Вы не зашли.
Страниц: 1
Озадачился весьма таким вопросом. Мне заказали в честь 250-летия Воткинска и Ижевска проследить историю всех судов с этим названием. И тут один парадоксец...
В 1888 г. был построен танкер "Воткинский завод" по заказу судовладельца К. Грубишича из Астрахани. Вместимость 1300 брт, длина 77 м. Дальнейшая судьба как корова языком слизала. Но в начале 30-х он обнаруживается на Оби. С его помощью доставляли, например, зеков на поселение.
Смотрю справочник Бережного, судно на Волге отсутсвует. Делаю вывод, что скорее всего его могли перевести на Обь еще при царе-батюшке. Вопрос, вообще реальное ли предприятие? Переводили ли какие-то речные суда из Европы в Сибирь, или это уже инновация Советов?
Что-то вы путаете... ВОТКИНСКИЙ ЗАВОД всю жизнь провел на Каспии, при Сов. власти звался НАЧИХЕВАНЬ, списан после ВОВ. Вообще в Воткинске заводской музей еще живой был, кой-чего у них должно быть, во всяком случае, фотки вкусные имеются... Эххх, не добрался зимой дотуда...
Перевод в Сибирь с европ. портов - дело реальное, до революции также вполне практиковалось...
Klaus написал:
Оригинальное сообщение #53872
ВОТКИНСКИЙ ЗАВОД всю жизнь провел на Каспии, при Сов. власти звался НАЧИХЕВАНЬ
А можно поподробнее? И желательно с ссылками.
Значит это два разных парохода было? А то что в иртышком пароходстве был "Воткинский завод", это факт. Он использовлася для сообщения с глухими районами Сибири. В 30-е годы перименован в "Орджоникидзе".
Klaus написал:
Оригинальное сообщение #53872
Перевод в Сибирь с европ. портов - дело реальное, до революции также вполне практиковалось...
И обратно. На Чудском озере светился катерок переведенный туда еще при ЕИВ с Байкала
Nico написал:
Оригинальное сообщение #53830
Переводили ли какие-то речные суда из Европы в Сибирь
Пароход "Лена", 1878 год, построен в Швеции, длина 29 м. Куплен А.М.Сибиряковым, до устья Лены шел вместе с "Вегой" Норденшельда.
Nico написал:
Оригинальное сообщение #53954
А можно поподробнее? И желательно с ссылками.
Значит это два разных парохода было? А то что в иртышком пароходстве был "Воткинский завод", это факт. Он использовлася для сообщения с глухими районами Сибири. В 30-е годы перименован в "Орджоникидзе".
Конечно, это разные суда, представьте себе танкер вместимостью в 1350 брт на мелковатом Иртыше!
Попробую найти подробности. Навскидку привязка по времени/месту- каспиец был вооружен и входил в состав флотилии Норриса...
Воткинск стоит не на Каме, а все суда, строившиеся в нем спускались на Каму через Сиву. Это такая речушка, которую курица перейдет вброд. У меня товарищ рассказывал, что он в архиве встретил, что суда спускались следующим образом. Они ставали за плотиной и из пруда резко спускалась вода. Вот на этой волне они и шли... Хотя я лично это представляю с трудом. Но тем не менее, этакая махина в полторы тыщи тонн была спущена на Каму. Так что думаю Иртыш по сравнению с Сивой все равно что море...
"1929 год стал началом послужного списка Александра Куликова... Маломощное, старенькое суденышко «Обьтрест» стало для Куликова первой любовью. Он быстро вырос до помощника штурвального. Вторым в биографии стал пароход «Воткинский завод» - впоследствии «Орджоникидзе». Здесь Александр принял на себя обязанности третьего помощника, сюда много лет спустя вернулся капитаном.
Этот грузопассажирский пароход дореволюционной постройки был любимым судном А. С. Куликова. Комфорт и затейливая внутренняя отделка выдавали одно из лучших владений купцов Плотниковых. При Куликове старик был пароход, а выглядел! Капитан со своей стороны усилия к этому, конечно, приложил: порядок был во всем, проводница стекла так протирала, что, казалось, и нет их вовсе" (http://www.irsc.ru/?GroupId=199&ParentID=219 - газета "Речник Иртыша").
"Одно время лучшими считались пароходы Мельниковой, справедливо названные в честь их строителей : “Инженер Воронцов”, “Инженер-механик Гуллет”, был даже “Воткинский завод” (в честь судоверфи) и т.д." (Воспоминания Юферова Б. А. - http://forum-yuferovclub.ysv.ru/viewtop … highlight=).
Мельникова - барнаульская купчиха.
Важно! Не спутать с 2-хпалубным теплоходом "Серго Орджоникидзе", построенным в Красноярске в 1930-х.
Значит все-таки тащили с Волги, точнее с Камы! Но как? Может в разобранном виде перевозились и повторно собирались? А была ли возможность перевода по северному морскому пути?
Кстати о птичках. На Иртыш откуда-то ни было пароход перегонять и не надо было. В Тюмени существовала верфь Воткинского завода. Филиальчик такой. Где та же Мельникова склепала пару своих пароходов. Хотя насчёт самого "Воткинского завода" пока не знаю. Попытаюсь разыскать.
