Вы не зашли.

shuricos написал:
#1638586
Почему в 1899, а не в 1898 - сразу после утверждения немецкого Первого Морского закона в апреле 1898?
Стандартный временной лаг тогдашней российской бюрократии ( программа 1890 против 1889 германской, 1898 на фоне полной ясности о японской программе 1895/96гг примерно к началу 1897)
shuricos написал:
#1638586
Нам же, чтобы уравняться с немцами, за тот же срок надо построить и ввести в строй 7 броненосцев.
1902 самый разгар попыток заключения франко-русской морской конвенции, в реале не выгорело, т.к. французы не воспринимали всерьез Балтфлот, ушедший на ДВ почти в полном составе, при А3 это весомая сила в европейских водах, такое не проигнорируешь, будет договоренность в стиле 1893, да и сами немцы планировали не менее половины флота держать к Западу от Ютланда в это время на случай войны против Р-Ф, защита внешне торговли была в приоритете.
shuricos написал:
#1638634
Т.е. никакого противовеса немецким «большим крейсерам» не строим, а по «малым крейсерам» заранее отдаём немцам превосходство в количестве?
полагаю нет, "большие" до "Бисмарка" для колоний и открытого моря, для Балтики были "газелле" при эскадрах, на каждую эскадру по закону 1900 на 8 ЭБР 2 БРКР и 6 3000т для разведки/поддержки, грубо 1 крейсер на 1 ЭБР т.е. на нашу "полуэскадру" по программе 1899 как раз "Баян"+3 3000кр да крейсерское обеспечение ЭБР программы 1895
shuricos написал:
#1638634
Вероятно, наши, как всегда при Александре III, заняли бы выжидательную позицию: и не строили бы третий крейсер для Владивостока - наблюдали бы, что заложат немцы, и потом уже пытались бы построить что-то лучше.
скорее всего часть "диан" в любом случае на ДВ отправят, иначе как то не логично, незамерзающий порт есть, выход в океан есть, а выходить нечем при том, что антианглийская направленность части крейсерских сил флота до 1905 сохранится в любом случае, как бы аналог "Леона Гамбетты" вместо 1 ЭБР программы 1899 не заложили году так в 1900
shuricos написал:
#1638634
Поэтому думаю, что по АИ-Программе-1898 планировалось бы такое строительство дополнительных больших крейсеров:
- достройка 6.000-тонников для Балтики до 6 штук, предусмотренных Программой-1895; из них три «Дианы» уже строятся, значит ещё 3 будут запланированы;
постройка "крейсер против крейсера" всеж сомнительна, количество крейсеров в программе, скорее всего, будет определятся нормой 2 (в идеале очень хотелось) либо 1,2 (реал программы 1898) либо 1 (как у немцев чисто для целей разведки при главных силах) крейсер на 1 ЭБР, учитывая, что у нас программа 1899 грубо на 20% менее реальной 1898 что то надо урезать и скорее всего это будут крейсера
shuricos написал:
#1638634
постройка одного большого броненосного крейсера - чтобы довести Владивостокский отряд до 3 штук, как у немцев; но закладка этого крейсера будет откладываться.
согласен, тогда точно не более 4 ЭБР в 1899-1905 на Балтике (ну может всеж 5 но размером менее реала, "севастополь"-БИС)
Отредактированно charlie (11.02.2025 09:59:03)

Стандартный временной лаг тогдашней российской бюрократии
И да, и нет:
1898 на фоне полной ясности о японской программе 1895/96гг примерно к началу 1897
Это если согласиться с официальной версией, что наша программа-1898 была антияпонской.
Я же склонен думать, что она была замаскирована адмиралами под антияпонскую, потому что на антигерманскую Царь денег бы не дал.
Если же предположить, что она была антигерманской, то срок её разработки и утверждения - 4 месяца (начиная с поступления её проекта в Рейхстаг в ноябре 1897).
Аналогично и Программа-1895.
Когда там она начата разработкой? В марте?
А утверждена когда? В июле?
Ну, вот вам и те же 4 месяца.
Но в целом могу согласиться, что разработка Программы-ответа на Первый Морской закон Второго Рейха могла бы затянуться и до 1899 года.
Ведь спешки нет - у нас и так все мощности заняты завершением Двадцатилетней Программы (то есть - выполнением Программы-1895).

