Сейчас на борту: 
armour-clad,
Arriol
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 6

#1 29.01.2025 16:02:57

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9774




Загадка Беломорско-балтийского водного пути

Как-то увидел в ютубе ролик, в котором на основе анализа старинных карт утверждалось наличие в прошлом прямого водного пути из Архангельска на Балтику, и что якобы им воспользовался Петр Великий, приведший флот на Ладогу для штурма швелской крепости Шлиссельбург или Нотебург, либо Орешек, как кому нравится.
Меня это заинтересовало. С одной стороны, поднятие или опускание частей суши вещь давно известная, но с другой, верить старым картам тоже не всегда стоит. Поэтому, я решил разобраться. Нашел в доступе неплохие источники, в частности
А. Кротков. Взятие шведской крепости Нотебург..., 1896 года издания. - https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003549424 … heme=white .
Никакого прямого водного пути с Беломорья на Ладогу в 1702 году не было, но многое меня озадачило. Загадка осталась.

Приведу карту похода Петра из Архангельска на Ладогу.

https://i.postimg.cc/Jh4mmtR2/image.jpg

Итак, выходы на Балтийское море перекрыты шведскими крепостями Нарва, Ниенишанц и Нотебург. При осаде Нарвы Петр 1 потерпел поражение вследствие сикурса, то есть, прихода шведского флота в город. Учитывая прошлые ошибки, Петр готовится к осаде Нотебурга в обстановке строжайшей секретности, стремясь обмануть противника и нейтрализовать его флот. Сам Петр выезжает с войском в Архангельск, якобы готовясь к отражению нападения шведского флота. Там же строят два пушечеых фрегата "Святой дух" и "Курьер". Шведский флот вице-адмирала Нумерса базируется в Кексгольме на Ладоге и осуществляет походы по Неве. В составе флота 8 кораблей, включая 3 бригантины и 3 галиота (шкута). Вполне ясно, что сил у Петра явно недостаточно и тащить их из Архангельска большого смысла нет.
Если же посмотрим на карту, то увидим два удобных порта на реке Волхов, выхолящей прямо на Ладожское озеро. Это Новгород и Ладога. Там есть и верфи, и мастеровой люд и очень близко к Нотебургу. Зачем этот Архангельск, до которого добираться далеко?
А не нужен, флот там где надо, и строился. Петр приказал построить на реках Волхове и Луге 600 стругов, донских лодок, а кроме них на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро 6  фрегатов на 18 пушек. Правда, к весне 1702 г было построено всего 2 фрегата.
Но и они не понадобились. 27 августа 1702 года солдаты низового полка малоизвестного полковника Тыртова на 30 донских лодках атаковали стоявший на рейде Кексгольма шведский флот и разбили его. Воспользовавшись штилем, они подошли вплотную к кораблям неприятеля. 2 шхуны были сожжены, одна потоплена и 2 взяты в плен. С остатками флота вице-адмирал Нумерс ушел в Выборг. Задача нейтрализации шведского флота была решена еше до подхода войска Петра 1. Полковник Тыртов, которого нужно считать народным героем, был убит шрапнелью во время сражения.
А что касается самого Петра, то маршрут его следования вызывает одно удивление. Наиболее короткий и удобный путь для кораблей - это движение по реке Нижняя Выга к Выгозеру и оттуда уже волоком в Онежское озеро и далее по реке Свирь в Онегу. Но Петр решил идти посуху от речушки Нюхча прямо к Онежскому озеру. А это явная ошибка. Судя по переписки царя, он считал, что длина выбранного им пути составляет 120 верст, а в действительности оказалась 238 верст, то есть, 254 км по считавшейся непроходимой местности - болотам, кряжам, да еще протащив с собою 2 фрегата. Кстати, длина Беломорско-балтийского канала всего 227 км, а наивысшая его точка  102 метра над уровнем моря.
Я нашел топографическую карту той местности.
https://i.postimg.cc/Vv4pKWCs/image.jpg

Красный хребет называется ветренным поясом и высоты там порядка 200 метров. И этот путь войско Петра из 5 гвардейских батальонов с пушками, таща за собой 2 фрегата прошло за каких-то 10 дней? Я ходил по лесам и горам, необитаемым островам. Знаю, что это такое. НЕ ВЕРЮ.


