Вы не зашли.
Боярин написал:
#1616078
В 40-е годы прошлого века Грозящая была вполне себе двухмачтовой
Гремящая.
Но между тем - 7 пушек. Т. е. первоначальный катасановский проект серьёзно переработали.
Насчет модели 9-пушечной батареи Б. Сен-Катерина. Есть два чертежа подобной - 1801 года. Цветной чертеж с декором и черно-белая копия. 105 х 27.4 х 8.4 французских футов.
Интересна резолюция графа Кушелева - заменить носовую и кормовую пушки картаульными единорогами.
Построить было велено одну. А не одна ли и та же с этой моделью? (Датировка разная, конечно, но мало ли?)
Отредактированно STEFAN (28.06.2024 19:25:29)
Алексей Логинов написал:
#1616055
Не освещен целый класс кораблей просуществовавший в нашем флоте 50 лет.
Я бы сказал тема гребного флота вообще малоизвестна. Это ведь в 18 веке параллельная корабельному флоту структура со своим командным составом и т.д. Может есть что посоветовать почитать?
Когда в 19-20 веке называли корабли именами героев парусной эпохи про гребных вообще забыли.
STEFAN написал:
#1616081
Гремящая.
Да, Гремящая))) Я всегда путал эти канлодки
Олег написал:
#1616085
Может есть что посоветовать почитать?
Нечего посоветовать. Книг нет, монографий нет, обзорных работ тоже нет. Есть данные в справочниках и все. Впрочем вы их сами прекрасно знаете, эти справочники.
Единственный способ хоть как то разобраться в вопросе, сдуть пыль с документов РГА ВМФ. Но это очень долго.
Я знаю что с канонерскими лодками работают, но с отдельно взятыми единицами. И цель этой работы только реконструкция внешнего вида.
STEFAN написал:
#1616081
Т. е. первоначальный катасановский проект серьёзно переработали.
Вряд ли. Из корабельного списка Балтийского ведомства
Что интересно, всего до "Гремящей" в составе БФ было 70 плавучих батарей.
Боярин написал:
#1616090
Я всегда путал эти канлодки
Вообще-то речь идет о плавучих батареях, а не о канонерских лодках.
Боярин написал:
#1616076
Немного побольше
К сожалению, с ошибками. Например по п. 343, всего было построены 2 плавучие батареи (см. ф. 236 оп. 1 д. 52) (№ 12 и № 13, разобраны в дрова в 1833 г. в СПб), а их строитель П.В. Курепанов на момент постройки имел чин "помощник корабельного мастера 9 класса", а не корабельно мастера.
Симен2 написал:
#1616161
1
STEFAN написал:
#1616081
Т. е. первоначальный катасановский проект серьёзно переработали.
Вряд ли. Из корабельного списка Балтийского ведомства
Тогда мне вообще не понятны размеры на чертеже 1842 года (рангоут и паруса) - 89.9 х 15 х 5.2. 15 футов - видимо, какая-то ошибка в ширине. Может быть 25 футов? А то она какая-то слишком узкая получается.
Но и остальные размеры не сходятся. Может быть их реально две было???
Юрген написал:
#1616150
Вроде еще и батарейные плоты применяли...Ведь что-то подобное "плотовой" конструкции с установленными на ней пушками еще в 1788 г. предлагал корабельный мастер Д.Д. Масальский.
Есть такой проект плота - одновременно подан с большой батареей Кольмана. Должны были строить один. 12-пушечный плот.
По плотам:
В 1-м Роченсальмском сражении были задействованы некие мортирные плоты.
А вот ещё интересный документ - Зиген писал уже после разгрома при Роченсальме. Попытка реванша - упоминание о ПБ и плотах.
Предложение принца Нассау-Зигена членам военного совета, 14 июля 1790 г.
