Сейчас на борту: 
savera,
Олег
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 5 6

#51 08.11.2024 10:37:39

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629293
части Южного корпуса имеет смысл высадить в устье реки Чаягыз

shuricos написал:

#1629430
На электронной стр.139 указано, что один из пунктов высадки - около Ривы.
Это как раз Чаягзи, о котором я выше написал

Прямо возле впадения Чаягыза стоит небольшая крепостца, практически форт Рива: https://maps.app.goo.gl/dJWA28fLjvbQxfvK7

Спойлер :

Вроде бы, ещё византийская.

В турецкой Википедии пишут, что её разрушили британцы во время оккупации. Очевидно, речь идёт об оккупации после 1МВ (никакой другой британской оккупации Анатолии я не знаю).
Соответственно, в рассматриваемый в альтернативе период (между РЯВ и 1МВ) эта крепость была цела.

Неизвестно, как она оборонялась. Судя по тому, что никаких упоминаний о ней нет, то считаем, что там серьёзной артиллерии не было, а гарнизон был небольшим.
Скорее всего, гарнизон сдался бы под угрозой уничтожения.

Соответственно, после высадки эту крепость можно было бы использовать для размещения штаба десантируемого корпуса.


Всё вышеизложенное - IMHO

#52 08.11.2024 13:48:02

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Mihael написал:

#1629906
Всё правильно - это Крупповская пушка береговой обороны 355мм L/35 1889-го года:
https://www.navyingallipoli.com/Artillery_Heavy.asp

Давайте взглянем на способность наших броненосцев бороться с лучшими османскими батареями в дуэльной ситуации.

35,5-cm L/35:
- старыми снарядами - 10800 м,
- новыми снарядами - 16900 м.

24-cm L/35:
- старыми снарядами - 11000 м,
- новыми снарядами - 14800 м.

"Синоп" и "Георгий Победоносец" (12"/35, максимальный угол подъёма 15 градусов):
- 10 610 м.
Не имеют превосходства над противником даже при условии применения им старых снарядов.

"Три святителя" (12"/40, максимальный угол подъёма 15 градусов):
- снарядами старой модели - 14640 м;  превосходит османские пушки со старыми снарядами, но не превосходит или даже уступает новым снарядам;
- снарядами обр.1911 - 15550 м; превосходит всех, кроме 355-мм новых снарядов.

"Потёмкин" (12"/40, макс.угол ВН = 35 градусов):
- снарядами старой модели - 20310 м;
- снарядами обр.1911 г. - 24330 м.
Превосходит османские пушки в любых раскладах.

"Ростислав" (10"/45)
Тут данные об углах ВН ранятся - NavWeaps говорит, что у него было 15 градусов, Lesta пишет, что 33 градуса. В серьёзную литературу не заглядывал пока.
Ясно только, что пушки у него относились к облегчённым, имели сниженный заряд и сниженную дальность из-за этого.
Тем не менее, указывается, что при 35 градусах дальность должна была получаться 16836 м, т.е. превосходит всех, кроме 355-мм с новыми снарядами, но и с нею - наравне.
Но это только в случае, если бы он имел 35 градусов, а он, по самым оптимистичным данным - только 33 градуса имел.

======================

Вывод:
1. "Потёмкин" - супер!

2. "Три святителя" - требуется увеличить угол подъёма пушек, если удастся довести до 35 градусов, как у "Потёмкина", - будет отлично!

3. "Синоп" и "Победоносец" - совсем чуть-чуть уступают турецким пушкам со старыми снарядами, поэтому даже небольшое увеличение угла подъёма обеспечило бы им превосходство против таких снарядов.
Крайне нужно увеличить углы возвышения.

Например, у британской 12"/35 пушки дальность с углом 15 грудусов была 16800 м, с углом 35 градусов - 27500 м (или 23000 при 38 градусах - есть разные данные со странными расхождениями).
Понятно, что у британской пушки и начальная скорость снаряда выше (690 м/с против 637 м/с у нашей) и снаряды хоть и немного, но массивнее (1046 фунтов против 1003 фунтов, т.е. разница в 43 фунта - около 19,5 кг). Т.е. энергетика британской пушки выше.
Но сам факт прироста при переходе от 15 градусов к 35 градусам возвышения налицо: на нашей 12"/40 прибавка составила +38,7%, на британской 12"/35 - 36,9...63,7%.

Т.е. объективно можно ожидать прироста дальности примерно на 37...38 процентов, то есть, до примерно 14600 м. Хотя это и меньше, чем у османских пушек с новыми снарядами, но уже паритетно с 240-мм/35.
А если посмотреть на 20%-ный прирост дальности "Потёмкина" при переходе на новые снаряды, то тогда наши 12"/35 пушки смогли бы стрелять на 17,5 км, т.е. стали бы превосходить все османские с любыми снарядами.

4. "Ростислава" на переделку - поднимать угол до, минимум, 35 градусов.
Ещё лучше - заменить пушки на более прочные, способные стрелять полными зарядами. Иначе он хуже модернизированных "Синопа" с "Победоносцем" окажется.

