Вы не зашли.
Prinz Eugen написал:
#1640968
Перенесено в "Жёлтый Дом"...
И эти люди запрещают мне ковыряться в носу обвиняют царских генералов и адмиралов в нерешительности!
Японцы всю войну всё возили морем и в Японию, и в Корею с Маньчжурией.
Да, побаивались русских крейсеров. Да, держали на главной своей коммуникации прикрытие из отряда Камимуры. Да, теряли что-то где-то, даже весьма ценные грузы, включая войсковой транспорт. Но этот страх их не парализовал.
Впрочем, и наши пытались возить транспортами и уголь во Владивосток:
Geomorfolog написал:
#681184
Эта табличка следует сразу за таблицей,приведенной в посте 7. Первая графа понятно название углевозов,вторая - вес захваченного угля в тоннах, третья дата
И в Порт-Артур прорывались:
Когда 27 мая в Порт-Артур пришел французский пароход с продуктами, его встретили наши миноносцы, отогнав от него японские.
https://military.wikireading.ru/28297
18 августа в Порт-Артур прибыл французский пароход «Жорж», который привез небольшой запас продовольствия и важное сообщение от адм. Алексеева об операциях русской Маньчжурской армии; на другой день пароход так же благополучно ушел из Порт-Артура.
https://militera.lib.ru/h/kolchigin_raz … t974393813
Но поставки через Николаевск - это почему-то "Жёлтым дом".
shuricos написал:
#1640971
Японцы всю войну всё возили морем и в Японию, и в Корею с Маньчжурией.
От Сасебо до Даляня 650 миль...
Сколько там от ближайшего русского порта (из которого можно вести войска) до Николаевска?
shuricos написал:
#1640971
И в Порт-Артур прорывались
Прямо из самой Одессы?
shuricos написал:
#1640961
в Николаевске и так много мелко сидящих плавсредств
Вот ещё нашёл:
В 1904 году «Камчадал» под командованием лейтенанта Килященко, «Тунгус», «Монгугай», «Якут», «Охотск» (командир, прапорщик по Адмиралтейству К. Я. Елишкевич), пароход «Неронов» обеспечивали амурский отряд миноносок и производили гидрографические работы.
Т.е. эти пароходы могли бы использоваться также для доставки грузов и войск с больших транспортов в Николаевск.
Да, впрочем, и сами миноноски, который в Николаевске без дела сидели, могли бы помогать - хотя бы несамоходные баржи таскать к транспортам и обратно в Николаевск.
Prinz Eugen написал:
#1640975
Сколько там от ближайшего русского порта (из которого можно вести войска) до Николаевска?
А что - наши потребности на ТВД ограничиваются одной только доставкой войск?
Тот же самый кардиф - что нам везти, что японцам - через полмира.
Продовольствие - Япония сама себя не способна была обеспечить им, приходилось везти отовсюду, включая ту же Америку.
Нашим войскам и населению продовольствие не нужно? Его не доставляли по Транссибу, занимая его ценную провозную способность тем, что можно было бы доставить морем хоть из той же Америки?
Конский состав.
Бегло не нашёл данных на 1904 год, но вот на 1914:
В полностью отмобилизованном корпусе в 1914г. насчитывалось: 32 пехотных батальона, 6 сотен казаков, 96 76-мм полевых пушек, 12 гаубиц, 64 пулемета, 5 инженерных рот, 3-6 самолетов, 13 500 лошадей и 48 700 человек личного состава.
Сколько, бишь, у нас было корпусов в Маньчжурии?
Так уж обязательно везти эти десятки тысяч лошадей из Европейской части России по Транссибу?
Или можно было хотя бы часть закупить в той же Америке или где-то ещё и доставить морем?
А нагружать Транссиб доставкой миноносок - это нормально?
