстро, в 1790 г.
Перевод всеподданнейшего донесения принца Нассау-Зиген, 1 мая 1790 г.
«…За уплатою всего, из суммы назначенной В. И. В., остается около 100 000 рубл., которые повелено употребить на постройку 3-х плавучих батарей, могущих следовать за фрегатами и вооруженные, каждая, восемью 36-ти фунт. пушками».
В итоге, вооружили 30-ти фнт. пушками.
Письмо генерал-майора Турчанинова графу Безбородко, из Кронштадта, 6 июня 1790 г.
«Доколе лодки канонерские от Слизова или из Петербурга, также гребные фрегаты и 3 плавучие батареи к нам не придут, то кажется будем мы в виде оборонительном, разве шведы сами атакуют, и тогда будем делать возможное…».
Письмо генерал-майора Турчанинова графу Безбородко, из Кронштадта, 6 июня 1790 г.
«Пять фрегатов гребных с бригадиром Денисоном сюда прибыли, из плавучих батарей одна уже совсем готова, а на две становят пушки и с ними пойдут, от одного ветра зависит наше выступление. Мы ничего не просим кроме ветра … лишь бы только занять нам Биоркский зунд, теперь … корабли, фрегаты, прам, полупрамы и плавучие батареи ополчили нас чрезвычайно, за ними шебеки, шкуны и лодки канонерские могут быть безопасны, одного только ветра ожидаем и все переменится».
Турчанинов давал ПБ весьма лестную оценку.
Письмо генерал-майора Турчанинова графу Безбородко, из Кронштадта, 8 июня 1790 г.
«…а с левого фланга, где 4 корабля стоят, есть у нас плавучие три с 30-ю фунтовыми орудиями, на каждой по 8, действием которых принудит неприятеля или отступить или вступить в бой…».
Письмо генерал-майора Турчанинова графу Безбородко, от Гогланда, 23 июня 1790 г.
«…3 батареи, построенные в Кронштадте, каждая о восьми 30-ти фунтовых пушках суть самые добрые ключи к отворению проходов в шхерах; вот что будет хорошо для северного фарватера у Кронштадта».
Имеется чертеж, вероятно, именно этих батарей. Размеры не совпадают с Веселаговскими, три мачты.
Размерения - 110 х 32 х 7,5
Немного реконструировал:
Отредактированно STEFAN (24.06.2024 20:45:54)
Кроме того к лету 1790 года вошли в строй четыре ПБ с 4-мя орудиями - "Лев", "Барс", "Тигр" и "Крокодил". Их вовсе не строили, а банально переделали из имеющихся при порте галиотов (указывается в документах).
Вероятно, использовались однотипные (серийные) суда, возможно, достаточно плоскодонные. И скорее всего работы велись одновременно с обращением в полупрамы (5-пуш.) плоскодонных однотипных транспортов.
STEFAN написал:
#1615849
2) Наличие "поручиков Киже" - судов, никогда не существовавших.
А вот здесь очень интересно получается.
Это про ПБ, переделанные из "секретных судов" (сокр. С.С.) и шебек "меньшего рода" (этих было аж 4 штуки, а все шебеки "большого рода" были потеряны во 2-м Роченсальмском).
У Веселаго - такое. И вроде как у наших историков флота вопросов не возникало.
Естественно, Веселаго не выдумщик, где-то информацию он выявлял. Я нашел только это:
Копия с высочайшего указа принцу Нассау-Зиген, 20 июля 1791 г.
На представления Нам от вас поданные сим волю нашу объявляем: …5) шебеки и так называемые секретные суда по их не лучшему построению исправить и переделать в такие, чтоб служить могли с пользою и в защиту входов в Роченсальм, о чем не оставьте учинить ваше распоряжение…
Другой вопрос - осуществлялась ли переделка СС, а тем более шебек в плавучие батареи не на бумаге, а на деле?
Есть чертеж ПБ для переделки из секретного судна - 8 24-фнт. пушек, 24 весла, 2 мачты.
Такая посудина выходила:
Но есть нюанс: переделан был лишь ОДИН фрегат-"секретное судно" (видимо, ПБ получила название "Поражающая", если, конечно Веселаго не напутал). А остальные суда - 4 шебеки и 2 СС по каким-то причинам (недостаток финансирования, неудачная конструкция новоиспеченной батареи или еще что-то) переделывать не стали. Вот и "поручики Киже"...
