Вы не зашли.
К сожалению,потери Японии от воздействия советского оружия мало изучены.По большей части пишут о типе-"транспорт","танкер",без указания названия и тоннажа.Так что интересны любые подробности.
И конкретный вопрос. Г.Д. Попович на Ип-4Т (или даже ДБ-3Т) потопил японский "эсминец".Что это было на самом деле? У меня есть следующие варианты:
1)Эскортный корабль типа "D" 740/925 (норм.) т; 65/68 (вл)/69,5х8,6х3,1 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 2500 л.с., 17,5 уз., 4500 (14) миль. Эк. 160 чел. 2 х 1 — 120-мм/45, 6x1 (на первых кораблях) или 2 х 3, 2 х 2, 2 — 4 х 1 (на последующих кораблях) — 25-мм, 1 76-мм БМ, 12 БМ, 120 ГБ.
CD-82 потоплен 10.8.1945 у побережья Кореи советской авиацией.
2)Эскортный корабль типа "С" 745/797 (норм.) т; 63/66 (вл)/67,5х8,4х2,9 м; 2 диз., 1900 л.с., 16,5 уз., 6500 (14) миль. Эк. 136 чел. 2x1 — 120-мм/45, 4 — 6x1 (на первых кораблях) или 2x3, 2х2 и 2 — 4x1 (на последующих кораблях) — 25-мм, 1 76-мм БМ, 12 БМ, 120 ГБ.
CD-213 потоплен 18.8.1945 у Пусана (Корея) советской авиацией.
3)Эскортный корабль типа "Etorofu" (улучшенный А) 870/1004 (норм.) т; 72,5/76,2 (вл)/77,7х9,1х3,1 м; 2 диз., 4200 л.с., 19,7 уз., 8000 (16) миль. Эк. 147 чел. 3 (2 на "Kandju") х 1 — 120-мм/45, 5х3 и 2х2 и 2х1— 25-мм, 6 БМ,1-76-мм бомбомет, 60 ГБ.
"Kandju" 15.8.1945 потоплен у порта Вонсан (Корея) советской авиацией.
Буду признателен за любые данные!
Он потопил фрегат №82. Погибло 117 чел, спасено 98, в Японии есть памятник погибшим. Остальные два из вашего списка не наши жертвы. Просто принято считать, что после 15-го японцев топили только русские, вот их и зачислили на наш счет. До Пусана ни один наш самолет не дотягивал!
Спасибо! А по другим потерям японцев данных нет?
А что Вас интересует?
Всё!!! Любые потери японцев от воздействия наших сил в 1945 году. Буду весьма признателен.
В порту Юки - 3 ТР 9.8.45 потоплены авиацией
в бухте Панова у Расина - найдено 2 ТР. Один поврежден авиацией и затоплен, другой тоже затоплен но вероятно после попаданий торпеды с ТКА
порт Расина - 1 ТР вероятно потоплен ТКА, 3 ТР подорвались на амер. минах, один из них получил доп повр. от нашей авиации, 6 ТР потоплены авиацией в течение 9 августа (часть из них затоплены или просто брошены командами).
Сейсин - 1 ТР поврежден авиацией, затоплен экипажем
у Сейсина - 1 ТР после повреждений, полученных от ТКА 9/10.8.45 затоплен на глубокой воде недалеко от порта
бух. зап Сейсина - 1 ТР поврежден ТКА, затоплен экипажем
р-н м. Казакова - 1 ТР = ВВС в Расине, 12.8.45 взорван командой
там же - 1 ТР = ВВС в Сейсине, затоплено эк. 15.8.45
открытое море у поб. Кореи - 3 ТР, 1 ФР - потоплены торпедоносцами (1 ТР - 9.8.45, остальные - 10.8.45)
р-н прол. Лаперуза - 1 ТР 22.8.45 потоплен торпедоносцем
поб Камчатки - 2 рыболовные ПЛБ, 10.8.45 затоплены экипажами, одна перед этим повреждена нашей авиацией.