«…Между тем, 42 канонерские лодки пройдут между островом Куткиным и берегом, подвигаясь вперед к острову Питкосари, … Сии 42 канонерские лодки будут подкрепляемы плавучею батареею. (№ 3?)… Парусные суда будут иметь вид идти вперед, между тем во время ложной сей атаки галеры пойдут с плотами несущими артиллерию к тому месту острова Куцала, которое признано будет удобнейшим для десанту, подкрепляемому четырьмя батареями. (Типа Крокодил?) … В сие то время должна произведена быть сильнейшая атака во всех проливах канонерскими лодками и 5-ю плавучими батареями, кои подкрепляемы будут некоторой частью парусных судов, а особливо 2-мя прамами, коим можно будет лечь на шпринг перед большим проходом коль скоро огонь береговых батарей принужден будет умолкнуть. Прочие же парусные суда так будут распоряжены, чтоб могли поддержать нас в случае нашего отступления…».
Для общей картины.
Служба плавучих батарей кон. 18 в.
1790 г. – ПБ Непобедимая (2-е Роченсальмское сражение, потом переход в С.-Петербург, командиры – Н.К.Ковако и С.Н.Анжик);
+ Пять ПБ (№ 3 и 4-ре типа «Крокодил») под командованием лейтенанта Н.Г.Дунилова, после 2-го Роченсальмского сражения пришли в Кронштадт. ПБ № 4 (Финский залив, командир – И.О.Салтанов).
1791 г. – ПБ Непобедимая (плавание между Петербургом и Роченсальмом, командир – Н.К.Ковако);
ПБ Стрела (плавание между Кронштадтом и Роченсальмом, командир – С.Н.Анжик);
ПБ Дон (плавание в составе резервной эскадры между Петербургом и Петергофом, командир – В.А.Комаров);
ПБ Фокс (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – Н.А.Дурново);
ПБ Свирь (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – Д.Г.Навроцкий);
ПБ Волга (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – К.Ф.Сидоров);
ПБ Днепр (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – Ф.А.Сорокин);
бПБ Гром (новопостроенная, переход из Петербурга в Роченсальм, командир – И.Софиано);
ПБ Барс (плавание между Кронштадтом и Роченсальмом, командир – В.Н.Нордштейн);
ПБ Крокодил (плавание между Кронштадтом и Роченсальмом, командир – И.Д.Папаставро).
+ Отряд ПБ и КЛ, под командованием капитана 2-го ранга П.А.Толокнеева, в эскадре контр-адмирала маркиза де-Траверсе, плавал от Петербурга до Роченсальма.
+ Четыре ПБ, под командованием лейтенанта Н.Г.Дунилова, плавали в составе галерного флота в Финском заливе.
+ Лейтенант Н.Д.Ахматов командовал ПБ, «под флагом контр-адмирала маркиза де-Траверсе». (Нева?)
1792 г. – ПБ Непобедимая (плавание между Петербургом и Роченсальмом, командир – Н.К.Ковако);
ПБ Стрела (плавание между Роченсальмом и Петербургом, командир – С.Н.Анжик).
+ Четыре ПБ, под командованием капитан-лейтенанта Ф.А.Сорокина сопровождали отряд канонерских лодок (51 шт.) из Роченсальма в Петербург. (Гром,Страшная,Молния, Стрела).
1793 г. – ПБ Непобедимая (плавание между Кронштадтом и Роченсальмом, командир – К.К.Фон-Генгард); (вероятно, между Роченсальмом и Петербургом)
ПБ Волга (плавание от Петербурга к Роченсальму, производство промеров у о. Коргесари, возвращение к Петербургу, командир – М.П.Давыдов);
ПБ Днепр (плавание между Петербургом и Роченсальмом, промеры в роченсальмских шхерах, командир – Е.И.Перфильев);
ПБ Нева (плавание между Петербургом и Роченсальмом, промеры в роченсальмских шхерах, командир – В.Н.Нордштейн);
ПБ Свирь (плавание между Петербургом и Роченсальмом, промеры в роченсальмских шхерах, командир – Ф.С.Салманов);
ПБ Дон (плавание между Петербургом и Роченсальмом, промеры в роченсальмских шхерах, командир – Салтанов?).
+ капитан 2-го ранга князь Д.С.Трубецкой командовал пятью ПБ (кроме Непобедимой), был у описи промеров роченсальмских шхер.