Отредактированно shuricos (08.11.2024 14:09:02)


Всё вышеизложенное - IMHO

#53 08.11.2024 14:34:17

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Итак, у нас из самых опасных османских батарей четыре:
А. две по 4х240-мм/35 у входа в Босфор - по одной на каждой стороне;
Б. одна с 2х240/35 и одна с 2х355/35 - примерно в 15 кабельтовых от первых двух.

Батареи из пункта Б расположены так, что их видно из Чёрного моря и их можно обстреливать, наблюдая непосредственно со стреляющего корабля.

А вот батареи из пункта А расположены так, что их из Чёрного моря не видно.
Батарею, расположенную на азиатском берегу, видно только от крепости Гарипче (Garipçe Kalesi); а батарею, расположенную на европейском берегу, видно только от крепости Пойразкёй (Poyrazköy Kalesi).
Т.е., очевидно, что эти батареи специально поставлены так, чтобы их нельзя было подавить издали, что только войдя в узкий вход в Босфор можно было бы стрелять по ним.
С другой стороны, это и нам на руку - эти батареи не могут стрелять по кораблям, которые находятся прямо перед входом в Босфор. Зато корабли, стоящие напротив входа в Босфор, могут стрелять по батареям, указанным в пункте Б.

Можно, конечно, пытаться ворваться в пролив и, паля в обе стороны, пытаться подавить батареи из пункта А.
Но более вероятно, что ворвавшийся сразу с обоих бортов схватит по 4 тяжёлых снаряда, способных пробить его броню и при удачном попадании в секунду вывести из строя за счёт подрыва боекомплекта или котлов.
Поэтому лучше бы организовать перекидную стрельбу по ним. Вопрос только в целеуказании и корректировке.
Для начала можно, точно зная местоположение батарей, стрелять по ним и вслепую. Но эффективность такой стрельбы - под вопросом.

Может быть, удалось бы организовать корректировку с аэростата (самолётов на момент альтернативы пока нет). Но это надо проверить.

Отредактированно shuricos (08.11.2024 14:36:08)


Всё вышеизложенное - IMHO

#54 08.11.2024 15:30:37

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Итак, пока план действий вырисовывается следующий.

"Екатерина" и "Чесма" заняты подавлением крепости Килия на участке высадки нашего европейского (румелийского) корпуса.

"Синоп" и "Победоносец" располагаются вне створа Босфора (чтобы батареи, указанные в пункте Б, их не видели) на удалении досягаемости их 6" пушек от крепостей, расположенных на внешней (широкой) грани входа в Босфор - это крепости Румели-Фенери и Анадолу-Фенери (батарея Эльмас). "Синоп" и "Победоносец" подавляют их.

"Три святителя" и "Ростислав", находясь примерно на таком же удалении, т.е. вне досягаемости османских пушек, расстреливают крепости, расположенные на внутренней (узкой) грани входа в Босфор - это крепости Гарипче и Пойразкёй.

"Потёмкин" встаёт в створе Босфора и расстреливает главным калибром батареи, указанные в пункте Б - для них он недосягаем, а они ему видны напрямую.
Своим средним калибром "Потёмкин" расстреливает 90-мм и 105-мм батареи, находящиеся у входа в Босфор. "Три святителя" и "Ростислав" своим средним калибром помогают ему в этом.

Под прикрытием огня броненосцев и в сопровождении канонерских лодок типа "Кореец" (на всякий случай - вдруг какая-то огневая точка "проснётся" - чтобы её быстро подавить) десантные суда высаживают десант в Румели-Фенери и Анадолу-Фенери.
Отсюда десантные отряды пробиваются к батареям, указанным в пункте А, и захватывают или уничтожают их.
Продвигаясь дальше вдоль берега (не в прямом смысле - по урезу воды, так как там не везде можно было пройти, а в смысле того, что от одной батареи до другой будут продвигаться доступными заранее разведанными тропами), десант также захватывает или уничтожает все остальные батареи на Верхнем Босфоре.

После этого в пролив входят тральщики (например, сделанные из старых миноносцев), а за тральщиками - броненосцы и транспорты с оставшимся десантом и обозами. Транспорты выгружают десант уже внутри Босфора.

Отредактированно shuricos (08.11.2024 15:39:29)


Всё вышеизложенное - IMHO

#55 08.11.2024 18:04:13

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629820
Где-то здесь - https://maps.app.goo.gl/qpaMDSMEuJN36wx8A - на горе (пожалуй, единственная не у воды) батарея 4х150-мм/26-клб (что-то старенькое, но сверху и по навесной траектории может даже броненосцу сделать больно).

Нашёл!
Вот она - https://maps.app.goo.gl/yVbg8H9SUPTcdNMr7
На высоком утёсе (60 м) над входом в Босфор. Расковырять её корабельной артиллерией будет непросто! Вот её надо брать с суши.

Здесь:

...эта батарея названа Филь-Буруну.

На турецкой схеме (см. в первом сообщении) обозначены Filburnu.

Отредактированно shuricos (08.11.2024 18:58:04)


Всё вышеизложенное - IMHO

#56 08.11.2024 18:46:42

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629811
некие 90-мм

Похоже, это совсем старьё:

9cm was the nominal calibre - it was 8.7cm. The Ottoman Army's standard field gun before the Krupp M03s was the 8.7(9)cm Krupp M80. Not only did they import them (790) but also built them under licence (130).
https://www.greatwarforum.org/topic/210 … artillery/

9 см был номинальным калибром - это были 8,7 см. Стандартной полевой пушкой Османской армии до Крупп М03 была 8,7 (9) сантиметровая Крупп М80. Её не только импортировали (790 шт.), но также и производили их по лицензии (130 штук).