ПЛ: Л-12 - + ВСУ "Огосавара Мару" (1456 брт), Л-19 - + ТР "Тайто Мару" (887 брт), = Вс КЛ "Шинко Мару №2" (2257 брт) - все 22.8.1945, Щ-126 потопила артогнем сейнер
1 ТР найден затопленным в порту Маока, 6 ТР захвачены в Порт-Артуре, 1 ТР захвачен в Отомари
Это все
Отредактированно Botik Petra Velikogo (26.06.2009 12:30:34)
Большое спасибо!!!
Вот тут http://www.airwar.ru/enc/aww2/il10.html сказано:"По итогам всех ударов по порту Расин экипажи 26-го шап претендовали на потопление 5 транспортов. Кроме штурмовиков, о потоплении двух судов заявили бомбардировщики и 10 судов - пикировщики. На самом же деле, из 12 судов, найденных аварийно-спасательной службой ТОФ в районе порта, лишь 5 имели ярко выраженные повреждения от авиабомб, остальные же затонули в результате подводных пробоин (от торпед и мин)."
Это немного расходится с Вашими данными.Как Вы полагаете,не могли бы эти подводные пробоины быть нанесены близкими разрывами бомб и топмачтовыми ударами,а не минами?
И вот ещё:"22 августа последние вылеты в тихоокеанской войне совершили наши торпедоносцы. Утром воздушная разведка доложила о большом количестве одиночных японских судов державших курс из Отомари по направлению к Хоккайдо. Хотя эти пароходы явно не подпадали под определение «оказывающий сопротивление враг», по которому разрешалось применять оружие и после капитуляции, мы решили дать понять японцам, что всякая эвакуация с Сахалина нежелательна. Конкретно это вылилось в отправку четырех пар ДБ-3 49-го мтап на «свободную охоту» в пролив Лаперуза (расстояние до цели 800 км). Несмотря на полное отсутствие противодействия успеха добилась лишь пара ведомая старшим лейтенантом Малышевым, потопившая в 16:20 6000-тонный транспорт в точке с координатами 45.40 с.ш./141.40 в.д. {24} Вылеты торпедоносцев стали последними не только для «ветеранов» ДБ-3, но и для ВВС ТОФ и СТОФ в ходе советско-японской войны.
{24} По всей очевидности жертвой торпедоносцев стало судно «Тайто Мару» (887 брт), на борту которого погибло 553 беженца и члена команды. Ранее судно считалось потопленным советской ПЛ «Л-12» в районе порта Румои (о. Хоккайдо), однако по японским данным оно погибло в районе о. Рисири, т.е. значительно севернее позиции наших лодок, фактически в том же районе, куда высылались торпедоносцы."
Взято тут- http://www.bellabs.ru/51/Analysis/Morozov_1945-TOF.html
Тоже некоторое расхождение с Вашими данными.
Отредактированно pavel123 (26.06.2009 00:57:34)
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #84661
поб Камчатки - 2 рыболовные ПЛБ, 10.8.45 затоплены экипажами, одна перед этим повреждена нашей авиацией
Похоже,она называлась “Касадо-Мару” (6029 брт, бывший русский пароход Добровольного флота “Казань”, захваченный в Порт-Артуре в 1905 г.)
P.S. Правда, в других изданиях сообщают о ещё двух захваченных ПЛБ, а “Касадо-Мару” "подрастает" до 10800 т.
Чему верить?
Отредактированно pavel123 (26.06.2009 01:22:34)
Да, мне эти публикации известны. Дело в том, что выяснение потерь японского торгового флота очень кропотливая работа, требующая сопоставления всех возможных данных нашей и японской стороны. Последние тоже присутствуют. Возможно Вы умеете читать иероглифы?
http://kondoh-k.at.webry.info/200709/article_3.html
Что касается того, кто погиб от ПЛ, а кто от ВВС этот спор уже окончен. Вот данные японской стороны о действиях Л-12 и Л-19.
http://old.vladnews.ru/magazin.php?id=1 … gazin=1617
Потопление судов в Расине: обнаружено 10 корпусов, из которых четыре имели повреждения только ниже ВЛ, два - ниже ВЛ и повреждения от бомб, три - только от бомб и одно затоплено через кингстоны. Если сопоставить с данными японской стороны, то причины гибели будут выглядеть так, как я писал.