тогда точно не более 4 ЭБР в 1899-1905 на Балтике
Нормально - как раз к 1910 году успеваем (в планах АИ-Программы-1899) построить флот, равный запланированному германскому: 17 ЭБР (начиная с Наварина), плюс два тарана в «материальном резерве».
что то надо урезать и скорее всего это будут крейсера
Это да.
Но я думаю, что урезать будут скорее малые крейсера, чем большие:
- один большой дешевле, чем два маленьких;
- один большой мореходнее, чем два маленьких;
- один большой сильнее, чем два маленьких;
- один большой стабильнее как артиллерийская платформа.
Единственное преимущество двух маленьких перед одним большим - возможность быть одновременно в двух местах, а один большой может быть только в одном.
Но у нас в РеИ при реализации Программы-1898 как раз малые крейсера и порезали (вместо 10 построили 5, да и то - один из них - «Алмаз»).
Если же ещё резать Программу-1898-1905, то за счет броненосцев.
В РеИ эта программа предусматривала достройку трех ЭБР Программы-1895 к 1903 и постройку дополнительных пяти ЭБР (три к 1903 и два к 1905).
Вот эти «три дополнительные к 1903» выбрасываем - к 1903 году достраиваем только те 5, которые заложены в Программе-1895. Причем, все пять - «Пересветы»: всё равно они сильнее «кайзеров» (a.k.a. «Фридрихов III»).
Потом ещё 2 ЭБР строим к 1905.
А потом ещё 5 ЭБР - к 1910.
Отредактированно shuricos (11.02.2025 13:48:48)

что то надо урезать и скорее всего это будут крейсера
И большие крейсера тоже, вероятно, были бы урезаны в АИ Программе-1899 по сравнению с РеИ Программой-1898.
РеИ Программа-1898 предусматривала 10 крейсеров 6-тысячников к 1905.
АИ-Программа-1899 предусматривала бы только 9 (включая четвёртый-шестой крейсера Программы-1895) и только к 1910.
Тогда в 1910 году мы бы имели, как и в немецкой Программе-1898, 14 больших крейсеров:
- Рюрик и Россия
- 3 Дианы
- 3 оставшихся крейсера Программы-1895;
- 5 крейсеров взамен списываемых в 1903-1910 годах (Мономах, Донской, Нахимов, Корнилов, Память Азова);
- один дополнительный крейсер.

shuricos написал:
#1638747
Я же склонен думать, что она была замаскирована адмиралами под антияпонскую, потому что на антигерманскую Царь денег бы не дал.
А что тогда были за полсотни с лишним миллионов рублей, которые получил Г-А в марте 1897? И считать ли это совпадением с происходящей в это же самое время первой попыткой принять в рейхстаге Закон о флоте? 