Похоже, это полный аналог нашей лёгкой полевой 4-фунтовки обр.1877 года (те же 87 мм).

================

На турецкой схеме 1915 года две такие пушки изображены примерно в 400...700 м южнее Гарипче.
Названы Бюйюк-лиман.
Очевидно, прикрывали обозначенное там же минное заграждение.

Здесь...

Эта пара орудий отнесена к батарее "Бугок-лиман" (видимо, искажённое Бюйюк-лиман).

Вероятно, все "полевые орудия", обозначенные в этой статье, относятся к этой модели.

P.S. Делюсь неплохой, на мой взгляд, статьёй по турецкой артиллерии в 1МВ
https://dzen.ru/a/ZGXPQTZe_QBOIXWo?yscl … m989652328

Отредактированно shuricos (08.11.2024 19:02:36)


Всё вышеизложенное - IMHO

#57 08.11.2024 19:11:11

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

На турецкой схеме из первого поста на азиатском берегу отмечены две батареи по 4 орудия "3.7 cm M.K.".
Оказывается, это ничто иное, как автоматическая 37-мм пушка Максима-Норденфельда https://forum.axishistory.com/viewtopic.php?t=160024
*gun bandana*
"M.K.", видимо - "machine-kanone" - "автоматическая пушка".

Отредактированно shuricos (08.11.2024 19:22:35)


Всё вышеизложенное - IMHO

#58 08.11.2024 21:57:28

komo78
Лейтенантъ
let
Сообщений: 1118




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1630035
Похоже, это полный аналог нашей лёгкой полевой 4-фунтовки обр.1877 года (те же 87 мм).

Она же германское тяжелое 9-см полевое орудие с-73 .

#59 08.11.2024 22:42:53

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1630029
"Екатерина" и "Чесма" заняты подавлением крепости Килия на участке высадки нашего европейского (румелийского) корпуса.

"Двенадцать апостолов" ещё забыл.
Он тоже тут - в Килие, помогает скорее подавить форт, чтобы скорее можно было начать высадку.

Интересно, кстати, можно ли считать, что уже в это время наши могли задуматься о применении дымовых завес при высадке десанта?
Вроде как, ещё в Американскую Гражданскую войну применяли.
Потом - сразу в 1МВ.
А вот после РЯВ - мог ли наш флот заказать разработку дымовой аппаратуры для судов? *hmmm*


Всё вышеизложенное - IMHO

#60 08.11.2024 23:15:30

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1630028
Может быть, удалось бы организовать корректировку с аэростата

Между прочим, Чухнин после РЯВ и предлагал:

...нахожу желательным организовать при Севастопольском Воздухоплавательном Парке учебную команду, для чего необходимо расширить средства Парка и перевести в Черноморский флот крейсер «Русь»,... который вместе с тем способствовал бы усилению обороны Черного моря, совершенно лишенной разведочных средств.
https://dzen.ru/a/ZUPpNwHrewosT2iC

К сожалению, не стали этого делать. Хорошо, хоть:

Воздухоплавательное оборудование с крейсера 28 октября 1906 года было доставлено в Севастополь.


Всё вышеизложенное - IMHO

#61 09.11.2024 01:09:38

jurdenis
Мичманъ
michman
Сообщений: 6264




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1630043
А вот после РЯВ - мог ли наш флот заказать разработку дымовой аппаратуры для судов

Мог.Вопрос сделают ли....


Я как то подзаеекался охееревать

#62 09.11.2024 07:31:10

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

1

jurdenis написал:

#1630059
сделают ли....

Ну, как получить стелющийся дым - понимали ;)

В плавании 1900 года черные тучи густого дыма из труб "Ростислава" заволакивали весь видимый горизонт...
https://litmir.club/br/?b=235487&p=10

Это про нефтяное отопление котлов.
То есть, вопрос был только в постановке задачи на постановку дымовой завесы - технически устроить её было не так уж и сложно.

Кстати:

Господствующим ветром в Б. является NO...
https://ru.wikisource.org/wiki/ВЭ/ВТ/Босфор

Это как раз нам на руку - при норд-осте дым будет сносить от наших кораблей и судов к Босфору.