Да, одна из ПЛБ у Камчатки называлась "Касадо-Мару" в прошлом "Казань" - 6003 брт. Не стоит путать вместимость с водоизмещением. Второе - "Рюхо-Мару №2" (2230 брт). ПЛБ не были нами захвачены, а затонули в наших водах. Нам достались только их экипажи.
Ещё раз спасибо!
Увы,иероглифы читать я не умею. Мысль о тоннаже и водоизмещении мне в голову сразу не пришла.
Пожалуйста. Был рад помочь.
Всем привет!
Предлагаю здесь продолжить обсуждение действий ТОФа в Советско-японской войне 1945 г.
Вопросец: каков был состав Сунгарийской флотилии японцев, судьба кораблей, почему они не участвовали в боевых действиях?
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #115862
Вопросец: каков был состав Сунгарийской флотилии японцев, судьба кораблей, почему они не участвовали в боевых действиях?
В плен было захвачено 4 башенные канонерки, 3 колёсные канлодки, 9 бронекатеров, 8 сторожевых катеров, 20 грузопассажирских пароходов и 30 буксиров. Был ли это полный состав японской флотилии сказать не могу.
По дальнейшей судьбе не в курсе.
По боевым действиям доводилось читать, что уже в самом начале операции утром 9 августа был высажен десант на стратегически важный остров в устье Сунгари и японская флотилия оказалась запертой.
Китеж написал:
Оригинальное сообщение #116470
4 башенные канонерки, 3 колёсные канлодки, 9 бронекатеров, 8 сторожевых катеров
Спасибо, обычно в общих чертах упоминают про 25 единиц, т.е. примерно данные и подтверждаются...
В некоей книге (атрибуты не сохранились... советская. годы так 80-е, большого формата. цветная) по истории Владивостока видел упоминание о одиночном "пилоте - камикадзе", якобы пытавшемся атаковать танкер, стоящий у причала в районе "2-й речки" (17-19.8.45 ???). Был доблесно сбит.
"Сей факт" вызывает у меня большие сомнения, которые я попросил бы знающих людей здесь развеять. Или подтвердить.
rater написал:
Оригинальное сообщение #116520
"Сей факт" вызывает у меня большие сомнения, которые я попросил бы знающих людей здесь развеять. Или подтвердить.
Да, этот факт имел место быть, но сведений яп. стороны - никаких. Вероятно какой-то самурай не хотел сдаваться.
Китеж написал:
Оригинальное сообщение #116470
В плен было захвачено 4 башенные канонерки, 3 колёсные канлодки, 9 бронекатеров, 8 сторожевых катеров, 20 грузопассажирских пароходов и 30 буксиров. Был ли это полный состав японской флотилии сказать не могу.
По дальнейшей судьбе не в курсе.
На старой "Цусиме" здесь http://tsushima4.borda.ru/?1-10-80-00000013-000-0-0 приведенны подробные данные Scharnhorst-а о морских и речных силах Манчжоу-Го.
"Морские силы Манчжоу-Го:
Патрульный корабль «Hai Wei» (1916/1.12.1916/31.3.1917)
835/1080 т; 82,02/83,3х7,3х2,3 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 7000 л.с.; 15 уз; 304 т нефти; 2400 (10) миль. Эк. 110 чел. 2х1 – 120-мм/45 (???).
Бывший японский ММ «Kashi» типа «Momo». Передан ВМС Манчжоу-Го в 1937 г. в варианте патрульного корабля, при этом снимались ТА и заменялась артиллерия (первоначально нес 3 – 120-мм и 2ch215;3 – 450-мм ТА). К тому времени из-за износа механизмов скорость упала с исходных 31,5 до 15 уз. В начале 1944 г. японцы вернули корабль себе и ввели в состав флота под названием «Kaii». Потоплен 10.10.1944 у Окинавы американскими палубными самолетами.
Патрульные корабли типа «Haifen» - 10 единиц
«Haifen»,
«Hailun»
184 т; 43,62х6,1х1,53 м; 2 диз., 800 л.с.; 14 уз. 2х1 – 40-мм/40, 2 – 12,7-мм пул, 2 БМ.
