Вы не зашли.
Botik Petra Velikogo написал:
Естественно из немецких - в советских нет названий кораблей и числа попаданий бомб, не говоря уже о сроках ремонта.
Чтобы у Вас сомнений не оставалось вот список из КТВ командующего тральными соединениями на Балтийском море контр-адмирала Бемера.
Как я понимаю, определяли вы то, что атаковали именно Ил-2, по данным из наших архивов?
Правда, даже при таком раскладе - нет наряда сил, ситуации, в которой производилась атака, притодействие и т.п.
Кстати, судя по "густоте" эпизодов, связано с конкретной операцией?
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #135943
В список атак боевых целей. Кстати, мне не известно фактов атак кораблей этим подразделением, по крайней мере успешных.
Я встречал упоминания, но не встречал ни названий целей, ни прочих деталей.
Счет для пилотов EgrGr 210 находил только по воздушным целям, по наземным и морским не находил. Может, плохо искал.
Об эпизодах с участием пилотов этой авиагруппы есть упоминания, но чаще - тех, что на Bf.110, группа то смешанная по парку самолетов.
Возвращаясь к тактике применения - вот один довод в пользу моей точки зрения, согласно которой атаки морских целей Bf.109E Jabo проводили по преимуществу с пологого пикирования - имеется в книге А. Медведя и Д. Хазанова "Мессершмитт Bf.109. Германский король воздуха". Там приводится следующая информация:
"Войсковые испытания истребителя-бомбардировщика проводились в испытательной группе EGr210, которой командовал капитан В. Рубенсдерфер. Два отряда этой группы были вооружены... Bf.110, а третий - одномоторными Bf.109 модификаций Е-1/В и Е-4/В. Впоследствии группа использовалась немцами для борьбы с судоходством в районе Ла-Манша. Кроме того, истребителями-бомбардировщиками Bf.109Е-1/В и Е-4/В вооружили группу II(Sch.)/LG2.
Пилоты получили только краткие инструкции о способах бомбометания, ведь их машины не имели никаких специальных прицедьных приспособлений. Впрочем, стрелковый прицел "Реви" оказался пригодным для осуществления бомбометания с пикирования. Наиболее выгодный угол пикирования, равный 45 градусам, отмечался красной линией на обеих сторонах фонаря кабины. Для бомбометания с малых и средних высот рекомендовалась скорость пикирования 600 км/ч. Действия истребмиелей-бомбардировщиков были признаны вполне успешными, в связи с чем Г. Геринг распорядился сформировать в каждой истребительной эскадре отдельный отряд Jabo".
Отредактированно gorizont (25.10.2009 05:54:57)
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #135858
Да, так написано в литературе, но авторы ее (стремящиеся в первую очередь к гладкости стиля, а не к соблюдению терминологии), могут вводить нас в заблуждение.
Могут, но других вариантов не встречал.
gorizont написал:
Оригинальное сообщение #135949
Как я понимаю, определяли вы то, что атаковали именно Ил-2, по данным из наших архивов?
Да.
gorizont написал:
Оригинальное сообщение #135949
Правда, даже при таком раскладе - нет наряда сил, ситуации, в которой производилась атака, притодействие и т.п.
Я этот список поместил для того, чтобы заставить Вас усомниться в этом:
gorizont написал:
Оригинальное сообщение #135864
Ил-2 - самолет вообще малоприспособленный для атаки морских целей - если только это не атака целей типа рейдовых катеров и рейдовых тральщиков с использованием стрелково-пушечного вооружения и НУРС.
Если хотите обсудить детали потоплений или повреждений немецких кораблей с Ил-2 предлагаю завести отдельную ветку.
gorizont написал:
Оригинальное сообщение #135949
Кстати, судя по "густоте" эпизодов, связано с конкретной операцией?
Нет. Атаки 4-5 июля производились против немецких и финских кораблей в рамках операции по овладению островами Выборгского залива, но атаки 18-30 июля против немецких дозорных кораблей в Нарвском заливе, т.е. различные районы Финского залива.
gorizont написал:
Оригинальное сообщение #135949
Я встречал упоминания, но не встречал ни названий целей, ни прочих деталей.
Я то же самое. Кроме того, я не встречал упоминаний о таких успехах в английской лиетратуре.
gorizont написал:
Оригинальное сообщение #135950
Могут, но других вариантов не встречал.