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#2 29.01.2025 16:42:11

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9774




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

Кстати, я обнаружил очно много нестыковок описания похода Петра с приложениями и ссылками. Приложу выдержки.

https://i.postimg.cc/1tSyTMfD/image.jpg
Обратите внимание, что по приходу в Повенец войску пришлось строить суда для перехода в Онежское озеро.

Имеется такая вот удалая версия, согласно которой, Петр заранее послал на маршрут сержанта Щепотева, который каким-то неведомым образом в безлюдной местности, для подвод непроходимых, умудрился за 30-40 дне1 всё сделать.

https://i.postimg.cc/pLq27KKS/image.jpg

А есть и обратная картина, где войско изнемогало в пути, потеряв при этом 1732 человека, что больше, чем во время осады Нотебурга.

https://i.postimg.cc/TPJnB7t6/image.jpg

В описании штурма Нотебурга не имеется никаких конкретных свидетельств участия в сражении пушечных фрегатов, разве что ссылка на какую-то шведскую летопись без указания названия кораблей. Обстрел крепости велся пушками с берега, причем, говорится, что сам Петр заряжал одну пушку.
https://i.postimg.cc/DwK5SYp9/image.jpgpicture upload site
На карте штурма Нотебурга никаких фрегатов не обозначено. Штурм был отбит, но шведы сдались ввиду бесполезности сопротивления. Им было разрешено выйти из крепости со знаменами и барабанами, сеть в лодки и уплыть домой.


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#3 29.01.2025 17:56:19

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

1

invisible написал:

#1637459
Нашел в доступе неплохие источники, в частности
А. Кротков. Взятие шведской крепости Нотебург..., 1896 года издания.

Это удивительно, что при наличии к настоящему времени достаточного количества исследований вопроса современных авторов, источником выбрана уже несколько устаревшая работа Кроткова. Рекомендовал бы работу П.А.Кротова 2017 г. Российский флот на Балтике при Петре Великом. В частности, на стр.117-118 он, со ссылкой на М.Ю.Данкова, пишет, что при выборе пути Осударевой дороги было учтено сочинение архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия "Описание трех путей..." и выбран тот путь, где не нужно было искать достаточного количества перевозных судов для большого количества войск, а местное население не обладало нужным количеством перевозных судов. Пристань же возле урочища Вардегора обладала глубокими водами, достаточными для подхода морских судов к берегу.

#4 29.01.2025 18:15:30

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

invisible написал:

#1637459
27 августа 1702 года солдаты низового полка малоизвестного полковника Тыртова на 30 донских лодках атаковали стоявший на рейде Кексгольма шведский флот и разбили его. Воспользовавшись штилем, они подошли вплотную к кораблям неприятеля. 2 шхуны были сожжены, одна потоплена и 2 взяты в плен. С остатками флота вице-адмирал Нумерс ушел в Выборг. Задача нейтрализации шведского флота была решена еше до подхода войска Петра 1. Полковник Тыртов, которого нужно считать народным героем, был убит шрапнелью во время сражения.

Это тоже уже устаревшее описание событий 1702 г. Рекомендую работу Д.А.Сидорова Шведские озерно-речные флотилии в Российском приграничье (1701-1704) 2022 года, с описанием боя Тыртова со шведами на стр. 131-135, где рассмотрены действительные итоги боя и причины разошедшихся искажений.

#5 29.01.2025 18:20:52

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9774




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

А.Иванов написал:

#1637471
Это удивительно, что при наличии к настоящему времени достаточного количества исследований вопроса современных авторов, источником выбрана уже несколько устаревшая работа Кроткова. Рекомендовал бы работу П.А.Кротова 2017 г. Российский флот на Балтике при Петре Великом. В частности, на стр.117-118 он, со ссылкой на М.Ю.Данкова, пишет, что при выборе пути Осударевой дороги было учтено сочинение архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия "Описание трех путей..." и выбран тот путь, где не нужно было искать достаточного количества перевозных судов для большого количества войск, а местное население не обладало нужным количеством перевозных судов. Пристань же возле урочища Вардегора обладала глубокими водами, достаточными для подхода морских судов к берегу.

