Вы не зашли.
А.Иванов написал:
#1638208
как бы и не корабли вовсе называются кораблями
Вот здесь то и не совсем понятно. Ладно, когда их все (фрегаты) к кораблям относили.
А.Иванов написал:
#1638208
вроде бы не шнявы оказались в шнявах
Надо бы подлинник видеть. Нет ли там пробела?
Получается, идут по порядку четыре шнявы, а после - разного класса суда - пакетбот, флейт, шмаки и даже шлюпки.
А.Иванов написал:
#1638208
invisible написал:
#1638196
А он слишком вольно обращается с источниками, я бы сказал, недопустимо вольно. Примеры я приводил.
Еще раз, абзац из Кротова с разбором "полетов".
"Вольного" обращения с источниками - не встречал. Ошибки - имеются. Как и спорные моменты. Я думаю, обсуждать их - не в этой теме...

STEFAN написал:
#1638205
Двухмачтовая.
А насчет трехмачтовых шняв - не знаю.
Они вроде все двухмачтовые. Или все трехмачтовые, как считать (Фок, Грот + шнява-мачта)
Отредактированно Олег (05.02.2025 22:13:01)

Олег написал:
#1638226
Они вроде все двухмачтовые. Или все трехмачтовые, как считать (Фок, Грот + шнява-мачта)
Нет. Из первой серии одна или две были трехмачтовыми.
Крайняя слева (из пяти) под литерой N. "Сант-Яким", если память не изменяет.
"Большие" "Диана" и "Наталья" 1711 г. - одна из них имела три мачты.
Кстати, практически все поздние чертежи - трехмачтовые. Но были и одномачтовые.

Картинки не видно.
Однако что понимали под словом "шнява" в России начала 18 века - вопрос. Явно не то же самое, что англичане под словом snow.

Олег написал:
#1638251
Однако что понимали под словом "шнява" в России начала 18 века - вопрос.
Думаю, легкие военные суда разведывательно-посыльного назначения. Как класс. А вот с типовыми признаками - сложнее. Шведские 2-мачтовые бригантины у нас тоже классифицировали как шнявы.
STEFAN написал:
#1638229
Из первой серии одна или две были трехмачтовыми.
Все-таки, по крайней мере две. Крюйс не даст соврать.
STEFAN написал:
#1638229
"Большие" "Диана" и "Наталья" 1711 г. - одна из них имела три мачты.

STEFAN написал:
#1638210
"Вольного" обращения с источниками - не встречал. Ошибки - имеются. Как и спорные моменты. Я думаю, обсуждать их - не в этой теме...
Понимаю. Академику дозволено приводить в качестве подтвержзения своих взглядов свидетельства современных женщин о событиях 306-летней давности. Аспиратов и мнс за куда меньшие грехи размазывали по стенке.
Кста, кое-что из того, что вы просили.



Ну и красивая картинка: новодел Курьера


invisible написал:
#1638369
Кста, кое-что из того, что вы просили.
Да я вроде бы ничего не просил...
2-я и 4-я не открываются.
Отредактированно STEFAN (07.02.2025 17:46:46)

invisible написал:
#1638369
Ну и красивая картинка: новодел Курьера
О, это в моем городе построено.
Раньше они на День республики и День города, и на день ВМФ появлялись в местной акватории.

Посмотриш на размер, а ведь на такого размера корабликах сидело по 30-50 человек и пресекали атлантик-начинали ВГО португалы и испанцы . На современных,и попрочней, и продуманней обитаемость, механизация, лучше мореходность и команды обычно 4 вахты по 2 человека за глаза . Где они там ютились и хранили воду и жратву на месяц-два + товары и вооружение, только удивлятся остается .

Это из монографии Кротова. Читал.
И...?

Насколько помнится, Вам уже указывалось на довольно странную манеру вести диалог - проговорить первое предложение, а дальше Ваш собеседник должен догадываться, о чем, собственно Вы говорите или что именно Вы хотите сказать.
Ну, так что, Ваша проблема-то будет обозначена наконец-то, или так и будем загадки загадывать?

STEFAN написал:
#1638456
Это из монографии Кротова. Читал.
И...?

Вы просили дать ссылки на то, что Святой дух и Курьер называли как фрегатами, так и яхтами, и шнявами. Я их привел. В чем проблема?
А.Иванов написал:
#1638457
Насколько помнится, Вам уже указывалось на довольно странную манеру вести диалог - проговорить первое предложение, а дальше Ваш собеседник должен догадываться, о чем, собственно Вы говорите или что именно Вы хотите сказать.
Ну, так что, Ваша проблема-то будет обозначена наконец-то, или так и будем загадки загадывать?
Прочтите сначала, о чем шла речь, молодой человек.