Они могут быть в документах, которых никто из нас не видел.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #135980
Они могут быть в документах, которых никто из нас не видел.
Могут, но прочитайте выдеожку, которую я дописал в свой пост, по поводу jabo варианта.
По поводу успехов Huy я могу сказать следующее. В той же книге Грановского, которую уже цитировал ув. Ботик, написано следующее: в УОРСПАЙТ 22.5.41 попали Ju 87R из I/StG 2; в ВЭЛИАНТ - Ju 88A из I и II/LG 1.
Источниками он дает Shores С and others. Air War for Yugoslavia, Greese and Crete 1940-1941.- London, 1987 и Pack S. Sea power in the Mediterranean, - London, 1971.
Про отдельное попадание в СЛАМАТ я нигде не нашел упоминание. Есть только заметка, что он задержал с выходом конвой, и потом был поражен 1 прямым и 2 близкими. Судя по количеству бомб, это не про атаку нашего героя. Однако, можно предположить таки, что жаба повредила этот транспорт близким разрывом.
Ulster Prince, как я уже упоминал, сидел на мели и не был самой опасной и сложной целью, хотя и имел не очень большие размеры. В сети можно найти красочные описания его уничтожения штуками в массированной атаке, но ничего нет про попадание бомбы с жабо.
Насчет ДИДО тоже есть сомнения. Что-то нигде я не нашел подробных описаний атаки, однако вот тут например (http://www.world-war.co.uk/index.php3) написано, что это были штуки.
Итого в сухом остатке по подвигам Huy четкого подтверждения нет ни на одно его попадание - только догадки и противоречия. Можно предположить повреждение ФИДЖИ, СЛАМАТА и ОЛЬСТЕР ПРИНСА (все - не фатальные, но поспособствовавшие последующей гибели), и под большим вопросом ДИДО. Опять же, очередной вопрос, один ли это человек делал, или может быть разные пилоты ябо?
Для того, чтобы говорить наверняка о его достижениях, надо иметь: а) немецкие документы с докладами о вероятных успехах, б) английские документы с сообщениях об атаках и поражениях. Имея там и там точное место и время, может быть (но не наверняка) удастся определить, кто когда и кого победил.
Что касается Bf.109E над Ла-Маншем, то всю осень там действовала II(Schl)./LG 2. В принципе у англичан за тот же период зафиксировано много потерь от авиации, но к сожалению, у меня нет точных данных, кто именно топил все эти траулеры и тральщики. Правда то, что потом группу перевооружили взад на Hs.123 намекает на неудовлетворенность немцев результатами.
igor написал:
Оригинальное сообщение #135988
По поводу успехов Huy я могу сказать следующее. В той же книге Грановского, которую уже цитировал ув. Ботик, написано следующее: в УОРСПАЙТ 22.5.41 попали Ju 87R из I/StG 2; в ВЭЛИАНТ - Ju 88A из I и II/LG 1.
Источниками он дает Shores С and others. Air War for Yugoslavia, Greese and Crete 1940-1941.- London, 1987 и Pack S. Sea power in the Mediterranean, - London, 1971.
Похоже, надо отдельно разбираться с каждым из кораблей.
Я вот смотрел - в вики, которая, конечно, не источник, утверждается, что Фиджи добили Штуки. Касательно близкого разрыва - у морских летчиков близкий разрыв у борта корабля бомбы калибром 250-500 кг фактически приравнивался к попаданию. В общем, совершенно небезосновательно - эсминцам такого попадания временами хватало для того, чтобы пойти на дно.
igor написал:
Оригинальное сообщение #135988
ципе у англичан за тот же период зафиксировано много потерь от авиации, но к сожалению, у меня нет точных данных, кто именно топил все эти траулеры и тральщики. Правда то, что потом группу перевооружили взад на Hs.123 намекает на неудовлетворенность немцев результатами.
Абсолютно необязательно. Достаточно перориентации на другое задачи. Ибо самолет "слишком" другого класса и для других задач - а именно непосредственная поддержка войск на поле боя, ближняя разведка и корректировка своего артогня. К тому же Хеншель отличался легкостью эксплуатации с полевых аэродромов, не взирая "на погоду и природу", в отличие от Bf.109.
igor написал:
Оригинальное сообщение #135988
Опять же, очередной вопрос, один ли это человек делал, или может быть разные пилоты ябо?