P.S. В 1910 году были созданы вот такие штуки:

дымовые шашки (шашки Ершова), которые состоят из калийной селитры (10 % ), хлористого аммония (40 % ), бертолетовой соли (20 % ), древесного угля (10 % ), нафталина (20% ). При горении смеси Ершова происходит возгонка хлористого аммония и нафталина, конденсация паров которых приводит к образованию дыма.
https://koi.tspu.ru/koi_books/sinogina/gl3_33.htm

А с верхами у нас, увы:

Мысль примѣнить искусственный дымъ для тактическихъ цѣлей принадлежитъ русскому военному инженеру полковнику Н. С. Санникову. Но эту блестящую мысль постигла участь многихъ изобрѣтенiй. Она была сразу не понята. До какой степени доходило это непониманiе свидѣтельствуетъ слѣдующiй фактъ. Незадолго до начала войны на производимомъ въ окрестностяхъ Петрограда испытанiи примѣненiя дымовыхъ шашекъ полковника Санникова присутствовало высшее военное начальство и въ томъ числѣ военный министръ генералъ Сухомлиновъ. По печальному недомыслiю присутствовать на этомъ испытанiи былъ приглашенъ германскiй военный агентъ. Отношенiе Сухомлинова къ демонстрируемому новому тактическому средству было отрицательно. Присутствовавшiе же на этомъ испытанiи военные профессора были совсѣмъ другого мнѣнiя. Какъ разъ въ это время Сухомлиновъ былъ очень недоволенъ Военной Академiей за ея увлеченiя "техникой" и "современной войной". Какъ бы для того, чтобы подчеркнуть свое пренебрежительное отношенiе къ техникѣ, увлеченiе которой, по мнѣнiю Сухомлинова, понижаетъ духъ армiи (!?!), онъ собственноручно передалъ изъ рукъ въ руки германскому военному вгенту одну изъ дымовыхъ шашекъ Санникова.
https://litmir.club/br/?b=590878&p=109

Отредактированно shuricos (09.11.2024 07:53:41)


Всё вышеизложенное - IMHO

#63 10.11.2024 07:31:47

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629999
Теперь о кораблях, которыми могут быть заброшены "диверсанты третьего типа".
Полагаю, что это должны быть миноносцы.
...
И ещё 19 старых миноносцев - https://www.kchf.ru/ship/minonosets/minonosets.htm
Вроде бы, и страшно брать их - могут не дойти.
С другой стороны - если будут идти отрядом, то терпящим бедствие могут оказать помощь.
Зато их не жалко старые мелкие кораблики - при необходимости можно будет выбросить старичка на берег для облегчения десантирования.

Взглянем подробнее.

1. №251 - бывший "Батум"
Самый старый - в 1880 вступил в строй.
Самый маленький - 48 тонн.
На испытаниях в облегчённом виде дал 22 узла, в реальной службе 15,25 уз., к 1901 году - 12,5 уз.
Вроде бы, мало - но для того, чтобы скрытно подобраться к пустынному берегу Турции и высадить там группу диверсантов (пластунов, например) - вполне достаточно!

У него осадка - 1,9 м, но это по нижнюю часть винта.
Корпус же имел осадку всего около 1 м, т.е. где-то выше пояса человеку среднего роста даже того времени - при необходимости, можно десантироваться прямо в воду у берега.
Причем, от миделя к носовой части осадка уменьшалась - в районе форштевня вовсе около 60 см, т.е. выше колена, если спрыгивать в воду. Но при такой осадке можно было бы во многих местах подойти достаточно близко к берегу, чтобы кинуть лёгкую сходню и десантироваться, вовсе не замочив ног:

Спойлер :

Если же демонтировать двойной торпедный аппарат, находящийся в самом носу; убрать (соответственно) торпеды, хранящиеся в носовом кубрике; переместить другие тяжести и в момент перед десантированием собрать команду (кого только можно) и десант на корме (как это делалось в "болиндерах" и "эльпидифорах"), то корабль приобретал бы дополнительный дифферент на корму, что, возможно, позволяло бы ему выскакивать носом прямо на берег. Но и в этом случае сходенка не помешала бы - чтобы, спрыгивая на берег с полубака в экипировке, не повредить себе что-нибудь.

Дальность хода "Батума" - 350 миль - не позволяла бы ему дойти от наших берегов до зоны Проливов и обратно (по 300 миль туда и обратно).
Но позволяла дойти, например, из Ялты или Балаклавы до большого участка берега Пафлагонии.
И это даже без нефтяного отопления, которого испытывалось на "Батуме" ещё в 1880-ые и показало увеличение дальности и снижение дыма.

Либо же, "Батум" мог бы действовать совместно с каким-то другим судном или несколькими судами. Например, с минным крейсером "Капитан Сакен", чья ~3-метровая осадка не позволяла подходить так близко к берегу: минный крейсер мог бы буксировать "Батума" до определённой точки, там пересаживать на него группу диверсантов, после чего "Батум", пользуясь своими малой осадкой и низкой заметностью, доставляет диверсантов к берегу и своим ходом идёт в Крым - полного запаса угля ему должно хватать. Но, раз он использовался бы для десанта, то вряд ли бы ему грузили полный запас - для уменьшения осадки, ему дали бы как можно меньше угля. Поэтому более вероятно, что "Батум" после высадки должен был бы вернуться к "Сакену", где "Батуму" либо дали бы угля до Севастополя, либо взяли бы на буксир (либо и то, и другое).

P.S. Передний руль тоже придётся демонтировать, чтобы он за дно не задевал.

P.P.S. Какова же десантовместимость "Батума"?
Если бы он вёз кого-то из России в Турцию сам, то максимум - пара агентов. Просто потому, что десанту разместиться на отдых на таком крохотном кораблике просто негде. А отдыхать в пути придётся - в пути минимум одну ночь придётся провести.