charlie написал:
#1638719
количество крейсеров в программе, скорее всего, будет определятся нормой
Ну, мы же хотим к 1910 году построить такой же флот, как у немцев.
Соответственно, на то же количество броненосцев - то же количество крейсеров.
charlie написал:
#1638719
на каждую эскадру по закону 1900 на 8 ЭБР 2 БРКР и 6 3000т для разведки/поддержки
Да, похоже, что расчёт у немцев был "1 большой крейсер (не обязательно броненосный) на 4 броненосца (не обязательно эскадренных)".
==================
Например, по Морзакону-1898 у немцев было:
- две эскадры по 8 ЭБР,
- две дивизии по 4 ББО (вероятно, одна в Северное море, другая - на Балтику);
- на эти 24 ЭБР и ББО (+1 флагман) - 6 больших крейсеров "отечественного флота" (в среднем - 2 больших крейсера на 4 броненосца).
По состоянию на 1898-1899 годы мы могли полагать что эти 6 крейсеров будут типа "Виктория Луизе" (пять штук и шестой - "Кайзерин Аугуста") или похожи на них.
Поэтому при принятии нашей АИ Программы-1899 могли решить, что для наших 17 броненосцев достаточно будет иметь тоже шесть больших аналогичных крейсеров: три строящиеся "Дианы" + три "Баяна".
Но к моменту, когда стапеля освобождались бы от "диан" (август-сентябрь 1899 и затем май 1900), стало бы понятно, что немцы решили строить более мощные "большие крейсера" чем "Виктория Луизе", потому что
в декабре 1898 заложен "Принц Генрих" - почти 10 тыс.тонн, 2х240-мм + 5х150-мм в бортовом залпе,
а в апреле 1900 заложили "Принца Адальберта" в те же почти 10 тыс.тонн и 4х210-мм + 5х150-мм в бортовом залпе.
"Баян" (2х203-мм + 4х152-мм в бортовом залпе) уступал им в огневой мощи (хотя и был лучше бронирован).
Поэтому я тут вижу 3 варианта развития событий:
- консервативный - решили бы строить 3 "Баяна" - мол, "Виктории Луизы" у немцев никуда не деваются, пусть "баяны" с "дианами" будут их противовесом; а против "принцев" начали бы проектировать последующие крейсера;
- агрессивный - заказанный "Баян" отменили бы, начали проектировать крейсер в 10 тыс.тонн против "Принцев",
- промежуточный - заказанный "Баян" достроили бы как есть, а последующие крейсера строили бы уже с оглядкой на "принцев".
==================
По Морзакону-1900:
- четыре эскадры по 8 ЭБР,
- на эти 32 ЭБР (+2 флагмана) - 8 больших крейсеров "отечественного флота".
Если мы отказываемся гнаться за таким количеством и ограничиваемся постройкой в среднем одного ЭБР в год, то за 25-летний период службы у нас формируется три эскадры по 8 броненосцев + один флагман.
Тогда:
- придерживаясь нормы "2 больших крейсера на эскадру из 8 ЭБР", мы можем ограничиться всё теми же шестью большими крейсерами на Балтике,
- три больших крейсера для службы на Дальнем Востоке,
- плюс некоторое количество больших крейсеров для противодействия немецким малым крейсерам.
Отредактированно shuricos (11.02.2025 15:37:18)

Аскольд написал:
#1638752
считать ли это совпадением с происходящей в это же самое время первой попыткой принять в рейхстаге Закон о флоте?
Не, там даты не бьются.
55 млн.руб. были выделены 18 марта 1897 г.
Тирпиц стал Статс-секретарём Военно-морского ведомства в июне 1897, а свой Умский меморандум направил Кайзеру только в июле.

shuricos написал:
#1638754
Не, там даты не бьются.
55 млн.руб. были выделены 18 марта 1897 г.
Тирпиц стал Статс-секретарём Военно-морского ведомства в июне 1897, а свой Умский меморандум направил Кайзеру только в июле.
Как это не бьются, когда я про реал написал? И причем тут Тирпиц, когда есть целый Вильгельм? Вот, посмотрите https://militera.lib.ru/research/hallga … h238136094

