Вы не зашли.
"Апраксин" был построен в Новом Адмиралтействе в большом Деревянном эллинге.
Вот данные по этому эллингу:
Размеры эллинга по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева – первоначальная длина 285 футов (86,87 м), полная ширина здания 118,5 фута (36,12 м), ширина между средними колоннами в свету 76 футов (23,16 м), полная высота до конька крыши 86 футов (26,21 м), высота от уровня земли до затяжки стропил 67,5 фута (20,57 м).
В 1861 году эллинг реконструирован – длина его стапеля увеличена до 374 футов (114,0 м).
https://stvolar.livejournal.com/145941.html
В соседней теме мы выяснили, что:
shuricos написал:
#1637415
для "удобства" ширина судна должна быть на 7 футов 2,13 м меньше, чем ширина эллинга в свету
Т.е. ширина корабля, который мог быть построен в большом Деревянном эллинге Нового Адмиралтейства, могла составлять до 69 футов = 21,03 м.
Несмотря на то, что длина эллинга составляла только 114 м, но в нём была построена "Аврора" длиной 126,8 м - оконечности выступали за пределы эллинга.
По сути дела, тут можно было построить вполне полноценный эскадренный броненосец.
Или броненосный крейсер размеров "Асамы":
Водоизмещение 9710 т
Длина 124,1 м
Ширина 20,5 м
Осадка 7,42 м
Но на тот момент времени посчитали, что ЭБР или БрКр не нужен - строящиеся броненосцы обеспечат паритет с Германией - и ладненько.
При этом кораблестроительная программа-1890 года предусматривала постройку ББО, из которых пока только 2 были построены.
Вот и заложили ББО "Апраксин".
Причём, в виду выяснившейся перегрузки и увеличившейся осадки решили:
- за счёт применения более прочной гарвеевской брони (вместо сталеникелевой) удалось сократить толщину бронепояса,
- в кормовой башне оставить только одно 10" орудие.
Но, может быть, был другой выход?
Если мы всё равно строим корабль в большом эллинге, то, возможно, следовало бы увеличить его длину и ширину, чтобы снизить осадку?
shuricos написал:
#1640830
Если мы всё равно строим корабль в большом эллинге, то, возможно, следовало бы увеличить его длину и ширину, чтобы снизить осадку?
Ширину увеличить - понятно. осадку уменьшить - понятно.
Но зачем увеличивать длину ББО?
Меньше длина - легче корпус, меньше вес бронепояса.
Меньше длина - лучше маневренность.
Больше длина - выше скорость. Но зачем высокая скорость ББО?
Отредактированно адм (04.03.2025 12:45:44)
Ещё есть параллельный вопрос по несостоявшемуся броненосцу 1900 года - "Адмирал Бутаков":
Вот его данные:
Проект «броненосца береговой обороны водоизмещением 5985 т»* был полностью оригинальным и весьма продуманным в тактическом и конструктивном отношениях. [* РГАВМФ. Ф. 876. Оп. 30. Д. 391.] Основные элементы корабля по проекту были следующие:
Водоизмещение, т.......................5985
Длина по ватерлинии, м....................103,6
Ширина, м...........................18,0
Его строительство тоже предполагалось в Новом Адмиралтействе, даже начата разбивка на плазе.
Вряд ли он мог быть построен в Малом Каменном эллинге:
Построен в 1833-1838 годах, действовал как минимум до 1909 года.
Размеры эллинга по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева – полная длина 292 фута (89,0 м), наибольшая ширина 91 фут (27,74 м), ширина в свету 70,8 фута (ширина 21,58 м), ширина между дамбами 52 фута (15,85 м).
https://stvolar.livejournal.com/145941.html
Вот это непонятное ограничение "между дамбами", вероятно, ограничивало ширину - в этом эллинге ничего более широкого, чем 52 фута, не строилось.
А "Бутаков" должен был быть 18 метров шириной.
Отсюда делаю вывод, что "Бутаков" должен был быть построен тоже в Большом Деревянном эллинге - как раз в 1900 году его освобождала "Аврора".
При этом Малый Каменный эллинг Нового Адмиралтейства пустовал с сентября 1897 года, когда с него спустили "Гиляка", до января 1903 года, когда там заложили "Волгу".
=============
Может быть, имело смысл "вписать" габариты "Бутакова" в габариты Малого Каменного эллинга?