Да, я глубоко не копал. Что нашлось. Помогайте ссылками.

А.Иванов написал:

#1637474
Это тоже уже устаревшее описание событий 1702 г. Рекомендую работу Д.А.Сидорова Шведские озерно-речные флотилии в Российском приграничье (1701-1704) 2022 года, с описанием боя Тыртова со шведами на стр. 131-135, где рассмотрены действительные итоги боя и причины разошедшихся искажений.

А как по-сути вопроса? Что скажете о судьбе указанных фрегатов?


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#6 29.01.2025 18:48:55

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

Каких фрегатов? Шведских? Книга Сидорова вышла в 500 экземпляров и достаточно доступна, а пересказывать несколько страниц... В конце августа из отряда шведских судов - по русским данным 6 вымпелов - который находился возле Нотебурга, были отправлены корабль "Тор" и дубель-шлюпка Ёшен" к мысу Ледна-удд. Возле мыса шлюпка пошла дальше по мелководью. Утром 29 августа с нее заметили отряд русских "ладей и галер" вместе с "прамом и большой шхутой" (?) И.Тыртова, после чего шлюпка вернулась к "Тору". Слабый ветер не позволил шведам вовремя отойти и они приняли бой, причем шлюпка находилась на буксире у "Тора". На обоих судах находилось 65-70 человек команды и до 50 морских солдат. Все штурмы русских лодок были отбиты, поэтому была предпринята попытка потопить корабль, подойдя с кормы и прорубив корпус, что удалось сделать на первом этапе - корабль получил пробоину. Однако шведы перетащили пушку в каюту и сквозь окна отбили и это нападение, после чего устранили течь. Однако, канат на дубель-шлюпку оказался перебит и она досталась в качестве трофея со всем снаряжением и вооружением. На помощь "Тору" вышла шнява "Астрильд" (довольно небольшое судно, как потом оказалось), но капитан увидев в подзорную трубу, что "Тор" стоит на месте, окруженный русскими судами, развернулся. Попытки овладеть кораблем предпринимались до часу дня. Потери с обеих сторон были небольшими и единственным павшим среди русских оказался сам полковник Тыртов. Однако, в своих донесениях противники друг друга не пожалели, Апраксин написал о более чем 300 уничтоженных шведах, а шведы - о 500 павших россиянах. Первоисточник больших судовых потерь шведов является Журнал Апраксина, выписка из которого направлена Макарову в 1720 г., хотя в самом Журнале говорится об одной захваченной шведской шхуте (той самой дубель-шлюпке). Почему спустя 18 лет Апраксин решил исказить данные собственного боевого формуляра, остается не известным, но на разночтение обратил внимание еще Елагин. Уход шведской флотилии из Ладожского озера не связан с этим боем, а является плановым завершением кампании, когда ежегодно в сентябре суда, частично разгружаясь, проходили через через бар и швартовались у Нотебурга. "Тор" при этом 13 сентября выскочил на на камни, скорее всего на Ивановских порогах в среднем течении Невы и был оставлен...

#7 30.01.2025 11:32:16

Titanic
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Петрозаводск
RMS Titanic
Сообщений: 4350




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

1

Термин "фрегат" к этим посудинам ИМХО притянут, скорее всего, они были очень небольшими.
И трассировка странная - скорее всего, это какая-то ошибка в текстах.
Нам всегда поясняли, что "Осударева дорога" это именно Выг-Выгозеро и волоки к Повенцу, частично по трассе ББК, частично - их даже сейчас можно на местности увидеть и иногда и сейчас из них остатки еще петровских гатей поднимают.
А то, что нарисовано от Нюхчи - оно и сейчас непроходимо.

#8 30.01.2025 14:08:58

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10844




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

Titanic написал:

#1637545
Термин "фрегат" к этим посудинам ИМХО притянут, скорее всего, они были очень небольшими.