Доказательства этой версии приведу несколько позже.
Для доказательства имеется вот такой документ:
Выписки из журналов адмиралтейств-коллегии 1795 года.
«24 августа (№ 3530). (о состоянии судов эскадры в Роченсальме) По присланной из конторы главного порта гребного флота ведомости показаны наличные в Роченсальме суда, а именно: годных фрегатов 5, плавучих батарей 10, … удостоенных в разломку батарей 4 … при здешнем главном порте на берегу с починкою благонадежных: плавучая батарея 1 (+ в Кронштадтском порте годных 3 фрегата, 8 шебек, 7 батарей и т. д.)
Для пояснения:
1). В Роченсальме - 10 новых ПБ (типа "Свирь" и бомбардирские типа "Страшная".
Вот такие:
2). 4 ПБ "в разломку" - батареи из галиотов типа "Крокодил".
3). 1 батарея при главном порте - "Непобедимая" ("ветеран" 2-го Роченсальмского сражения). В 1791 - 93 гг. несла дежурство в Роченсальме, а потом переведена в Петербург.
4) 7 батарей в Кронштадте - 6 старых ПБ "оборонительных", постройки 1788 г. (?), + 1 ПБ, перестроенная из секретного судна.
5) И ГЛАВНОЕ: имеется аж 8 шебек! Если считать, что шебеки типа "Летучая" и оставшиеся секретные суда НЕ ПЕРЕДЕЛЫВАЛИСЬ в ПБ - всё сходится. Т.е. - четыре шебеки, два СС, плюс две пленных шведских турумы (условно - те же шебеки) = 8 штук.
В заключение - об "оборонительных" плавучих батареях.
Странность в чем? Их точно построили, во всяком случае, если и не достроили, то они были почти полностью готовы. Но про эти шесть ПБ в течение 1788 г. (второй половине) - 1790 г. информации нет. Не факт, что их реально использовали при охране южного и северного проливов у острова Котлин, хотя именно для этого их и строили. Почему?
Интересно, что в 1789 г. Фондезин предлагал построить некие ПБ по образцу тех, что охраняют подступы к Копенгагену. Возможно, такого плана - ящично-корытной формы?
Между тем, о ПБ 1788 г. "вспомнили" после войны - в 1791 году. Тогда на Балтике была угроза возобновления конфликта со Швецией, а то и с Англией. Опять мусировались планы обороны Котлина и проходов.
Вот такой документ:
Копия с всеподданнейшего доклада вице-адмирала Пущина, 24 апреля 1791 г.
(об обороне Кронштадта) «К заграждению северного фарватера готовятся для блокгаузов, вместо батарей, два ветхих корабля, на которые и пушки теперь становятся, и к 4 мая будут готовы. … Сверх сих кораблей есть готовые и теперь уже на рейде два прама, да если бы понадобились при флоте бомбардирские три корабля, кои теперь на рейде, то и их туда же употребить на фарватер; и когда прибавятся к сим судам 6 плавучих батарей и 40 канонерских лодок, то таковым образом кажется северный фарватер достаточно загородиться может…».
Похоже, речь идет именно о шести старых "оборонительных" батареях. Ведь новых. "классических" уже в то время в строю было гораздо больше, и их, видимо, собирались использовать не для обороны фарватеров, а вместе с гребным флотом в шхерах.
После 1792 г. старые ПБ, видимо дислоцировались в Кронштадте, а после 1795 г. их, уже ветхих, отправили в Петербург в галерную гавань. Там же находилась и "Непобедимая" (собирались отремонтировать?).
Пожар 1796 г. уничтожил большую часть хранящихся там галер и прочих гребных судов. Среди них и семь батарей:
Выписки из журналов адмиралтейств-коллегии 1796 года.
«26 мая (о пожаре 25 мая) …(сгорело) плавучих батарей в сараях 3, из них 1 негодная, на воде 4, негодные; …». Т. е. всего – 7.
По Веселаго сгорели на воде – "Неприступная", "Оборонительная", "Храбрая", "Свирепая", "Побеждающая"; на берегу – "Крепкая", "Непобедимая". Наблюдается некоторое расхождение с документом Коллегии.