Построены в Японии на верфи «Кавасаки» в Кобе, первоначально назывались «Kaiho» и «Koirun». 22.8.1945 захвачены совет. войсками в Порт-Артуре, введены в состав ВМФ СССР как СРК «Ветер» и «Штиль».
Речная флотилия Манчжоу-Го:
Речные канонерские лодки типа «Chin Jen» - 2 единицы
«Chin Yen»,
«Ting Pien»
290 т; 59,44х8,8х0,91 м; 2 диз., 800 л.с.; 15 уз. Эк. 90 чел. 1х2 и 1х1 – 127-мм/40, 3х2 – 13,2-мм, 2 БМ, 50-80 мин.
Заложены в 1934 Японии на верфи «Харима», в разобранном виде доставлены на верфь «Кавасаки» в Харбине, где в 1935 спущены на воду и достроены. Первоначально назывались «Shinjin» и «Teiken». 20.8.1945 захвачены кораблями совет. Амурской флотилии в Харбине, введены в состав ВМФ СССР как КЛ-56 и КЛ-58.
Речные канонерские лодки типа «Shun Tien» - 2 единицы
«Shun Tien» (1933/1.8.1934/20.9.1934),
«Yang Min» (1933/1.8.1934/20.9.1934)
270 т; 59,44х8,8х0,91 м; 2 диз., 680 л.с.; 15 уз. Эк. 70 чел. 1х2 и 1х1 – 120-мм/45, 3х2 – 13,2-мм, 2 БМ, 50-80 мин.
Заложены в Японии на верфи «Харима», в разобранном виде доставлены на верфь «Кавасаки» в Харбине, где спущены на воду и достроены. До 1935 г. назывались «Junten» и «Yomin». 20.8.1945 захвачены кораблями совет. Амурской флотилии в Харбине, введены в состав ВМФ СССР как КЛ-55 и КЛ-57.
Речная канонерская лодка «Seikai» (1914)
150 т; 44х7,6х1 м; 1 ПМ, 1 ПК, 300 л.с.; 9 уз. 1 – 47-мм, 3 пул.
Бывшая китайская речная канонерская лодка «Sui Kai». В 1931 г. захвачена японскими войсками и в 1934 г. включена в состав Сунгарийской флотилии Манчжоу-Го как «Seikai». 20.8.1945 захвачена кораблями совет. Амурской флотилии в Харбине.
Речная канонерская лодка «Lisui» (26.8.1903)
180/223 т; 50,1х8х0,94 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1300 л.с.; 13 уз; 85 т угля. Броня – 8-12 мм. Эк. 56 чел. 1х1 – 88-мм/35, 1 – 52-мм, 2 пул.
Бывшая германская речная канонерская лодка «Vaterland». Реквизирована Китаем при объявлении войны Германии 20.3.1917 в Нанкине, переименована в «Li Chieh». Впоследствии переведена на р. Сунгари. В 1932 г. захвачена японскими войсками и включена в состав Сунгарийской флотилии Манчжоу-Го как «Lisui» (в японском написании «Risui»). 20.8.1945 захвачена кораблями совет. Амурской флотилии в Харбине, сдана на слом.
Речные канонерские лодки типа «Kotsu» - 2 единицы
«Kotsu»,
«Kohei»
200/250 т; 47,58х7,93(13,42)х1,1 м; 1 ПМ, 1 ПК, 400 л.с.; 9,5 уз. 1 – 76-мм, 4 пул.
Бывшие русские колесные буксирные пароходы речной флотилии КВЖД «Пятый» и «Двенадцатый». В 1918 г. проданы Китаю как «Kiang Ping» и «Kiang Chin», вооружены. В 1931 г. захвачены японскими войсками и переданы в состав Сунгарийской флотилии Манчжоу-Го как «Kotsu» (по другим данным, «Kotiu») и «Kohei». 20.8.1945 захвачены кораблями совет. Амурской флотилии в Харбине.
Речные бронекатера типа «Tatung»:
«Tatung», «Limin» (27.6.1933)
50/56 т; 30,48х4,88х0,76 м; 1 диз., 240 (300) л.с.; 10,5 уз. Эк. 20 чел. 1 – 57-мм гаубица, 3 пул.