Может быть, так же как и может быть, что не смотря на информацию, почерпнутую Грановским, Фиджи добил не одиночный Ю-88 (несмотря на заявления его пилота), а групповая атака Штук, например.
Кстати, я тут приценился - а ведь если это был одиночный Ю-88, то он должен был тащить нагрузку в 4х250 кг на пилонах под центопланом. Если сбрасывал в пике, то пилот немерянно крут - засадить 3 бомбы из 4 (а сбрасывал их наверняка залпом, с пике, в один заход- на два захода при такой нагрузе не рассчитывалось).
Отредактированно gorizont (25.10.2009 14:51:55)
Раз уж пошла такая пьянка, я убил выходной на составление небольшой и примитивной хроники противостояния Люфтваффе и англичанских судов/кораблей. По ходу дела возникло много вопросов, кроме того, список требует многочисленных поправок, ибо зачастую в участниках со стороны немцев стоят безликие "самолеты" или "бомбардировщики". Если кто имеет что-то добавить - милости прошу. Фамилии пилотов не прошу, хотя бы какие типы и какие группен. Так же хотел бы узнать, стоит ли продолжать, или никому особо это не интересно?
Разминка.
Долгое время нем. авиация вообще не могла похвастаться никакими успехами против английского судоходства – хотя во время Странной войны корабли в море были единственной легитимной целью. Успехи пришли к немцам только в декабре – но затем уже шли с завидной стабильностью.
Итак, первым делом бомбардировщики потопили 17.12.39 теплоход (по др. данным - траулер) SERENITY (487 брт) в 8 милях на ВСВ от Уайтби в бух. Робина Гуда, а также траулеры:
- PEARL (198 брт) в 65 милях вост. плавмаяка Аутер Даусинг,
- COMPAGANUS (270 брт), ISABELLA GREIG (210 брт), ZELOS (227 брт) в 110-150 милях сев. и вост. о. Мэй.
EILEEN WRAY (227 брт) был ими тяж. поврежден у Хартлпула, отбуксирован в порт и там утонул
18.12.39 бомбардировщики потопили траулеры TRINITY N.B. (203 брт) у Киннейрд Хэд, в точке 57.50 N – 1.30 W, ACTIVE (185 брт) - в 30 милях СЗ Рэттрэй Хед (встречается, что он был потоплен торпедоносцем, но это скорее всего неверно) и SOLA (227 брт) в неизвестном месте.
19.12.39 бомбардировщики потопили траулеры DANEDEN (210 брт) у Абердина и RIVER EARN (202 брт) к ВСВ от Киннейрд Хэд, в точке 58.30 N – 2.01.
Затем последовало затишье, во время которого только 01.01.40 He111 из KG.26 потопили рыбацкий катер YOUNG HARRY (FE-61, 14 брт) в Сев. море.
Новая череда успехов пришла 09.01.39, когда бомбардировщики из Х авиакорпуса утопили пароход GOWRIE (689 брт) в 4 милях к вост. от Стоунхэвена, а пароход OAKGROVE (1985 брт) - в 7 милях к СЗ от буя Норт Лимон.
10.01.40 они же тяж. повредили пароход UPMINISTER (1013 брт) в 9 мм на вост. от плавмаяка Хэммонд Нолл, в точке 53.03 N – 01.29 E, 11.01.40 – потопили пароход KEYNES (1705 брт) на маршруте Саутгемптон – Сандерленд, в точке 53.47 N – 00.46 E и траулер CROXTON (195 брт) в точке 53.20 N – 02.40 E, 12.01.40 – траулер WILLIAM IVEY (202 брт) в 15 милях к сев. от маяка Лонгстоун.
12.01.40 также был потоплен первый боевой британский корабль – СКР VALDORA (реквизированный траулер, 251 т). он пошел на дно у Кромера со всей командой.
После нового перерыва 29.01.40 первую победу над британскими судами одержали Ju.87, утопившие пароход STANBURN (2881 брт) в 10 милях на ВЮВ от Фламборо Хэд. В тот же день бомбардировщиками из KG.26 или KG.30 утопили плавучий маяк EAST DUDGEON.
