Страниц: 1

#1 29.04.2025 18:05:29

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 3586




ЗПР убегает от Небогатова

Для начала - цитата:

2 марта, только к 6 ч. утра вернувшись с минными катерами из дальней ночной экспедиции, я завалился спать и даже приказал вестовому не будить меня к завтраку. Однако уже часов около 10 сам проснулся под смутным впечатлением, что на броненосце происходит что-то особенное. Начал прислушиваться. Наверху командир резким голосом, самолично, отдавал приказания; с проходившего мимо парового катера что-то кричали в рупор; в кают-компании старший офицер "разносил" за что-то вестовых; кто-то в офицерском отделении окликал встречных, спрашивая, не видали ли трюмного механика; привычной для слуха дробью доносился топот ног людей, бегущих вверх и вниз по трапам... Кажется, все как всегда -- но и в звуках голосов и в топоте ног чувствовалось какое-то особое настроение, что-то новое, непохожее на вчерашний день. Сна как не бывало. Наскоро оделся, вышел из каюты и едва не протаранил старшего механика, мчавшегося куда-то полным ходом.
   -- Лево на борт! Полный назад! Что случилось?
   -- Уходим!
   -- Как? Что?
   -- Некогда, некогда! -- и, вырвавшись у меня из рук, убежал. Заторопился в кают-компанию. По дороге едва избежал столкновения со старшим офицером, тоже работавшим полным ходом, который сначала выругался, потом извинился и наконец, уже исчезая на трапе, крикнул: "Запороли горячку!" В кают-компании застал лейтенанта Б., спешно докуривавшего толстейшую крученую папиросу. Кинулся к нему.
   -- Дорогой мой, объясните, в чем дело? Все точно сбесились!
   -- Сбесишься! -- весело крикнул он. -- Удираем от Небогатова!
   -- Расскажите толком! Я -- прямо с койки, ничего не знаю, ничего понять не могу!
   -- Ночью пришла "Regina", пароход с полным грузом провизии. Чуть свет поехала интендантская комиссия составить расписание: кому, что, в каком количестве принять, чтобы никому не обидно. Известная канитель. Вдруг -- телеграмма, сигнал, циркуляр, приказ, 30 000 курьеров: послать немедленно шлюпки, команду, разгрузить в 24 часа; чего не разберут, передать на транспорты; приготовиться к походу!.. Что за черт? Все обалдели, ничего не понимают... С берега привозят телеграммы Гаваса: "Небогатов спешно грузится углем на Крите; не сегодня завтра ждут в Порт-Саиде". Сразу поняли. Вполне одобрили. Подъем народного духа! Не будь разницы в чинах, расцеловал бы Зиновия! -- Навязать хотите? -- А вот вам масонский знак номер седьмой! -- и он правой рукой изобразил то, что Гоголь называл "обидным перстосложением". -- Ха-ха-ха! Ну, да еще потолкуем, а сейчас бегу -- дела по горло!
   Черт возьми! -- думал я. -- Становится интересно! Ведь еще вчера вечером и речи не было о таком спешном походе!
   Поднялся наверх, в штабное помещение. Там -- аврал неистовый. Именно, как выразился Б., 30 000 курьеров мечутся во все стороны. Ухитрился, однако, улучить минутку, захватить одного, в его каюте, лейтенанта С. (за последнее время мы как-то все больше и больше сходились).
   -- Знаю, что вам некогда, а потому -- без дипломатии. Не секретничайте, говорите начистоту: удираем от Небогатова?
   Он, как обычно, уклонился от прямого ответа, высказал только якобы личные соображения.
   -- Адмирал отнюдь не посвящал меня в свои планы. Я ни чего не знаю, да если бы и знал, то все равно ничего не сказал бы. Обстановка вам известна. Адмирал против присоединения отряда Небогатова, но не только вернуть, даже задержать его движение -- не имеет власти. Он даже не находится сними в непосредственных сношениях. Приказывает, направляет Петербург. С другой стороны -- категорического распоряжения оставаться здесь в ожидании прибытия подкреплений нет. Счастливая или несчастливая случайность -- незнаю... События сегодняшнего дня могу изложить детально. Кроме меня, были свидетели. Значит -- не тайна. Получив агентские телеграммы, адмирал, как всегда, ушел с ними в кабинет, но почти тотчас же вышел оттуда, видимо, взволнованный, и отдал срочное приказание: все погрузки, приемки закончить в 24 часа и приготовиться к походу. В первый момент у меня мелькнула мысль, что он для выигрыша времени хочет идти навстречу Небогатову. Я спросил: кому будем телеграфировать о рандеву или о маршруте? Он посмотрел на меня с недоумением, а затем ответил тоном, не допускающим возражений: "Никому, ничего". Теперь я шифрую телеграмму, которой кратко доносится, что эскадра "вышла на восток".
   -- Без указания -- каким путем, каким проливом?
   -- Ни намека!..
   -- Но тогда как же? Куда и как направят Небогатова?
   -- В том-то и суть! Это соломинка, за которую он хватается! Мне кажется, он все еще надеется, что ввиду такого шага с его стороны "они" откажутся от своей затеи -- либо вернут Небогатова, либо задержат его в Джибути, может быть... согласятся на первоначальный план адмирала -- прорыв с лучшими судами, а может быть (но этому я не смею верить), поймут все безумие самого нашего похода...
   Я уж давно не видел С. таким оживленным и бодрым. Да не он один. Вся эскадра словно проснулась.
   -- Вот это номер! -- горячилась молодежь. -- К черту утюги и старые калоши! Пронесет Бог -- перемахнем океан, а там -- видно будет! Может быть, и из нашего хлама одного-другого спрятать в Сайгоне, а сами -- full speed! Только бы дорваться! Без этого камня на шее!..
   Так говорили в кают-компании "Суворова", но я имею полное основание думать, что то же говорилось и на других судах. И вот почему: в 2 ч. дня, как было условлено еще накануне, ко мне съехались все "капитаны суррогатов" (офицеры, командовавшие минными катерами), т. е. 14 человек с судов 1-го ранга, для совместного обсуждения и разбора маневра предыдущей ночи; естественно, что они принесли с собою отголоски настроения, господствовавшего на их кораблях, и оно оказалось тождественным с настроением нашей кают-компании.
http://az.lib.ru/s/semenow_w_i/text_190 … lata.shtml