1794 г. – ПБ Свирь (плавание между Кронштадтом и Роченсальмом, командир – А.Р.Адамс);
ПБ Волга (переход из Петербурга в Роченсальм, командир – П.П.Караулов);
ПБ Днепр (плавание между Петербургом и Роченсальмом, командир – Х.А.Паго);
ПБ Фокс (плавание между Петербургом и Роченсальмом, командир – Г.И.фон-Гейзер);
ПБ Нева (плавание в Финском заливе (?), командир – В.Н.Нордштейн);
ПБ Барс (роченсальмский рейд, командир – И.И.Леняков);
ПБ Молния (плавание между Кроншталтом, Ригой и Роченсальмом, командир – А.Т.Быченский);
ПБ Крокодил (защита роченсальмского прохода, командир – С.Н.Анжик);
бПБ Гром (плавание между Петербургом и Роченсальмом, командир – Гебгард);
бПБ Страшная (плавание между Петербургом и Роченсальмом, командир – Ф.С.Салманов).
+ Капитан-лейтенант П.П.Фондезин, командуя пятью ПБ совершил переход их Роченсальма в Кронштадт.
1795 г. – ПБ Молния (роченсальмский порт, командир – А.Р.Адамс);
ПБ Свирь (роченсальмский порт, командир – П.П.Караулов; переход из Роченсальма в Петербург (?), командир – В.И.Терновский);
ПБ Стрела (роченсальмский рейд, командир – С.Н.Анжик);
ПБ Волга (роченсальмский рейд, командир – Ф.С.Салманов);
ПБ Нева (переход из Роченсальма в Петербург, командир – П.И.Мечников);
бПБ Гром (плавание между Кронштадтом, Ревелем, Ригой и Роченсальмом, командир – Д.А.Дурново).
1796 г. Семь ПБ на роченсальмском рейде, командир – лейтенант С.Н.Анжик.
1797 г. – ПБ Непобедимая (нов.) (переход из Петербурга в Роченсальм, гибель от пожара, командир – А.И.Соколов);
ПБ Стрела (роченсальмский порт, командир – А.М.Лопырев (1797-99 гг. ?)).
1798 г. – ПБ Стрела (роченсальмский рейд, плавание в «финляндских шхерах до шведской границы» в эскадре вице-адмирала, маркиза де-Траверсе, командир – С.Н.Анжик);
ПБ Свирь (плавание в Финском заливе, командир – Ф.В.Влахайт);
ПБ Нева (плавание между Кронштадтом и Роченсальмом, командир – И.Ф.фон-Вейсвельд);
ПБ Днепр (плавание между Петербургом и Роченсальмом (?), переход из Роченсальма в Петербург, командир – П.С.Жихарев);
ПБ Дон (плавание между Кронштадтом и Роченсальмом, командир – Г.Е.Мистров);
ПБ Молния (плавание в Финском заливе, командир – Н.Ф.Северюков);
ПБ Волга (плавание в роченсальмских шхерах, командир – В.В.Карпов; плавание в Финском заливе в эскадре вице-адмирала Мосолова, командир – Н.К.Певцов);
бПБ Страшная (плавание в Финском заливе, командир – А.С.Сульменев).
+ Капитан 2-го ранга Ф.Р.Чаплин в сентябре 1798 г. послан в Роченсальм, где «командовал 8-ю плавучими батареями» (?).
+ Семь ПБ под начальством капитан-лейтенанта П.А.Сорокина перешли из Кронштадта в С.-Петербург.
1798 – 1799 г. – ПБ Нева (плавание между Петербургом, Ревелем и Кронштадтом, командир – И.Г.Дунилов).
4-ре ПБ Рижской флотилии и 20 КЛ. (1791 – 1795 гг., командующий флотилией – капитан-лейтенант И.А.Карпов;
ПБ Рига (1791 г., командир – В.И.Терновский);
ПБ Двина (1791 г., командир – Д.Д.Курута);
ПБ Витебск (1791 г., командир – М.Г.Ломен);
ПБ Могилев (?).
Отредактированно STEFAN (29.06.2024 15:36:33)
И начало 19 века.
