Страниц: 1

#1 07.10.2024 15:07:17

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10559




Четырехдневное сраженте 1666 г.

2

В 1996 г. Фрэнк Фокс (умер 2 года назад) опубликовал, можно сказать, капитальный труд о 4-дневном сражении 1666 г. - A Distant Storm. The "Four Days" Battle of 1666 (425 стр., альбомного формата). Это наиболее подробное и глубокое исследование о самой значительной победе Рюйтера.     
Я взялся его переводить, но терпения хватило только на 1-й день. Заинтересованным могу выложить схемы и остальные дни сражения на английском. Есть также подробные списки флотов. Фокс собрал, обобщил и переработал вообще все, что ранее было написано об этом сражении.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

В пятницу 1июня в час дня флоты сошлись на дистанцию прямого выстрела. И, как пишет лейтенант Джереми Роч с Antelope, «началось самое страшное и кровавое сражение, которое когда-либо происходило на морях».  Первый залп дал Hollandia Тромпа или Spiegel Ван дер Гульста по Clove Tree, который хоть и входил в Красную эскадру Джордана, но оказался среди Белой эскадры в голове флота. Через несколько минут дым окутал все передовые корабли, раскаты залпов доносились до самых концевых судов. Художник Ван де Вельде успел отойти в юго-западном направлении и получил наилучшую позицию, чтобы наблюдать за сближением флотов.

Ван де Вельде на своем галиоте в бешеном темпе зарисовывал картину сражения.  Beschermer пытается выйти на ветер англичан, Swiftsure – слева от его носа, справа - Prince Аскью и Royal Oak Джордана, за кормой Аскью – Харман на Henry, и между Аскью и Джорданом – еще один контр-адмирал, вероятно, Холмс. В правой части картины – корабли голландской третьей эскадры, левее - Свеерс на Gouda, флаг – на бизани) – идет прямо впереди Тромпа, между ними виден Юнион Джек Альбемарля, правее – Ван дер Гульст на Spiegel (флаг на фок-маче), в отдалении - Royal Katherine Теддимена.

Порядок следования голландцев, и англичане против них:
Тромп Беркли
Ван дер Гульст Харман
Меппель Джордан
Рюйтер Аскью
Аарт ванн Нес Альбемарль
Эвертсен Холмс
Де Лифе Теддимен
Банкерт Атбер
Де Фриз

Как и надеялись англичане, зеландцам и фризам было трудно вступить в бой. Находясь на севере, они два или три часа были просто зрителями шедшего сражения. Многие из кораблей Рюйтера тоже были под ветром, как и командир авангарда Тромпа Меппель на Westfriesland. Судя по рисункам Вельде, Рюйтер довольно рано вступил в бой. Он находился на наветренном фланге флота, и случайно его флагман Zeven Provincien  с самого начала оказался  против Royal Charles, оба флагмана находились друг против друга довольно долго после полудня, хотя и на не очень близкой дистанции. Не считая Zeven Provincien и нескольких самых южных кораблей центра, основная тяжесть боя в этот период оказалась на трех дивизионах Тромпа. Быстрота, с какой он поставил паруса, привела к тому, что сражение шло на ходу. И поскольку он сумел постоянно удерживаться против Белой эскадры, Тромп сумел избежать концентрации сил Красной и Синей эскадр, как это намеревался сделать Альбемарль. Геометрия ситуации дала неожиданный эффект. Когда Тромп проскользнул на юго-восток, английские центр и арьергард временно остались без противника, т.к. голландские центр и арьергард были слишком далеко на севере и востоке, чтобы вступить в кильватер своему наветренному сомкнутому авангарду. Чтобы кораблям Альбемарля и Теддимена можно было дотянуться до каких-либо оппонентов, каждый корабль должен был пересечь линию спуска головного перед ним корабля и несколько спуститься под ветер. В результате на ранних этапах сражения оба флота были не в кильватерной линии, а «по-эшелонно».  Хотя участники об этом и не сообщали, но это несомненно следует из рисунков свидетеля Вельде. Линии несколько выпрямились после того, как Тромп немного убавил подветренное положение, чтобы заставить повернуть англичан на север и дать своим подветренным кораблям более удобный угол подхода.

Голландцы чувствовали себя несколько неудобно, сражаясь в обратном порядке с Эветртсеном в хвосте. Для англичан не имело значения, кто был в авангарде – белая эскадра или синяя. Не то было у голландцев, для которых была важна субординация. На совете у Рюйтера с участием представителей Генеральных Штатов и Адмиралтейств было решено, что лейтенант-адмирал Зеландии будет командовать авангардом, и незапланированное изменение этого порядка было неудобно для нидерландских адмиралов. В общем, ни та, ни другая сторона не сходилась в предписанном порядке. Как ни странно, но единственный, кто попытался исправить положение был славившийся своей недисциплинированностью Корнелис Тромп, На одном из рисунков видно, как его  Hollandia на короткое время повернула на левый галс явно с целью попытаться занять предназначавшееся ей место в середине эскадры.     