Если же использовать схему "подскока", где десант доставляется на другом корабле, а "Батум" лишь служит десанто-высадочным средством, тогда, полагаю, "Батум" смог бы десантировать, как минимум целый взвод - полсотни бойцов. Вместе с экипировкой они бы весили около 6 тонн, т.е. как раз разница в весе угля между его полной загрузкой (9 тонн) и тем количеством, которое было на миноносце в день его испытаний (3 тонны). Плюс ещё снятые торпеды и аппараты - ещё экономия веса.

А разместиться на короткое время перехода (час-полтора) десант может, сидя прямо на верхней палубе, держась за леера и свесив ноги к борту. Навроде того, как сейчас бойцы на броне ездят. Полсотни бойцов - это по 25 человек на каждый борт, т.е. примерно 18 метров надо. Т.е. как раз от ходовой рубки и почти до кормы (учитывая, в том числе, то, что в некоторых местах не смогут сидеть десантники, так как там трубы или воздуховоды расположены):

Спойлер :

Отредактированно shuricos (10.11.2024 12:04:44)


Всё вышеизложенное - IMHO

#64 10.11.2024 10:39:33

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

2-5. Четыре разнотипных миноносца серии "улучшенный Батум" - №254 ("Гагры"), №255 ("Геленджик"), №257 ("Сухум"), №258 ("Поти").
Для них, в общем-то, справедливо всё то же, что было сказано про сам "Батум":
- они чуть менее старые - 1883...84 г.г.;
- чуть крупнее - 68...75 т, но геометрически это сказалось, преимущественно, на длине - она увеличилась с ~31 до ~37…38 м;
- по скорости примерно такие же - в полной загрузке 17...18 узлов давали в "молодости", а ко времени альтернативы уже подрастеряли, конечно;
- каждый имел пару ТА и запас торпед в носу; их демонтируем для облегчения носовой части корабля.

Форма корпуса тоже похожа:
- около 1,9 м по винту,
- около 1,5 м по миделю,
- около 0,6...0,7 м у форштевня.

Например, "Сухум":

Спойлер :

Зато дальность расчётная увеличилась до 1000+ миль на скорости в 10 узлов.
Т.е. они могли самостоятельно дойти из Крыма до любой точки Чёрного моря и вернуться обратно.
Однако же, на практике теоретическую дальность вряд ли можно было достичь, да и много десанта далеко они не могли доставить. Поэтому, при возможности, желательно было бы их использовать также, как "Батум" - лишь для финального "подскока":
- доставлять миноносцы на буксире (или своим ходом) до определённой точки недалеко от точки высадки,
- пересаживать на миноносцы десант, доставленный на других судах,
- при высадке облегчать миноносцы предельно, чтобы уменьшить осадку,
- десант располагать на верхней палубе в количестве одного пехотного (стрелкового) взвода (около 50 человек),
- после высадки - встречать, пополнять углем (или буксировать в Севастополь).

Отредактированно shuricos (10.11.2024 12:52:07)


Всё вышеизложенное - IMHO

#65 10.11.2024 13:10:13

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

6. №267 («Измаил»).
Из серии «улучшенный Батум» лучшим был признан «Поти». По его проекту, с исправлением «детских болезней», был в 1886 году принят в строй «Измаил».
По сути, всё то же самое, но надежнее и в целом крепче.
Например:

Спойлер :

Короче, надежный корабль.

Тактически может использоваться так же, как вышеназванные.


Всё вышеизложенное - IMHO

#66 10.11.2024 23:00:05

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

7-12. Тип "Або" - №№261...266 - "Кодор", "Килия", "Рени", "Новороссийск", "Чардак", "Ялта".
В том же году, что и "Измаил", в строй Черноморского флота вступили 6 миноносцев германской постройки (фирма "Шихау") типа "Або".
Хотя год вступления и тот же, но это корабли уже более высокого уровня:
- это уже не 70...75, а почти 90 тонн,
- длина увеличилась всего на 1...2 метра, но зато ширина выросла сразу с ~3,8 до ~4,8 м,
- мощность силовой установки - уже не 500...600 (максимум 700 л.с. у "Сухума"), а около 1000 л.с.; во-первых, машины тройного расширения, во-вторых, котлы с усиленным дутьём;
- скорость без форсирования котлов - около 15 узлов, но зато при форсировании уже 20...22 узла давали "в молодости"; наверняка и в 1905 могли бы дать узлов 12 без форсировки и узлов 15 с форсировкой.

Дальность хотя и оказалась втрое меньше заявленной, но зато совершенно точно превышала 1000 миль, что было доказано в условиях реального перехода вокруг Европы:

Спойлер :

Это выгодно отличает эти корабли от предшественников.

Как и на предшественниках, самая низкая точка - в районе винта.
Но, в отличие от предшественников, на типе "Або" не было уменьшения осадки к носу: по всей длине корабля корпус имел примерно одинаковую осадку - около 1 метра:

Спойлер :

Но и это неплохо - позволяло бы десантироваться там, где глубина - "выше пояса". А при условии разгрузки носовой части (демонтаж сдвоенного ТА, исключение торпед) и нагрузки кормовой части (концентрация десанта на корме) осадка носом будет ещё меньше.
Так что, нельзя сказать, что "Або" не годны для десанта или что они совсем уж сильно уступают более мелким миноносцам в этом отношении.