На след. день He.111 из KG.26 потопили пароходы:
- BANCREST (4450 брт) в точке 58.53 N – 01.52 W,
- GIRALDA (2178 брт) в 3 милях к вост. от Гримнесса, юж. Рональдсей, Оркнеи (со всей командой),
- HIGHWAVE (1178 брт) из состава конвоя FS-83A к СВ от Кентиш Нок,
Танкер VOREDA (7216 брт) был поврежден ими же из состава того же конвоя FS-83 в точке 52.59 N – 01.59 E. Танкер выбросился на берег, остов потоплен 5.2.40.
He.111 из KG.26 потом добились еще целого ряда успехов:
3.2.40 новенький тральщик SPHINX (1190 т) был тяжело поврежден у СВ Шотландии, в 15 мм к сев. от Киннейрд Хэд, после тщетных попыток спасения перевернулся, выброшен на берег на след. день и списан.
9.2.40 всп. тральщики FORT ROYAL и ROBERT BOWEN (бывш. траулеры, 550 и 290 т) потоплены у Абердина, последний со всей командой.
10.2.40 пришел черед рыболовного траулера THERESA BOYLE (224 брт) – погиб в 115 мм СВ Абердина, а 20.2.40 – ОПЛ FIFESHIRE (бывш. траулер, 540 т), потопленного к В. от Копинсэя, Оркнеи, в точке 58.53 N – 1.12 W.
1.3.40 пассажирский пароход DOMALA (8441 брт) сел на мель в 24 мм вост. от м. Св. Катерины и на следующий день тяжело поврежден теми же He.111 из KG.26. Судно фактически было списано, передано в MOWT и перестроено под названием EMPIRE ATTENDANT.
20.3.40 пароход BARN HILL (5439 брт) был тяжело поврежден He.111 из KG.26 после того, как покинул конвой HX-25A, в 3 милях на ЮЮЗ от Бичи Хэд, в точке 50.34 N – 0.02 W. Он выбросился на берег на след. день, 26.3.40 разломился и был списан.
До начала Норвежской кампании He.111 из I./KG.26 успели уничтожить 3.4.40 2 траулера - GORSPEN (208 брт) и SANSONNET (212 брт) в 3 мм к ЮЮВ от Блэкуотера.
Норвегия
Вторжение в Норвегию принесло Люфтваффе множество атак и побед. Первый вражеский корабль был потоплен уже в первый день операции. "Везунчиком" стал эсминец GURKHA (2520 т), тяжело поврежденный He.111 из KG.30 в 100 милях на ЮЗ от Бергена, и брошенный в море тонущим.
Правда, потом долгое время самолеты не могли утопить ни одного английского корабля или судна – так продолжалось до 20 апреля, когда He111 из KG.26 заставили выброситься на мель у Намсоса ОПЛ из 23 группы, бывший траулер RUTLANDSHIRE (FY-241, 458 т).
21 и 27 апреля 1940 были проведены атаки на английских рыбаков в Сев. море, которые привели к потоплению в первом случае траулеров HERCULES-II (GY-811, 165 брт), PENN (179 брт) и LEONARD (217 брт), а во втором – траулера ATHELSTAN (202 брт).
25.4.40 в Норвегии самолетами было утоплено сразу 3 ОПЛ:
- BRADMAN (FY-189, 452 т) в Ромдальсфьорде, зап. Норвегия,
- HAMMOND (FY-149, 452 т). в Андальснесе,
- LARWOOD (FY-182, 453 т) в Фане-фьорде, зап. Норвегия.
28.4.40 за ними последовал CAPE SIRETOKO (FY-263, 590 т) в Мольде-фьорде, зап. Норвегия, CAPE CHELYUSKIN (550 т) у Андальснеса, а 30.4.40 - JARDINE (452 т), который был затоплен своими после повреждения от авиабомб He.111 из KG.26 и WARWICKSHIRE (FY-113, 466 т), утопленный ими же в Тронхейме.
30.4.40 в игру вступили Ju.87 из I./StG.1, тяжело повредившие шлюп BITTERN (1790 т) у Намсоса (он был добит ЭМ JANUS).
3.5.40 та же группа попала 2 бомбами в эсминец AFRIDI (2520 т) зап. Намсуса. ЭМ затонул через 46 мин.