В течение нескольких часов какого-либо крупного тактического маневрирования не было, но некоторые капитаны пытались предпринять какие-то маневры по собственному усмотрению. Эскадра Тромпа вначале на какое-то время несколько охватила голову английской линии, и по крайней один корабль – новый Beschermer 54 под командованием Виллема ванн дер Заана повернул на обратный курс для охвата Белой эскадры. Рисунок раннего этапа сражения показывает, как его на левом галсе, все еще под ветром у части некоторых английских кораблей, но уже на ветру от ряда других, стреляющим из подветренных орудий по Prince и Royal Oak. Голландский капитан и его команда вскоре оказались в опасности. Двигаясь «вверх по течению» сквозь английскую линию, Beschermer вскоре оказался около огромного корабля, рядом с которым, как думал Ван дер Заан, были 2 брандера. Это был флагман Аскью Prince, а рядом с ним – брандер Providence, который эскортировал фрегат 5 ранга Oxford. Неожиданно оба небольших английских корабля устремились на Beschermer, который уже был серьезно поврежден во время «буйного» прорыва через английскую линию. Его фок- и бизань мачты были повреждены ядрами, стоячий такелаж фок- и грот-мачты разорван, и он получил несколько опасных попаданий ядрами большого калибра ниже ватерлинии, которые позже заставили его остановиться на два часа. Поставив грот, он немедленно пошел обратно к своей линии. На какое-то время казалось, что его преследователи последуют за ним прямо в гущу голландского флота, но в последний момент они взяли люф. Немногим позднее 34-пушечный фрегат IJlst капитана Якоба Боома также вышел на ветер английской линии и оставался там довольно долго, получая сильные повреждения мачт и снастей. За исключением таких отдельных инициатив кораблей, основные силы флотов просто шли друг против друга в течение трех часов, обмениваясь огнем.

В течение длительной первой стадии сражения голландцы должны были страдать ото всех обычных невыгод подветренного положения. Англичане контролировали дистанцию и держались достаточно далеко от абордажной дистанции. Большое преимущество Рюйтера в брандерах было без пользы, т.к. голландцы не могли пустить их против ветра. В открытом море наветренный флот мог понести потери, его поврежденные корабли могли сдрейфовать к противнику, но это не грозило ему на мелководье около устья Темзы. В данном случае поврежденные английские корабли могли, держась круче к ветру, выйти из сферы боя, на какое-то время бросить якорь и наскоро исправить повреждения (что они и делали). Для голландцев это было невозможно, т.к. подветренные корабли, становясь на якорь, могли стать добычей брандеров. Несколько поврежденных кораблей Рюйтера, вроде   
Beschermer, для безопасного ремонта, должны были уваливаться под ветер, но затем им приходилось тратить много времени, чтобы вновь вступить в бой, с трудом продвигаясь против ветра. Прочие, в обычных условиях незначительные, факторы  возрастали из-за сильного ветра. При сильной качке ядра, попадающие в подветренные корабли, могли проходить через противоположный борт уже ниже ватерлинии. В этом случае судно не могло маневрировать или менять курс, пока повреждение не было бы устранено, поскольку даже небольшой крен мог привести к тому, что пробоины от ядер оказались бы под водой, что могло вызвать опасную течь. В наветренном флоте результаты попаданий были прямо противоположные. В таких случаях при самых низких попаданиях ядра выходили через противоположную сторону обычно выше нормальной ватерлинии, и корабль мог маневрировать, не ухудшая своего положения. То же касалось и действий орудийной прислуги. В наветренном флоте подветренные пушки прижимало «вниз по склону», и прислуге приходилось гораздо легче, соответственно, скорострельность была выше. Канониры подветренного флота должны были накатывать орудия «вверх по склону», что утомляло их и снижало скорострельность. 

186. Сражение в середине дня. Слева видны английские флагманы – Беркли, Джордан, Аскью, Альбемарль, они сражаются на близкой дистанции, но остальной английский флот довольно далеко на ветре. На переднем плане – голландский фрегат IJlst Справа – Тромп во главе линии, справа от него – Рюйтер, слева – де Хаан на Calantsoog. За де Ханом следует Ван дер Гульст. Сзади пытаются догнать их зеландцы и фризы.

Однако, в этом сражении все невыгоды подветренного положения перекрывались тем, что сильный ветер так наклонял корабли, что они не могли использовать свои мощные орудия гон-деков. Ван де Вельде отмечает, что англичане постоянно приводили круче к ветру и затем вновь устремлялись на голландцев странным и неровным курсом. Скорее всего эти странные маневры представляли безуспешные попытки английских капитанов определить такой курс, на котором они смогли бы без опасения открыть порты гон-деков. Моряк Барлоу, еще находившийся на Monck, уныло отмечал, что - находясь под ветром от нас, они могли стрелять по ветру из своих нижних деков, мы же не могли это делать, ветер был слишком сильным, это приносило нам большой вред, и через 2-3 часа боя многие наши корабли  получили ильные повреждения мачт и такелажа.

Таким образом 30 или 40 голландских кораблей, против которых была направлена атака, могли ввести в дело больше пушек, чем весь английский флот. Все отчеты обеих сторон отмечают это, и поэтому голландцы были вполне удовлетворены своим наветренным положением – по крайней мере на какое-то время, не смотря на ряд его невыгод.

Фактически на начальной стадии сражения ни одна из сторон не могла нанести пр-ку большого вреда. Сильный ветер и бурное море мешали стрельбе, независимо от положения флота. Из-за качки у англичан были недолеты, а у голландцев – наоборот перелеты. Капитан Джон Эйлетт с  Portland вспоминал, что «Голландцы, будучи под ветром, стреляли так высоко, что попадали только в наш такелаж, не нанося почти никакого вреда корпусам кораблей и экипажам». Да и эти повреждения были небольшие, кое-где были перебиты канаты и прострелены паруса. Разумеется, некоторым кораблям повезло меньше. Monck потерял фор-стеньгу, упавшую на его сторону, что, как пишет Барлоу, «сильно мешало нам». Ван де Вельде отобразил это на своих рисунках, показав корабль без фор-стеньги и позже – его же со временно спущенным грота-реем. Под ними подпись – «Английский фрегат, сильно поврежденный». Этот случай особо отмечен в описании Альбемарля и ряда других, и отмечено, что это было единственным серьезным повреждением на этой стадии боя. Для сотни с лишком кораблей, которые три часа  всаживали друг в друга ядра такой результат едва ли мог быть назван значительным. Когда попадание приходилось в корпус, результат мог быть страшным. Капитан Роч с Antelope сообщает, что:
- В начале боя один из моряков, увидев у меня обычный абордажный палаш, предложил принести для меня ятаган, я ответил, что не надо, и этот достаточен, чтобы убивать голландцев. Я пожал ему руку за его порыв, в это время прилетело цепное ядро, которое разорвало его пополам.