invisible написал:
#1638683
Святой дух и Курьер называли как фрегатами, так и яхтами, и шнявами. Я их привел.
Понятно.
Вообще то я подумал, что речь шла о фрегатах вообще.
Но даже и так - по первоисточникам их называли фрегатами. Возможно, шнявами, хотя мне этот термин не попадался. Ну, разве что, если считать "малые фрегаты" синонимом шняв. А вот насчет яхт - не увидел.
К тому же по Кротову - "Святой Дух" и "Курьер" не перетаскивались.
Сегодня нашел у себя в закромах публикацию Кротова за 2011 год - "Государева дорога". Когда-то где-то слямзил. Темой особо не интересовался, поэтому сразу не прочитал, а потом забыл.
Завтра прочту повнимательней. Но сегодня пролистал - раньше Кротов тоже был сторонником гипотезы о волоке именно этих двух малых фрегатов. Потом их переоснастили яхтами.
Скопировал это:

Как видно - Кротов считал, что два одномачтовых судна на "плане расположения флотов" - это именно яхты "Святой Дух" и "Курьер". Считаю, что эти два судна - бомбардирские корабли-"скороспелки" - "буер" "Бир-Драгер" и шмак "Гут-Драгер". Они и отличаются немного один от другого.

Нашел у Берха. Источник ненадёжный.
Но, кажется, в других местах не публиковалось. Письмо Апраксина Петру (февраль 1704 г.). Упоминаются некие яхты, хотя на Сяси подобных судов, если память не изменяет, не строилось.
Кто этот Тихон Лукин? Блоковый мастер?
Отредактированно STEFAN (10.02.2025 19:30:47)

STEFAN написал:
#1638689
раньше Кротов тоже был сторонником гипотезы о волоке именно этих двух малых фрегатов.
Об этом прямо сказано у него в "Балтийском флоте"
STEFAN написал:
#1638689
Считаю, что эти два судна - бомбардирские корабли-"скороспелки" - "буер" "Бир-Драгер" и шмак "Гут-Драгер".
Это надо внимательно посмотреть, где кто был.
STEFAN написал:
#1638689
Они и отличаются немного один от другого.
Изображения довольно мелкие в источнике, может быть погрешность гравера.
STEFAN написал:
#1638694
Кто этот Тихон Лукин? Блоковый мастер?
Да, блочный.

STEFAN написал:
#1638689
Как видно - Кротов считал, что два одномачтовых судна на "плане расположения флотов" - это именно яхты "Святой Дух" и "Курьер". Считаю, что эти два судна - бомбардирские корабли-"скороспелки" - "буер" "Бир-Драгер" и шмак "Гут-Драгер". Они и отличаются немного один от другого.
Начнем с того, что автор/художник гравюры неизвестен. Это верный признак новодела, поскольку мастера всегда писали своё имя на обороте картины или гравюры. Да и вопросы там кругом стоят. Настоящие гравюры полностью конкретизированы. Одна из них.
Далее, художник не был непосредственным свидетелем битвы, поскольку на гравюре ихображен именно план сражения. Вот вся гравюра вцелом. Специально подчеркнул слово яхты.
Причем, эти яхты стоят на якорях носом к Нотебургу, а не бортом. То есть, никакого участия в сражении не принимают. Яхт у русских еще на Ладоге не было. Зато из Кекмхольма 28-го сентября 1702 г в Нотебург прибыли 3 шкута с людьми. 5-го октября шведский майор Лейон также сумел прорваться на небольших судах в крепость. То, что суда стоят у правого берега со стороны Кексхольма, говорит, что они, скорее, шведские. Короче, здесь гадай и гадай. Я же лично полагаю, что художник попросту дорисовал 2 одномачтовых суда для полноты композиции, поскольку лодочки выглядели как-то несерьезно.
Короче, гравюра абсолютно ничего не доказывает.
Отредактированно invisible (11.02.2025 18:00:43)

А.Иванов написал:
#1638738
Это надо внимательно посмотреть, где кто был.
21 июня обо бомбардирских судна прибыли ко флоту (по Крюйсу).
К тому же эти суда вполне аналогичны двум шведским бомбардирам. Вполне возможно - изображения довольно условны. В частности, шведские, если верить их изображению на шведской карте, были двухмачтовыми - по типу кэчей или гукоров.

invisible написал:
#1638762
Начнем с того, что автор/художник гравюры неизвестен. Это верный признак новодела,

И еще по этому "Плану расположения".
Он достаточно условен, состав русской эскадры показан примерно на середину лета, а то и позже. Во всяком случае, в первые дни противостояния в составе эскадры не было брандеров "Этна" и "Везувий" (бывшие сяськие мини-фрегаты), бомбардирских и фрегата "Ивангород" - он показан сзади всех, обрезанным наполовину. Любопытно, что он показан не в линии, а сзади - в резерве?. Кстати, по каким-то причинам он был "недовооружен" - на нем стояло лишь 12 3-фнт. орудий, как на шнявах. Может поэтому его и держали на задворках?
По шнявам - там не все совпадает с парами название-командир. Может быть и ошибка.
Позже в эскадру подошла новая шнява "Фалк" ("Дефалк") - еще одна трехмачтовая (тут кто-то шнявами интересовался).