Аскольд написал:
#1638756
Вот, посмотрите
Действительно, интересная книга. Благодарю!
Но у меня сложилось впечатление, что Высочайшее повеление 18 марта 1897 г. о выделении 55 млн.руб. было вызвано отнюдь не очередными (не первыми и не последними) разговорами об усилении германского флота, а подготовкой к Босфорской операции:
Для обсуждения этой записки, 23 ноября 1896 года в Царском Селе состоялось под председательством Николая II совещание, с участием министров — военного, финансов, иностранных дел, управляющего морским министерством, посла в Константинополе и начальника Главного Штаба.
Спойлер :Согласно решений, принятых в заседании 23 ноября 1896 года, были также сделаны и распоряжения о приготовлении Черноморского флота и экспедиционного отряда к выполнению десантной операции.
8-го января 1897 года под председательством вел. кн. Алексея Александровича при участии военного министра, управляющего морским министерством и других лиц военного и морского ведомств состоялось особое совещание, которое постановило: «для ближайшей подготовки всех средств, требуемых десантной операцией, выделить из существующей комиссии по обороне Черноморского побережья, особую исполнительную комиссию под председательством вице-адмирала Копытова{26} с участием в ней представителей сухопутного ведомства».Спойлер :Протокол этого совещания был одобрен 11-го января 1897 года.
Того же 11 января военный министр Ванновский сделал царю доклад об организации самой десантной операции, сущность которой сводилась к следующему:Спойлер :20 января 1897 года Копытов донес генерал-адмиралу, что он приступил к выполнению задач по подготовке десантной операции.
8 февраля 1897 года Копытов телеграфировал генерал-адмиралу: «целью возложенной на меня десантной операции определено исключительно занятие верхнего Босфора, но ныне в письме управляющего морским министерством от 4 февр. я поставлен в известность о принятых на совещании министров решениях и мне сообщено, что я обязан быть готовым на всякие случайности и на возможность противодействия со стороны Англии или войны, по меньшей мере только с нею, если еще не с флотами тройственного союза. Для возможного противодействия противникам я должен буду немедленно по прибытии заградить пролив минами и прекратить в нем торговое движение; в случае, если заграждения ожиданиям не ответят, я нахожу опасным прибытие с флотом одновременно и десанта при столь усложнившихся условиях предстоящих действий».
На это он получил ответ управляющего морским министерством адм. Тыртова: «условия занятия верхнего Босфора остаются прежние; условия ничем не усложнились, пункт моего письма предполагает худшее, но мало вероятное».
Между тем, напряженное положение на Балканах грозило ежеминутными осложнениями.
Письмом 24 марта 1897 года управляющий морским министерством сообщил Копытову, что в виду весьма возможной войны Греции с Турцией является вероятность десантной операции, но в иных условиях. Учитывалось, что успех будет, вероятно, принадлежать Турции и ее войска вступят в пределы Греции, при чем Европа будет вынуждена остановить Турцию.
Наиболее действительным для этого средством явится вступление европейских держав в Дарданеллы, а может быть и в Константинополь. В этом случае нам предстоит, конечно, без согласия европейских держав, выйти с Черноморским флотом в Босфор и занять его укрепления десантом».
https://militera.lib.ru/h/petrov_ma/03.html
Однако опубликованные документы позволяют утверждать, что основной проблемой осуществления десанта на Босфор называлось все же отсутствие достаточного количества транспортных средств для одновременной переброски как минимум двух дивизий с артиллерией, боезапасом и снаряжением. Тем не менее эти транспортные средства имелись — пароходы Добровольного флота и РОПиТа вполне могли справиться с такой задачей. Проблема была в другом: для мобилизации пароходов и удержания их в портах Одессы и Севастополя нужны были немалые деньги
https://history.wikireading.ru/hMpZWQBc … s119785686
Хотя, вот Госконтроль указывает, что в марте 1897 как раз средства именно на судостроение выделялись https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_0000 … heme=white
Мол, на 1897 год на судостроение выделялось всего 9,5 млн.руб. (+2 млн. переносилось неизрасходованных с прошлых лет). Конечно же, это крайне недостаточно!
Ведь у нас в постройке 3 крейсера типа "Паллада", два броненосца типа "Пересвет", канонерка "Гиляк", а крупнейший эллинг Балтики (Каменный Балтийского завода) вовсе простаивает почти год!
Но и в этом случае получается, что дополнительные средства, выделенные в марте 1897 - это не какой-то экстренный случай, а просто финансирование текущей Программы, на которую почему-то выделили какую-то совершенно мизерную и явно недостаточную сумму.
Отредактированно shuricos (11.02.2025 18:44:03)

shuricos написал:
#1638766
Действительно, интересная книга. Благодарю!
Но у меня сложилось впечатление, что Высочайшее повеление 18 марта 1897 г. о выделении 55 млн.руб. было вызвано отнюдь не очередными (не первыми и не последними) разговорами об усилении германского флота, а подготовкой к Босфорской операции
Всегда пожалуйста!
Указанные 55 млн. рублей были выделены конкретно на судостроение, причем на несколько лет вперед, т.е. никак не на "единовременное удержание пароходов".