Но в начале боя таких случаев было немного. Роч продолжает: «На этой ранней стадии у нас повреждений было немного». Portland, бывший в жарком бою весь день, потерял всего одного моряка убитым. В общем, яростная пальба привела лишь к ненужному расходу боеприпасов (о чем позже горько сожалели) и было большим развлечением для экипажей. Непрерывные вспышки выстрелов, дым, грохот и ничтожные потери – все это очень развлекало моряков. Эйлетт замечает, что голландцы случайно сбили штандарт Альбемарля, «что сопровождалось их громким криком, но мы быстро водрузили его на прежнее место и  наш крик перекрыл его». Но такая праздничная атмосфера сохранялась недолго.

Если некоторые англичане и считали, что нерешительный бой был их целью, они прискорбно заблуждались. Целью атаки Альбемарля было уничтожение выдвинувшихся вперед голландских дивизионов, прежде чем остальные успели бы придти к ним на помощь.  Англичане хорошо понимали, что необходимо сойтись в ближнем бою, чтобы разгромить Тромпа, пока он не получил поддержки, но английские морские офицеры того периода были обучены избегать боя вплотную «рей к рею» из-за превосходства голландцев в абордажном бою, их учили тому,  что лучший способ победить голландцев, это – пушка. Поэтому английские капитаны не решались на сближение, хотя на первой стадии имели численное превосходство. Ван де Вельде изобразил основную часть английского флота на ветре в нескольких сотнях ярдов. Результатом нерешительного боя было то, что Тромп, Вад ер Гульст и Рюйтер купили время по дешевой цене по мере подхода подветренных дивизионов.

Количество голландских кораблей, вступавших в бой, росло. Меппель на своем мощном Westfriesland присоединился к Тромпу в авангарде, примерно в 3 часа дня Аарт ванн Нес, де Лифде и остальные корабли эскадры Рюйтера установили контакт с англичанами, численное преимущество перешло к голландцам. Когда зеландцы и фризы наконец-то (через 2 часа) подошли к месту боя, выяснилось, что голландцы уже вели бой по всей подветренной линии. Находчивый Корнелис Звертсен, несомненно, понял, что, голландцы получат ничейный результат, пока англичане остаются на ветре. И как только он подошел, он немедленно начал попытки выйти на ветер. Продемонстрировав блестящие навигационные качества, он, де Фриз и Банкерт сумели выиграть ветер у синей эскадры. Как им это удалось, не ясно. Для Ван де Вельде, находившемуся юго-восточнее, их корабли просто проходили сквозь интервалы расстроенной английской линии. На одном из рисунков, на котором флоты еще идут правым галсом, имеется заглавие – «Остальные корабли Генеральных Штатов, именно – Зеландии и Фрисландии, в связи с тем, что предыдущие английские корабли были подветреннее, прорываются сквозь них».  На другом рисунке (сделанном несколько позднее): «Они шли вдоль нас, был жаркий бой в арьергарде, и я предполагаю, что наши корабли, именно – 2 эскадры Зеландии и Фрисландии, прорвались сквозь них». Остальные корабли, видимо, повернули на другой галс за линией синей эскадры и на всех парусах начали погоню на наветренной стороне в виде классического маневра «постановки в 2 огня». В отчете Алббемарля говорится, что «Мы сперва атаковали голову их флота, но, как только их арьергард увидел, что мы – в близком бою с ним, они повернули на другой галс и вышли большей частью своего флота нам на ветер». Фразу эту следует понимать, как «большей частью эскадры». По другим описаниям, в это время большая часть голландского флота еще была под ветром, с этим согласен и Ванде Вельде, на его рисунке, более позднем, чем два предыдущих (о которых речь шла выше),  сказано: «Хдесь противник остается на ветре от нас в ходе боя на ходу». Но, независимо от числа судов, многие зеландцы и фризы вышли на ветер и поставили в 2 огня синюю эскадру и часть красной.

#2 07.10.2024 15:07:58

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10559




Re: Четырехдневное сраженте 1666 г.

С этого момента события начали быстро развиваться у обеих сторон. У голландцев, около 5 дня, начался страшный пожар на Hof van Zeeland 58 (капитан Симон Блок) из эскадры Эвертсена. Сильный ветер раздул пламя, которое охватило корабль от носа до кормы, превратив его в ад, команда бросалась в воду. Соседние корабли не решались приблизиться к пылающему остову, на глазах у пораженных ужасом участников сражения, Симон Блок и почти все из экипажа в 258 человек утонули в бурном море. Зеландцы скорбели и по морякам, и по кораблю. С момента спуска в 1653 г. и до времени постройки крупных кораблей в 1666 г., Hof van Zeeland был гордостью Зеландского адмиралтейства, и был флагманом Йохана Эвертсена во многих сражениях.

Другим кораблем, ставшем жертвой пожара примерно в это же время, был Duivenvoorde 46 из центра (Амстердам), его капитан – Отто ванн Треслонг – был одним из немногих капитанов-дворян во флоте Рюйтера. На его корабле было трипредставителя Франции – Луи Гримальди (князь Монако), его шурин Арман де Граммон (граф де Гиш) и сьёр де Нуантель. Отправляясь в плавание с флотом, они, естественно, выбрали себе корабль, капитаном которого был человек их сословия. Пламя охватило Duivenvoorde, когда он был немного на ветре от остальных судов своей эскадры. Его корпус вскоре превратился в огромный пылающий факел, представляя смертельную опасность для всех соседних кораблей. Оставленный своим рулевым из-за жара, но с еще развевающимися парусами, он без управления въехал в массу кораблей и столкнулся с Klein Hollandia. Оба корабля сцепились. В то время, как моряки Klein Hollandia отчаянно обрубали топорами запутавшиеся снасти, моряки Duivenvoorde столпились на носу, пытаясь по бушприту перебраться на Klein Hollandia. Это удалось примерно тридцати из них, в т.ч. и всем трем французам, но князь Монако, раненый в обе руки, упал в воду. Кто-то вытащил его за волосы. К сожалению, остальные это сделать не успели, корабли разошлись, среди оставшихся были 8 французов из свиты  упомянутой троицы. Обреченный на гибель, он еще около часа дрейфовал , от него шарахались и свои, и чужие, наконец, огонь достиг пороховых погребов, и корабль исчез в страшном взрыве, Треслонг и 170 человек экипажа погибли в море.