После начала Русско-японской войны в марте 1904 года решили перевезти на Дальний Восток еще 10 миноносок (№ 3,6,7,9,18,47,48,61,64, 70), на которых за год до этого были установлены новые локомотивные котлы. В начале мая их отправили в Николаевск, а летом к ним присоединились доставленные из Владивостока еще четыре миноноски. В июне 1905 года предлагалось отправить в Хабаровск еще 12 миноносок, заменив 37-мм орудия Гочкиса на два пулемета.
Нельзя было их в тот же самый Николаевск доставить пароходом?
Отредактированно shuricos (05.03.2025 20:39:53)
Вы меня убеждаете или себя?
О местных условиях в Николаевске:
Находящаяся у города с прав. стороны длин. коса Куегда, загибаясь пологой кривой вверх по течению, образует укрытую от мор. ветров бухту, к-рая, однако, едва доступна для судов с осадкой в 4 фт. Поэтому мор. суда принуждены останавливаться на открытом для ветров рейде, в 2 вер. от Н.; товары выгружаются в баржи, а из них на речн. суда. Двойная перегрузка ложится тяжел. бременем на грузы. Кроме неустройства порта, больш. тормазом для развития грузооборота Н. является недостаточная глубина фарв-ров Амурск. лимана и плохое их ограждение. Обычн. путем след-ния судов из Татарск. пролива в Н. служит Южн. фарв-р. (см. Амурский лиман). На мысах Джаоре и Пронге имеются семафоры, указывающие глубину воды на баре. Приливы и отливы бывают раз в сутки, разность вод достигает. 1½ фт. при южн. ветрах и 3 фт. при сев-х. Южн. фарв-р обставлен створными башенными знаками и ночью освещается; судох-во, вследствие льда, возможно с конца мая до конца окт. Небольш. глубина фарв-ров Амурск. лимана, их извилистость и сменяющиеся в них в зав-сти от приливов и отливов течения чрезвычайно затрудняют судох-во. Условия разгрузки в открыт. море весьма затруд-ны, что ведет к удорожанию фрахтов на Н. в сравнении с друг. портами. Несмотря на все эти препятствия, мор. грузооборот Н. постепенно растет, как это видно из след. данных:
1895 г. 1.760.975 пд.
1900 " 2.744.480 "
2,75 млн.пудов - это около 44,7 тыс.тонн.
Ещё:
Николаевск-на-Амуре стал в то время портом стратегического значения для снабжения Маньчжурской армии. Сюда шло много пароходов, с разгрузкой небольшой порт не справлялся, и суда отстаивались на рейде возле острова Лангр. В случае появления японцев те могли легко причинить громадный ущерб. С целью хоть как-то укрепить с моря важную позицию, единственный фарватер заминировали фугасами, управляемыми с берега, а рядом, у мыса Казакевича, установили баржу с подлодкой. В самой высокой точке мыса на дереве оборудовали наблюдательный пункт и к плавбазе провели телефонный провод. Разработали план взаимодействия с двумя береговыми батареями на мысах Чныррах и Мео.
https://flot.com/users/lapin/Imperial/ru_jap_war.htm
Что такое «много пароходов» - не очень понятно. «Много» - это сколько?
И что значит, что порт не справлялся? Он постоянно не справлялся? Или только в случае единовременного подхода сразу нескольких пароходов?
Во всяком случае, какой-то грузопоток через Николаевск-таки шёл.
А мог быть больше, если бы до РЯВ занимались углублением фарватера в устье и пристань построили.
О большом значении Мурманска, который он мог бы сыграть в 1МВ пишут.
А вот о большом значении Николаевска, который он мог сыграть в РЯВ - нет.
От Сасебо до Даляня 650 миль
То есть, если бы наши войска приходилось доставлять в Николаевск из Петропавловска (пока опустим вопрос о том, как они там оказались), то это бы Вас вполне устроило?
shuricos написал:
#1641021
То есть, если бы наши войска приходилось доставлять в Николаевск из Петропавловска (пока опустим вопрос о том, как они там оказались), то это бы Вас вполне устроило?
А в Петропавловск они как попадут?
Фраза
пока опустим вопрос о том, как они там оказались
наводит на мысли о телепортах, пятом измерении и прочих чудесах.