До 1935 г. назывались «Daido» и «Rinni». Оба катера 20.8.1945 захвачены кораблями совет. Амурской флотилии в Харбине.
Речные бронекатера типа «Si Chun»*:
«Sin Yeng», «Sin Ya», «Si Chun», «Xiao Kuang», «Cheng Min», «Cheng Kiang», «Hai Tian» (???)
65 т; 29,7х4х0,8 м; 240 л.с.; 14 уз. 1 – 57-мм, 3 пул (???)**.
Шесть катеров захвачены 20.8.1945 захвачены кораблями совет. Амурской флотилии в Харбине; введены в состав ВМФ СССР как БК-125 («Син-Я»), БК-126 («Син-Жень»), БК-127 («Си-Чунь»), БК-128 («Сяо-Цзян»), БК-129 («Чень-Мин»), БК-130 («Чжень-Цзян»).
* в написании названий не уверен, т.к. транслитерировал со справочника Бережного
** в вооружении не уверен тем более. Судя по всему, эти катера являлись продолжением предыдущей серии, должны бы сохранить ее вооружение, но кто знает?
Речные сторожевые катера типа «On Min»:
«On Min», «Kei Min», «Fu Min», «Wen Min», «Yi Min», «En Min», «Hui Min», «Pu Min», «Wan Min» (строились с 1933)
15 т; 17,1х3,4х0,8 м; 80 л.с.; 8,5 уз. 3 пул.
«Yi Min» и «En Min» погибли 28.5.1939 в столкновении с совет. пограничниками на р. Уссури у с. Видное.
Вот все, что мне удалось собрать. Конвей вообще дает только патрульный «Hai Wei» и штук шесть речных канонерок. По нашим же данным, Сунгарийская флотилия состояла из 4 канонерок, 12 бронекатеров и 10 сторожевых катеров (а ведь были еще какие-то силы на Уссури и озере Ханка). Только в Харбине было захвачено 4 канонерки (это башенные), 9 БКА и 8 СКА, не считая всякой мелочи. Число БКА вроде сходится (если «Hai Tian» был захвачен, но в строй не вводился). В ВИЖ №1-1994 была подборка материалов о столкновениях наших пограничников с японцами, там упоминаются еще БКА «Хай Ян» и «Ван Мин»."
Отредактированно Буйный (07.09.2009 17:03:28)
Буйный, спасибо.
Полистал Широкорада "Япония. Незавершённое соперничество", у него про башенные КЛ написано "на башенных канлодках отстутствовали 120-мм универсальные орудия. Ещё зимой 1944-45 японцы сняли их и использовали как зенитные пушки на суше..." (стр.387)
Исходя из приведённых ТТД, это 2 КЛ типа "Shun tien".
На двух других значатся 127-мм. Я не спец в таких вопросах, их можно "притянуть за уши" к 120-мм?...
Если да, то тогда все 4 башенные КЛ были без основных орудий.
Китеж написал:
Оригинальное сообщение #117295
На двух других значатся 127-мм. Я не спец в таких вопросах, их можно "притянуть за уши" к 120-мм?...
Если да, то тогда все 4 башенные КЛ были без основных орудий.
"Разведсводка №3
СЕКРЕТНО
Печать: Оперативное управление Штаба Забайкальского Фронта Входящий №0547 18.08.1945.
РАЗВЕДСВОДКА №3
Штаба 2 Дальневосточного фронта к 12.00 11.8.45 года.
...на 29.7.45 г. корабли Сунгарийской речной флотилии большей частью базировались в районе Харбин. Орудия крупных калибров с кораблей были сняты..."
Этот документ целиком http://9may.ru/unsecret/m10008846
По Бережному в сост. Амурской Флотилии КЛ-55-58 с 3.6.49г переименованы в Башкирию, Бурят-Монголию, Якутию, Чувашию. С 2.4.51г-переклассиф. в учебные суда и переименованы в Анадырь, Бурею, Аят и Атрек.
С 15.9.53г -переданы Амурскому речному пароходству. Бурея и Атрек переим. в Сиваш и Балхаш.