В ходе эволюции парусных фрегатов их разделили на два ранга — пятого и шестого. Шестому рангу кораблей соответствовали малые фрегаты, имевшие 25-28 пушек, фрегаты пятого ранга имели до 44 пушек. На легких фрегатах присутствовала единственная батарейная палуба, а на больших фрегатах пятого ранга орудия, как правило, располагались на двух орудийных палубах — открытой верхней и закрытой нижней.

#9 30.01.2025 15:20:32

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

1

М-да, несколько озадачен... Еще в марте 2023 г. опубликовал ссылку на скачивание книги Кротова Российский флот на Балтике при Петре Великом - https://cloud.mail.ru/public/yGgZ/qNAWFf6NV - в которой вопросы Осударевой дороги, волока судов, истории вопроса и прочие, которые здесь поднимаются, освещены. Такое впечатление, что интересующиеся этими вопросами совершенно не интересуются современными исследованиями, "застряв" в публикациях 19 века, публикациях, заведомо устаревших и относящихся к периоду становления отечественной исторической маринистики.
Кратко. Волок двух судов был, он подтверждается документально. Кроме этого волока, на следующий 1703 год те же люди там же протащили еще два буера (32 фута длиной). В 1702 г. волокли не фрегатцы (шнявы) Св.Дух и Курьер (Меркурий), а какие-то другие суда, предположительно - яхты. Впервые о их волоке поведал изданный в 1783 г. Двинский летописец: "...а люди тянули две яхты на себе от взморья до Повенецкой пристани..." Голиков в 1788 г. повторил эти сведения - волокли яхты. Архиепископ Игнатий (1841) и Устрялов (1863) повторили эти сведения. Елагин назвал судами довольно больших размеров. Веселаго повторил за Елагиным таким образом - "две довольно большие яхты". Первым, кто связал яхты с фрегатами Св.Дух и Курьер, был как раз Кротков (1896), который и приписал волоченным судам-яхтам не только имена, но и размеры, правда при этом кокетливо заметил, что эти размеры более подходят яхтам, чем фрегатам. Вот уж, действительно, авторитет в вопросах судостроения! Дальше "пошла писать губерния" - Благовещенский, Мегорский, Шаскольский, Беспятых, Кротов на первых порах. Сомнению подверг факт волока и участия именно этих фрегатов в штурме Нотебурга Данков. Сформировались две точки зрения - традиционная "кротковская" и противная, что волока вообще не было со всеми вытекающими. К спору подключился Ларионов, "выявив" совпадение одной из моделей с фрегатом Курьер. Затем Иванов, опровергнувший подобную идентификацию. На настоящий момент достигнуто "соглашение", что в волоке участвовали все-таки две яхты, как и записано в Двинском летописце, названий и размеров которых пока не выяснено, а фрегаты Св.Дух и Курьер к волоку отношения не имеют. На подлинной гравюре, а не плохонькой копии, два более крупных судна, чем остальные лодки, участвовавшие в штурме Нотебурга, стоят на якоре в правой половине гравюры, несколько выше крепости. Разница в размерах хорошо видна.

#10 30.01.2025 16:17:55

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9774




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

А.Иванов написал:

#1637583
М-да, несколько озадачен... Еще в марте 2023 г. опубликовал ссылку на скачивание книги Кротова Российский флот на Балтике при Петре Великом - https://cloud.mail.ru/public/yGgZ/qNAWFf6NV - в которой вопросы Осударевой дороги, волока судов, истории вопроса и прочие, которые здесь поднимаются, освещены. Такое впечатление, что интересующиеся этими вопросами совершенно не интересуются современными исследованиями, "застряв" в публикациях 19 века, публикациях, заведомо устаревших и относящихся к периоду становления отечественной исторической маринистики.
Кратко. Волок двух судов был, он подтверждается документально. Кроме этого волока, на следующий 1703 год те же люди там же протащили еще два буера (32 фута длиной). В 1702 г. волокли не фрегатцы (шнявы) Св.Дух и Курьер (Меркурий), а какие-то другие суда, предположительно - яхты. Впервые о их волоке поведал изданный в 1783 г. Двинский летописец: "...а люди тянули две яхты на себе от взморья до Повенецкой пристани..." Голиков в 1788 г. повторил эти сведения - волокли яхты. Архиепископ Игнатий (1841) и Устрялов (1863) повторили эти сведения. Елагин назвал судами довольно больших размеров. Веселаго повторил за Елагиным таким образом - "две довольно большие яхты". Первым, кто связал яхты с фрегатами Св.Дух и Курьер, был как раз Кротков (1896), который и приписал волоченным судам-яхтам не только имена, но и размеры, правда при этом кокетливо заметил, что эти размеры более подходят яхтам, чем фрегатам. Вот уж, действительно, авторитет в вопросах судостроения! Дальше "пошла писать губерния" - Благовещенский, Мегорский, Шаскольский, Беспятых, Кротов на первых порах. Сомнению подверг факт волока и участия именно этих фрегатов в штурме Нотебурга Данков. Сформировались две точки зрения - традиционная "кротковская" и противная, что волока вообще не было со всеми вытекающими. К спору подключился Ларионов, "выявив" совпадение одной из моделей с фрегатом Курьер. Затем Иванов, опровергнувший подобную идентификацию. На настоящий момент достигнуто "соглашение", что в волоке участвовали все-таки две яхты, как и записано в Двинском летописце, названий и размеров которых пока не выяснено, а фрегаты Св.Дух и Курьер к волоку отношения не имеют. На подлинной гравюре, а не плохонькой копии, два более крупных судна, чем остальные лодки, участвовавшие в штурме Нотебурга, стоят на якоре в правой половине гравюры, несколько выше крепости. Разница в размерах хорошо видна.

Спасибо за ссылку. Форум у нас цусимский, изначально относился только к истории РЯВ, поэтому остальные темы мало кому интересны. Не копали форумчане эту тему. Мне, как иностранцу, вообще, большинство российских источников недоступно.


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#11 30.01.2025 19:27:44

Titanic
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Петрозаводск
RMS Titanic
Сообщений: 4350




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

Юрген написал:

#1637570
ходе эволюции парусных фрегатов их разделили на два ранга

Я к тому, что, скорее всего, это вообще были не фрегаты.

#12 30.01.2025 19:29:08

Titanic
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Петрозаводск
RMS Titanic
Сообщений: 4350




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

3

А вот такая там просека:
https://i.postimg.cc/tgGmQhKF/19532.jpg

#13 31.01.2025 15:43:03

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9774




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

А.Иванов написал:

#1637583
М-да, несколько озадачен... Еще в марте 2023 г. опубликовал ссылку на скачивание книги Кротова Российский флот на Балтике при Петре Великом - https://cloud.mail.ru/public/yGgZ/qNAWFf6NV - в которой вопросы Осударевой дороги, волока судов, истории вопроса и прочие, которые здесь поднимаются, освещены. Такое впечатление, что интересующиеся этими вопросами совершенно не интересуются современными исследованиями, "застряв" в публикациях 19 века, публикациях, заведомо устаревших и относящихся к периоду становления отечественной исторической маринистики.

Прочитал монографию. Не впечатлила. Явно уступает монографиям Полутова и Поломошнова по конкретике и научному анализу имеющихся документов. Рассказ о стычке военных кораблей шведов с русскими стругами, конечно, интересный, но не подтвержден ни одной ссылкой по сути сказанного, так что непонятно, откуда он это взял. С другой стороны есть запись об этом эпизоде в дневнике самого Петра 1, где говорится о больших потерях шведов в судах. Конечно, донесения ему были преукрашены, но то же относится и к шведам. Оставление Нумерсом на произвол судьбы крепости летом после того, как уже были боевые столкновения, считаю поражением и бегством. Он должен был защищать крепость. Сплошного льда на Неве не было даже в январе, причины уходить не было.
Заявление автора о том, что участие яхт в осаде Нотебурга подтверждено надежными источниками вызывает удивление. Старинные гравюры, невнятные выдержки из газет, слова пленного шведа и пр. вообще не источники, которым следует доверять. Говорить о "фотографической" точности гравюры может только человек, не знакомый с особенностями такого творчества. Художники частенько добавляют лишние объекты для полноты своего произведения. Кстати, на другой гравюре никаких яхт нет, как и на карте, которую я приводил ранее.
Что касается Осударевой дороги, то у меня сложилось стойкое впечатления, что она не была предназначена для транспорта судов, а только для прохода войск. На карте того времени хорошо видны реки Выг и Сума, хотя и перепутанные местами, которые явно удобнее для кораблей, да и рекой Нюхта явно не воспользовались, а свернули в сторону Ветрянной горы.