Мистика ни при чем - я лишь предлагаю «есть слона по частям».
shuricos написал:
#1640962
для перевозки войск можно было бы использовать те 6 пароходов, которые были предназначены для переоборудования во вспомогательные крейсера
Кстати, учитывая скоростные качества этих пароходов, японцам было бы не так просто их поймать, даже если бы наш конвой столкнулся с японскими крейсерами.
Тут вопрос только в том, чтобы дать этим нашим пароходам столь же скоростные корабли сопровождения.
Кто бы это мог быть?
Во-первых, как я уже выше сказал - это могли быть "Ослябя" и "Аврора" из отряда Вирениуса.
Во-вторых, насколько я понимаю, "Александр III", вошедший в строй в октябре 1903, также мог сопровождать войсковые транспорта.
В-третьих, "Светлана".
Правда, в РеИ её до мая дооборудовали:
В Кронштадте, в мае того же года, на корабль установили четыре 75-мм и четыре 47-мм орудия, смонтировали оптические прицелы на 152-мм и 75-мм артиллерию, дальномер Барра и Струда, радиотелеграф системы "Телефункен".
Даже не знаю - имело ли смысл направлять его в поход без этого всего?
Или можно было оперативнее установить хотя бы радиостанцию, дальномер и прицелы?
"Светлана" очень хороша тем, что может входить в Амур - она могла бы (после того, как дойдёт до Амура с конвоем) гонять японских разведчиков и вспомогательные крейсера (вооружённые пароходы) от Татарского пролива (в т.ч. Амурского лимана) и из окрестностей Сахалина, в т.ч. от пролива Лаперуза.
В-четвёртых, "Алмаз".
Он вступил в строй в декабре 1903 - т.е. уже готов и "свеженький", не затасканный по яхтенным обязанностям.
Как боевая единица он, конечно, "не торт", но в качестве разведчика, дозорного, посыльного - сойдёт.
В-пятых, бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов".
У него были 6"/35 пушки. Не верх совершенства ни по дальности (47 каб), ни по скорострельности - но как "довесок" - сойдёт.
Пушек у него осталось только 10 из 14, но и то ладно.
Вопрос только в скорости.
Вроде бы, на испытаниях он дал 17,6 уз, т.е. всего на 0,1 уз меньше, чем "Александр III". С другой стороны, то когда было - 15+ лет назад! Сколько он мог дать в 1904 - не знаю. Поэтому его оставляю под большим вопросом.
В-шестых, минные крейсера "Абрек", "Посадник" и "Воевода".
Могли бы на стоянках охранять отряд.
Вроде бы, скорость в 21..22,5 узла позволяла им быть не хуже пароходов и кораблей, но...
Минные крейсеры типа "Казарский" (к которому относились "Посадник" и "Воевода"), давали эту скорость очень на короткое время. Чуть дольше (на испытаниях - 1 час 17 минут) могли дать 18,5 узлов, т.е., вроде бы, наравне с отрядом. Но вот более продолжительное время они могли дать только 14 узлов.
"Абрек" новее (вошёл в строй 23.09.1897, а "Посадник" и "Воевода" на пять лет раньше - 05.06.1892), больше (650 тонн полного водоизмещения против 450 т) и может продолжительное время держать 19,3 узла.
Да и дальность у него приличная - 2000 миль на 12,4 узлах.
И котлы у него лучше - "нормана", а не "локомотивного типа".
И вооружён лучше - 2х75-мм + 4х47-мм против 6х47-мм к "казарских".
Поэтому я склоняюсь к мысли, что "Посадника" и "Воеводу" точно не надо брать - они будут обузой для отряда!
А вот "Абрек", в принципе, можно попробовать взять. В крайнем случае, оставим его где-нибудь по пути - в Суде или Джибути.
Если же доберётся до Амура, то с его осадкой в 3,35 м он сможет там входить-выходить даже во время отлива.
===================
Итого:
- пара броненосцев,
- два-три бронепалубных крейсера,
- одно посыльное судно,
- один минный крейсер.