На какое-то время казалось, что спасшиеся с Duivenvoorde лишь на короткое время продлили свою жизнь, поскольку сам Klein Hollandia загорелся во время столкновения с ним. Корабль был спасен с огромным трудом, и еще дважды вырывалось пламя уже после того, как экипаж считал, что справился с ним. После того, как пожар был окончательно потушен, французы, осмотрев его, пришли к выводу, что он не сможет следовать с флотом (они же были представителями союзного гос-ва), поэтому они попросили зятя Рюйтера – Эверта ван Гельдера – перевести их на Zeven Provincien с тем, чтобы «продемонстрировать свою отвагу». Ван Гельдер, несомненно сильно позабавившийся их бравадой, на следующее утро доставил их на флагман Рюйтера. Де Гиш оставил подробное, хотя и довольно сумбурное описание сраженья, считающееся одним из лучших свидетельств событий, как они виделись с Zeven Provincien. Повреждения Klein Hollandia оказались незначительными. Ван Гельдер вновь вступил в бой в субботу, и этот корабль был в гуще сражения все 4 дня.

Кроме 2-х сгоревших кораблей, было еще отмечено опасное возгорание в правой галерее квартердека Hollandia Тромпа, который был потушен с большим трудом. Причина этих пожаров – большая загада. Спасшиеся с Duivenvoorde сообщали, что были атакованы «искусственными огнями», то же говорил и Хендрик Хондиус, капитан Hollandia, который описал их, как «огненное ядро со стороны противника». Датские власти позже сочли эти рассказы невероятными, они считали, что эти корабли пали жертвой собственной пушечной стрельбы, горящие пыжи раздувало ветром и они взрывались на борту судов, в общем, это было принято, как объяснение произошедшего. Но английский флот действительно имел на вооружении зажигательные средства в 1666 г. Книга приказов упоминает о «120 медных зажигательных ядрах», которые в июле были распределены между 8 кораблями. Вполне возможно, что они были использованы в этом сражении. Князь Монако, который был единственным свидетелем, описавшим эти снаряды, попавшие в Duivenvoorde, сообщает, что «противник выстрелил в нас несколькими розовыми ядрами, которые вызвали на борту сильный пожар, который было невозможно потушить». Он ничего не говорит о «горящих пыжах», так что следует серьезно отнестись к изобретателям Артиллерийского управления, которые, возможно, стояли за этими пожарами.

В то время, как голландцы воевали с пожарами, у англичан были свои проблемы. Присутствие кораблей пр-ка на ветре от синей эскадры кардинально меняло тактическую ситуацию и требовало реагирования. Более того, хотя повреждения были небольшие, но они постепенно накапливались за четыре часа сражения, и их суммарный эффект стал сказываться на парусах и такелаже. Некоторым кораблям, особенно, флагманским, требовалось выйти из боя, чтобы исправить повреждения, пока еще они были в состоянии это сделать. Изменение курса была рано или позже неизбежно, т.к. впереди уже показались фламандские отмели, головные корабли уже сообщали об уменьшении глубин до 15 морских сажень. Но поворот последовательно представил бы проблему в этой ситуации, поскольку он не был предусмотрен «Боевыми инструкциями». Поскольку синяя эскадра находилась в трудном положении, поворот через оверштаг, начиная с арьергарда, было невозможно, а поворот последовательно с авангарда – далеко впереди – не дал бы синей эскадре своевременной поддержки, так необходимой ей. Альбемарль, вынужденный импровизировать, решил, что его флагман должен начать маневр и поднял синий флаг на бизани, надеясь, что остальные поймут и исполнят его.   

СХЕМА Первый день Концовка дня
Де Фриз и Эвертсен выходят на ветер. Красная эскадра и следующая за ней синяя поворачивают на другой галс, чтобы вступить с ними в бой. Белая эскадра через час повернула к ним. Флоты расходятся для починки, англичане – на СЗ от пр-ка.

Примерно в 5.30 Генерал отдал приказ своему капитану Кемпторну. Royal Charles величественно повернул на другой галс и наполнил паруса, идя курсом ЗСЗ. Корабли дивизиона Альбемаря быстро повернули за ним, равно, как и корабли арергардного дивизиона Холмса. Как действовал Теддимен в синей эскадре – неясно. Ведя огонь на оба борта, он, вероятно, находился в ожидании, пока Альбемарль и Холмс не прошли мимо него в другом направлении, после чего и он повернул за ними следом на другой галс. Белая эскадра сразу не приняла участие в этом повороте. В дивизионе Беркли в голове линии создался кризис, что вынудило Аскью, Хармана, а также Джордана с его головным дивизионом красной эскадры продолжать движение на ЮВ для оказания помощи. Этим дивизионам, однако, угрожало быть отрезанными от остального флота, и через час они н без колебаний повернули в сторону Альбемарля. К 6.30 большинство английских кораблей были на левом галсе, хотя должный порядок эскадр и дивизионов был полностью нарушен. Первым шел Генерал, за ним – Холмс, Теддимен и Атбер, затем – после интервала – Аскью, Джордан и Харман. Беркли вообще не повернул на другой галс, как будет показано ниже.