и ещё:

Что вы думаете? -- спросил я его. -- По-видимому, "наш" решил попытаться махнуть прямо во Владивосток. Это -- идея. Японцы нас прозевали -- факт несомненный. Пусть след нашелся. Но какой? Скажем: завтра же англичане сообщат им, что видели нас идущими к берегам Аннама; госпитальный "Орел" придет в Сайгон -- лишний намек на то, что мы поблизости. Пока разберутся -- мы уж пройдем Формозу.

   Вы знаете мой взгляд на положение дел, -- ответил С, -- но если он неосуществим, то я, конечно, присоединяюсь к вашему. Вперед! На поход, даже на бой, в данный момент у публики еще хватит пороху. На ожидание -- нет. Скиснут, сдадут... И уж если вперед -- то теперь же! И главное -- отсюда же, с моря, не заходя ни в какую бухту, не вступая в телеграфные сношения!.. Там, -- он злобно погрозил кулаком по направлению к Сайгону, -- наверно, уж лежат директивы, написанные высоким слогом, в которых главную роль играет упование на силы небесные!.. Пока они нас не достигли -- руки развязаны. А станем на якорь -- все к черту! Повиснем на телеграфной проволоке! (Как оказалось впоследствии, лейтенант С. был глубоко прав, 3/16 апреля агентство Гаваса разослало по всему миру следующую телеграмму из Петербурга: "Рожественский будет ожидать Небогатова". Очевидно, это не могло быть решением адмирала, но было решением Петербурга, принятым немедленно по получении известия о прибытии эскадры в Камранх. Не говоря про само решение, какая преступная болтливость!)