Ведь габариты "Ушаковцев" туда вписывались и даже один из них был там построен.
Не замахиваться на 6 тыс.тонн, а ограничиться меньшим водоизмещением?
Отредактированно shuricos (04.03.2025 13:07:57)
адм написал:
#1640832
зачем увеличивать длину ББО?
Давайте прикинем.
Длина "Апраксина" - 86,4 м.
Коэффициент общей полноты - 0,58.
L = 5,43.
Если увеличить ширину до предела (21 м), то отношение длины к ширине уменьшится до 4,11.
Очень уж "толстенький" - ухудшается гидродинамика.
Чтобы иметь такую же скорость, как у "Ушакова", придётся увеличивать мощность силовой установки. Может быть, даже очень сильно.
Поэтому я бы предложил сохранить L на уровне ~5,43.
Соответственно, если мы увеличиваем ширину, то придётся увеличить и длину.
адм написал:
#1640832
осадку уменьшить - понятно
Кстати, вот что заметил - проектная осадка у этих наших ББО должна была составить 5,2 м, т.е. 17'1".
Это подозрительно похоже на глубину Моонзундского пролива.
Неужели предполагалось, что они должны были иметь возможность прохода здесь?
Думаю, вряд ли - судя по карте 1869 года, в Моонзундском проливе минимальные глубины фарватера как раз 17 футов. Чтобы пройти тут, надо иметь меньшую осадку.
Т.е. ББО с нормальным водоизмещением тут пройти не могли бы. Но могли быть проведены (например, буксирами) в разгруженном состоянии (без угля, может быть, и без других припасов, включая боекомплект). Это не очень удобно, но теоретически возможно.
Либо же мог рассматриваться вариант углубления фарватера в Моонзундском проливе.
shuricos написал:
#1640835
Если увеличить ширину до предела (21 м), то отношение длины к ширине уменьшится до 4,11.
Очень уж "толстенький" - ухудшается гидродинамика.
Чтобы иметь такую же скорость, как у "Ушакова", придётся увеличивать мощность силовой установки. Может быть, даже очень сильно.
Если взять размерения 90х21х4,5 то при коэффициенте полноты 0,66 получится водоизмещение 5500 тонн.
За счет ширины можно поставить больше котлов, не 4, а 6 на 8600 л.с., при этом не увеличивая длину цитадели.
Котлы весили 272 тонны - будет 408. Машины 238 - будет 357. Всего прибавка по КМУ - 250 тонн и +200 тонн на дополнительный уголь.
Остальное - на усиление среднего калибра.
Отредактированно адм (04.03.2025 13:12:22)
адм написал:
#1640839
90х21х4,5
Осадка 4,5 м (14'9") - это очень круто: можно входить в Западную Двину (16' на баре) без дополнительной подготовки.
Не говоря уже о том, что можно ходить Моонзундским проливом без углубления его фарватера (17').
И свободно можно пользоваться Либавой (22') и Виндавой (20'), если понадобится.
Отредактированно shuricos (04.03.2025 13:19:36)
shuricos написал:
#1640835
Если увеличить ширину до предела (21 м), то отношение длины к ширине уменьшится до 4,11.
Очень уж "толстенький" - ухудшается гидродинамика.
У мелкосидящих кораблей, у которых большое соотношение ширины к осадке настолько изменяется характер обтекания, что обычное длина/ширине уже может не играть значительной роли.
Альтернативный "Апраксин" ? Те же размеры, тоже водоизмещение. ГБП 229мм вместо 254мм, зато противоосколочная броня центральной цитадели. Вооружение: 2-1х305мм АУ ГК, 6-120мм пушек в центральной батареи.
shuricos написал:
#1640840
Осадка 4,5 м (14'9") - это очень круто: можно входить в Западную Двину (16' на баре) без дополнительной подготовки.
Не говоря уже о том, что можно ходить Моонзундским проливом без углубления его фарватера (17').
И свободно можно пользоваться Либавой (22') и Виндавой (20'), если понадобится.
А вот уж позвольте вопрос "дилетанта" - а почему бы и не сделать ширину в 22 м, вместо 21-го? Или нам уже настолько уж "критично", чтобы в "шхерах Оланда и Моонзунда" непременно выдерживать скорость в 15-16 узл, но уж никак в 12-14?!