1800 г. – ПБ № 1 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – И.О.Сомов);
ПБ № 2 (плавание в легкой эскадре капитана Корнилова между Петергофом и Кронштадтом, командир – А.А.Платен);
ПБ № 5 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командиры – П.И.Лавров и С.А.Николаев);
ПБ № 6 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – Н.Е.Лизгара);
ПБ № 7 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – П.П.Исаков);
ПБ № 8 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – Г.И.Казин);
ПБ № 9 (плавание в Невской губе, командир – А.П.Назимов);
ПБ № 12 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – А.И.Башмаков);
ПБ № 14 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – Г.П.Борисов);
ПБ № 15 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – К.Н.Христофоров);
ПБ № 17 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – А.И.Семенов);
ПБ № 19 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – А.И.Сорохтин);
ПБ № 20 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – А.А.Черепанов);
бПБ № 1 (плавание между Петербургом и Петергофом, командир – И.М.Телесницкой);
бПБ № 3 (кронштадтский рейд, командир – И.Г.Костерев);
бПБ № 5 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – С.М.Михайли).
+ капитан-лейтенант И.Я.Бухарин командовал подразделением из 3-х ПБ, в составе легкой эскадры и участвовал в маневрах, проходивших между Петербургом и Петергофом.
1801 г. – ПБ № 1 (петергофский рейд, командир – Ф.А.Деревицкой, затем плавание из Кронштадта в Роченсальм, командир – И.С.Бабаев + кронштадтский северный фарватер, командир – барон Р.Френедорф ?);
ПБ № 2 (северный кронштадтский фарватер, затем плавание между Кронштадтом и Роченсальмом, командир – П.А.Головачев);
ПБ № 3 (плавание между Кронштадтом и Роченсальмом, командир – К.Е.Драко);
ПБ № 4 (петергофский рейд, командир – А.А.Платен, затем плавание между Петербургом и Роченсальмом, командир – Д.Б.Головачев);
ПБ № 5 (северный кронштадтский фарватер, затем плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – П.А.Деревицкой);
ПБ № 6 (кронштадтский рейд, командир – В.М.Казин);
ПБ № 7 (плавание между Петербургом и Кронштадтом);
ПБ № 8 (плавания между Петербургом, Кронштадтом и Петергофом, командиры – И.Н.Воейков, Е.Ф.Тыртов и Г.А.Лейман);
ПБ № 9 (плавание в Невской губе, командир – А.П.Назимов);
ПБ № 10 (кампания на кронштадтском рейде);
ПБ № 11 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – Л.С.Санин);
ПБ № 12 (кронштадтский северный фарватер, командир – И.С.Бабаев);
ПБ № 15 (кронштадтский рейд, командир – И.А.Зарницын);
ПБ № 16 (северный кронштадтский фарватер, затем плавание между Петербургом и Роченсальмом);
ПБ № 17 (плавание между Петербургом и Кронштадтом);
ПБ № 18 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – И.М.Колокольцов);
ПБ № 19 (плавание между Петербургом и Роченсальмом, командир – В.Н.Хомяков ?);
бПБ № 1 (северный кронштадтский фарватер, командир – И.М.Телесницкой);
бПБ № 2 (плавание между Петербургом и Роченсальмом, командир – Д.Г.Болотников);
бПБ № 3 (плавание между Петербургом и Кронштадтом);
бПБ № 4 (плавание между Петербургом и Кронштадтом);
бПБ № 7 (плавание между Петербургом и Роченсальмом, командир – Д.Г.Болотников);
бПБ № 9 (кронштадтский рейд, командир – С.А.Николаев);
бПБ № 10 (плавание между Петербургом и Кронштадтом);
ПБ Свирь (плавание между Кронштадтом и Роченсальмом, командир – Е.А.Длотовский).
(Несколько плавучих батарей в 1800 – 01 гг. входили в состав т. наз. гребной эскадры Св. Иоанна Иерусалимского, командующий – капитан 1-го ранга А.М.Корнилов).