   За столом адмирал, против обычая, ни с кем не заговаривал. Тотчас после завтрака ушел в свой кабинет. Около 1 ч. пополудни неожиданно появился на верхнем мостике и приказал потребовать, чтобы все суда немедленно, по точному обмеру угольных ям, донесли о наличии угля. Распоряжение совсем необычное, казалось бы, даже излишнее (Ежедневно утром все суда сигналами показывали "утренний рапорт", заключающий в себе сведения о наличии к 8 ч. утра угля, пресной воды, числе больных и арестованных, о температуре в погребах и т. п. Вторичный запрос о том же, в тот же день, являлся только контролем).

   "Ну, -- подумал я, -- видимо, решился. В добрый час!" Как и следовало ожидать, все показывали на 100--150 тонн больше, чем при утреннем рапорте. Только "Александр" что-то медлил ответом. Сделали ему напоминание. Наконец ответил... Смотрим -- ничего не понимаем... Заработал семафор: "Нет ли ошибки в сигнале? Вы показываете на 300 тонн меньше, чем утром!" -- Увы! -- оказалось, что этот сигнал совершенно верен, что ошибки в нем нет... Наоборот -- им исправляется целый ряд ошибок, допускавшихся при показывании утреннего рапорта... Наличие там определялось обыкновенно не обмером угольных ям, а списыванием суточного расхода с запаса, числящегося по журналу и состоящего из угля, принятого в Носи-бэ и до принятого в пути во время погрузок в море, которых, не считая сегодняшней, было пять. В результате -- просчет, т. е. нехватка -- 400 тонн.

   Конечно, возможны были ошибки, как при записи расхода, так и в приемных отметках, но не в равной степени. Расход ведется систематически из часа в ч. На второй эскадре, на которой уголь являлся условием sine qua non ее существования, особенно строго предписывалось отпуск его в кочегарки производить не прямо из угольных ям, а мерными кадками, под строгим контролем, для чего в помощь механикам назначался с вахты мичман или прапорщик запаса. Целью этой меры было -- каждый пуд угля держать на учете. При этом способе старшему механику предоставлялась также возможность строго контролировать работу подведомственных ему чинов. Если бы расход угля в течение одной вахты резко разнился от такового же расхода в течение другой, он должен был бы личным присутствием убедиться, не вызывается ли такое обстоятельство неумелостью или небрежностью кочегаров, восполняющих недостатки плохого горения, зависящего от ухода за топкой, усиленным подбрасыванием топлива. Словом, записи расхода, конечно, не были чужды погрешностей, но вряд ли могли бы дать такие результаты. Другое дело -- запись прихода, которая велась при "авральной работе", при страшной спешке, при общем желании быть впереди других, отличиться...

   Во избежание недоразумения считаю долгом оговориться, что о каких-либо денежных интересах отпускавших и принимавших уголь в данном случае и речи быть не может. Уголь был наш, казенный, давно оплаченный в Петербурге. Лежит он на транспорте или на боевом корабле -- все равно -- никакого процента с его стоимости никто на эскадре получить не может. Если счетчики "Александра", выводя средний вес мешка с углем, склонны были прикинуть, а не откинуть сомнительные фунты, то это вызывалось лишь (правда, близоруким) стремлением прославить свой корабль, но отнюдь не корыстными побуждениями

   -- 400 тонн нехватки! Вот они -- первые премии за скорость погрузки в море, постоянно обиравшиеся "Александром"! По 80 тонн на каждую погрузку!.. 400 тонн!.. Ведь если пополнять их в море -- два, а то и три дня потеряно!.. Да и возможно ли? Где японцы? Может быть, под боком? Кто знает?..

   Значит -- идти в Камранх и там -- "повиснуть на телеграфной проволоке"?..