CVG написал:
#1640842
Те же размеры, тоже водоизмещение. ГБП 229мм вместо 254мм, зато противоосколочная броня центральной цитадели. Вооружение: 2-1х305мм АУ ГК, 6-120мм пушек в центральной батареи.
1. У "Апраксина" толщина ГБП была 216 мм.
Предлагаете поднять до 229 мм?
2. У "Апраксина" центральная цитадель совсем не бронирована.
Предлагаете забронировать?
3. У "Апраксина" 4х120-мм.
Предлагаете увеличить до шести?
===========
Так что, никак не получается "то же водоизмещение" - будет сильно больше!
Ольгерд написал:
#1640849
почему бы и не сделать ширину в 22 м
Потому что:
shuricos написал:
#1640830
ширина корабля, который мог быть построен в большом Деревянном эллинге Нового Адмиралтейства, могла составлять до 69 футов = 21,03 м.
Отредактированно shuricos (04.03.2025 14:39:55)
адм написал:
#1640839
Если взять размерения 90х21х4,5 то при коэффициенте полноты 0,66 получится водоизмещение 5500 тонн.
А что, если ограничиться шириной в 17,98 м - как у "Динь-Юаня", который гарантированно помещался в Порт-Артурский док?
Понятно, что в 1894 году ещё ни о каком занятии нами Порт-Артура и речи никто не вёл.
Понятно, что в РеИ ББО в Порт-Артур не попали.
Но давайте просто прикинем.
Длину определим по соотношению длины к ширине как у "Ушаковых" 5,43.
Тогда длина получится 97,63 м.
Осадку примем в 4,57 м - 15 футов, т.е. проходит в Западную Двину и Моонзундский пролив.
КОП примем пусть даже не 0,66, а 0,6.
Тогда водоизмещение получится 4.813 тонн.
Т.е. вполне как у "Сенявина" (с 4х10" и с толстым поясом).
Правда, длина получается на 11 м больше. Если хотим забронировать весь пояс, то это потребует дополнительного веса брони, либо придётся делать броню тоньше.
Зато за счёт такого увеличения длины можно увеличить котельные отделения в 1,5 раза.
shuricos написал:
#1640840
Осадка 4,5 м (14'9") - это очень круто
Тут, правда, есть большая проблема.
От киля до броневой палубы (над котельными и машинными отделениями) на "Ушаковцах" - 6,5 м.
Если мы уменьшаем осадку до 4,5 м, то КО и МО будут на 2 метра выше ватерлинии.
Это всё придётся серьёзно бронировать.
Либо же придётся брать удвоенную силовую установку от "Казарского" - у него как раз 4,5 м от киля до верхней палубы.
Т.е. на нашем альтернативном "Апраксине" такая силовая будет целиком ниже ватерлинии.
Мощность получится 2х3500 = 7000 л.с.
На "Апраксине" было 5763 л.с.
Причём, она даже компактнее получится:
- на "Апраксине" длина КО и МО совокупная - более 30 м,
- на "Казарском" - около 20 м.
Чудовищная экономия на длине цитадели получается!
Т.е. никакого увеличения на 10 метров не требуется - наоборот, можно сократить на 10 метров!
Отредактированно shuricos (04.03.2025 15:14:09)
shuricos написал:
#1640840
Осадка 4,5 м
Если же:
- ставить себе менее амбициозные цели, а ограничиться проектными 5,2 м осадки,
- сохранить проектный КОП=0,58 и проектный L=5,43,
- постараться реализовать фактическое водоизмещение 4800 тонн,
тогда получится длина 93 м (против 86,4 у "ушаковцев") и ширина 17,1 метра (против 15,9 у "ушаковцев").
==================================
Если при этом мы сохраняем ту же силовую, которая была на "ушаковцах", то получится, что она будет "торчать" над ватерлинией на 1,3 метра!
По проекту же ГБП должен был возвышаться над ватерлинией на 0,9 м, т.е. осадка должна была составить 5,6 м.
Для получения такой осадки при тех же КОП и L, при том же в/и=4800 т, размеры корабля получатся 89,6 х 16,5 м.
shuricos написал:
#1640852
...шириной в 17,98 м - как у "Динь-Юаня" ...
...длина получится 97,63 м.
Осадку примем в 4,57 м
...
...длина получается на 11 м больше...
shuricos написал:
#1640853
... придётся брать удвоенную силовую установку от "Казарского"...
... она даже компактнее получится ...