Напротив, за счёт своих размеров, полагаю, что миноносцы типа "Або" могли бы брать уже не по полсотни бойцов (стрелковый взвод), а сотню (два взвода).
Но, опять же, подчеркну - это только на короткие расстояния, потому что десант буквально ютился бы на верхней палубе, а совокупный вес сотни бойцов - около 12 тонн, мог быть компенсирован выгрузкой части от 15-тонного запаса угля, что резко снижало дальность корабля.

13. №260 («Анакрия»)
Вступила в строй тремя годами позже - в 1889.
Известный историк Патянин охарактеризовал её как фактическое повторение «Або» с иным размещением ТА.

14. №268
Один из пары миноносцев - попытка производить «Анакрию» на наших верфях.
Всё очень похожее, но похуже.
Второй из этой пары погиб на испытаниях ещё до вступления в строй, поэтому его не учитываем.

Отредактированно shuricos (10.11.2024 23:21:14)


Всё вышеизложенное - IMHO

#67 11.11.2024 10:19:44

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

15-16. Два миноносца типа «Биэркэ» - №252 («Анапа») и №253 («Ай-Тодор»).
По своей конструкции они близки миноносцам типа «Або» (см. предыдущее моё сообщение - восемь миноносцев из пунктов с 7 по 14):
- длина около 39 м, ширина ок.4 м, осадка наибольшая ок.2 м;
- водоизмещение около 90 т,
- мощность около 1000 л.с.
- форма корпуса аналогичная, в носу осадка 2’ 1”, т.е. чуть больше 60 см.

Спойлер :

Однако же, произведенные у нас миноносцы сильно не добрали скорость - всего 16,3 уз. у «Анапы» и 17,7 уз. у «Ай-Тодора».
Т.е. по ходовым качествам они оказались ближе к более старым миноносцам - «Батуму» и его потомкам (см. пункты 1-6 в моих предыдущих постах).


Всё вышеизложенное - IMHO

#68 11.11.2024 12:47:34

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Оставшиеся 6 черноморских миноносцев относятся к ещё более крупным типам.

17. тип «Даго» - миноносец №256 («Котка»):
- 102 тонны
- почти 47 м длины, около 4 м ширины.

18. Миноносец №259 («Адлер»):
- 164 тонны
- почти 47 м длины, около 5 м ширины.

19-22. Четыре миноносца типа «Пернов» - №№270…273:
- 130 т
- 42 м длины и 4,5 м ширины.

Все они имеют достаточно высокую скорость - 20…21 узел.
Т.е. меньше, чем ожидалось (25…26), потому считались не очень удачными, но по факту это лучшие миноносцы Черноморского флота.

«Котка» могла обеспечить заметную защиту от стрелкового или шрапнельного огня бойцам, укрывшимся в его корпусе:

Толщина наружной обшивки выше ватерлинии в районе машинного и котельного отделений, шпунтового пояса под ними и верхней палубы составляла 5, у торпедного аппарата — 6,3, в остальных местах — 3 и 4 мм.

Например, во время десантирования в жилых помещениях миноносца мог бы укрываться командный состав.

Каждый миноносец мог бы доставить на относительно небольшое расстояние заметно больше сотни бойцов.

============

Таким образом, все вместе 22 миноносца могли бы забросить одной ходкой больше 2000 бойцов - два полноценных пехотных/стрелковых батальона.

Отредактированно shuricos (11.11.2024 12:52:24)


Всё вышеизложенное - IMHO

#69 11.11.2024 18:11:37

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Почитал тут лоцию Чёрного моря за 1903 год - https://elib.rgo.ru/handle/123456789/21 … 9542860130
В селении Килия (где у нас намечена высадка румелийского (европейского) корпуса нашего десанта) у турок имелся телеграф.
Вот его надо отрезать ещё до объявления войны.
Тут же в море уходит кабель телеграфа, идущий в Одессу. Возможно, имело смысл после захвата плацдарма подключиться к этому кабелю и иметь прямую телеграфную проводную связь с Империей.

=======================

Но есть и неприятные моменты.
Дно тут у берега очень уж пологое:
- линия 10-саженной (18,5 м) глубины проходит в миле от берега,
- линия 10-метровой глубины (чуть более 5 саженей) - в полумиле (5 кабельтовых),
- линия 5-метровой глубины (чуть менее 3 саженей) - в 3 кабельтовых.

Видная прямая линейная зависимость.
Соответственно, можно ожидать, что глубина в 1 сажень (т.е. куда могли бы подойти миноносцы) находится на расстоянии около 1 кабельтова (185 м) от уреза воды.
Высаживать десант на такой глубине никак нельзя - все утонут!

Т.е. последние сотни метров всё равно придётся преодолевать на более мелких судах - шлюпках и баркасах.
Получается, что миноносцы могут использоваться разве что в качестве буксиров для шлюпок и баркасов.

Да и "болиндеры" (с их осадкой в 1,2 м) не сильно ближе к берегу подойти смогут - может быть, на полкабельтова от берега или несколько больше, т.е. около 100 метров!
Глубина 1,2 м - это среднему бойцу того времени - по грудь, почти по шею. Если будет даже небольшая волна - не дойдут они эти 100 метров, утонут.
Соответственно, десантные баржи должны быть меньшего размера, с совсем малой осадкой - никак не больше 90 см (3 фута). Меньше - лучше!