Вроде бы, у нас других скороходов на тот момент больше не было.
Отредактированно shuricos (06.03.2025 19:32:10)
Аскольд написал:
#1641066
Что даёт доставленный за навигацию 1904 года всего лишь один полк?
Это уже не полк:
shuricos написал:
#1640962
В принципе, для перевозки войск можно было бы использовать те 6 пароходов, которые были предназначены для переоборудования во вспомогательные крейсера.
Один только "Смоленск" мог доставить 86 офицеров и 1506 нижних чинов.
По другим пока не проверял, но если они "поднимали" столько же, то все шесть вместе могли бы доставить более 9000 человек, т.е. ещё два полнокровных полка.
Ещё транспорта "Китай" и "Корея" (которые в РеИ со 2ТОЭ ушли) могли каждый "поднять" более, чем по 800 человек.
Всего (вместе с ранее названными пятью транспортами) набирается 15000 человек.
Но даже 6 быстроходных войсковых транспортов - это 9 тыс. человек.
Конечно, относительно того количества войск, которые были доставлены по ТрансСибу - это считанные проценты.
Но, всё же, лучше, чем ничего!
Кстати, в пути следования конвоя они бы очень пригодились на угольных погрузках!
Отредактированно shuricos (06.03.2025 19:36:45)
shuricos написал:
#1641068
Конечно, относительно того количества войск, которые были доставлены по ТрансСибу - это считанные проценты.
Тогда зачем весь этот огород городить?
Наверно для этого...
shuricos написал:
#1641068
Кстати, в пути следования конвоя они бы очень пригодились на угольных погрузках!
Тогда зачем весь этот огород городить?
Дорога ложка к обеду.
Это в сентябре 1904 Транссиб поднял пропускную способность до 17 пар в сутки.
А в первое полугодие войны удавалось доставить лишь около 20 тыс. чел. в месяц.
Соответственно, доставка только вышеназванными шестью быстроходными пароходами 9 тыс. человек - это половина месячной нагрузки Транссиба.
Если же удалось бы доставить больше (а я едва только начал считать возможную провозную способность морем), то это в ещё большей мере имело бы влияние.
Кроме того, это я пока только войска считал.
Но есть множество других грузов, которые можно было бы доставлять морем, что дополнительно разгрузили бы Транссиб и позволило бы ему ещё больше войск доставить.
Условно говоря, если бы в бою у Вафангоу 1-2 июня у наших было не 30, а 39 или даже 45 тыс. человек, то, глядишь, и не было бы того поражения…
Давайте попробуем прикинуть время в пути Западным маршрутом (через Индийский океан).
Одесса-Босфор - 1,5 суток.
Проливы - 1 сутки.
Дарданеллы - Порт-Саид - 2,5 суток.
Суэцкий канал - 1,5 суток. На выходе транспорта встречает отряд Вирениуса.
Суэц - Джибути - 5,5 суток.
Тут грузим уголь 1,5 суток, всего получается 2 недели от Одессы.
Далее идём в Камрань с темпом (пессимистично) Небогатова - 4 недели.
Т.е. всего 1,5 месяца выходит!
Если бы за 2 недели мобилизовали стрелковую бригаду (как раз 9…10 тыс.человек) и погрузили на транспорта, то уже в конце марта 1904 они были бы в Камрани.
Отсюда до Порт-Артура 2 тыс. миль - 8 дней хода.
Если идти в обход Японии к Амуру - 3600 миль - две недели хода.
Отредактированно shuricos (06.03.2025 21:02:07)
В Чёрном море были только 2 из 6 вышеназванных быстроходных пароходов.
Ещё 4 были на Балтике.
Их можно было бы пригнать в Одессу для погрузки войск.
Либо (что менее удобно, зато экономит время) войска, предназначенные для этих 4 быстроходных пароходов, доставляются менее быстроходными черноморскими пароходами в какой-то назначенный пункт (например, в Суду) и там уже грузятся на балтийские быстроходные пароходы.
shuricos написал:
#1641068
предназначены для переоборудования во вспомогательные крейсера
Т.е. от крейсерства отказываемся? И откуда шесть, с учетом заграничных закупок?