Весьма возможно, что эти названия, кроме "Непобедимой", принадлежали именно батареям 1788г. Хотя это нужно проверять по архивным документам. Можно попробовать рассортировать какие названия принадлежали большим, а какие малым батареям: может быть "Неприступная", "Оборонительная", "Крепкая" - большие, "Храбрая", "Свирепая", "Побеждающая" - малые?
По названиям - во время войны ПБ были номерными. К сожалению, в ОМС упоминается лишь батарея №4.
Из ОМС-4: «Ловягин, Василий Герасимович. … 1790 г. …Служил волонтером в балтийском гребном флоте на плавучей батарее № 4.»
«Салтанов, Иван Осипович. … Командуя полушебекою «Медведь», участвовал в выборгском и роченсальмском сражениях, после чего командовал плавучею батареею № 4».
Хотя. что за батарея имелась в виду - точно понять нельзя.
Отредактированно STEFAN (26.06.2024 19:35:36)
Мне вот очень интересна батарея "Гремящая", 1789 года. Её основные вехи службы. Были ли систершипы и т.п.
Интересна т.к. планирую в перспективе сделать ее модель.
И еще интересна привязка безымянных чертежей РГА ВМФ 327 фонда, к конкретным батареям. Их там очень много. Хотябы ориентируясь на вооружение, конструктора и длину.
Алексей Логинов написал:
#1615975
еще интересна привязка безымянных чертежей РГА ВМФ 327 фонда, к конкретным батареям. Их там очень много.
Они у меня есть, почти все... Что конкретно интересует?
Алексей Логинов написал:
#1615975
очень интересна батарея "Гремящая", 1789 года. Её основные вехи службы. Были ли систершипы и т.п.
Такой не знаю. Откуда сведения?
ПБ "Гремящая" - это из поздних. По Веселаго 1834 года постройки. Чертежи есть.
А в 1789 году? Прам "Гремящий" был. Батареи, насколько мне известно - не было. Может у Вас другие сведения?
Отредактированно STEFAN (26.06.2024 21:50:51)
STEFAN написал:
#1615982
Такой не знаю. Откуда сведения?
Чертеж 03868. Плавучая батарея о 5-пушках 36-фунт калибра, за греблею 24 весел. Датирован 1789 годом.
В описи чертеж включен в список чертежей батареи Гремящая 1834 года.
Чертеж очень похож на чертежи 1834 года и модель Глотова. Может это быть это какой то ранний проект Катасанова? Правда смущает разница почти в 40 лет. (или на чертеже опечатка в дате).
STEFAN написал:
#1615982
Они у меня есть, почти все... Что конкретно интересует?
Конкретно наверное ничего. Просто легкий обзор.
Т.к. в описи все чертежи батарей безымянные, кроме батарей Гремящая и Свирь.
И какие конкретно корабли скрываются за этими делами непонятно. Может быть получилось что то идентифицировать (из списка дел 3874...3908)?
Алексей Логинов написал:
#1615983
Чертеж 03868. Плавучая батарея о 5-пушках 36-фунт калибра, за греблею 24 весел. Датирован 1789 годом.
Есть такой. Никакой ошибки - чертеж Катасанова 1798 года. Похожий мастер проектировал и для Черноморского флота - 5 36-фнт. пушек, но другие размерения.
А упомянутый чертеж действительно был взят за основу при постройке батареи в 1834 году - даже копию сделали. Но кое-что изменили - вместо 36-фунтовых пяти пушек, среднюю заменили на 2-пудовую бомбическую.
Завтра перемеряю пару чертежей. Очень возможно, что "Гремящих" было две - постройки 1834 года и 1842 (?). Но это не точно.
И паруса у неё (у последней?) оригинальные. Модель видел - типа "батарея №1"... - из первых! А у них всех простые латинские были.
В книге Чернышева такой экземпляр - тоже фантастика.
А насчет модели... Сделайте "Непобедимую" (№3). Это действительно боевое судно - достойно показала себе при Роченсальме. И - из первых "классических" плавучих батарей.
Алексей Логинов написал:
#1615984
Свирь.
Этот чертеж сделан в нач. 19 века, вероятно перед разломкой.