=======================

Может быть, имеет смысл сделать несколько барж чисто носителями понтонов:
- баржа с осадкой около 2 метров с разгона садится на мель настолько близко к берегу, насколько получится; как указано выше, это (вероятно) - на расстояни около 200 метров от уреза воды;
- с баржи выгружаются понтоны и один за другим принайтовливаются к барже и друг к другу, образуя понтонный мост до самого берега;
- миноносцы и другие баржи пристают к этой, ранее посаженной на грунт, барже и используют её в качестве пирса для выгрузки личного состава и грузов.

Либо же:
- строим множество барж с совсем мелкой осадкой - в фут или около того;
- такие баржи подходят к берегу, насколько возможно, и садятся там на грунт одна за другой; возможно, для пущей остойчивости, трюм баржи после посадки на грунт затопляется;
- цепочка барж, посаженных на грунт одна за другой, образуют таким образом пирс, уходящий в море до потребной глубины; например, до 5 футов (1,5 м), чтобы к концу образовавшегося пирса могли приставать десантные баржи формата "болиндера".


Всё вышеизложенное - IMHO

#70 11.11.2024 18:27:45

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Тут вот в Дзене нашлось: https://dzen.ru/a/Zj4_UIQT520uLYZQ

Серия катеров получила название "Тамань". Катера были деревянными, имели водоизмещение 6,8 тонны, (главные размерения 12,8х2,27х0,8 м), паровая машина имела мощность 40 л.с., скорость около 11 узлов.

К концу лета 1912 г. была построена серия из 6 ед. ... На каждом катере можно было разместить 12 человек десанта, но при высадке каждый катер буксировал по две шлюпки.
...
Первыми, по настоящему, пригодными десантными средствами, которые начали строить до начала войны, стали баржи типа «Таврия».

Строили их завод "Наваль", завод Вадона в Херсоне и Лазаревское Адмиралтейство в Севастополе. К началу войны их было уже построено 47 единиц (всего их было 55). О них написано совсем мало, но по сути, это был "предок" "Боллиндера" (иногда в документах эти суда смешивают).

Первые 30 единиц имели водоизмещение 250 тонн, размерения 54,7x7,1x1,2 м. Они были оснащены паровой машиной мощностью 100 л.с., 2 котла, скорость 5-6 узлов. Предполагалось, что к месту десанта баржи пойдут на буксире, а потом, к берегу они пойдут своим ходом.

До войны их строили как коммерческие суда с фальшносами и надстройками. После начала войны эти баржи переоборудовали.

Вторая серия планировалась с "полудизелями" завода Лесснера, но из-за срыва поставок моторы получили только первые 7 единиц, остальные использовались как несамоходные баржи. По своим параметрам баржи второй серии были похожи (имели водоизмещение 255 тонн)

Отредактированно shuricos (11.11.2024 18:32:58)


Всё вышеизложенное - IMHO

#71 11.11.2024 18:54:47

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

А вот и двигатели для наших малых десантных барж:

В 1903 году на предприятии Я. и И. Маминых был сделан первый двигатель мощностью 9,5 лошадиных сил на базе двигателя английской фирмы “Хорнсби”. Двигатель Маминых работал на нефти.

В 1904 году Мамины подали заявку на изобретение, а в 1908 году получили привилегию и патент № 14061 на двигатель, который назвали “Русский Дизель”. Все эти годы на заводе выпускались нефтяные двигатели мощностью от 3,5 до 30 лошадиных сил.

https://dzen.ru/a/WjzgYa0PIntTCIhC?yscl … 3996214225

Можно, конечно, закупать и французские - такие, как ставились на автомобили фабрики Фрезе и Яковлева:

в 1904 году на фабрике была построена одна из первых в России пожарных машин. Это был последний автомобиль Фрезе с одноцилиндровым двигателем De Dion Bouton (мощность 9 л.с., рабочий объём 942 см³). Машина предназначалась для перевозки 10 бойцов, на ней стоял стендер* на 80 саженей пожарного рукава и две пожарные лестницы. Противопожарное оборудование поставила петербургская фирма «Лангензипен». Пожарный автомобиль был построен в единственном экземпляре и был приобретён Александро-Невской пожарной частью Санкт-Петербурга. Сразу же в день получения частью этого автомобиля 10 июня (по старому стилю) 1904 г. он участвовал в тушении пожара на окраине С.-Петербурга. Первый русский пожарный автомобиль прибыл к месту происшествия на 12 минут раньше, чем конный обоз, и доказал свою практичность.

в том же 1904 г. петербургская кондитерская фабрика «Жорж Борман» заказала у фирмы «Фрезе» пять бортовых грузовиков и фургонов. Как и в случае с заказами военного и почтового ведомств, все расходы на обслуживание и эксплуатацию этих автомобилей П. А. Фрезе взял на себя — привычная практика на заре автомобилизма, когда сеть станций технического обслуживания только зарождалась. Эти пять машин были различной конструкции: две модели бортовых грузовиков на длиннобазном шасси и короткобазный закрытый фургон. Они оснащались 2-цилиндровыми моторами De Dion Bouton мощностью 8 л.с. с рабочим объёмом 864 см³ и 12 л.с. — с объёмом 1728 см³. Грузовики и автофургоны на фирме Фрезе изготовили и для других заказчиков: Ижорского завода, магазина «Братья Елисеевы» и других.