Аскольд написал:
#1638768
55 млн. рублей были выделены конкретно на судостроение, причем на несколько лет вперед
Вероятно, часть этой суммы приходилась и на постройку "Потёмкна".
Он как раз в конце 1897 заложен.
То есть, определённая связь с возможной в будущем Босфорской операцией могла-таки быть.

shuricos написал:
#1638754
Не, там даты не бьются.
Закон о флоте был принят на месяц позже утверждения Программы 1898. Считаете, что адмиралы были уверены, что в этот раз рейхстаг всё утвердит и решили заранее перестраховаться, приняв "антигерманскую программу"?

shuricos написал:
#1638769
в конце 1897 заложен.
Кстати, нет - работы начались раньше:
7 июля 1897 года в Николаевском адмиралтействе под руководством вернувшегося из столицы Шотта началась разбивка нового броненосца на плазе. В этот же день на двух баржах из Одессы доставили первую партию корпусного металла, привезенного с Ижорского завода морем вокруг Европы.
https://dzen.ru/a/Xei24wvgCgCuTs6m?yscl … 8689809711
Т.е. к началу июля сталь не только заказали и изготовили, но и доставили морем из СПб в Одессу и из Одессы в Николаев.
А в бюджет 1897 года строительство "Потёмкина" не попало, видимо, потому, что проект был ещё не готов:
К концу года в Севастополе закончили разработку двух проектов. Первый предусматривал установку башен, аналогичных тем, которые были установлены на «Трех Святителях» и имели гидравлический привод. Корабль должен был иметь несколько вспомогательных котлов, установленных отдельно. Второй проект, более отвечавший требованиям Морского технического комитета, включал в себя новые башни главного калибра с электрическим приводом, подобные тем, которые были разработаны для балтийского броненосца «Петропавловск».
Вице-адмирал Копытов, которому первый проект понравился больше, обязал инженера Шотта выехать в Петербург, где представить оба проекта и доложить мнение командования Черноморского флота. В недрах Морского технического комитета тоже не теряли времени даром и разработали собственный проект. Состоялись рассмотрения: одобренный вице-адмиралом Копытовым вариант был отвергнут, и соревнование продолжилось между оставшимися двумя.
И самого Шота, и сотрудника чертежной кораблестроительного отдела П. А. Гагарина, автора «питерского» проекта, подгоняли начальство, время и обстоятельства. После спуска на воду броненосца «Ростислав» в Николаеве эллинг №7 пустовал уже седьмой месяц. В итоге весной 1897 года победил доработанный проект инженера Шотта.

shuricos написал:
#1638769
Вероятно, часть этой суммы приходилась и на постройку "Потёмкна".
Он как раз в конце 1897 заложен.
То есть, определённая связь с возможной в будущем Босфорской операцией могла-таки быть.
С Босфором никак не связано. Вы сами выше удивлялись проектной стоимости кораблей по Программе 1895. Просто поняли, что корабли выходят дороже, отчего и попросили добавки средств. Выделение средств совпало с голосование в рейхстаге по морскому бюджеты. Такое же совпадение как и "одновременное" принятие в 1898 Программы для нужд ДВ и Закона о флоте. По истории проектирования бородинцев вообще четко видна антияпонскость программы. Тут уж скорее стоит задуматься о направленности Программы 1895 года.