   Мне было тяжело, почти... жаль смотреть на адмирала... Он, не раз, даже по пустякам выходивший из себя, грозивший кулаком какому-нибудь кораблю, ошибшемуся в исполнении маневра, посылавший по его адресу самые нелестные эпитеты (благо там не слышат и не видят за дальностью расстояния), -- теперь не проронил ни слова... Как-то сгорбившись, судорожно ухватившись руками за поручень, он стоял на крыле мостика, из-под сдвинутых бровей пристально всматриваясь в сигнал, трепавшийся на ноке фор-марса-реи "Александра", словно не веря глазам...

   Пояснения, данные по семафору, не оставляли места никаким сомнениям. Мы ответили: "Ясно вижу". "Александр" спустил сигнал.
   Адмирал точно очнулся, махнул рукой и пошел вниз...
   И ты, Брут!.. -- с горькой улыбкой промолвил лейтенант С., оглядываясь на "Александра", который он, как многие другие (и я в том числе), всегда считали образцовым кораблем в эскадре. -- Ну, что скажете? -- добавил он, обращаясь ко мне.
   Что ж сказать? Не везет!..
   Очевидно, идея прямого похода во Владивосток рушилась...

Итак, план Рожественского (если он действительно был таков, как его описали в этих цитатах) осуществился - не заходя в Камранх (Камрань), эскадра идёт дальше - ко Владивостоку, оставляя Небогатова далеко позади.
Что дальше?


Всё вышеизложенное - IMHO

#2 29.04.2025 18:47:13

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 3586




Re: ЗПР убегает от Небогатова

Для начала: расчёт на то, что Небогатова развернут и отправят обратно на Балтику - безоснователен.
Ведь была же телеграмма от царя ещё в январе 1905:

Высочайшая телеграмма №244. отправленная 12 января 1905 г. генерал- адъютанту Рожественскому

Возложенная на Вас задача состоит не в том, чтобы с некоторыми судами прорваться во Владивосток, а в том, чтобы завладеть Японским морем. Для этого имеющиеся сейчас у Вас на Мадагаскаре силы недостаточны.

Если же к Вам присоединятся отряды Добротворского и Небогатова, последнее может осуществиться в конце марта в Индийском океане, то будете иметь шансы на успешное выполнение задачи. Признаю безусловно необходимым для усиления эскадры Вам дождаться отряда Добротворского на Мадагаскаре, отдельное следование которого считаю слишком рискованным. Что касается отряда Небогатова, то не желая Вас связывать, ожидаю Ваше мнение, находите ли возможным произвести это присоединение в Индийском океане, распределив плавание эскадры для этой цели.

Николай

Т.е. сам царь говорит о том, что без Небогатова у ЗПР нет даже шансов на успешное "завладение Японским морем", а с присоединением Небогатова - будто бы эти шансы есть.
Таким образом, даже если Рожественский каким-то чудом прорвётся во Владивосток (понеся потери в кораблях - потопленными и повреждёнными), то ему прикажут оказать содействие прорыву Небогатова.
Например, прикажут выйти к Корейскому проливу, как приказали ВОКу, когда Первая эскадра пыталась вырваться из Порт-Артура. При этом наши силы окажутся разделёнными и противник сможет их бить по частям.

Неужели Рожественский не понимал этого?
Или он надеялся, что его "по состоянию здоровья" вернут поездом на Балтику - а вы там во Владивостоке потом разделывайтесь с этой кашей как хотите. Мол, после нас - хоть трава не расти!


Всё вышеизложенное - IMHO

#3 29.04.2025 19:02:04

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 3586




Re: ЗПР убегает от Небогатова

Мог быть, конечно, расчёт на то, что при наличии ядра 2ТОЭ во Владивостоке японцы вынуждены будут держать ядро своего флота в Корейском проливе.
Тогда получается, что Небогатов может прорываться через Сангарский или Лаперузов проливы, имея малые шансы встретить там главные силы японцев.