1802 г. – ПБ № 1 (плавание у Питкопаса);
ПБ № 2 (плавание между Петербургом и Кронштадтом; кампания у Фридрихсгама);
ПБ № 3 (плавание между Кронштадтом и Питкопасом, командир – И.К.Головачев);
ПБ № 12 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – А.Н.Зеленой; петербургский порт, командир – Н.Е.Лизгара);
ПБ № 13 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – А.Ф.Северюков);
ПБ № 14 (переход из главного гребного порта в петербурге в Кронштадт с грузом строительных материалов);
ПБ № 18 (плавание в роченсальмских шхерах, командир – Г.И.Казин);
бПБ № 2 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – Д.В.Карпов; плавание в роченсальмских шхерах, командир – Ф.Д.Свищев);
ПБ Стрела (переход из Роченсальма в Кронштадт для исправления);
+ Три ПБ, в эскадре контр-адмирала Хрущева, плавали в Финском заливе, командир – М.М.Огильви.
1803 г. – ПБ № 3 (роченсальмские шхеры);
ПБ № 4 (роченсальмская брандвахта);
ПБ № 10 (плавание между Кронштадтом и Роченсальмом, командир – А.Н.Зеленой);
ПБ № 18 (плавание в роченсальмских шхерах; , командир – Г.И.Казин).
1804 г. – ПБ № 4 (роченсальмская брандвахта);
ПБ № 8 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – Ф.П.Филиппов);
ПБ № 14 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – Н.Я.Теглев).
1804 – 1808 г. – бПБ № 2 (командир – Г.А.Лейман, прикомандированный к штурманскому училищу; учебное судно?).
1805 г. – ПБ № 2 (брандвахта в Роченсальме, командир – Ф.Д.Свищев);
ПБ № 14 (плавание от Кронштадта до Шлиссельбурга и Ладожского озера, командир – Н.Г.Казин).
1806 г. – ПБ № 2 (плавание между Петербургом, Петергофом и Кронштадтом);
ПБ № 14 (плавание Петербургом и Кронштадтом, командир – Н.Г.Казин);
ПБ № 17 (при Роченсальме, командир – О.П.Демьянов).
1807 г. – ПБ № 2 (плавание между Петербургом, Петергофом и Кронштадтом);
ПБ № 3 (при Роченсальме, командир – Н.И.Хомутов);
ПБ № 4 (плавание в роченсальмских шхерах, командир – К.М.Рубановский);
ПБ № 5 (брандвахта при Роченсальме, командир – В.П.Зенбулатов);
ПБ № 6 (кампания на р. Нева);
ПБ № 9 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – Н.Я.Квашнин-Самарин);
ПБ № 13 (Петербург, невский фарватер);
ПБ № 17 (Петербург, «у подзорного дворца» , командир – Г.К.Горемыкин);
ПБ № 18 (кронштадтский рейд, командир – С.В.Елин);
бПБ № 1 (кампания на р. Нева);
бПБ «Единорог» (крейсерство у Красной горки, командир – Г.Н.Бутаков);
бПБ «Дракон» (плавание у Красной горки и между Кронштадтом и Свеаборгом, командир – Г.Я.Коростовец).
Пять ПБ (кронштадтский рейд, под командованием капитана 1-го ранга К.А.Абернибесова (ОМС-3, С.7)).
1808 г. – ПБ № 1 (осада Свеабрга; , командир – Д.К.Мякинин; плавание в Финском заливе, командир – А.Д.Валуев);
ПБ № 2 (переход из Кронштадта в Свеаборг, командир – А.С.Ратьков);
ПБ № 6 (брандвахта у Роченсальма, командир – К.М. Рубановский);
ПБ № 9 (кронштадтский рейд, командир – В.С.Нелединский);
ПБ № 17 (плавание между Петербургом и Кронштадтом, командир – К.К. фон-Принц);
ПБ № 18 (кронштадтский рейд, командир – П.А.Болотников);
ПБ № 20 (кронштадтский рейд, командир – П.Т.Полозов);
ПБ № 21 (переход из Кронштадта в Або, командир – Н.Н.Савин; плавание между Свеаборгом и Або, командир – В.И.Верещагин);
бПБ № 1 (плавание в устье р. Нева, командир – М.М.Геннинг);
бПБ «Единорог» (переход из Кронштадта в Або);
бПБ «Дракон» (плавание между Кронштадтом и Свеаборгом, участие в войне, командир – Г.Я.Коростовец).