В тот же день самолетами были тяжело повреждены и затоплены в конце месяца перед уходом союзников из Намсуса ОПЛ ASTON VILLA (546 т), GAUL (550 т) и ST. GORAN (565 т)
Вскоре началась большая битва за "Нижние страны" и Францию, так что внимание борющихся сторон переключилось туда. Некоторый всплеск активности произошел позже, ближе к эвакуации союзников из Норвегии.
20.5.40 каботажный пароход PEMBROKE COAST (625 брт) был подожжен у Харстада, выведен в море и добит кораблями союзников, на след. день утоплены ОПЛ CAPE PASSARO (510 т) в бухте Боген и MELBOURNE (466 т) у Гратангсботн.
25.5.40 пароход MASHOBRA (8324 т), служивший плавбазой ВМС со 2.10.39, был тяж. поврежден самолетами и выбросилась на берег у Нарвика. Окончательно его уничтожили при отходе 8.6.40.
На след. день еще два корабля затонули после близких разрывов бомб: один небольшой – сетевой заградитель LOCH SHIN (бывш. траулер, 255 т) у Харстада (он был посажен на мель, но перевернулся и утонул), и один большой - крейсер ПВО CURLEW (5215 т). Последний угостил бомбами He.111 из KG.100, пилотируемый лейт. Вирсбитцки, или Ju.88 из KG.30 у Скаанланда.
Также 26 мая был поврежден нем. самолетами и выбросился на берег танкер ВМС OLEANDER (15350 т). Он потом был затоплен в бухте Харстад, Норвегия.
Последним получило свое при эвакуации войск 10.6.40 вооруженное досмотровое судно VAN DYCK (13241 т). Оно использовалось как войсковой транспорт и утоплено бомбардировщиками из состава конвоя в районе Нарвика.
Франция, Бельгия, Голландия.
Действия нем. самолетов против брит. кораблей начались 15.5.40, когда эсминец VALENTINE (1665 т) был тяжело поврежден 2 бомбами с Ju.88 в устье Шельды, выбросился на мель и был брошен. За ним 19.5.40 последовал WHITLEY (1665 т), поврежденный штуками в 2 милях вост. Ньюпорта, выбросившийся на берег и уничтоженный ЛД KEITH.
На след. день самолеты потопили у Остенде всп. тральщик RIFSNES (431 т), а в пр. Кале – повредили пароход MAVIS (935 брт). Он был брошен и позже затонул.
21.5.40 в налетах на Дьепп самолеты утопили служивший госпитальным судном пароход MAID OF KENT (2693 брт), пароход HUBBASTONE (873 брт) и BAWTRY (835 брт) (оба в доках).
24.5.40 еще один госпитальный пароход, BRIGHTON (2391 брт), был потоплен в Дьеппе. Т.к. он был тяж. поврежден еще 21.5.40, то немцы в этот раз фактически лишили себя добычи.
В тот же день у Кале при налете 40 Ju 87 из I. и III./StG.2 погиб эсминец WESSEX (1490 т).
Затем пришло время Дюнкерка и знаменитой эвакуации. Операция "Динамо" проходила с 26 мая, но еще за день до ее начала у Дюнкерка самолеты утопили пароход SPINEL (680 брт).
Сама эвакуация сначала не приносила катастрофических потерь – только 27.5.40 самолетами был потоплен пароход WORTHTOWN (868 брт).
Однако, 28.5.40 были утоплены уже 3 судна:
- пассажирский теплоход QUEEN OF THE CHANNEL (1162 брт) в точке 51.15 N – 2.40 E,
- сигнальный дрифтер BOY ROY (95 т), выбросился на берег и покинут в гавани Дюнкерка,
- сигнальный дрифтер PAXTON (92 т), выбросился на берег и покинут в гавани Дюнкерка.
29.5.40 жертв было уже двенадцать:
- эсминец GRENADE (1854 т), тяжело поврежденный, оставленный экипажем, и через несколько часов взорвавшийся,
- пароход (или паром) LORINA (1578 брт), потопленный Ju.87,
- колесный пароход FENELLA (2376 брт), тяж. поврежденный Ju.87 и брошенный,
- пароход CLAN MACALISTER (6787 брт), потопленный Ju.87 у буя №6,
- всп. судно ПВО (колесный пароход) CRESTED EAGLE (1110 т), потопленное Ju.87,
- всп. тральщик (колесный пароход) WAVERLEY (537 т),
- всп. тральщик (колесный пароход) GRACIE FIELDS (393 т),
- всп. тральщик (бывш. траулер) CALVI (363 т),
- всп. тральщик (бывш. траулер) POLLY JOHNSON (290 т).