Т.е. никакого увеличения на 10 метров не требуется - наоборот, можно сократить на 10 метров!
Получается, что у нас в корпусе образуется значительно больше места, чем было на "ушаковцах":
1. за счёт увеличения ширины корпуса на 2,1 м,
2. за счёт увеличения длины корпуса на 11,2 м,
3. за счёт сокращения длины силовой установки на 10 м.
Соответственно, можно убрать под верхнюю палубу то, что ранее находилось в надстройке:
В центральной части корпуса находилась надстройка длиной 42,6 м, собиравшаяся из 9,5-мм стальных листов. Там размещались складские помещения, оружейная, офицерский и матросский камбузы, а также походная церковь.
Соответственно, размер надстройки можно радикально сократить.
Это уменьшит верхний вес и силуэт корабля.
shuricos написал:
#1640853
От киля до броневой палубы (над котельными и машинными отделениями) на "Ушаковцах" - 6,5 м.
... придётся брать удвоенную силовую установку от "Казарского" - у него как раз 4,5 м от киля до верхней палубы.
Получается, если на "ушаковцах" над ватерлинией на 0,9 м возвышался бронепояс до бронепалубы, а выше располагался твиндек высотой 2,5 м, что в сумме давало высоту борта над ватерлинией в 3,4 м,
то после того, как мы заменим силовую установку на менее высокую (примерно такую, как на "Казарском"), наша броневая палуба окажется фактически на уровне ватерлинии, а подволок расположенного на броневой палубе твиндека окажется на высоте 2,5 м над ватерлинией.
Соответственно, там же окажется и верхняя палуба. Не низковато ли?
На "Ушаковцах" нижний край поворотной части башен расположен на высоте 4,5 метра над конструктивной ватерлинией.
Если мы на нашем АИ-"Апраксине" оставим башни на той же высоте, то мы могли бы разместить целых два твиндека. Т.е.:
1. Броневая (жилая) палуба на уровне ватерлинии.
Тут мы размещаем всё, что в РеИ-Апраксине" размещалось на броневой (жилой) палубе.
Высота твиндека тут будет 2,2 м.
2. Над броневой палубой размещается верхняя (батарейная) палуба на высоте 2,2 м над ватерлинией.
Тут размещаются помещения, которые в РеИ-"Апраксине" размещались в надстройке, в т.ч. казематы 120-мм пушек.
3. Над батарейной палубой размещается полубак, продолжающийся от форштевня до барбета кормовой башни.
Палуба полубака (сливающаяся со спардеком, как на "ПоПерОслях" или "бородинцах") расположена на высоте 4,4 м над ватерлинией.
Над нею находятся только башни ГК, трубы, воздуховоды, мачты, ходовая и боевая рубки, шлюпбалки со шлюпками.
Тут же расположены мелкашки (знаю, что 37-мм и 47-мм - почти бесполезны, но адекватно понимаю, что в 1894 году от них никто бы не отказался).
shuricos написал:
#1640862
2. Над броневой палубой размещается верхняя (батарейная) палуба на высоте 2,2 м над ватерлинией.
Тут размещаются помещения, которые в РеИ-"Апраксине" размещались в надстройке, в т.ч. казематы 120-мм пушек.
Высота оси ствола 120-мм пушки Канэ составляет 1,15 м.
Соответственно, оси стволов 120-мм будут находиться на высоте примерно 3,35 м над ватерлинией, а нижний край портика каземата будет ещё ближе к ватерлинии.
С одной стороны, это маловато, учитывая, что высота волн в открытом море в Балтике достигает 2,5...3,5 м.
С другой стороны, у нас же броненосец береговой обороны - вряд ли ему придётся в такой шторм воевать.
shuricos написал:
#1640862
2. Над броневой палубой размещается верхняя (батарейная) палуба на высоте 2,2 м над ватерлинией.
Тут размещаются помещения, которые в РеИ-"Апраксине" размещались в надстройке, в т.ч. казематы 120-мм пушек.
Я так думаю, что эти 120-мм пушки размещались бы примерно так же, как на "Фридрихе III" размещены нижние казематы 150-мм пушек:
shuricos написал:
#1640853
Либо же придётся брать удвоенную силовую установку от "Казарского" - у него как раз 4,5 м от киля до верхней палубы.
Т.е. на нашем альтернативном "Апраксине" такая силовая будет целиком ниже ватерлинии.
