Вы не зашли.
Как-то странно - молчание. Либо это никому не интересно, либо я спрашиваю что-то банально всем известное.
Однако, мне кажется, что с дубель-шлюпками Брянской флотилии не все просто. Почему-то считается, что они были длиной 55 - 60 фут., шириной 15 - 20 фут. И всякие модели и чертежи в основном опираются на фантазийные образы, либо на дубель-шлюпки "Тобол", "Якутск", "Надежда", строившихся для северных экспедиций, и совершенно для Днепра не годившихся.
Лично меня смущает слабое артиллерийское вооружение брянских дубель-шлюпок 1737 г. Миних хотел суда, вооруженные двумя "полковыми" (3-фунтовыми) пушками. Спроектированные дубель-шлюпки могли поднять лишь 6 2-фнт. фальконетов. Для сравнения - лодки Донской флотилии 1768 г. при габаритах 62 х 14 фут. спокойно несли 2 3-фнт. пушки и те же 6 фальконетов...
Т. е. по логике, брянские дубель-шлюпки должны быть значительно меньшими по размерам, + 18 - 20 вёсел - это не для 60-футовой посудины... Экипаж - всего 40 чел. Мелкосидящая.
Миних писал, что "берут 4 фута воды", но тоже как-то не увязывается - столько многие галеры в воде сидели.
Смущает огромное количество первой партии дубель-шлюпок - аж 400 штук, причем построены за несколько месяцев, по большей части непрофессиональными плотниками. Значит суденышки были небольшими и простыми.
Покопался... Нашел одну посудину. И уж больно она смахивает на брянскую дубель-шлюпку. И по габаритам для 40 чел. экипажа подходит, 9 банок, 20 вёсел... Передняя мачта в носу и наклон приличный. По времени - 30-е годы. Подходит.
Немного помастырил в ФШ.
Может действительно это дубель-шлюпка для Днепра?
STEFAN написал:
#1621161
Как-то странно - молчание. Либо это никому не интересно, либо я спрашиваю что-то банально всем известное.
Наоборот. Молчание из-за того, что нечего сказать от недостатка знаний. Про Брянскую флотилию, вообще ни когда не слышал. Где они там плавали, в брянских лесах, и зачем??
Да, модели дубель-шлюпок одно время активно строились. В основном из-за причастности к северным экспедициям. Я уж не знаю, фантазийные они или нет, но какие то чертежи на руках точно были (из РГА ВМФ, в основном).
Вот современная реконструкция.
Алексей Логинов написал:
#1621162
Я уж не знаю, фантазийные они или нет, но какие то чертежи на руках точно были (из РГА ВМФ, в основном).
Эти уж точно не фантазийные. В РГА ВМФ есть (не в 327 фонде). А этот вовсю гуляет по интернету, правда в плохом качестве.
Алексей Логинов написал:
#1621162
Про Брянскую флотилию, вообще ни когда не слышал. Где они там плавали, в брянских лесах, и зачем??
Она там строилась, в основном. Начало - в 1724 г., еще при Петре. Потом заморозили до 1736 г.
Фактически - Днепровская флотилия, но немного судов выходили в Лиман и к Очакову. Огромная флотилия - сотни судов, кучу денег вложили, даже больше чем в Донскую флотилию Бредаля.
В составе: галеры, прамы, дубель-шлюпки, плашкоуты, бригантины, боты, кончебасы и проч.
Попробовал собрать чертежи судов, которые могли быть в ее составе: имеются прамы (на Дону такие же, но есть нюансы), бригантина, плашкоут (вероятно), остальное под вопросом.
Про плоскодонную галеру я уже писал. Есть еще т. наз. "плат-бот" - плоскодонная полуящичная посудина. И вот эта шлюпка или дубель-шлюпка.
STEFAN написал:
#1621164
Она там строилась, в основном. Начало - в 1724 г., еще при Петре. Потом заморозили до 1736 г.
Фактически - Днепровская флотилия, но немного судов выходили в Лиман и к Очакову. Огромная флотилия - сотни судов, кучу денег вложили, даже больше чем в Донскую флотилию Бредаля.
В составе: галеры, прамы, дубель-шлюпки, плашкоуты, бригантины, боты, кончебасы и проч.
Неожиданно, но, если есть лес, то вполне логично. А леса на такое количество плавсредств надо было колоссальное количество.
Получается Брянск тоже судостроительный центр на 18 век.
Вроде бы в районе Хортицы украинцы подняли какие-то останки.
Вот такая фотка - левая похода на островскую лодку. Такие же были во флотилии Сенявина в 1769 - 71 гг. А вот та что правее - очень похожа на ту, что я выставил. И размеры, по крайней мере, ширина близко.
У выставленной выше - 40 х 8 х 3 фута. ...
STEFAN написал:
#1620314
А вот с лодками 1788 г. - загвоздка. Вероятно, правильные размеры у "больших", насчет "средних" и "малых" - все не просто.
Их количество - 21 большая и по 11 средних и малых - указаны по штатному составу. Во всяком случае, в середине 1789 г. в составе гребного флота имелось всего 9 больших и 6 средних лодок. Малые, возможно, действовали на озерах.
И, наконец, место постройки - река Волхов. Специально просмотрел источники - ни одного упоминания.
Теоретически, строить могли в любом месте Волхова или на Ильмене. Но упоминаний об этом я тоже не встречал (надо взять на заметку).
По косвенным данным, можно предположить, что это делалось где-то в верхнем течении реки, например в самом Новгороде.