- штурмовой десантный катер LCA No.16 (11 т),
- лихтер TITAN (256 брт),
- лоцманское судно (дрифтер) NAUTILUS (64 т),
30-го числа немцы взяли передышку (плохая погода) и только тяжело повредили пароход (паром?) NORMANNIA (1567 брт) – это сделали Ju.87 и вооруженное досмотровое судно KING ORRY (1877 т). Оба судна пытались буксировать, но они затонули.
31.5.40 воздушно-морское сражение вспыхнуло с новой силой, правда, на море топились в основном мелкие суденышки. Всего их погибло 11 штук: водолей CLAUDE (60 брт), несамоходная баржа F.23, лихтеры SARK (70 брт), SHETLAND (70 брт), SPEC (70 брт), ALEC (60 брт), X.149, X.213, рыболовный катер SOUTHERN QUEEN PL-17 (20 брт), штурмовые десантные катера LCA-8 и 15.
Единственное крупное судно, потопленное в тот день – всп. тральщик (колесный пароход) DEVONIA (622 т), который после попадания бомбы около Дюнкерка посажен на мель и брошен.
Максимальные потери британскому флоту Люфтваффе нанесло, конечно же, 1 июня. В тот день на дно самолеты отправили как минимум 20 плавединиц:
- лидер KEITH (1747 т), потопленный Ju.87 в точке 51.05 N – 02.27 Е,
- эсминец BASILISK (1747 т) был поврежден Ju.87 в точке 51.08 N – 02.35 Е и добит ЭМ WHITEHALL,
- эсминец HAVANT (1860 т) поврежден Ju.87 и добит ТЩ SALTASH в точке 51.08 N – 02.35 Е,
- тральщик SKIPJACK (1088 т) - потоплен 5 прямыми попаданиями,
- всп. тральщик (колесный пароход) BRIGHTON QUEEN (807 т) - потоплен Ju.87 (хотя есть данные, что береговой артиллерией),
- войсковой транспорт (пассажирский пароход) SCOTIA (3454 брт) в точке 51.07 N – 02.10 E,
- буксиры ВМС ST. ABBS (550 т) и ST. FAGAN (550 т),
- корабль-цель FAA (яхта) GRIVE (687 т),
- лихтеры AIDIE (144 брт), DUCHESS (72 брт), LARK (67 брт), ROYALTY (101 брт), BARBARA JEAN (144 брт),
- парусное судно DAUNTLESS C. (86 брт),
- мотоботы SEAMEW (4 брт) и SEAMEW С. (80 брт), SEMOIS,
- моторный баркас ESCAUT,
- судно охраны водного района (яхта) PELLAG II (44 т),
Вдобавок, новенькая речная канлодка MOSQUITO (715 т) была тяжело повреждена, когда уходила в море груженая. 3.6.40 ее добита канлодка LOCUST.
Плюс, в тот же день в Марселе был потоплен нем. бомбардировщиками войсковой транспорт (пассажирский пароход) ORFORD (20043 брт).
После этого накал боев резко спал.
2.6.40 были потоплены только два катера - мотобот GALLANT'S и пассажирский PRINCESS MAUD. Кроме того, очередное госпитальное судно – PARIS (1790 брт) – тяж. повреждено в точке 51.11 N – 02.07 E, и затонуло на след. день.
Последние "французские" потери англичане понесли в середине июня.
9.6.40 пароход DULWICH (4102 брт) был потоплен нем. бомбардировщиками у Виллекера, 11.6.40 – войсковой транспорт BRUGES (2949 брт) был потоплен в Гавре, а 17.6.40 на дно пошли войсковой транспорт (пассажирский пароход) LANCASTRIA (16243 брт), потопленный Do.215 на рейде Сен-Назера 4 бомбами, и войсковой транспорт TEIRESIAS (7405 брт), потопленный самолетами там же, в миле от входа в гавань.