Когда англичане повернули в другую сторону, голландский центр временно остался без противника. Де Рюйтер с удовольствием воспользовался этим, и в течение примерно часа Zeven Provincien  и большая часть голландских кораблей центра остановились и заделывали пробоины и чинили такелаж. Между тем новый курс Альбемарля привел его прямо к зеландцам и фризам. Эта эскадра была в бою менее 2-х часов, но уже была в самом пекле, прорываясь сквозь синюю эскадру и обходя ее.  По этому поводу Рюйтер с восхищением писал: «Эвертсен и де Фриз продолжали бой и вновь атаковали их, пока мы исправляли повреждения». Обэтом эпизоде известно немного подробностей кроме того, что был энергичный обмен залпами. Голландское официальное описание просто говорит, что когда англичане повернули на другой галс, «в результате чего эскадра Эвертсена и де Фриза оказалась в кровавой схватке, в которой оба эти адмирала блистали с равным блеском».         Royal Charles  встретил их почти по носу, оппоненты прошли контркурсом на убийственно близкой дистанции, Эвертсен был на ветре. Во время этого прохода Аьбемарль был разгневан поведением некоторых из его капитанов: «Многие из наших лучших кораблей отвернули под ветер от Герцога, когда противник был на ветре, и не только подставили нас под выстрелы противника, но и под свои собственные, стреляя через нас в голландцев».

После боя с Альбемарлем Эвертсен оставался на правом галсе, пока он не прошел английскую линию далеко на го-востоке. Рисунок Ван де Вильде показывает флагман Эвертсена далеко на ветре, но вместе с Тромпом.  Вполне возможно, что Эвертсен хотел вести свою эскадру в авангарде впереди Тромпа, что он, несомненно, считал своей прерогативой. Это имело значение для голландцев даже в пылу сражения.

Еще до поворота Альбемарля на другой галс такелаж английского флагмана был сильно изорван. Эти повреждения были увеличены во время схватки с зеландцами и фризами, в результате которой «паруса Герцога были изодраны, вырваны клочья размером с ярды», и флагман стал неуправляемым. Когда Royal Charles вышел из боя, он бросил якорь, чтобы развернуть новы паруса. Будучи в том же состоянии Monck и Defiance Холмса, также встали на якорь, остальные же корабли оставались рядом, ожидая подхода голландцев. Ван де Вельде замечает по поводу этого эпизода: «Англичане взяли люф на короткое время и оставались более или менее вне боя, будучи сильно поврежденными».  Но и многие голландцы исправляли повреждения, и в сражении наступил перерыв примерно на час. Но перерыв был не по всей линии. Далеко на ЮВ у англичан произошла катастрофа.

Командиром авангардного дивизиона белой эскадры был придворный вице-адмирал сэр Уильям Беркли. Его семья поддерживала дело Стюартов во время Гражданской войны и в период до Реставрации, и сэр Уильям был особым фаворитом герцога Йоркского. Он выбрал морскую карьеру в 1661 г. После годовой службы лейтенантом он получил в командование корабль, а в 1665 г. в 2 лет он стал контр-адмиралом красной эскадры, еще до того, как принял участие в своей первой морской баталии. Такое продвижение считалось всеми необыкновенно быстрым. Поэтому его действия были подвержены более внимательному изучению его менее удачливыми коллегами и сопровождались менее благоприятными отзывами. Его карьера подверглась серьезным испытаниям в течение года до 4-дневного сражения. После Лоустофта в июне прошлого года многие считали его трусом. Но несомненно, что он действовал в соответствии с желаниями герцога Йоркского и Пена, Герцог даже особо похвалил его. Однако от таких обвинений было нелегко избавиться. Далее последовало разграбление голландских ост-индийцев. И участие в этом деле Беркли выглядело в глазах Общества прискорбным, учитывая значительное состояние его семьи. Его подпорченная репутация еще больше пострадала после опубликования Эндрю Марвеллом стихотворного изложения сражения при Лоустофте.
Вирши Марвелла, несомненно, циркулировали во флоте, поскольку лейтенант Роч поместил несколько строф из них в своем журнале. Учитывая это, неудивительно, что Беркли вступил в 4-дневное сражение с решимостью реабилитировать свое имя.

К сожалению, инстинктивное недоверие Альбемарля, которое он питал к командирам-джентльменам заставило его с самого начала сомневаться в надежности сэра Уильяма. Когда английский флот приближался к голландскому для начала атаки, с борта  Royal Charles казалось, что Беркли оттягивает назад. Генерал с неудовольствием отметил, что «сэр Джордж Аскью вел белую эскадру, и сэру Уильяму Беркли следовало бы быть первым, но он пошел на ветер с 6 или 7 кораблями своего дивизиона». Альбемарль сделал следующее важное дополнение в своем 2-м отчете:
- Было приказано, чтобы вице-адмирал белой эскадры вступил в линию, когда Royal Charles был в середине линии и стал приближаться к противнику, сэр Уильям Беркли продолжал держать люф, вследствие чего ему по ветру был сделан выстрел, и тогда он спустился.

Для гордого офицера, имевшего репутацию труса в течение всего предыдущего года, такой афронт перед лицом всего флота был наивысшим оскорблением.

Беркли пошел на голландцев. Во второй половине дня ванн де Вельде показывает, что Swiftsure сперва сражался с Hollandia Тромпа, а затем более или менее одновременно с 68-пушечным Liefde Питера Саломонсзоона и 70-пушечным Calantsoog  Яна де Хана, который захватил при Лоустофте Charity. Рядом с ним все время сражался Джордан на Royal Oak, они были ближе к голландцам, чем остальные корабли. Примерно в 5 часов голландский авангард пришел в расстройство, когда Саломонсзоон непроизвольно пошел поперек курса Hollandia, который протаранил Liefde,и оба сцепившиеся корабля снесло под ветер. Беркли, должно быть, увидел в этом возможность подправить свою репутацию. С таким намерением, подогретым юношеской пылкостью, он пошел прямо сквозь голландскую линию на флагман Тромпа. Но другие более опытные флагманы английского авангарда не последовали его примеру и только с ужасом наблюдали, как Swiftsure исчез в дыму.