Аскольд написал:
#1638772
Закон о флоте был принят на месяц позже утверждения Программы 1898. Считаете, что адмиралы были уверены, что в этот раз рейхстаг всё утвердит
Да.
https://vestnik43.ru/assets/mgr/docs/vgo/3(31)2023/8.-sinegubov-shilov.pdf
Решение судьбы законопроекта о флоте, по утверждению российского посла в Берлине
Н. Д. Остен-Сакена, находилось в руках католического Центра [2, л. 334]. В ноябре 1897 г. ан-
тифлотские настроения членов Центра казались еще достаточно сильны для того, чтобы от-
вергнуть проект Тирпица. Тем не менее это не давало повода для сомнений морскому мини-
стру, так как «проницательные умы Центра не совершат политическую ошибку и не отверг-
нут морской проект» [9, с. 149].
...
6–9 декабря 1897 г. состоялось первое чтение законопроекта о флоте.
От себя напомню - наше совещание по судостроительной программе состоялось сначала 12 декабря, затем 27 декабря 1897. https://militera.lib.ru/h/petrov_ma/02. … 0822309440
Так что же там Центр?
А вот:
Лидер Центра не отвергал законо-
проект «в принципе», предложенная реформа флота скорее ему более симпатична.
...
Меринг назвал выступление Либера «падением Центра».
...
Тирпиц мог быть доволен выступлением вождя Центра. Присутствующий в рейхстаге
Остен-Сакен заметил «одобрительное отношение» морского министра к его речи [2, л. 335].
Т.е. уже в начале декабря 1897 было понятно, что Законопроект имеет большие шансы на успех.
Этим, на мой взгляд, и были вызваны совещания 12 и 27 декабря 1897.
Далее:
24 февраля 1898 г. начала работу бюджетная комиссия рейхстага, многие члены кото-
рой находились под сильным влиянием пропагандистской кампании. В адрес комиссии по-
ступило 165 петиций с требованием одобрить правительственный законопроект [30, p. 194].
В центре внимания вновь встал вопрос соглашения с Центром. Либер, для которого поддерж-
ка правительства была решенным делом, старательно демонстрировал своим товарищам по
партии свою неуступчивость.
...
В результате голосования законопроект о флоте был принят членами бюджетной
комиссии 19-ю голосами против 8
У нас же:
Вследствие несогласия морского министерства с доводами Витте, 20 февраля 1898 года состоялось заседание под председательством царя, которое окончательно постановило дать морскому министерству 200 м. р., с рассрочкой отпуска этой суммы до 1905 года, при чем теперь же ассигновать 90 м. р., с дальнейшим отпуском по 16–20 мил. ежегодно по 1904 год включительно.
https://militera.lib.ru/h/petrov_ma/02. … 0822309440
Штука в том, что 20 февраля 1898 года по старому стилю - это 1 марта.
То есть, спустя почти неделю после того, как бюджетный комитет Рейхстага большинством голосов утвердил законопроект о флоте.
Голосование в Рейхстаге 23-26 марта 1898 года было уже чистой формальностью.
И уж, тем более, утверждение бундесратом:
в согласии которого «никто не сомневался»
Я не исключаю, что могу ошибаться.
Я лишь излагаю факты.
Совпадения дат могут быть, конечно же, всего лишь совпадениями:
Отредактированно shuricos (11.02.2025 19:52:17)

Аскольд написал:
#1638774
Тут уж скорее стоит задуматься о направленности Программы 1895 года.
А что с нею не так?
Явно антигерманская - 5 пересветов против 5 "фридрихов III".
Не против же японских двух броненосцев строить такую ораву! А то, что наша Программа-1895 была принята раньше, чем японская Программа-1895 была подготовлена - мы с Вами уже выяснили

И, кстати, касательно совещания 12 декабря 1897 - что там у нас первым пунктом?
Совещание высказалось:
1) «Германия ныне вступила на путь более деятельной политики на отдаленном востоке и уже отправила в эти воды часть своих сил, в будущем будет к тому вызвана в еще большей степени, и таким образом облегчит нашу задачу на Балтийском море. [49]
2) По духу нашей политики на Балтийском море представляется возможным ограничиться лишь соображениями в предвидении войны оборонительной.
3) Преследование двух кораблестроительных программ — быть в должной мере сильными на Балтийском море и превосходить хотя бы немного японцев на отдаленном востоке — даже и при наличии денежных средств потребовало бы столь громадной кораблестроительной деятельности, каковая представляется решительно невозможной.
То есть, учитывалась возможность столкновения с Германией на Дальнем Востоке, а именно - в Жёлтом море, где немцы заняли Циндао, а мы - Порт-Артур.

Аскольд написал:
#1638774
По истории проектирования бородинцев вообще четко видна антияпонскость программы.
Что именно Вы имеете в виду?
Наличие 12" ГК при том, что у немцев даже и на Виттельсбахах сохранялись 240-мм?