Находились в экспл. до 65г . Все КЛ были воор. 2-100мм *Б-34* и 3-37мм*70-к*.
ex.*Vaterland* в ВМФ УС *Бикин*.
Один из БКА- до 2.6. 88г АКА-461 ,затем РК *Амурец*дожил до начала ХХ1 века.
Потери торгового флота Японии в советско-японской войне (по японским данным)
Суда, потерянные в Юки
"Хэйю-Мару" (973 брт) 9.8.45 потоплено авиацией (погиб 1 чел.).
"Рюва-Мару" (1244 брт) 9.8.45 потоплено авиацией (погибло 7 чел.).
"Титибу-Мару" (884 брт) 10.8.45 повреждено авиацией и затоплено командой (погибло 2 чел.).
Суда, потерянные в бухте Панова (южнее Юки)
"Хокусэй-Мару" (1284 брт) находилось в Юки в повреждённом состоянии (результат атаки американской авиации 29.7.45 у побережья Кореи). 9.8.45 подожжено в Юки самолётами "МБР-2". Отбуксировано в бухту Панова и посажено на мель (советский трофей).
"Хорай-Мару № 14" (834 брт, танкер) 10.8.45 повреждено авиацией в Юки. Ушло в бухту Панова, где в тот же день было затоплено командой (погибло 3 чел.).
Суда, потерянные в Расине
"Мельбурн-Мару" (5423 брт) 9.8.45 потоплено авиацией (погибло 3 чел.).
"Эдамицу-Мару" (6872 брт) 10.8.45 потоплено авиацией (погибло 3 чел.).
"Энпо-Мару" (6873 брт) 10.8.45 потоплено авиацией (погибло 2 чел.).
"Эримо-Мару" (6890 брт) 10.8.45 потоплено авиацией (погибло 4 чел.).
"Тэнсё-Мару" (3035 брт) 9.8.45 тяжело повреждено авиацией, 10.8.45 покинуто командой, после чего затонуло (4 или 9.8.45 у Расина получило лёгкие повреждения в результате подрыва на американской донной мине).
"Кари-Го" (3111 брт) 10.8.45 потоплено авиацией (погиб 1 чел.).
"Икуцу-Го-Мару" (1398 брт) 9.8.45 повреждено авиацией, 10.8.45 потоплено ТКА.
"Ракудзан-Мару" (2104 брт) 9.8.45 тяжело повреждено авиацией, 10.8.45 потоплено авиацией (погибло 2 чел.).
"Синэй-Мару № 3" (2220 брт) находилось в Расине в повреждённом состоянии (результат подрыва на американской донной мине 3.8.45. Погибло 5 чел.). 10.8.45 повреждено авиацией, 11.8.45 потоплено ТКА (в ходе этой атаки ТКА также торпедировали затонувшие на мелководье суда "Энпо-Мару", "Эдамицу-Мару" и, возможно, "Ракудзан-Мару").
"Тёё-Мару" (2225 брт) находилось в Расине в повреждённом состоянии (результат подрыва на американской донной мине 22.7.45. Погибло 2 чел.). 10.8.45 в связи с приближением советских войск затоплено командой.
Буксир (около 300 брт, название неизвестно) 10.8.45 затоплен командой.
Суда, погибшие на подходах к Расину
"Дайко-Мару" (6859 брт) 9 и 10.8.45 повреждено авиацией в Расине (30 пробоин в корпусе). 10.8.45 затонуло на подходах к Расину в результате подрыва на американской донной мине (погибло 4 чел.).
"Кайдзюн-Го " (1677 брт) 9 и 10.8.45 в Расине неоднократно подвергалось ударам авиации. Возможно получило повреждения. 10.8.45 погибло на подходах к Расину в результате подрыва на американской донной мине.
Суда, потерянные в Сейсине
"Тэнсё-Мару" (2857 брт) 10.8.45 торпедировано ТКА в восточной гавани Сейсина и в тот же день затонуло (очевидно во время буксировки) между западной и восточной гаванями этого порта (погибло 2 чел.).
"Цусима-Мару" (3516 брт, железнодорожный паром) находилось в Сейсине в повреждённом состоянии (результат подрыва у Сейсина 9.8.45 на американской донной мине). Затоплено командой 13.8.45 в связи с высадкой советского десанта.