Nico написал:
Оригинальное сообщение #55428
Может в разобранном виде перевозились и повторно собирались?
Именно так. Верфь в Тюмени открылась в 1908 году. Скорее всего, на неё и перенесли по частям.
Кстати, тоже не понятно, кому принадлежал: Мельниковой или Плотникову? Или Мельникова в девичестве Плотникова? :-))
Мельникова Евдокия Ивановна - мещанка из Вологодской губернии основала в Барнауле пароходную компанию в 1893 году, распорядитель - её сын, Александр В. Мельников.
Плотников Михаил Данилович (1826 – 1910) – тобольский мещанин (до 1852), тобольский купец (с 1852), купил бумажную фабрику на Суклемке (1861), рыбопромышленник (основная деятельность до 1864), пароходовладелец (с 1864), основатель и владелец фирмы «Буксирно-пассажирское и лёгко-пассажирское пароходство по рекам Западной Сибири», домовладелец (1870 – 1890-е), владелец 8 пароходов (1893), глава ТД «М. Плотников и сыновья» (1892, 1894, 1895, 1904), владелец сетевязальной фабрики в Тюмени (1895), совладелец «Товарищества-проходства по рекам Западной Сибири» (1895 – 1898, в 1898 году вышел из Товарищества), построил 1-ю в Сибири консервную фабрику (1898, к 1910 году построил ещё четыре).
Неа, не родственники. Скорее всего, изначально пароход был Плотниковский, после смерти коего, куплен и до революции - Мельниковский.
Nico написал:
Оригинальное сообщение #54121
Воткинск стоит не на Каме, а все суда, строившиеся в нем спускались на Каму через Сиву. Это такая речушка, которую курица перейдет вброд. У меня товарищ рассказывал, что он в архиве встретил, что суда спускались следующим образом. Они ставали за плотиной и из пруда резко спускалась вода. Вот на этой волне они и шли... Хотя я лично это представляю с трудом.
Нормальная для того времени практика. Именно так, временно повышая уровень в реках и каналах за счёт спуска воды из накопительных водохранилищ, обеспечивалась возможность прохождения судов по мелководной Вышневолоцкой системе http://www.vyshny-volochok.ru/history/water_system.html : "После прохода последнего судна в Тверецкий канал Тверецкий шлюз закрывался наглухо. Суда распределялись на водораздельном участке в порядке очерёдных номеров от закрытого Нижне-Цнинского шлюза до Заводского бейшлота. Тем временем открывались Заводской, Верхне-Цнинский, Шишковский бейшлоты, а также бейшлоты на озёрах, питавших озеро Мстино. Нижний водораздельный участок (Мстинский — до Мстинского шлюза) сравнительно быстро наполнялся водой. И как только разность между горизонтами верхнего и нижнего участков достигала 12 вершков (53,4 см), Заводской и Шишковский бейшлоты частично прикрывались. Наступал ответственный момент, который ни в коем случае нельзя было пропустить. В день спуска каравана выставлялся флаг, в часовне свт. Николая, что стояла рядом с Богоявленским собором, служили молебен и под бой барабана начинали расходиться ворота Нижне-Цнинского шлюза. Но отворялись они не сразу, а медленно и только наполовину, и вода с оглушительным шумом низвергалась в «отверстие», — так очевидец описывал спуск весеннего каравана, «форсовой водой» вылетавшего из Цнинского канала в Цну. Но движение постепенно замедлялось, и дальше уже бурлаки тянули барки за 20 вёрст до селения Городок. Есть сведения, что в бурлаки здесь нанимались также. Но позднее, в XIX веке, этот путь преодолевали уже на вёслах. Дойдя до Мстинского шлюза, суда расстанавливались в таком же порядке и ожидали, когда новые открытые бейшлоты наполнят верховье реки Мсты."
Klaus написал:
Оригинальное сообщение #53872
Перевод в Сибирь с европ. портов - дело реальное, до революции также вполне практиковалось...
Первый пароход на Енисее местной постройки, 1863 г. Паровую машину сделал самоучка, б.крепостной княгини Трубецкой, той самой, жены декабриста. Построили в Енисейске.
После, с середины 1880-х и вплоть до Первой Мировой, суда регулярно перегоняли из Архангельска морем. Известный пароход "Св.Николай", на котором путешествовали и цесаревич Николай Александрович в 1891-м (когда возвращался из Японии), и "вождь мирового пролетариата" в 1897м (плывший в довольно курортную ссылку) - именно так оказался на Енисее.
И ещё немало пароходов.
Отредактированно Сибирский Стрелок (25.12.2009 07:50:13)
Сибирский Стрелок написал:
Оригинальное сообщение #161726
После, с середины 1880-х и вплоть до Первой Мировой, суда регулярно перегоняли из Архангельска морем.
Интересно было бы сопоставить количественно и качественно перегоняемое с собранным на месте. Сибирские верфи с 1860-х годов были серьёзными мероприятиями.
Страниц: 1