Но тут те же соображения, что и относительно 2ТОЭ:
- от Лаперузова пролива до Владивостока ходу столько же, сколько от Пусана (а если японцы заметят Небогатова ещё у Курил, то у них будет ещё и фора по расстоянию и времени), т.е. японцы, имея преимущество в ходе, перехватят Небогатова (или нашу соединённую эскадру) у берегов Приморья;
- от Сангарского пролива до Владивостока всего на 10% меньшее расстояние (примерно 450 миль против примерно 500 миль); но у японцев преимущество в скорости - они всё равно успевают перехватить Небогатова.
- через Татарский пролив могут пройти ББО, но не может ни "Николай", ни "Мономах"; а бросать их "снаружи" Японского моря (которым нужно "завладеть") никто бы не разрешил.


Всё вышеизложенное - IMHO

#4 29.04.2025 19:07:45

ВладимирФ
Местный инженеръ
из СССР
Сообщений: 1561




Re: ЗПР убегает от Небогатова

Спасибо за ссылку, замечательный дневник, если это не произведение ИИ по мотивам.. к сожалению, уже ничему верить в Сети нельзя никак..

"Ну, счастье ваше, что вы не член технического комитета! А то, сгоряча, я мог бы поступить с вами очень нехорошо... Снабжение армии негодным оружием, негодными боевыми припасами -- ведь это приравнивается к измене!.. " ну из раньше про "числящиеся боевые корабли в списках" .. собственно это и есть ответ по 2ТОЭ: задача была утопить всё это очковтирательство напрочь, а не "завоевать превосходство".. но почитаю. Очень интересный свидетель, ещё и с Суворова.. как только дневник спас..


Историки часто находят следы древней, высокоразвитой цивилизации со странной абревиатурой - СССР..

#5 29.04.2025 20:55:25

ВладимирФ
Местный инженеръ
из СССР
Сообщений: 1561




Re: ЗПР убегает от Небогатова

Фсё. Выпал в осадок. Пролистал бегло первую книгу Семенова "Расплата".. но даже если там 10% правды, а не всё по дневникам "по месту и времени", то это финиш. Какие нафиг "альтернативы"? Убежит ЗПР от Небогатова, пойдет ли в ППК, примет ли бой в Цусиме "правильно", будет ли активно пользовать петлю Того и маневрировать .. да пофиг всё это! Ни стрелять ни в элонгации, ни снарядов толком, ещё и в полном перегрузе.. какие Кощеи в проектах и "идеальные броненосцы", какое нафиг "развитие Владивостока"?

Всё, выпилился. Нет тут "вариантов", всё закономерно: за что боролись, на то и напоролись. Тут всплывает несколько иная тема: "Предательства на Руси и почему Власть всегда отделяла себя от русских и боялась их". Но, это совсем иная тема, да и не в альтернативах, увы.


Историки часто находят следы древней, высокоразвитой цивилизации со странной абревиатурой - СССР..

#6 29.04.2025 22:05:50

jurdenis
Мичманъ
michman
Сообщений: 6545




Re: ЗПР убегает от Небогатова

ВладимирФ написал:

#1646309
почему Власть всегда отделяла себя от русских

Сарматская теория в Польше.Слышали?
А по поводу отделения.Посмотрите сколько вначале 19 века напринимали в дворянство поляков,грузин итд.

Отредактированно jurdenis (29.04.2025 22:06:49)


Я как то подзаеекался охееревать

#7 30.04.2025 09:48:23

ВладимирФ
Местный инженеръ
из СССР
Сообщений: 1561




Re: ЗПР убегает от Небогатова

jurdenis написал:

#1646316
Сарматская теория в Польше.Слышали?
А по поводу отделения.Посмотрите сколько вначале 19 века напринимали в дворянство поляков,грузин итд.

Здесь это - оффтоп. Слышал.


Историки часто находят следы древней, высокоразвитой цивилизации со странной абревиатурой - СССР..