"Сейсин-Мару" (166 брт, буксир) 13.8.45 затоплено в Сейсине в связи с высадкой советского десанта (предположительно 9.8.45 было повреждено авиацией в Сейсине).
Суда, погибшие у побережья Кореи
"Ходзугава-Мару" (875 брт) 9.8.45 повреждено авиацией в Расине. 12.8.45 после встречи с ТКА выбросилось на берег южнее Сейсина. 13.8.45 торпедировано ТКА.
"Киндзан –Мару № 6" (873 брт) 10.8.45 потеряло ход и встало на якорь у мыса Казакова (возможно 9.8.45 повреждено авиацией в Сейсине). Неоднократно подвергалось атакам торпедоносцев (торпеды проходили под килем или взрывались на берегу). По японским данным 15.8.45 потоплено авиацией. Однако в этот день по судну была произведена торпедоносцем лишь одна безуспешная атака. Наиболее вероятно, что 15.8.45 судно было затоплено командой.
Суда, потерянные у побережья Камчатки
"Касато -Мару" (6003 брт) 9.8.45 повреждено самолётами "МБР-2" и 10.8.45 затоплено командой.
"Рюхо-Мару № 2" (2230 брт) 10.8.45 затоплено командой ввиду угрозы захвата.
Суда, потопленные торпедоносцами
"Дайто-Мару" (6859 брт, на борту 10 планеров) 9.8.45 торпедировано в 15 милях восточнее Дзиосина. Затонуло в тот же день в ходе буксировки в 2 милях восточнее Дзиосина.
"Тика-Мару" (1146 брт) 9.8.45 повреждено авиацией в Сейсине. 10.8.45 потоплено торпедоносцем между Сейсином и Расином (погиб 1 чел.).
"Авакава-Мару" (6925 брт, на борту оборудование авиационного завода из Нагойи). 9.8.45 повреждено авиацией в Расине. 10.8.45 потоплено торпедоносцем между мысом Казакова и мысом Болтина (погибло 17 чел.).
"Иссин-Мару" (1448 брт) 10.8.45 потоплено торпедоносцем на подходах к Дзиосину (погибло 57 чел.).
"Ноторо-Мару" (1224 брт) 22.8.45 потоплено торпедоносцем между о. Сахалин и о. Хоккайдо (погибло 7 чел.).
Суда и корабли, потопленные и повреждённые подводными лодками
"Огасавара-Мару" (1403 брт, кабельное судно) 22.8.45 в Японском море потоплено ПЛ "Л-12" (погиб 641 чел.).
"Тайто-Мару" (887 брт) 22.8.45 в Японском море потоплено ПЛ "Л-19" (погибло 667 чел.).
"Синко-Мару № 2" (2577 брт, вспомогательная канонерская лодка. Вооружение: 3 – 120 мм орудия, 25 мм зенитные автоматы) 22.8.45 в Японском море повреждена торпедой ПЛ "Л-19" (погибло 400 чел.). Примечание: данные цифры погибших являются наиболее близкими к истине. Однако, как отмечают японские источники, точное количество погибших людей до сих пор неизвестно. По данным различных японских источников число погибших на "Огасавара-Мару" колеблется от 629 до 665 чел., на "Синко-Мару № 2" – от 290 до 786 чел., а на "Тайто-Мару" – от 600 до 685 чел. Общее количество погибших, чьи фамилии документально установлены, составляет 1550 человек (в основном это женщины и дети). В ряде источников утверждается, что 22.8.45 подводная лодка потопила артиллерийским огнём судно "Дайто-Мару № 49". Однако, ни такого судна, ни данного факта не было. Появление мифического судна "Дайто-Мару № 49" было следствием неточного приёма второго донесения с судна "Тайто-Мару", которое в этот момент уничтожалось артиллерийским огнём с ПЛ "Л-19".
Суда, захваченные в Гензане 21.8.45
"Ходзё-Мару" (873 брт).
"Кайсин-Мару № 12" (873 брт, 15.8.45 признано безвозвратной потерей).
Транспорт (название и ТТХ неизвестны; предположительно это был "Койти-Мару" тоннажем 873 брт, который 24.7.45 у Гензана подорвался на американской донной мине).