Беркли подошел к сцепившимся кораблям и всадил в них сокрушительный продольный залп. Те в их положении не могли отвечать, но на помощь Тромпу быстро подошел его задний мателот Reiger Хендрика Андриасзоона. Когда Reiger поравнялся с Тромпом, то, махнув его капитану шляпой в сторону Swiftsure, прокричал: «Держи этого парня дальше от меня!». Андриансзоон поставил фок и устремился на Беркли, как и его недавний противник Calantsoog. К этому времени английский вице-адмирал, видимо, понял, что совершил ошибку. Он пытался вернуться к своему флоту, но прежде чем ему это удалось, лаки шот с Calantsoog сбил ему грота-рей с марселем, что сделало его спасение невозможным.

192 Ван де Вельде на гальоте наблюдает за катастрофой в белой эскадре. Видно, как Swiftsure в центре (белый флаг на фок-мачте) спасается бегством после того, как атаковал сцепившихся Hollandia и Liefde, но его грота-рей сбит преследующими его  Calantsoog и Reiger. Сразу за Reiger видно, как стеньга Monck за борт. Непосредственно справа – Liefde, который чинится после столкновения с Hollandia, за ним – Джордан (красный флаг на грот-мачте) сражается с Меппелем (флаг на гроте), правее их Альбемарль и де Рюйтер обмениваются залпами. Дальше справа Geloof  ведет Аарта ван Неса, еще один голландский корабль и Яна ванн Неса (флаг на бизани), правее которого виден дым над местом гибели Hof van Zeeland (рисунок продолжается на другой стороне).

Как следует из голландского описания, «Беркли дал несколько холостых выстрелов, чтобы его товарищи оказали помощь, но те сделали вид, что не слышат его, продолжали бой и оставили его в опасности». Это было не совсем так: была предпринята попытка помочь, но с провальным результатом. Между тем подошли Calantsoog и Reiger и всаживали залп за залпом в течении по меньшей мере часа. Хотя положение Беркли было безнадежным, он доказал свою отвагу, наотрез отказавшись сдаваться. Последняя стадия этого нравного боя дается в рассказе морского пехотинца с  Reiger, датчанина по имени Ханс Свендсен:

- После того, как наш корабль уже 9 склянок сражался с Беркли, он (Беркли) помахал нам шляпой и прокричал: «Вы – собаки, вы – негодяи, если у вас есть смелость, идите на абордаж!», после чего он повернул на другой галс и даопо нам полный залп, которым у нас было убито и ранено 13 человек. Мой капитан, увидев, что Беркли собирается опять повернуть руль и дать нам еще залп левым бортом и уже стал поворачивать, покричал «Огонь!», и мы дали по нему залп картечью левым бортом, после чего капитан приказал «Рулевой, поверни руль!», и мы дали по нему залп правым бортом, затем капитан опустил фок и положил его на палубу. Были выброшены канаты, каптан спустился на палубу с обнаженным палашом и призвал людей. 1-й лейтенант Сварт с палашом первым спрыгнул на корабль противника, мы, человек 50 – следом за ним. Мы обрубили штаги фок-мачты, она упала за борт.

Эта первая волна столкнулась с неожиданностью. Пушки на квартердеке и в каюте на юте были развернуты в сторону носа через перегородку, которая вопреки правилам оставалась открытой. Когда голландцы спрыгнули на палубу, англичане быстро отошли за это укрытие. Поскольку на Swiftsure не было бака, пушки могли простреливать его палубу по всей длине, начиная прямо с бизани. Свендсен говорит, что «никто не мог выдержать этого на палубе», и голландцы начали поспешно отступать. Но Адриансзоон не дрогнул. Прежде, ем англичане успели перезарядить орудия,, он вызвал вторую волну, до атаки которой канонир бесстрашно швырнул гранату в гущу англичан. В наступившем замешательстве голландцы быстро установили контроль на всей верхней палубе. Когда оборона была повержена, англичане начали «просить сохранить им жизнь с криками – сдаемся! Сдаемся! Ваши слуги! Целовали нас и бросали оружие».

195. правая часть рисунка с предыдущей страницы. Видно, как падает мачта Hollandia, над Duivenvoorde и Klein Hollandia поднимаются клубы черного дыма.

Сэр Уильям Беркли не дожил до момента сдачи своего корабля. Он был застрелен мушкетной пулей, «которая прошла по диагонали сквозь его горло и вышла из его шеи», когда он стоял около своего рулевого. Его тело отнесли в большую каюту, где голландцы и нашли его лежащим на столе с распростертыми руками, всего в крови. Он был мертв. Свендсен добавляет с ноткой зависти: «У него нашли перстень с бриллиантом стоимостью 2000 флоринов, оно досталось простому матросу, который ограбил труп». Лейтенант Swiftsure  был найден в пороховом погребе с ножом в руке, которым он перерезал себе горло. Причина была в том, что он обещал вице-адмиралу, в случае его гибели, не сдавать корабль, а взорвать его. Но другие англичане, узнав об этом, налили воду на порох, и когда он поднес к нему фитиль, то порох не загорелся, после чего он сказал – Я лучше умру, чем сдамся».