#8 05.05.2025 13:32:17

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 3586




Re: ЗПР убегает от Небогатова

shuricos написал:

#1646296
через Татарский пролив могут пройти ББО, но не может ни "Николай", ни "Мономах"

Я оказался не прав - из Амурского лимана (Охотское море) в Татарский пролив (Японское море) проход во время прилива имел минимальную глубину 4 сажени (7,31 см).
Так что, и "Николая I" (осадка 7,16 м в полном грузу), и "Мономаха" (углубление в полном грузу форштевнем - 21 фут = 6,4 м, ахтерштевнем 25 футов = 7,62 м; т.е. можно было перед проходом отдифферентовать корабль на ровный киль с осадкой около 23 футов = 7,01 м в полном грузу) можно было провести - аккуратненько, медленно, на буксире, предварительно разгрузив - но можно-таки!

Но в своих показаниях Небогатов сообщил:

vs18 написал:

#287835
На тот случай, если бы мне, по каким-нибудь обстоятельствам, не удалось соединиться с адмиралом Рожественским и, таким образом, пришлось бы самостоятельно идти во Владивосток, мною, совместно с флаг-капитаном капитаном 2-го ринга Кроссом и флагманским штурманом подп. Феодотьевым, был выработан план следования во Владивосток: выйдя в Тихий океан, южнее Формозы, в обход по восточную сторону Японии, держась от нее в расстоянии не менее 200 миль, войти в Охотское море одним из проходов между Курильскими островами и далее, под покровом господствующих в это время года весьма густых туманов, через Лаперузов пролив достигнуть Владивостока. Имевшиеся при отряде весьма большие запасы угля на транспортах, благоприятная погода в это время в Тихом Океане, установившийся уже опыт погрузки угля с транспортов к океане, возможность буксирования малых броненосцев транспортами — все эти обстоятельства позволяли мне смотреть на этот план достижения Владивостока весьма вероятным в исполнении, тем более, что я был убежден, что весь японский флот не решится крейсировать в это время в Охотском море, вследствие опасности плавания в этих водах, да и кроме того, ему необходимо будет оберегать морское сообщение Японии с Квантунским полуостровом, это последнее соображение позволяло мне надеяться, в худшем случае, встретиться в Лаперузовом проливе только с частью японского флота и, при том, состоящею не из лучших судов.

Мои неоднократные плавания в Охотском море и приобретенное в них знакомство с условиями плавания в этих водах, давали мне надежду благополучно провести отряд во Владивосток.

Несомненно, что когда настало бы время приводить этот мой план в исполнение, то я представил бы его на обсуждение командиров и уверен, что они вполне согласились бы с моим мнением.

Т.е., вроде бы, он собирался пойти через Лаперузов пролив.

Но это, вероятно, только в случае, если Рожественскому удалось успешно пройти во Владивосток.
Тогда да - можно было ожидать, что японцы оставили бы часть сил ядра их флота в Корейском проливе, чтобы прикрыться от возможный вылазок русских из Владивостока.
И тогда - да, можно было ожидать, что в Лаперузовом проливе будет только часть японского флота, но и то на самая сильная.
Если же, подойдя 26 апреля (ст.ст.) к берегам Аннама и узнав о том, что эскадра Рожественского полностью разбита в Корейском проливе (а в этом нет никаких сомнений у нас из послезнания), Небогатову пришлось бы принимать во внимание тот факт, что японцы не связаны какими-либо угрозами из Владивостока. а следовательно - они могут выделить и в Корейский, и в Лаперузов проливы достаточные силы, чтобы уничтожить эскадру Небогатова.
Может быть, это осознание заставило бы Небогатова пересмотреть свой план прорыва через Лаперузов пролив? Тем более, что Того и из Корейского успевал бы перехватить Небогатова до его подхода ко Владивостоку. Может быть, тогда Небогатов решил бы обходить ещё дальше - через Амурский лиман?

Отредактированно shuricos (05.05.2025 13:43:31)


Всё вышеизложенное - IMHO

Страниц: 1


Board footer