в 1905 г. на фирме был построен и испытан во дворе Инженерного замка в Санкт-Петербурге самый первый в мире узкоколейный электропоезд с активными прицепами по проекту инженера-капитана Гельда. Поезд состоял из шести вагонеток шириной 2 м и длиной 4,5 м (почти такой же, как у грузовой платформы автомобиля ЗИЛ-130). На головной вагонетке находился бензиновый двигатель 4-цилиндровый двигатель фирмы Germain мощностью 35 л.с. при частоте вращения 800 об/мин. С ним был соединён четырёхполюсный генератор. У каждой вагонетки два из четырёх колёс являлись ведущими и приводились отдельными электромоторами, получавшими ток от мотор-генератора. Фрезе предложил использовать для пассажирских перевозок, но правительство не оценило этого изобретения, и Фрезе продал свой поезд знаменитой французской автомобильной фирме «Де Дион-Бутон».

в 1906 г. «Фрезе» строит свой первый автопоезд — 2-тонный грузовик с 4-цилиндровым 15-сильным двигателем французский фирмы Panhard et Levassor рабочим объёмом 3308 см³ с прицепом общей массой 1,6 т. Автомобиль был приобретён Министерством путей сообщения. Это был первый русский грузовик с прицепом.

Но лучше, всё-таки, поддержать отечественного производителя.
Да и калильные движки технически проще, а значит - дешевле.
И "кормить" их можно не дорогим бензином, а дешёвыми "нефтяными остатками" (мазутом).


Всё вышеизложенное - IMHO

#72 11.11.2024 19:10:21

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Я тут всё время Гугл.картами пользовался, а сейчас решил заглянуть в Яндекс.карты и удивился - практически все те же места, в которых обозначены были батареи ещё в начале ХХ века, сейчас на Яндекс.картах заблюрены!
Т.е., очевидно, так какие-то военные объекты находятся.
Странно, что Яндекс блюрит в то время, как Гугл - нет.


Всё вышеизложенное - IMHO

#73 11.11.2024 21:58:18

jurdenis
Мичманъ
michman
Сообщений: 6264




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1630061
То есть, вопрос был только в постановке задачи на постановку дымовой завесы - технически устроить её было не так уж и сложно.

Как показывает практика у нас основная проблема не техническая.А в головах


Я как то подзаеекался охееревать

#74 11.11.2024 22:22:40

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Здесь - 

Аскольд написал:

#1629390
"Предварительные соображения для расчета технической стороны Константинопольской десантной операции" Капитана 2-го ранга Немитца А.В.
https://gwar.mil.ru/documents/view/6401 … z=64372833

...рекомендуется использовать быстровозводимые причалы, собираемые на болтах.

Посмотрел в КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОМУ ДЕЛУ (А. Ф. Ильин-Миткевич).
Самый лёгкий мост (Н1 - достаточно даже для грузовиков-"полуторок") длиной 60 м при сборке из готовых элементов с применением рамных опор вручную возводится сапёрной ротой за 10-часовой день.
То же, но с бойкой опор - 40 м за 10-часовой день.

Удивительно, но при повышении длины моста "успех" (т.е. эффективность) увеличивается на 5% на каждые 10 метров.
Т.е. если мы строим мост длиной 120 метров (т.е. до глубины, на которой к строящемуся пирсу могли бы подходить баржи формата "болиндеров"), то "успех" увеличивается шесть раз по 5%, т.е. на 30%, т.е. за 10-часовой день будет построено 78 метров. Т.е. все 120 метров будут построены за 1,5 дня.

Впрочем, в том же источнике указано, что если применять "средства механизации", то 120-метровый мост можно построить за один 10-часовой день:

Механизация сборки моста в основном относится к подаче элементов и установке рамных опор или бойке свай.

То есть, в общем-то, можно считать, что одна сапёрная рота могла бы из готовых элементов за один день возвести пирс достаточной длины, чтобы к нему могли приставать "болиндеры".

Отредактированно shuricos (11.11.2024 22:24:35)


Всё вышеизложенное - IMHO

#75 12.11.2024 05:51:17

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Нашёл совершенно замечательный документ - Военно-стратегическое описание укреплений Босфора, составленное лейтенантом Б.Г. Смирновым, карта и фотографии. Часть 1. 1915 г.
https://book-olds.ru/BookLibrary/00923- … ast-1.html
Там и текстовое описание, и схема расположения, и сектора обстрела, и фотографии, и диаграмма густоты огня в разных частях пролива.

Вот здесь - https://book-olds.ru/BookLibrary/00923- … ast-2.html - ещё больше фотографий в лучшем качестве.

А вот здесь - ещё карты и схемы - https://book-olds.ru/BookLibrary/00923- … rnova.html

Отредактированно shuricos (12.11.2024 06:00:03)


Всё вышеизложенное - IMHO

Страниц: 1 2 3 4 5 6


Board footer