Битва за Англию
… Началась только в июле, это все знают. Но успехи в потоплении судов рядом с островами, фактически иссякнувшие с началом норвежской кампании, вновь появились уже в начале июня. Больше всех страдали рыболовецкие траулеры. 1.6.40 бомбардировщики утопили SLASHER (195 брт) в 75 милях на СВ от плавмаяка Сперн, на след. день – GREYNIGHT (GY-141, 96 брт) в точке 54.40 N - 01.30 Е.
10.6.40 под раздачу попал траулер RIVER NESS (203 брт), утонувший в 8 милях к СВ от Скерриса, через 10 дней в Кардиффе потоплен пароход STESSO (2290 брт).
В июле налеты становились чаще и число жертв, соответственно, увеличилось.
2.7.40 пассажирский пароход AENEAS (10058 брт), судно командора только что пришедшего океанского конвоя OA-177G, потоплено самолетами (2 бомбы) на подходах к Портленду.
На восточном побережье для затравки бомбардировщиками 3.7.40 утопили самоходную баржу BIJOU (98 брт) около Харвича; а на южном следующий день за дело взялись штуки.
4.7.40 Ju.87 из St.G. 2 атаковали Портленд и его окрестности, потопив теплоход DALLAS CITY (4952 брт) из состава конвоя OA-178, буксир SILVERDIAL (55 брт) и только что введенное в строй всп. судно ПВО FOYLEBANK (5582 т). Последнее получило 22 бомбы, а старший матрос Джек Мэнтл с него посмертно был награжден Victoria Cross.
10.7.40 танкер TASCALUSA (6499 брт) был потоплен бомбардировщиками у Фальмута, а канадский пароход WATERLOO (1905 брт) в тот же день - на маршруте Лондон – Тайн, в точке 52.53 N – 02.19 E.
На след. день яхта WARRIOR II (1124 т), служившая в ВМС тендером ПЛ, погибла у Портленда от нем. авиабомб.
12.7.40 пароход HORNCHURCH (2162 брт) был потоплен бомбардировщиками у плавмаяка Олдбурга, на восточном побережье. В тот же день, судя по всему, впервые показали зубы англичанам "кондоры", потопившие траулер VOLANTE (255 брт) в 10 милях на вост. от Хвальбама, Исландия. Хотя вообще-то первой жертвой называется GOATHLAND (см. ниже) – тогда с траулером вышла ошибочка…
14.7.40 пароход ISLAND QUEEN (779 брт) поврежден бомбардировщиками около Дувра и затонул на буксире, 15.7.40 пароход-угольщик HEWORTH (2855 брт) был поврежден при следовании в конвое FN-23 у плавмаяка Олдебург, взят на буксир, но выскочил на мель и был списан.
19.7.40 новый удар обрушился на Ройал Нэйви, когда бомбардировщики повредили танкер WAR SEPOY (11660 т) у Дувра (раскололся на две части, был списан и 27.7.40 затоплен в качестве блокшива в Дувре) и всп. тральщик (бывший траулер) CRESTFLOWER (550 т), затонувший после повреждения авиацией у Портсмута.
20.7.40 последовала атака Ju.87 на конвой CW-7 около Дувра, стоившая англичанам угольщика PULBOROUGH (960 брт) и эсминца BRAZEN (1747 т) (утонул при буксировке на след. день).
21.7.40 пароход TERLINGS (2318 брт) был потоплен нем. бомбардировщиками в 10 милях от м. Св. Катерины.
24.7.40 во время атак самолетов на устье Темзы и Дувр британские ВМС лишились всп. тральщиков FLEMING (356 т) и RODINO (230 т), а также ОПЛ KINGSTON GALENA (550 т). Все они раньше были траулерами.
25.7.40 штуки из I./StG.1 и IV./LG.1 устроили экзекуцию "канальному" конвою, CW-8. Пароходы POLGRANGE (804 брт), PORTSLADE (1091 брт), CORHAVEN (991 брт), LEO (1140 брт), HENRY MOON (1091 брт) ушли на дно вместе с углем, который они везли.
27.7.40, во время очередного налета штук на Дувр, тяж. поврежден, лег на грунт и не восстанавливался лидер CODRINGTON (2012 т), а около Олдбурга утонул эсминец WREN (1508 т).