https://i.postimg.cc/WzZqf7DC/image.jpg

Более того, маршрут пересекал и реку Сума и другие поперек, то есть, шел через горные хребты, тащить через которые суда довольно непрактично, бревнышки не помогут. Да и мост соорудить в скальном грунте без специального инструмента не получится. Они форсировали её согласно некоторым источникам.

https://i.postimg.cc/9XyfK086/image.jpg

Для лодок и небольших судов маршрут следования совершенно иной. И он идет явно не в ту сторону.

https://i.postimg.cc/bJkq7VTx/image.jpg

Свидетельства в пользу использования его для волока судов весьма противоречивы и слабоваты. Ну разве можно верить словам поморов? Они и не такое придумают, особенно когда ты сам этого желаешь. Суд нал адмиралом Рожественским вообще отказался рассматривать свидетельства нижних чинов как не заслуживающих доверия.
Тот факт, что войска прошли весь маршрут всего за 10 дней говорит о том, что ничего тяжелого у них не было.


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#14 31.01.2025 17:37:20

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

invisible написал:

#1637716
Прочитал монографию. Не впечатлила.

Быстро.))
А надо было?

invisible написал:

#1637716
Явно уступает монографиям Полутова и Поломошнова по конкретике и научному анализу имеющихся документов.

Это кто? К стыду своему, не представляю...

invisible написал:

#1637716
Оставление Нумерсом на произвол судьбы крепости летом после того, как уже были боевые столкновения, считаю поражением и бегством. - (О, как!) Он должен был защищать крепость. Сплошного льда на Неве не было даже в январе, причины уходить не было.

Вам виднее.))

invisible написал:

#1637716
Что касается Осударевой дороги, то у меня сложилось стойкое впечатления, что она не была предназначена для транспорта судов, а только для прохода войск. На карте того времени хорошо видны реки Выг и Сума, хотя и перепутанные местами, которые явно удобнее для кораблей, да и рекой Нюхта явно не воспользовались, а свернули в сторону Ветрянной горы.

Вы понимаете, разница между историком и историческим сочинением с одной стороны и журналистом и статейкой в газете в том и состоит, что первый ищет факты и связи между ними, второй же больше занимается впечатлениями, сомнениями, критикой и прочей журналисткой шелухой. Наверное, журналистику следует искать не в исторических сочинениях, они создаются по другим принципам.

#15 01.02.2025 09:58:55

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9774




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

А.Иванов написал:

#1637723
Это кто? К стыду своему, не представляю...

Это наши коллеги, защитившие диссертации по теме Русско-японской войны.

А.Иванов написал:

#1637723
Вы понимаете, разница между историком и историческим сочинением с одной стороны и журналистом и статейкой в газете в том и состоит, что первый ищет факты и связи между ними, второй же больше занимается впечатлениями, сомнениями, критикой и прочей журналисткой шелухой. Наверное, журналистику следует искать не в исторических сочинениях, они создаются по другим принципам.

Причем тут журналистика? Я подхожу к вопросу как ученый и стараюсь обосновать свои возражения конкретно. Кроме анализа источников, следует также дать техническую оценку возможности осуществления данного проекта. Что не было сделано. Если вам интересно моё мнение, то с инженерной точки зрения, волок судов на 250 км по пересеченной местности это глупость. деревянные конструкции этого не выдержат. Просто, способ угробить суда. Возможно так и произошло. Скорость продвижения войск - 25 км в день по пересеченной местности велика даже для опытного туристического отряда. В этом случае, тяжелые грузы просто оставляют еще на ранних этапах похода.