Танкер (название и ТТХ неизвестны, предположительно танкер типа "2ЕТ" тоннажем 834 брт).
Суда, захваченные в Даляне и Люйшуне (Порт-Артур) 22.8.45
"Тёхэй-Мару" (1716 брт).
"Дайко-Мару" (2220 брт).
"Экисин-Мару" (993 брт).
"Хоккай-Мару" (2278 брт).
"Мандзю-Мару" (2265 брт).
"Рено" (1840 брт, военный транспорт Манчжоу-Го).
В Отомари (о. Сахалин) 19.8.45 захвачено судно "Коцу-Мару" (1541 брт), которое находилось в повреждённом состоянии (результат атак американской авиации 14.7.45 в ходе налёта на Отару).
Японские сторожевые корабли, потопленные или повреждённые от воздействия сил СССР
"№ 82" 10.8.45 в 7 милях севернее мыса Болтина потоплен торпедоносцем (погибло 117 чел.).
"Кандзю" 15.8.45 получил тяжёлые повреждения у Гензана в результате подрыва на американской донной мине (3 чел. погибло и около 50 чел. было ранено), после чего корабль был взят на буксир СКР "Хотака". Однако, вскоре японские корабли получили от своего командования сообщение о приближении советской эскадры (это было ложное донесение , посланное советским командованием открытым текстом с целью отпугнуть лёгкий крейсер "Сакава", который был обнаружен ПЛ "Щ-127"). В связи с якобы приближением советской эскадры СКР "Кандзю" (после снятия людей) был затоплен.
"№ 87" 9.8.45 получил повреждения у Юки в результате попадания 50 кг авиабомбы в мостик. 10.8.45 получил повреждения в Расине в результате попадания 250 кг авиабомбы. Потери за два дня: 9 чел. убито, 12 чел. тяжело ранено (из них 1 чел. позже умер) и 29 чел. легко ранено.
"Ясиро" 9.8.45 получил лёгкие повреждения у Юки в результате близких разрывов 250 кг авиабомб. 10.8.45 получил повреждения в Расине в результате близких разрывов 250 кг авиабомб. Потери за 2 дня: 2 чел. убито и 19 чел. ранено.
Повреждённые суда
В течение 9 и 10.8.45 в Расине различные повреждения (в основном лёгкие) от ударов авиации получили суда "Мукахи-Мару" (6886 брт, ранено – около 10 чел.), "Самаранг-Мару" (4013 брт) и, возможно, "Тацухару-Мару" (6345 брт).
Кроме того, 10.8.45 на внешнем рейде Юки авиацией было повреждено 3 судна. Предположительно это были суда "Ходзё-Мару" (873 брт), "Кайсин-Мару № 12" (873 брт, 15.8.45 признано безвозвратной потерей; погиб 1 чел.) и "Микасасан-Мару" (865 брт), которые затем перешли в Гензан. При этом судно "Микасасан-Мару"14.8.45 в 8 милях севернее Гензана погибло в результате подрыва на американской донной мине (погибло 2 чел.).
Кибардин Геннадий написал:
Оригинальное сообщение #366472
Потери торгового флота Японии в советско-японской войне (по японским данным)
Очень интересно. А какие конкретно источники?
cyr написал: Очень интересно. А какие конкретно источники?
Источников я использовал несколько десятков и, чтобы их воспроизвести, следовало бы проделать большую работу. Основной источник по потерям японского торгового флота – это справочник "Нихон сёнсентай сендзи сёнанси" за 1962 год, а по "кайбоканам" – "Рекиси то дзинбуцу" за 1983 год. Пользуясь случаем прошу прощения за допущенную неточность: 10.8.45 в Сейсине ТКА потопили не "Тэнсё Мару", а "Тайсюн Мару" (2857 брт).
Ясно, спасибо. Этого вполне достаточно.
Кибардин Геннадий написал:
справочник "Нихон сёнсентай сендзи сёнанси" за 1962 год, а по "кайбоканам" – "Рекиси то дзинбуцу" за 1983 год.
где Вы нашли эти справочники? Как их название на английском языке?