invisible написал:
#1638762
эти яхты стоят на якорях носом к Нотебургу, а не бортом. То есть, никакого участия в сражении не принимают. Яхт у русских еще на Ладоге не было. Зато из Кекмхольма 28-го сентября 1702 г в Нотебург прибыли 3 шкута с людьми. 5-го октября шведский майор Лейон также сумел прорваться на небольших судах в крепость. То, что суда стоят у правого берега со стороны Кексхольма, говорит, что они, скорее, шведские. Короче, здесь гадай и гадай. Я же лично полагаю, что художник попросту дорисовал 2 одномачтовых суда для полноты композиции, поскольку лодочки выглядели как-то несерьезно.
Короче, гравюра абсолютно ничего не доказывает.
Я не совсем понимаю, а что Вы хотите доказать?
Что никаких судов (фрегатов, яхт, буеров) с Белого моря на Ладогу не перетаскивали? Или, что перетащили, но это была дурная затея (самодурство) Петра I, совершенно не нужная?

STEFAN написал:
#1638780
На карте все написано.
Вы тут сами запутались. Надпись относится к правой вашей картинке (о. Котлин). Левая картинка является частью гравюры неизвестного художника осады Нотебурга. Я привел её полностью. Это фактически план осады крепости.
STEFAN написал:
#1638786
Я не совсем понимаю, а что Вы хотите доказать?
Что никаких судов (фрегатов, яхт, буеров) с Белого моря на Ладогу не перетаскивали? Или, что перетащили, но это была дурная затея (самодурство) Петра I, совершенно не нужная?
Да, я собственно привожу доводы против этого
Никаких российских яхт на Ладоге в 1902 г не было. И волоком никаких судов не тащили. Петр вел только войска. Что касается буеров длиной 9 м, Данков довольно ясно реконструирует этот эпизод и относит его к 1703 году.
Мачтовые суда на гравюре, скорее всего, шведские шкуты.

invisible написал:
#1638862
Вы тут сами запутались. Надпись относится к правой вашей картинке (о. Котлин). Левая картинка является частью гравюры неизвестного художника осады Нотебурга.
Понял. Но это не моя картинка. Я выложил иллюстрацию из публикации Кротова "Осударева дорога" 2011 г. Тогда он ошибочно считал, что перетаскивались "Курьер" и "Св. Дух", и они же принимали участие в обороне Котлина в 1705 г. Позже признал ошибку.
invisible написал:
#1638862
Никаких российских яхт на Ладоге в 1902 г не было. И волоком никаких судов не тащили.
Тут до сих пор спорный вопрос.
С точки зрения целесообразности и соотношения эффективность-стоимость - затея, мягко говоря, спорная. В общем-то нужны были эти суденышки не для осады Нотебурга, а скорее для противостояния шведской флотилии. Она хотя и уходила зимовать в Выборг, но мало ли? - теоретически шведы и могли оставить несколько мелких судов на Ладоге на позднее время.
Собственно, первые мини-фрегатцы "Сясьские" (70 х 20 х 9 голландских футов) и строились для этого (не для Балтики же?), потому то и столь мизерные размеры, при большом числе пушек, пусть и 3-фунтовых. Для меня не совсем понятно, как эти пушки на них собирались размещать. Против шведских мелких посудин - вполне себе "корабли". Вспомните жалкую артиллерию на "фрегатах" "Гедан" и "Астрильд". Другое дело, что их не успели достроить к осени 1702 года.
По поводу возможности самого волока. Теоретически - возможно. Если Царь пожелал - потащили бы, куда делись?
Есть пример куда более "странной" попытки перевода судов на Балтику с другого водного бассейна. Я уже писал в другой ветке, как пытались перевести с Волги, через Волхов и Ладогу полтора десятка крупных судов - "кораблей-флейтов" и шмаков. Собственно, а зачем? Проще другие построить. Это проходило в течении нескольких лет, с колоссальными затратами и привлечением сотен людей. Корабли переводились по рекам, с мачтами и оснасткой, с перетаскиванием через речные пороги! В итоге - провал, перевести не смогли, суда сгнили. Хотя, одну яхту, весьма крупных размеров - до 90 фут. все же умудрились дотянуть до Питера, он потом еще долго служила.
Поэтому две небольшие, в два раза меньшие и в 3 - 4 раза более легкие посудины, при помощи 700 лошадей, полутысячи бурлаков и еще какой-то матери - задача вовсе не фантастическая.

STEFAN написал:
#1638694
Нашел у Берха. Источник ненадёжный.
Но, кажется, в других местах не публиковалось. Письмо Апраксина Петру (февраль 1704 г.). Упоминаются некие яхты, хотя на Сяси подобных судов, если память не изменяет, не строилось.
Оказалось - был не прав. Этот документ опубликован в МИРФ. Но, что интересно - дата у Берха вроде бы ошибочна. Письмо датировано февралем 1703 года!
Опять-таки вопрос - что за яхты? Вроде бы 5 яхт начали строить в начале 1703 года...