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#16 01.02.2025 11:07:30

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

invisible написал:

#1637783
следует также дать техническую оценку возможности осуществления данного проекта. Что не было сделано. Если вам интересно моё мнение, то с инженерной точки зрения, волок судов на 250 км по пересеченной местности это глупость. деревянные конструкции этого не выдержат.

Хороша ученость. Вот и посчитайте с инженерной точки зрения возможность волока. С исторической же точки - на Руси издревле волочили суда различных размеров. Далеко ходить не надо, волоком перетащили яхту из Преображенского на Переяславское озеро, яхту довольно крупных размеров с Воронежа до Петербурга и т.п. примеров можно, при желании, набрать множество. Для чего строили переволоку возле Гангута в 1714 году? А галера даже покрупнее яхты будет. Что показано на гравюре со штурмом Нотебурга, волок вдоль берега? К тому же, Вы забываете, что задействовано, если не ошибаюсь, тысяча лошадей, а, к примеру 3-мачтовый маскарадный кораблик в 1722 г. (30 футов длины) таскало всего 16 лошадей... Думаю, что суда, которые тащили, условно в Двинской летописи названы яхтами. Яхты были бы известны по спискам. Скорее всего, это были большие местные промысловые суда, которых было множество и разного типа и вида. Волок таких судов не представлял каких-либо сложностей.
Кроме того, Вы в своих оценках, мне кажется, забываете, что события развивались в рабской стране, в которой слово и дело государево было не пустым звуком - царь повелел и ложились костьми! Это всегда нужно учитывать относительно Петровского времени.

invisible написал:

#1637783
Скорость продвижения войск - 25 км в день по пересеченной местности велика даже для опытного туристического отряда.

Да, что Вы говорите!? Ну, так для этого и дорога была построена, согнаны лошади для перевоза тяжести. А Вы думаете, видимо, что солдат нес на себе всю поклажу, снаряжение и вооружение и топал звериной тропой?

#17 01.02.2025 11:11:35

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

invisible написал:

#1637783
Это наши коллеги, защитившие диссертации по теме Русско-японской войны.

Аааа... Ну, я диссертаций не защищал, мне трудно судить об этом...
Сколько там длилась Русско-ябонская война? А какой временной период охватывает книга Кротова? Если такой подход не импонирует, то возьмите Материалы для истории русского флота, первых шесть томов, или Историю Петра Устрялова, читайте сами документы... Сравнивать нужно сравнимое, да и задачи разные.

Отредактированно А.Иванов (01.02.2025 11:37:02)

#18 01.02.2025 11:35:53

MAPAT
Участник форума
Сообщений: 1490




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

Titanic написал:

#1637639
т

За 300 лет должна была зарасти

#19 01.02.2025 12:43:51

Аскольд
Мичманъ
michman
Сообщений: 8324




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

1

Titanic написал:

#1637545
Термин "фрегат" к этим посудинам ИМХО притянут, скорее всего, они были очень небольшими.

Между тем, исключительность экстремального похода полка М. Бордовика в августе 1703 года, заключается, главным образом в том, что в отличие от похода Петра I, одновременно с сухопутным маршем был организован на «Осударевой дороге», реальный волок судов, называемых «буярами». Данное утверждение далеко от умозрительности и прекрасно подтверждается архивными документами.

...

Историк П. Кротов, подтверждает факт наложения исторических событий 1702 и 1703 годов. Он также считает, что протащенные в 1703 г. по «новопостроенной дороге» одномачтовые буяры, являлись подарком русскому царю и А.Д. Меншикову, от голландских купцов Х. Бранта и И. Любса, имевших свое коммерческое дело в Архангельске.

...