shuricos написал:
#1638779
От себя напомню - наше совещание по судостроительной программе состоялось сначала 12 декабря, затем 27 декабря 1897
Но перед этим разве ничего не было, никаких подготовительных мероприятий?
shuricos написал:
#1638779
Т.е. уже в начале декабря 1897 было понятно, что Законопроект имеет большие шансы на успех.
А, например, предварительная записка о положении на ДВ была от 20 ноября 1897.
shuricos написал:
#1638781
А что с нею не так?
Явно антигерманская - 5 пересветов против 5 "фридрихов III".
Не против же японских двух броненосцев строить такую ораву!
Ну, как, принимается в момент обострения на ДВ. В том же 1894 году даже Витте говорит о необходимости усилить флот на Тихом океане.
Корабли обшиты медью, запас топлива не для Балтики.) И когда принято решение о строительстве целой пятерки "кайзеров"? Причем немцы не просто дополнительные пять эбров строят, а, в т.ч., и замещающие.
shuricos написал:
#1638783
И, кстати, касательно совещания 12 декабря 1897 - что там у нас первым пунктом?
Совещание высказалось:
1) «Германия ныне вступила на путь более деятельной политики на отдаленном востоке и уже отправила в эти воды часть своих сил, в будущем будет к тому вызвана в еще большей степени, и таким образом облегчит нашу задачу на Балтийском море. [49]
2) По духу нашей политики на Балтийском море представляется возможным ограничиться лишь соображениями в предвидении войны оборонительной.
3) Преследование двух кораблестроительных программ — быть в должной мере сильными на Балтийском море и превосходить хотя бы немного японцев на отдаленном востоке — даже и при наличии денежных средств потребовало бы столь громадной кораблестроительной деятельности, каковая представляется решительно невозможной.
Выделил правильно.)
shuricos написал:
#1638783
То есть, учитывалась возможность столкновения с Германией на Дальнем Востоке, а именно - в Жёлтом море, где немцы заняли Циндао, а мы - Порт-Артур.
Вообще нет!
shuricos написал:
#1638785
Что именно Вы имеете в виду?
Наличие 12" ГК при том, что у немцев даже и на Виттельсбахах сохранялись 240-мм?
Да, в частности. Также, например, запас угля в ТТЗ - 2000 тонн.
Слишком конспирологически у Вас получается - при новом морском министре, при наличии на совещании адмиралов "партии ВКАМа", принимается решение о численном составе флота на ДВ, оставляя де-факто Балтику голой и это антигерманская программа?!

Аскольд написал:
предварительная записка о положении на ДВ была от 20 ноября 1897.
Имеете в виду эту записку?
Всеподд. записка министра ин. дел (23) 11 ноября 1897 г.
Спойлер :
Так в ней речь идет только о занятии Квантуна в ответ на занятие Германией Циндао. Лишь вскользь упоминается:
Если тот острый кризис, который в 1895 воду побудил вице-адмирала Тыртова 2-го добиваться открытия Киао-чао и миновал, — миновал настолько, что наши суда, как сообщает управляющий морским министерством, могли снова провести зиму 1896—97 гг. в Нагасаки и других портах Японии, то общее положение дел на Крайнем Востоке, созданное последствиями китайско-японского столкновения и нашего вмешательства в пользу Китая, не только не изменилось, но все более и более принимает определенный характер, указывающий на безусловную необходимость для России быть готовой ко всяким неблагоприятным случайностям. Для достижения же этой цели нам необходимо содержать в Тихом океане значительный флот и иметь в своем полном распоряжении удобный для зимних стоянок, вполне оборудованный и обильно снабженный, порт.
Никакие параметры будущего состава флота не предлагаются.
И даже речи нет о некоем дополнительном судостроении.
Такие параметры будут сформулированы только на Особом совещании 27 декабря 1897 г.
Отредактированно shuricos (12.02.2025 09:43:46)

Аскольд написал:
Корабли обшиты медью, запас топлива не для Балтики.
Аскольд написал:
запас угля в ТТЗ - 2000 тонн
Так и в 1881 было то же:
в случае отдельных столкновений с Китаем или Японией при мирных отношениях с европейскими державами, предстоит откомандирование в воды Тихого океана эскадры из состава Балтийского и Черноморского флотов. Для ограждения же общих интересов, политических и торговых, России необходимо располагать в водах Тихого океана достаточным количеством крейсеров, которые могли бы, в случае столкновения с европейскими державами, серьезно угрожать торговле, [26] нападая на их коммерческие суда, склады и колонии
Следуя Вашей логике, 18 балтийских и 8 черноморских броненосцев по Программе-1881 - тоже против Японии. 
Отредактированно shuricos (12.02.2025 09:53:02)