На Казарском стояли локомотивные котлы. Они конечно высокопроизводительные, но не экономичные и считались менее надежным как цилиндрические и кроме как на миноносцах обычно не применялись.
Ну а облегченные высокоборотные машины миноносца, которые в обычной службе работают с значительно меньшей максимальной нагрузкой на броненосце будут всегда работать на повышенной нагрузке.
Отредактированно адм (04.03.2025 18:46:39)
адм написал:
#1640870
высокоборотные машины
Эх, да - если на "ушаковцах" машины 127 оборотов давали, то на "казарских" до 250!
А что же тогда делать?
Где такую силовую взять, чтобы в 4,5 м осадки "помещалась"?
Ну или максимум на пару-тройку футов над ватерлинией возвышалась.
адм написал:
#1640870
На Казарском стояли локомотивные котлы
В принципе, Ярроу нам "Сокола" предложил в январе 1894.
А на "Соколе" стояли уже "водотрубные котлы треугольного типа".
Они тоже, как и "локомотивные" не подойдут?
shuricos написал:
#1640872
Где такую силовую взять, чтобы в 4,5 м осадки "помещалась"?
В принципе, вот на "Корейце" (со товарищи) были достаточно компактные котлы - при его осадке в 3,5 м они фактически целиком ниже ватерлинии оказывались:
6 котлов давали 1500 л.с.
Соответственно, нам для 6000 л.с. надо 24 котла.
У нас АИ-ББО в 2 раза шире, чем "Кореец", т.е. теоретически можно разместить два таких КО, как у "Корейца" по ширине.
По длине тоже помещается - длина КО "Корейца" как раз половины длины КО "Апраксина".
Т.е. даже на уровне техники конца 1880-ых можно уместить котлы на 6000 л.с. в площадь котельных отделений "Апраксина", уместив их ниже ватерлинии при 4,5-метровой осадке.
(сам себя поправил - почему-то в голове было, что ширина АИ-"Апраксина" в 21 метр (как адм предложил), но я-то считаю по ширине "Чин-Иена" - 17,98 м!)
Осталось понять теперь только по поводу машины.
Не запихивать же 8 (sic!) горизонтальных машин (как на "Корейце") в современный ББО!
Отредактированно shuricos (04.03.2025 19:47:51)
shuricos написал:
#1640874
можно уместить котлы на 6000 л.с. в площадь котельных отделений "Апраксина"
Я тут по чертежу (см. предыдущий пост) быстренько "прострелял" - получилось, что ширина одного котла - 2,9 м.
Если ряды котлов разместить на АИ-"Апраксне" не поперечно (как на "Корейце"), а продольно, то в длину КО реального "Апраксина" (30+ м) можно было бы уместить два ряда по 10 таких котлов, как на "Корейце".
Т.е. всего получилось бы 20 котлов на общую мощность в 5000 л.с.
В принципе, это уже расчётная мощность "Апраксиных".
Но надо учесть, что наш АИ-"Апраксин" на 11+ метров длиннее.
Т.е. мы можем уместить все 24 котла (чтобы получить 6000 л.с.) в 34,8 метра - всего на 4,8 м длиннее обычной КО реального "Апраксина". Удлинённый корпус АИ "Апраксина" это позволяет.
shuricos написал:
#1640875
Если ряды котлов разместить на АИ-"Апраксне" не поперечно (как на "Корейце"), а продольно, то ...
... то котельные отделения займут по ширине 10,8 метра.
Учитывая, что я предложил:
shuricos написал:
#1640852
ограничиться шириной в 17,98 м - как у "Динь-Юаня"
, получается, что от стенки машинного отделения до дальнего края корпуса будет по 3,6 метра с каждой стороны.
Тут могут размещаться угольные ямы, обеспечивающие дополнительную защиту котельных отделений.
Отредактированно shuricos (04.03.2025 19:29:59)
shuricos написал:
#1640850
Так что, никак не получается "то же водоизмещение" - будет сильно больше!
Пожалуй да - французские "Жемаппе" и "Бувинье" были заметно крупнее наших ББО - 6,5 и 6,7 Кт, против 4,5:
https://en.wikipedia.org/wiki/Jemmapes-class_ironclad
https://en.wikipedia.org/wiki/Bouvines-class_ironclad
Отредактированно Mihael (04.03.2025 20:36:38)