+ отряд из 4 ПБ (ревельский рейд, командир отряда – Я.Е.Терентьев).
+ на зимовке у о. Бекгольм в составе гребной флотилии было 6 ПБ. (Михайловский-Данилевский, «Описание Финляндской войны на сухом пути и на море в 1808 и 1809 годах…», С.315)
1809 г. – ПБ № 1 (плавание в Финском заливе, командир – А.Д.Валуев);
ПБ № 2 (плавание между Або и Свеаборгом, командир – Х.Л.Туксен);
ПБ № 3 (плавание между Кронштадтом и Фридрихсгамом, командир – С.А.Николаев);
ПБ № 5 (плавание между Або, Аландом и Свеаборгом, командир – Н.С.Рыкачев);
ПБ № 9 (кронштадтский рейд, командиры – Н.Л.Галич, А.В.Зыбин);
ПБ № 11 (плавание между Свеаборгом и Або, командир – И.И.Житов);
ПБ № 18 (кронштадтский рейд, командиры – П.А.Болотников и М.В.Свешников);
ПБ № 20 (кронштадтский рейд, командиры – П.Н.Богданов и В.П.Поздеев);
ПБ № 21 (плавание между Свеаборгом и Або, командир – В.И.Верещагин);
ПБ № 22 (плавание от Або до Корпостема, командир – И.И.Трубников);
ПБ № 23 (плавание в финляндских шхерах и Юнгферзунде, командиры – А.П.Секерин (утонул) и И.С. Арцыбашев);
бПБ «Единорог» (плавание между Або и Аландом);
бПБ «Дракон» (брандвахта у Юнгферзунда, командир – А.Х.Гавиндов).
+ в 1809 г. капитан-командор М.П.Коробка командовал соединенем из 6 ПБ и 52 канонерских лодок. (ОМС-4, С.135)
+ в 1809 г. отряд капитан-лейтенанта П.П.Мистрова в составе 2 ПБ и 12 йолов «плавал к Карпострему, и возвратился в Свеаборг». (ОМС-4, С.369)
1810 г. – ПБ № 1 (плавание между Або, Аландом и Юнгферзундом, командир – Е.П.Якушкин);
ПБ № 3 (северный кронштадтский фарватер, командир – А.М.Матюшкин);
ПБ № 9 (кронштадтский рейд, командир – В.Я.Ларешников);
ПБ № 17 (кронштадтский рейд, командир – Н.Я.Бирюлев);
ПБ № 18 (кронштадтский рейд, командир – С.А.Борисов);
ПБ № 20 (кронштадтский рейд, командир – Г.И.Нейков).
1811 г. – ПБ № 1 (плавание между Або, Аландом и Юнгферзундом, командир – Е.П.Якушкин);
ПБ № 2 (плавание между Або и Аландом, капитан – Н.А.Павлов);
ПБ № 9 (кронштадтский рейд, командир – Н.М.Латышев);
ПБ № 17 (южный кронштадтский фарватер, командир – А.И.Саблин);
ПБ № 18 (кронштадтский рейд, командир – Ф.И.Артемьев);
ПБ №№ 11 и 23 (переход из Кронштадта в Роченсальм, командир – А.И.Веревкин);
ПБ № 20 (кронштадтский рейд, командир – П.Ф.Корсаков).
1812 г. – Несколько ПБ на рижском рейде, командир отряда – М.В.Тутыгин.
1813 г. – ПБ № 1 (участие в боевых действиях под Вексельмюнде против французских батарей при осаде Данцига, командир – А.В.Колокольцов);
ПБ № 17 (ревельский рейд, командир – Ф.Г.Титов).
1816 г. – бПБ (бомбардирский бриг) «Дракон» (плавание в Финском заливе, командир – П.П.Клавер).
1817 г. – ПБ № 1 (плавание между Або и Свеаборгом, командир – Х.Л.Туксен);
1822 г. – ПБ № 6 (переход из Лодейного поля в Петербург, командир – П.Е.Внуков).