И конкретно "Смоленск" мог перевезти в 1,5 раза меньше.
shuricos написал:
#1641068
Ещё транспорта "Китай" и "Корея" (которые в РеИ со 2ТОЭ ушли)
На снабжение 2ТОЭ забиваем?
shuricos написал:
#1641080
Давайте попробуем прикинуть время
Есть расписание рейсов Доброфлота, зачем так сложно.))) Вы уже прикинули про три месяца, окружными путями может несколько дольше.
Prinz Eugen написал:
#1641069
Тогда зачем весь этот огород городить?
Ну, даже разово закинуть кадровые войска или просто грузы на Сахалин было бы весьма полезным. Хотя надо знать как осуществлялось его патрулирование японцами.
Отредактированно Аскольд (06.03.2025 21:22:39)
Есть расписание рейсов Доброфлота
И то правда: https://forum.vgd.ru/315/100876/
Выход из Одессы 5 января, прибытие в Порт-Артур 25 февраля.
51 день.
Или вот там же Ярославль: выход 25 февраля из Одессы, прибытие 25 апреля в Александровский пост.
Ровно 2 месяца, включая 10 дней стоянки во Владивостоке и недельной стоянки в Корсаковском посту.
Отредактированно shuricos (06.03.2025 23:36:14)
shuricos написал:
#1641087
Выход из Одессы 5 января, прибытие в Порт-Артур 25 февраля.
51 день.
Следует учитывать, что в военное время суда пойдут не самым коротким, а самым безопасным маршрутом...
Prinz Eugen написал:
#1641098
Следует учитывать, что в военное время суда пойдут не самым коротким, а самым безопасным маршрутом
Вот я поэтому и предлагаю подумать над вариантами.
Тут главным лимитирующим фактором будет дальность хода кораблей сопровождения конвоя: их запас хода заметно меньше, чем у пароходов с грузами и/или войсками.
Я уже указывал, что пароходы могли пройти на своём обычном запасе угля от 5,7 до 6,7 тыс. миль.
Что же могли корабли сопровождения?
shuricos написал:
#1641062
"Александр III"
Полный запас угля (без избыточных погрузок, какие были допущены в РеИ - только то, что предусмотрено по проекту) - 1350 тонн.
Ему требовалось около 120 тонн на суточный 200-мильный (примерно 8-узловым ходом) переход, т.е. получается примерно 12 таких переходов, т.е. около 2400 миль.
Самое большее, что принимали "бородинцы" при Рожественском - около 1750 тонн, чего хватило бы на 2920 миль.
shuricos написал:
#1641062
"Ослябя"
Потреблял примерно столько же, сколько "бородинцы", но полный запас по проекту составлял 2148 тонн, чего хватило бы на 18 суточных 200-мильных переходов, т.е. на 3600 миль.
При Рожественском он не сильно перегружался - всего на 80 тонн свыше проектного полного запаса - это менее одного суточного потребления.
shuricos написал:
#1641062
Аврора
В среднем потребляла примерно в 2 раза меньше "бородинцев" - около 60 тонн в сутки.
Полный запас угля - 972 тонны, т.е. на 16 суточных переходов - 3200 миль.
При Рожественском грузили до 1467 тонн, но мы так делать не будем!
shuricos написал:
#1641062
Корнилов
Пишут, что:
Полный запас угля в них составлял 800 тонн, усиленный 1037 тонн, что обеспечивало дальность плавания в 6000 миль при 10-узловой скорости
Т.е. запас примерно такой же, как у "Авроры", водоизмещение чуть меньше, но не намного.
Поэтому, конечно, не будем считать ему 6000 миль - будем считать равным "Авроре" - 3200 миль.
shuricos написал:
#1641062
Светлана
Потребляла примерно 40 тонн в сутки.