Доставленные по воде в Архангельск в 1702 г. и видимо, транспортированные через год полковником М.Бордовиком по «Осударевой дороге», голландские буеры, имели довольно скромные размеры. Их длина едва достигала 9 метров, принимая во внимание, что амстердамский фут равнялся 0,283 м. (Кротов 1999: с.203). Размеры «буяров» также косвенно подтверждает большую реалистичность организации волока подобных судов, хотя необходимость этой акции по прежнему малопонятна.
https://www.spbae.ru/images/Dankov_2004.pdf

#20 01.02.2025 13:09:59

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

Вы понимаете, Данков склонен напускать туману и загадочности там, где их нет, а нужна только внимательность и применение принципов истории; и наоборот, там, где действительно есть туман и загадочность и требуются косвенные "улики" - там у Данкова следует однозначный вывод, подкрепленный собственными вымыслами. Вот пример из той же работы, на которую Вы указали:
"Скорее всего, на принципиальное решение Петра I, о возврате флота с
полком Бордовика в Новодвинскую цитадель, повлияли общеполитические
соображения, в том числе его не могла не волновать безопасность северных
рубежей России. К тому же, на Вардегоре, после десанта войск и проведенной
рекогносцировки на месте, государь видимо осознал нецелесообразность
похода по малоприспособленному, ранее не эксплуатированному
«новопостроенному пути», столь значительного войска. Тем более понял
абсурдность и бесперспективность возможной организации волока по сложной
пересеченной местности, морских фрегатов имеющих следующие «размерения
корпуса» в английских футах: длина 70 ф., ширина 18 ф., глубина интрюма 9
ф., что в переводе в метрическую систему соответствует 21,3 х 5,5 х 2,7 м.
(Веселаго 1872: с.692-693)."
Откуда данков взял, что Петр "принял принципиальное решение"? Он что, присутствовал при этом, или есть какие-то документальные свидетельства "принципиального решения"? Нет, это домыслы Данкова. Далее, что могло "повлиять на принятие принципиального решения", т.е. что повлияло на то, что выдумал Данков? Далее, "осознание нецелесообразности похода" - это откуда? Оттуда же - вымысел Данкова. "Понял абсурдность и бесперспективность возможной организации волока" - вновь собственное впечатление, приписанное другому историческому персонажу. В подкрепление своих "выводов" об абсурдности - собственное восприятие - приводятся размеры судов, которые, как оказалось, и не участвовали в волоке, причем в английских футах - это уже выдвинул Ларионов на основе методически не верно выполненной идентификации музейной модели.
Как же можно доверять подобным рассуждениям, замешанным на домыслах и фальсифицированных фактах???

#21 01.02.2025 13:14:18

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10844




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

Titanic написал:

#1637635
это вообще были не фрегаты.

В то время вообще с названиями все было так запутано, что ... *shock swoon*

#22 01.02.2025 13:19:21

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10844




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

1

Аскольд написал:

#1637800
Историк П. Кротов, п

Можно на книжку или статью - дать ссылку, любопытный фактик, купцы так просто корабли не дарили, "отдарок" должен быть... Особенно если "торчат уши" Александра Даниловича

#23 01.02.2025 16:47:26

Аскольд
Мичманъ
michman
Сообщений: 8324




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

А.Иванов написал:

#1637801
Откуда данков взял, что Петр "принял принципиальное решение"?

Судя по тексту он предполагает - "скорее всего".

А.Иванов написал:

#1637801
Как же можно доверять подобным рассуждениям, замешанным на домыслах и фальсифицированных фактах???

Дело не в доверии, тем более, что статья двадцатилетней давности. Просто информация о версии наложения исторических событий.

#24 01.02.2025 17:01:05

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

Прошу извинить, но "предполагать" - это "возможно", "может быть" и т.п. "Скорее всего" относится к утвердительным соображениям. Вспомните нагло-сакские "скорее всего" относительно недавних событий...
Двадцатилетней давности, говорите... Ну, если Кроткова вспоминать, то не так уж давно.

#25 01.02.2025 17:39:48

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 6255




Re: Загадка Беломорско-балтийского водного пути

Юрген написал:

#1637570
В ходе эволюции парусных фрегатов их разделили на два ранга — пятого и шестого.

Вы забыли упомянуть, что это применимо только к англичанам. Вот зачем их классификацию надо ко всему миру применять?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

Страниц: 1 2 3 … 6


Board footer