Отредактированно STEFAN (29.06.2024 21:09:57)
Оцените труд...
STEFAN написал:
#1616209
Оцените труд..
Что тут сказать. Очень серьезный труд. Впервые на моей памяти сведена воедино служба целого типа кораблей, практически за 30 лет. Понятное дело, что даны общие сведения, но на этот каркас можно накладывать вновь появившуюся информацию, разворачивая его более объемную работу.
Отлично! Начало положено!
STEFAN написал:
#1615986
А самая необычная (это вообще, пожалуй, самый оригинальный "уродец", реально построенный) - вот эта:
"Архангельские" батареи. Вот интересно - откуда возникли идея и сам проект такого судна? За рубежом такое нечто подобное было? Допустим, подобное рулевое устройство имелось на датском праме начала 19 века...
Но всё остальное..?
Есть два подробных чертежа + чертёж их вооружения, видимо, рангоут и парусность.
Было построено 4 таких батареи. В Архангельске, мастером Курочкиным. Заложены 4 января, отстроены и спущены 30 апреля 1808 г. 96×30×11ф.2д., 14 18-фнт. орудий (10 пушек, 4 карронады), 14 весел, 2 мачты.
В 9-м томе Описания дел Архива Морского министерства есть инфа о том, что Курочкин получил хороший нагоняй за ошибки при спуске этих посудин:
(1807 – 1809 гг.) «По приведению в оборонительное состояние Новодвинской крепости и укреплений, расположенных вокруг Архангельска, о постройке плавучих батарей, для защиты устьев Северной Двины, иолов и лодок…».
«По строению, спуску и исправлению плавучих батарей, барказов, катеров, канонерских лодок и платшхоутов; … по возбуждению вопроса о лишении мастера Курочкина «спусковых денег», в виду производимого спуска батарей посредством тяги, и по представлению Курочкиным необходимых по этому предмету объяснений и плана места постройки батарей… …По исходатайствованию разрешений на изготовление для архангельского порта: 1) чугунных шхивов с закаленными нагелями для блоков, взамен дубовых, поломанных при бывшем вооружении плавучих батарей и гребных судов».
И в ОМС есть инфа про одного из командиров:
«Карпов Даниил Васильевич. … (лейтенант, архангельский порт) 1808 – 1812 г. На плавучих батареях ежегодно был в кампании при том же порте…».
STEFAN написал:
#1616255
Кто не понял - это про это судно. Был бы моделистом - сделал бы. Оригинальное!
Оригинальное, не то слово. )) Бабушкин комод. ) Надо срочно делать!
А какое (предположительно) парусное вооружение могло у нее быть? рейковое, прямое, латинское?
Да уж. У нас , что ни говори, умели строить интересные корабли.
На мой взгляд вершиной развития идеи плавучих батарей стали круглые броненосца адмирала Попова. Тоже заслуживают серьезного изучения. Все что было издано по ним до сих пор, все таки несколько поверхностно. Благо в РГА ВМФ, если вдумчиво подойти к вопросу, достаточно дел чтобы сделать хорошую работу. Впрочем не буду сейчас отвлекать на эту тему, т.к. это уже корабли паровой эпохи.
Алексей Логинов написал:
#1616256
Надо срочно делать!
Делайте! Реально интересные кораблики. Тем более, про местную флотилию в Архангельске в 1800 - 1820 гг. известно не очень много. Есть пара чертежей кан. лодок нач. 19 века, при случае нужно прикупить.
Алексей Логинов написал:
#1616256
А какое (предположительно) парусное вооружение могло у нее быть? рейковое, прямое, латинское?
Не знаю. Есть чертеж Загуляева 1753 года. № 3880 - чертеж вооружения 14-пушечной. Стоит поиметь. Мастер делал копии этих батарей, возможно, в связи с начавшейся Восточной войной озаботились обороной Сев. Двины и Архангельска, вспомнили старые проекты.
См. личку.
Отлично! Сегодня ночью начну пилить, пока соседи спят и не слышат.) Результат буду закидывать в эту ветку.
Глядишь, с божьей помощью и построим.