Полный запас - 520 тонн, т.е. на 13 суток = 2600 миль.
shuricos написал:
#1641062
Алмаз
Среднее фактическое потребление - 35 тонн.
Запас 476 тонн - 13 суток = 2600 миль.
shuricos написал:
#1641062
Абрек
Пишут, что мог пройти 2000 миль на 12,4 уз.
С одной стороны, на скорости в 8 узлов потребление должно снизиться примерно в 2 раза, т.е. должно получиться около 4000 миль.
С другой стороны, кораблю почти 10 лет. Да и в целом фактическое потребление зачастую отличается от расчётного. Поэтому переполовиним его - получаем те же 2000 миль.
Отредактированно shuricos (07.03.2025 10:53:52)
Prinz Eugen написал:
#1641098
в военное время суда пойдут не самым коротким
Если суда пойдут в сопровождении тех кораблей, которые я перечислил (или хотя бы только в сопровождении "Осляби" и "Авроры"), и если транспортные суда будут быстроходными, то вполне могут пойти и самым коротким маршрутом - через Малаккский пролив.
В случае встречи здесь с неприятелем, действовали бы по обстоятельствам:
- если противник слаб (вооружённый пароход a.k.a. вспомогательный крейсер), то его уничтожаем и идём дальше,
- если противник тихоходен (всякие "мацусимы" и "чин-йены" с "фусо"), то уклоняемся от него (хотя, можно и попытаться уничтожить это старьё).
На случай, если противник вышлет сюда свои быстроходные силы, имеет смысл отправить навстречу нашему конвою (например, к Сингапурскому проливу) Владивостокский отряд крейсеров - если не в полном составе, то хотя бы без "Богатыря" - только 3 рейдера и "Лена".
Для соблюдения секретности, приказы могут быть переданы в запечатанных конвертах, которые должны быть вскрыты в определённые моменты (в определённых точках) в присутствии нескольких офицеров (чтобы адмирал втихаря не вскрыл конверты раньше срока, ставя под угрозу секретность).
По пути они могут провести демонстрацию против восточного побережья Японии и половить тут японцев и контрабандистов.
"Осляби", "Авроры" и трёх рейдеров достаточно, чтобы связать боем даже превосходящие силы противника, позволив войсковым транспорта отойти.
shuricos написал:
#1641104
Если суда пойдут в сопровождении тех кораблей, которые я перечислил (или хотя бы только в сопровождении "Осляби" и "Авроры"), и если транспортные суда будут быстроходным
Слишком много "если"...
Prinz Eugen написал:
#1641098
самым безопасным маршрутом
Я полагаю, что один из самых безопасных маршрутов на конечном участке маршрута нашего конвоя - это пополнение запасов угля на небольшой группе необитаемых островов Мауг https://maps.app.goo.gl/cZy7yPAYHk1KofVSA
Там внутренний залив диаметром в милю защищает ото всех ветров, кроме южных. Небольшой конвой (в десяток-другой кораблей и судов) тут вполне может (несмотря на не самый простой рельеф дна - местами слишком глубоко, чтобы встать на якорь) разместиться, чтобы принять уголь с угольщиков, которые могут быть направлены сюда в секретном порядке нашим агентом (или даже в его сопровождении) откуда угодно, хоть даже вот из немецкой Колонии, голландской Батавии, французского Сайгона или из Америки.
От Мауга до Амура - 2270 миль, т.е. могут дойти даже "Светлана", "Алмаз" и "Александр III".
======================
Можно даже ещё более безопасно сделать: дойти от Мауга до Петропавловска (2070 миль). Здесь пополняемся углём и идём дальше - к Амуру (850 миль).
Получится на 650 миль дальше, зато сможем подходить к Сахалину (где нас могут поджидать японцы) с приличным запасом угля для боя).
Можно, конечно, грузить уголь и в море баркасами, но я бы предпочёл поберечь людей и грузить в закрытой бухте, подводя угольщик прямо к борту - так получается и быстрее, и безопаснее, и меньших затрат сил требует.
Отредактированно shuricos (07.03.2025 11:57:19)