Дубли ранних типа Свирь и бомбардирских есть, номерные 1798 года тоже. 19 век - они практически все однотипные. Черноморские - в 19 веке строили, но какие и сколько непонятно.
Для меня одна из интереснейших - переделанная из секретного судна.
А самая необычная (это вообще, пожалуй, самый оригинальный "уродец", реально построенный) - вот эта:
STEFAN написал:
#1615985
И паруса у неё (у последней?) оригинальные. Модель видел - типа "батарея №1"... - из первых! А у них всех простые латинские были.
Это да. Марсели у нее действительно, оригинальной формы. Я такие, пожалуй, только на каравеллах Колумба видел. Да и то, не на всех.)
STEFAN написал:
#1615985
А насчет модели... Сделайте "Непобедимую" (№3). Это действительно боевое судно - достойно показала себе при Роченсальме. И - из первых "классических" плавучих батарей.
Тут, как обычно, все упрется в чертежи. На Гремящую они есть. И неплохие. Плюс очень интересная модель Глотова. Что стимулирует работать именно с ней.
Алексей Логинов написал:
#1615989
все упрется в чертежи. На Гремящую они есть. И неплохие.
Не все с ними просто. Два чертежа - катасановские. Чертежи внутреннего расположения и палубы - вроде бы по размерам сходны с катасановскими - 88 х 27 х 7.3.
А вот один из чертежей (рангоут и паруса) - это вообще другое судно с размерами 89.9 х 15 х 5.2. Чертеж 1841-42 года, еще есть более поздний, но его у меня нет.
Создается ощущение, что это две разные батареи "Гремящая"...
По времени вроде бы не должны были первую разломать, а вторую построить - при Николае 1 срок службы судов увеличился лет до 20-ти... Крушения никакого не было?
Алексей Логинов написал:
#1615989
Плюс очень интересная модель Глотова. Что стимулирует работать именно с ней.
По модели: это не "Гремящая". Эта 7-пушечная и 3-мачтовая; "Гремящая" - 5 пушек и 2 мачты. Больше похожа на типовую 19 века постройки Курепанова. Возможно одна из последних - №№ 12 и 13 1820 года. Судя по развитой парусности.
А насчет чертежей - "Свирь" получше. Два чертежа, один с рангоутом и парусами. "Непобедимая" - тоже хороший чертеж.
Итог исследования по плавучим батареям Балтийского флота конца 18 века.
Есть отличия от списка Веселаго и т.д. Первые шесть (?) "оборонительных" ПБ 1788 г. постройки не вносил - по ним инфы очень мало...
По "рижским" - тоже вопросы. Считаю, что они были более "компактные", нежели батареи типа "Свирь", во всяком случае, сидели в воде мельче. Вооружение, видимо, тоже слабее. Но это - только версия...
Отредактированно STEFAN (27.06.2024 20:17:02)
STEFAN написал:
#1615985
Очень возможно, что "Гремящих" было две - постройки 1834 года и 1842 (?). Но это не точно.
Согласно известному справочнику 1843 г. «О судах Балтийского флота, построенных со времени вступления на престол государя императора Николая Павловича». С 1827 по 1843 г.г. для БФ построена только одна плавбатаеря, та самая «Гремящая» (1834 г., главное адмиралтейство, строитель капитан Шоунбург). Причём, согласно рисунку из справочника, она трёхмачтовая и не с латинскими парусами:
Chief написал:
#1616035
Согласно известному справочнику 1843 г. «О судах Балтийского флота, построенных со времени вступления на престол государя императора Николая Павловича». С 1827 по 1843 г.г. для БФ построена только одна плавбатаеря, та самая «Гремящая» (1834 г., главное адмиралтейство, строитель капитан Шоунбург). Причём, согласно рисунку из справочника, она трёхмачтовая и не с латинскими парусами:
Не знаю. Все чертежи, что у меня есть - две мачты. Странности с размерами. Есть еще чертеж 3873 1844 года... Третью мачту не могли после очередного ремонта поставить? Хотя, сомневаюсь - короткая она для трёхмачтовой...
Латинские, точнее косые четырехугольные паруса были у батарей 18 века. Насчет остальных - не знаю.