Причем немцы не просто дополнительные пять эбров строят, а, в т.ч., и замещающие.
Для нас это не имеет существенного значения - старые батарейные броненосцы (как немецкие, так и наши) имеют исчезающе низкое военное значение.
В 1895 году в зачёт брать имеет смысл:
- у немцев 4 Саксена и 4 Бранденбурга (даже «Ольденбург» - никчемный кусок железа);
- у нас 3 тарана (включая Гангут) и 5 полтавоидов (включая Наварина и Сисоя); Петра можно брать в расчет в той же мере, что и Ольденбург.
Паритет.
Появление «Фридрихов» нарушает этот паритет.
Для его восстановления мы и закладываем «Пересветы».
Отредактированно shuricos (12.02.2025 10:19:24)


shuricos написал:
#1638814
Никакие параметры будущего состава флота не предлагаются.
А вот параметры будущего ВМФ Франции, предложенные еще в 1891 г. и утвержденные 1 ноября 1894 г.:
Европейский флот:
24 ЭБР (4х6 ЭБР)
12 КР 1 ранга
2 быстроходных КР 1 ранга
12 КР 2 ранга
12 КР 3 ранга
1 КР - носитель 8 миноносок
12 минных КР
16 мореходных миноносцев
Береговая оборона:
14 ББО
30 торпедных авизо
200 миноносцев 1 ранга
Заморский флот:
12 КР 1 ранга (флагманы)
12 КР 2 ранга
12 КР 3ранга
12 авизо 1 ранга
12 брон. канонерок
Флотилия:
12 авизо 2 ранга
4 авизо 3 ранга
22 малые канонерки

Аскольд написал:
#1638807
когда принято решение о строительстве целой пятерки "кайзеров"?
Насколько я помню (сейчас не могу пока найти источник), строительство пяти броненосцев предполагалось изначально.
Проблема была в выделении средств Рейхстагом.
Так и у нас все кораблестроительные программы были скорее "рамочными":
Во время самого осуществления программы, вследствие недостатка в средствах, она фактически еще была уменьшена как в количественном отношении, так и в смысле понижения стоимости судов за счет понижения их боевых качеств. [33]
Таким образом, программа 1881 года, имевшая своей конечной целью достичь превосходства перед Германией на Балтийском море, к 1895 году, благодаря отсутствию средств, изменений и сокращений, была выполнена лишь частично
https://militera.lib.ru/h/petrov_ma/02. … d568861486
Так и в Программе-1895 запланировали 5 броненосцев, а заложили в 1895 году только два - "Пересвет" и "Ослябю".
Очевидно, при этом руководствовались тем, что из пяти немецких броненосцев финансирование и заказы были выданы на тот момент пока только на два броненосца:
Вследствие этого первый из вновь строящихся кораблей стал темой многих дебатов в рейхстаге, которые в 90-х годах проходили при непосредственном участии статс-секретаря имперского морского ведомства Хольмана. При этом Хольман в противоположность высшему командованию военно-морского флота – с неохотой отстаивал необходимость постройки броненосцев такого типа. В результате первый корабль этой серии появился лишь в бюджете 1893-94 гг., а запрос о финансировании следующего корабля этой серии включили только в бюджет 1894-95 гг., поскольку изначально в бюджете 1893-94 гг. это было отклонено рейхстагом.
https://military.wikireading.ru/33295
Заказ на третий броненосец типа "Фридрих III" был выдан и строительство начато ещё до утверждения Первого Закона о флоте - по ранее согласованному Рейхстагом бюджету:
22 января 1898 г. на стапеле судостроительного завода «Фридрих Крупп Германия-верфь» в Киле заложили киль третьего броненосца серии «Эрзац Кёниг Вильгельм», строительный N79, впоследствии «Кайзер Вильгельм дер Гроссе».
Новинкой Закона-1898 как раз был отказ от таких вот единичных и непостоянных согласований Рейхстага - финансирование выделялось сразу на несколько лет: Тирпиц просил на 7 лет, но из-за партийных всяких заморочек Рейхстаг его сократил до 6 лет (чему сам Тирпиц был только рад, конечно же).
Отредактированно shuricos (12.02.2025 11:25:05)


На новое судостроение в Германии отвечала не столько Россия, сколько Франция.