По крайней мере, так излагали эту историю английские моряки.
Свендсен утверждает, что рукопашная схватка на палубе Swiftsure была отчаянной, голландцы потеряли 80 человек, одна только абордажная партия потеряла 48 убитых и 15 раненых. На английском призе, по его словам, нельзя было и шагу ступить, чтобы не наткнуться на чей-либо труп. Это было сильное преувеличение, поскольку потери на Reiger, по отчету капитана Андриансзоона, составляли всего 4 убитых и 11 раненых за весь день! В плен было взято 300 здоровых англичан, остальные были убиты или ранены. Поскольку экипаж  Swiftsure составлял 380 человек, около 80 или свыше одной пятой выбыло из строя. Из них немало было выбито за время предыдущих боевых действий, так что абордажная схватка не была уж такой кровавой. Команда явно упала духом после гибели ее вождя.

После этого Андриасзоон пришел к выводу, что его корабль более не пригоден для боя. Посадив на приз 40 человек и взяв его на буксир, он гордо повел его к Гори  (Goeree). Он был ветераном с 45-летним стажем, был перестроен в 1653 г. и считался всеми лучшим из старых кораблей 2-го ранга. Хотя номинально он считался 66-пушечным, голландцы нашли на нем 72 орудия, в т.ч. 60 - медных. Он был включен во флот Нидерландов под названием Oudshoorn и  сражался со своими бывшими хозяевами при Соулбее в 1672 г.

Многие считали, что этот поступок Беркли был вызван сомнениями в его храбрости. Говорилось, "что это приводило его в ярость и из-за этого-то он и бросился столь безрассудно на голландцев». Другие не были столь благожелательны. Герцог Альбемарль не сказал о нем ни одного доброго слова. Унизив его еще раньше перед всем флотом за то, что он шел недостаточно быстро, в своем отчете герцог просто отметил, что «Swiftsure, не соблюдая своего места в строю, попал во флот противника». Между тем голландцы, которые как раз-то знали, что Беркли трусом не был, отдали ему почести, которые они оказывали своим павшим героям. После торжественной процессии его набальзамированное тело положили в главную кирку в Гааге. Саркофаг был затем (под парламентерским флагом) передан англичанам с признаниями в храбрости Беркли. Он нашел упокоение под мраморным полом в северной части Вестминстерского аббатства, «среди королей», где и сейчас стоит его памятник.

Еще 2 английских корабля разделили судьбу Swiftsure. Оба были из дивизиона Беркли – 54-пушечный Seven Oaks 4 ранга (капитан Джеймс Дженнифер), бывший Zewen Wolden Адмиралтейства Фрисландии, захваченный в сентябре прошлого года, и зафрахтованный 42-пуш. Loyal George (капитан Джон Эрл). Голландцы сообщали, что незадолго до поворота на другой галс эскадра Тромпа вступила с ними в бой и отрезала их, но как это произошло, ни одна из сторон точно не знала. В английском описании говорится, что они держались «несколько сзади», когда остальные корабли поворачивали на СЗ. Другие предполагают, что они были слишком сильно повреждены, чтобы следовать за флотом. Однако свидетели говорят, что на них стояли все паруса, и мачты, и мачты и реи не были повреждены до последнего момента.

197. Две части триптиха в момент захвата Swiftsure, как это виделось с подветренной стороны сражения. На дальнем расстоянии - англичане уже на левом галсе, сражающиеся с зеландцами и фризами. Далеко налево –Рюйтер, рядом – все еще горящие Hof van Zeeland и Duivenvorde. Справа – Reiger рядом со Swiftsure как раз над вымпелом галиота Ван де Вельде. Слева от галиота - Loyal George, атакованный пятью кораблями, в т.ч. Pacificatie Схрама (флаг на фок-мачте) и Maagd van Enkhuizen Стахувера (флаг на бизани). Справа от Swiftsure - Seven Oaks, и в крайнем правом углу фрегат Asperen  тащит на буксире Hollandia, потерявший мачты.

То, что эти относительно мало поврежденные суда «были снесены под ветер», представляется невозможным. Голландские источники предполагают, что оба эти судна бросились на помощь Беркли, подошли к Swiftsure незадолго до его сдачи и были атакованы многочисленными пр-ками. Отсюда следует, что оба эти капитаны сознательно пошли сквозь голландскую линию, чтобы спасти своего вождя. Если так, это был жест отчаяния, почти глупости, но в любом случае – проявлением отваги. К несчастью, не успели эти предполагаемые спасители пройти сквозь линию пр-ка, как подход с наветра Эвертсеном заставило белую эскадру повернуть на другой галс вслед  за Альбемарлем. При этом многие корабли эскадры Тромпа уже не имели противников и могли обратиться против прорвавшихся кораблей.

Бедственное положение Seven Oaks и Loyal George осталось почти незамеченным на других английских кораблях. В дыму и замешательстве грандиозного сражения, раскинувшегося на многие океанские мили флагманы отслеживали свои дивизионы, а поскольку Беркли был мертв, следить за его кораблями было некому. Только Джордан заметил, что «некоторые наши корабли были снесены под ветер, но он был сам слишком занят, чтобы уделять этому много внимания. Удивительно, но Альбемарль и через 4 дня не знал об отсутствии этих двух кораблей.

Один из этих кораблей захватил Beschermer капитана Ван дер Заана. Заан только что закончил ремонт снастей после предыдущей схватки, когда он увидел недалеко от себя по носу флагман Беркли. Подойдя на мушкетный выстрел, Заан увидел, как морская пехота Reiger пошла на абордаж Swiftsure. В этот момент он с удивлением заметил, что другой английский корабль -Seven Oaks - быстро идет по ветру сзади него, а за ним гонится  Vrijheid 60. Ван дер Заан немедленно присоединился к погоне. Голландцы мчались буквально наперегонки, чтобы захватить свою добычу, но Beschermer со своим только что исправленным рангоутом постепенно выдвинулся вперед. Хотя на какое-то время казалось, что Seven Oaks сможет уйти, Ван дер Заан все время разворачивал паруса в соответствии с ветром и смог нагнать его. Последовал быстрый обмен залпами, мушкетный и пистолетный огонь, голландцы пошли на абордаж и быстро захватили его. Относительная легкость захвата приза была несомненно вызвана близостью Vrijheid.