А это - "Гремящая" ("Гремящий"). 89.9 х 15 х 5.2.
[url=https://imgbb.com/]]
Отредактированно STEFAN (27.06.2024 22:02:46)
STEFAN написал:
#1616040
Не знаю. Все чертежи, что у меня есть - две мачты. Странности с размерами. Есть еще чертеж 3873 1844 года... Третью мачту не могли после очередного ремонта поставить? Хотя, сомневаюсь - короткая она для трёхмачтовой...
Тоже склоняюсь к двухмачтовому варианту. Две мачты изображены не только на плане парусности, но и на виде сверху и на продольном разрезе. А как было на самом деле надо разбираться. Поднимать дела и ведомости о постройке, тимбировке и т.п. Всё что есть в РГА ВМФ.
Глотов ведь не с потолка такое вооружение взял.
STEFAN написал:
#1616027
А насчет чертежей - "Свирь" получше. Два чертежа, один с рангоутом и парусами. "Непобедимая" - тоже хороший чертеж.
Свирь постараюсь заказать, когда архив заработает и когда сам буду в городе. Наверное в августе, а с учетом времени заказа увижу в сентябре. (Увы, не раньше). Но это ничего. Гремящую можно и отодвинуть на попозже. Благо сейчас есть над чем работать.
Непобедимую я в архиве не видел.
Р.с. Вообще, даже небольшое прикосновение к теме, поднимает такую массу вопросов, что тут работать и работать. Не освещен целый класс кораблей просуществовавший в нашем флоте 50 лет. А еще говорят, что писать не о чем. Вот же! поле не паханное. Как выглядели, какие были, как строились, как служили? Ну, скажем, как выглядели, еще можно потихоньку начертить. А остальное? Сплошной туман войны.
Алексей Логинов написал:
#1616055
Глотов ведь не с потолка такое вооружение взял.
Возможно, это вовсе не "Гремящая". Тем более, у неё 7 пушек.
Алексей Логинов написал:
#1616055
Свирь постараюсь заказать, когда архив заработает и когда сам буду в городе. Наверное в августе, а с учетом времени заказа увижу в сентябре. (Увы, не раньше). Но это ничего. Гремящую можно и отодвинуть на попозже. Благо сейчас есть над чем работать.
Непобедимую я в архиве не видел.
"Непобедимая" без названия. Не 100%, но вероятно - это она. Ранний чертеж, соответствует вооружение и почерк писаря характерен для чертежей 1787 - 90 гг. Д. Масальского. И вообще, стиль чертежа его. Может быть он и разрабатывал, а не Кутыгин...
Почистите папку "входящие" в личке - попробую скинуть чертежи.
Алексей Логинов написал:
#1616055
Вообще, даже небольшое прикосновение к теме, поднимает такую массу вопросов, что тут работать и работать.
Думаю, еще и про черноморские ПБ написать - тоже много там непоняток. Вот думаю - сюда, или отдельную ветку завести?
STEFAN написал:
#1616064
Думаю, еще и про черноморские ПБ написать - тоже много там непоняток. Вот думаю - сюда, или отдельную ветку завести?
Лучше продолжить в этой тематической ветке.
Еще одно направление поиска информации, это те архивы что опубликовали датчане и шведы. Тогда мелкие плавсредства проектировали перекрестным опылением, поэтому зачастую к нам попадало то что создавалось у них. Канонерские лодки, йолы, батареи и т.д. Причем очень внимательно изучалось. В ЦВММ хранятся модели этой иностранной мелочи, сделанные в модельной мастерской при музее. Например, модель 2-х пушечной батареи системы Монтиньи и т.п.
У меня есть информация о следующих моделях батарей, хранящихся в ЦВММ.
1. 7-пуш. батарея №12. 1822 г.
2. 9-пуш. батарея. 1820 г.
3. 7-пуш. батарея №1. 1809 г.
Естественно список не полный. Я этих моделей не видел и что они из себя представляют, не знаю.
Алексей Логинов написал:
#1616072
7-пуш. батарея №1. 1809 г.
Эту отправил. № 12 - идентична. Чертёж вчера выкладывал.
Алексей Логинов написал:
#1616072
9-пуш. батарея. 1820 г.
Про эту не слышал даже. На Балтике строилась?