В 1951 году в районе волховских порогов (это около 7 верст от Ладоги) был найден фальконет с разбившегося судна.
А на чем у нас в основном фальконеты стояли?
Т.е. какая то КНЛ видимо там разбилась. Значит верфь была где то выше по течению.
Ильмень и Волхов вообще, вплоть до 20-го века, были усеяны местами традиционного судостроения. Канонерская лодка не такой уж и сложный корабль, чтобы с ним не могла справиться местная артель (особенно если под присмотром).
Алексей Логинов написал:
#1621186
В 1951 году в районе волховских порогов (это около 7 верст от Ладоги) был найден фальконет с разбившегося судна.
". Пушка 1-гривенниковая чугунная, отлита в XVII веке. Диаметр канала ствола – 47 мм., длина – 84 см, вес – 52 кг, на средней части ствола – цапфы с вертлюгом (Каталог материальной части артиллерии. Л. 1961. Стр. 152)"
STEFAN написал:
#1621166
Вот такая фотка - левая похода на островскую лодку. Такие же были во флотилии Сенявина в 1769 - 71 гг. А вот та что правее - очень похожа на ту, что я выставил. И размеры, по крайней мере, ширина близко.
У выставленной выше - 40 х 8 х 3 фута. ...
В Государственном историческом музее хранится вот такой чертеж островской лодки.
"Теоретический чертеж в 3-х проекциях 24 весельной “островской лодки”. XVIII в."
https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/65 … mp;index=0
Такой фальконет мог быть вообще на любом корабле, вплоть до струга.
Олег написал:
#1621206
мог быть вообще на любом корабле,
Были пушки и местного "разлива". С середины XVIII века артиллерия для запорожских и малороссийских казаков изготовлялась в городе Глухове. Там был построен большой пушечный двор площадью около 6 гектаров, огороженный земляным валом. С конца XVII века и до 1735 года в Глухове лили пушки знаменитые мастера Иосиф Балашевич, а затем его сын Карп. В черниговском музее сохранились две медные глуховские пушки, отлитые Карпом Балашевичем. Первая из них отлита в 1713 г. по заказу гадяцкого полковника Ивана Черныша. Калибр ее 48 мм, длина тела 95 см, вес 3 пуда (49,2 кг).
Олег написал:
#1621206
Такой фальконет мог быть вообще на любом корабле, вплоть до струга.
Мог. Поэтому я и написал " по косвенным данным". Чей конкретно, это мы вряд ли когда нибудь узнаем.
Алексей Логинов написал:
#1621188
"Теоретический чертеж в 3-х проекциях 24 весельной “островской лодки”. XVIII в."
Есть такая. Разрешение плохое. Такие же есть в РГА ВМФ - 327 фонд.
Одна с подписью Утятникова. Такие строили в 1768 - 69 гг. для Азовского моря - 60 штук. Использовались в качестве транспортных судов. К 1772 г. осталась едва ли половина. Азовское море мелкое, но штормы опасны. Заменили несколькими галиотами и ластовыми судами. (Чертежи имеются).
Тут интересную инфу нашел в МИРФ. Оказывается в конце 30-х гг. на Балтике имелась по крайней мере одна дубель-шлюпка.
Странно, что Веселаго ее в сборник не включил. (А значит, и в др. не включено).
Интересно бы её найти среди чертежей. (Сведения за 1739 год)
Отредактированно STEFAN (15.08.2024 18:16:34)
А вот эта КЛ Кольмана - полная копия лодок, построенных Ф. Игнатьевым в Архангельске в начале 19 века.
Модель Brynhilda av pojamafartyget (1776) и Sjöhistoriska museets utställning Klart skepp. Деталь.
Модель в масштабе 1:16, выпущенная в 1776 году от Чепмена в Стокгольме. Открыт в 1890 году, ресторан и полный комплекс.
Выставлен в павильоне Flottans на территории Allmänna и промышленных предприятий в Стокгольме в 1897 году. (Он-лайн перевод).
Алексей Логинов написал:
#1622297
Модель Brynhilda av pojamafartyget (1776)
Довольно известный чертеж. Причем в нескольких экземплярах. Попадался такой -
А это тоже пойома - но сильно другая...
Отредактированно STEFAN (25.08.2024 12:29:00)
А.Иванов написал:
#1619536
По фрегату сообщается, что его длина "между перпендикулярами" (?) была 11,3 метра, а осадка не превышала 1,2 метра, на палубе было 12 пушек, а на надстройке 6 пушек, три мачты. Дальше дает описание декоративного убранства и даже копию чертежа кормы Селянинова 1776 г. По "Ораниенбауму" сведений у него не оказалось, кроме как 12-20 пушек 1-фунтового калибра.
"Св.Андрей", пишет Осипов, Екатерине нравился, поэтому в 1776 г. вместо пришедшего в ветхость повелено построить новый мастеру Селянинову и в 1779 г. со старыми декоративными элементами новый фрегат отправлен в Ораниенбаум.
Кажется, нашел я его чертеж.
Юрген написал:
#1619565
Но корабли эти были выполнены с соблюдением всех пропорций настоящих боевых кораблей, а их отделка была роскошна – например, нос фрегата «Святой Андрей» украшала фигура богини Минервы в доспехах, со щитом, копьем и шлемом.
Так и есть.
Что-то Хостинг сегодня глючит - не загружает. А то бы выложил.
.
Отредактированно STEFAN (29.08.2024 20:54:00)