Ван дер Заану стоило немало трудов держать свой приз. Дженнифер и офицеры были доставлены на борт Beschermer, но прежде чем успели снять матросов, оба корабля начали раскачиваться и сталкиваться на тяжелой зыби. Одним особенно сильным столкновением сломало носовую фигуру и бушприт приза, так что Заан решил отрезать абордажные канаты и перевести английский экипаж на баркасе. Но тут выяснилось, что баркас Beschermer был пробит в предыдущих боях. Только к ночи плотник смог как-то починить его и спустить на воду, но и тогда четверо должны были постоянно вычерпывать из него воду. После того, как половина английского экипажа была перевезена за 2-3 ездки, голландцы бросили это дело, и  лейтенанту де Вильдту приказали отвезти приз на Тексель. Ночью Ван дер Заан пытался догнать свой флот, но обнаружил, что его грот-мачта была наполовину прострелена и на нее было опасно ставить паруса. Поэтому он повернул назад и пошел к Гори.

198.Захваченный Swiftsure без фок-мачты и голландские шлюпки вдоль енго борта. Слева от него - Westfriesland Меппеля (флаг на грот-мачте) проходит правым галсом. Впереди него - Walcheren Корнелиса Эвертсена (вымпел и гюйс показаны неверно). Многие детали и описания были выполнены позже, поскольку имеются ссылки на прошедшие события. 

199. Галиот Ван де Вельде на первом плане, слева захваченный Loyal London с одной фок-мачтой, слева – корма захваченного Swiftsure, крайние слева от Swiftsure – английские контр-адмиралы Холмс и Атбер. Справа - Walcheren Эвертсена, его флаги на этот раз показаны правильно. Над кормой галиота - Zeven Provincien, его грот-стеньга показана стоящей прямо и падающей, что было добавлено позже, причем это анахронизм, ибо это произошло на 2-й день.   

Loyal London имел даже меньше шансов, чем Seven Oaks. Как показано на рисунке Ван де Вельде, он был перехвачен непосредственно перед Reiger и  Swiftsure группой голландских кораблей, спускавшихся с наветра. Она включала мощные североголландские флагманы Pacificatie 73 Схрама и Maagd van Enkhuizen 72 Стахувера, рядом были еще Deventer 66 и два меньших корабля. Эта огромная сила легко сокрушила купца. Его слабые борта были разбиты в щепки, и фок- и грот-мачты свалились. В конечном счете он сдался абордажникам амстердамского Deventer, капитан Якоб Андриесзоон Сварт. Капитан Эрл позже вызывающе говорил своим победителям, что «если бы его лейтенант не был убит, он не потерял бы корабля, поскольку это не он, а его команда сдалась». «Он был ранен уже после сдачи, и его силой увели с корабля». Как и Ван дер Заан и Андриасзоон,  капитан Сварт решил, что его корабль не сможет держаться в море. Однако он был в состоянии отвести Loyal George на Гори. Уход от флота трех победоносных кораблей с их призами осуждалось другими капитанами, которые остались с флотом, хотя они имели тяжелые повреждения и потери. На Deventer и Reiger было по 4 убитых, на Beschermer – 10.

Кроме потерянных кораблей, еще один англичанин с трудом избежал плена. Это был древний, дважды перестроенный ЛК 2 ранга, некоторые части которого еще сражались с Непобедимой Армадой – Rainbow. Rainbow шел вторым в арьергарде Хармана Белой эскадры. Он сражался рядом с Харманом весь день, но когда флот повернул на другой галс – на СЗ, он не смог за ним следовать. Капитан Джон Харт позже объяснял, что его корабль получил такие повреждения «мачт, парусов, такелажа и руля, что не мог ни держаться с флотом, ни следовать за ним, мне приходилось сражаться с 12 судами пр-ка, 25 человек у меня было убито и ранено». Харт повернул на правый галс и смог вырваться вперед кораблей, преследовавших его. Наконец,

- в 7 вечера они повернули на другой галс и пошли к своему флоту, который продолжал сражаться с нашим. Только один их брандер пытался подойти к нам с наветра, но благодаря Господу, он оказался под ветром от нас и отошел, думаю, не без повреждений; учитывая состояние своего корабля, я пошел к Остенде и встал на якорь  5 лигах от него, в 9 или 10 вечера, исправляя такелаж, насколько это было возможно.

На рассвете он увидел, что его ищут 12 судов п-ка. «Поскольку они были очень близко от меня, явно с намерением атаковать», он быстро обрубил канат и направился в гавань «с большим риском опасности». Переправив раненых на берег испанским властям, Харт весь день был занят починкой такелажа. На следующее утро он направился в Даунс и прибыл туда рано утром; он написал в Уйтхолл, запрашивая распоряжения. Чтобы никто не подозревал его мотивы, по которым он оставил флот, он осторожно добавил, что «корабль не может служить, пока не пройдет докование». 5-го он вошел в Темзу. Пипс подтвердил, что «он был покалечен, как и остальные корабли».

Триумф североголландской эскадры был достигнут в основном  без  помощи  Корнелиса Тромпа.

#3 07.10.2024 16:54:59

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10090




Re: Четырехдневное сраженте 1666 г.

Эд написал:

#1627102
Фрэнк Фокс (умер 2 года назад)

Вроде он умер 2 августа 2016 г.? Хотя у англосаксов Фоксов, как собак нерезанных...

#4 07.10.2024 19:51:13

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10559




Re: Четырехдневное сраженте 1666 г.

Юрген написал:

#1627121
Вроде он умер 2 августа 2016 г.? Хотя у англосаксов Фоксов, как собак нерезанных...

В 2021 еще был жив. Фрэнк Фокс - наиболее авторитетный специалист по англ. флоту в 17 в.

Страниц: 1


Board footer