28.7.40 каботажный пароход ORLOCK HEAD (1563 брт) поврежден бомбардировщиками в точке 58.44 N – 04.21 W и позже затонул в 7 милях на СЗ от м. Стрэти, Сатерлендшир.
29.07 Пароход GRONLAND (1264 брт). Потоплен нем. бомбардировщиками на маршруте Блайт – Плимут в гавани Дувра. Был поврежден ими же 25.7.40. По др. данным – датский (скорее всего, датский под брит. контролем). +19.
Последний успешный налет немцев в июле прошел 29-го числа. В Дувре погибла яхта GULZAR (197 т), служившая в ВМС лоцманским судном, а у Портленда тяжело поврежден эсминец DELIGHT (1865 т). Его отбуксировали в порт, где он благополучно затонул ночью 29/30.7.40.
Августовские потери начались 2.8.40 с пароходом CITY OF BRISBANE (8006 брт), пораженным бомбардировщиками в устье Темзы. Он выбросился на берег и горел до 5-го числа. В тот же день ОПЛ (бывший траулер) CAPE FINISTERRE (590 т) потоплен самолетами у Харвича. На след. день удару подвергся конвой WN-4, в котором англичане лишились парохода STATIRA (4852 брт). Он был тяж. поврежден, приведен в Глазго, разгружен и пущен на слом.
8.8.40 очередной конвой в Канале, CW-9, потерял после атак Ju.87 вооруженный пароход EMPIRE CRUSADER (1042 брт) и COQUETDALE (1597 брт).
12.8.40 в устье Темзы жертвами немцев стали 2 тральщика (бывших траулера) – PYROPE (295 т) и TAMARISK (545 т), третий - ELIZABETH ANGELA (253 т) – потоплен в Даунсе на след. день.
К тому времени конвои в Канале уже не ходили, да и штуки перестали летать, дожидаясь, когда наконец им дадут заняться привычным делом перед наступающими панцерваффе после высадки. Однако, атаки на корабли в море периодически случались, так же как и ночные налеты на порты. Правда, последние по большей части приводили к повреждениям судов и редко отправляли их на дно, однако, бывали исключения.
18.8.40 траулер VALERIA (189 брт) потоплен бомбардировщиками в 8 милях на СВ от Смоллса.
20.8.40 тральщик (бывш. траулер) RESPARKO (248 т) потоплен авиацией в Фальмуте.
21.8.40 при налете на Саутгемптон жертвами бомб стали блокшив KENDAL (178 брт) и грунтовозная баржа JAMES №70 (182 брт).
21.8.40 сетевой заградитель (колесный пароход) KYLEMORE (319 т). потоплен бомбардировщиками в Харвиче.
22.8.40 канадский пароход THOROLD (канадский, 1689 брт) потоплен бомбардировщиками в Ирландском море. (случай интересный – для обычных бомберов вроде далеко, а для кондоров опасно. Может быть, ошибочная причина).
23.8.40 на севере Островов зафиксированы первые результаты атак против англичан неуклюжих He.115 из 1./Kü.Fl.Gr.506. Первые успехи достигнуты бомбами, а не торпедами. Пароходы MAKALLA (6677 брт) и LLANISHEN (5053 брт) не дошли в составе конвоя OA-203 до шотландского Морей Ферт. В тот же день дрифтер NEW ROYAL SOVEREIGN (68 брт) потоплен бомбардировщиками в гавани Брайдлингтона.
Конец августа прошел под знаком кюстенфлигеров. 26.8.40 в первой торпедной атаке 4 He.115 из Kü.Fl.Gr. 506 утопили пассажирский пароход REMUERA (11445 брт) из состава конвоя HX-65A у Киннерд Хэд, а
27.8.40 та же Kü.Fl.Gr. 506 тяжело повредила торпедами пароход CAPE YORK (5027 брт) из состава того же конвоя. Он был брошен экипажем и утонул. Интересно, что атака якобы была проведена на 8 Ju.88, взятыми взаймы в другом подразделении – может быть и байка.
К этому времени Битва за Англию стала перемещаться в иную плоскость и понемногу стало понятно, что вторжения не будет. И хотя сама по себе битва велась еще аж до октября, я позволю себе вынести события с сентября включительно в другой раздел, потому что война Люфтваффе против судоходства около Англии велась, то затухая, то разгораясь снова, не только после октября 1940, но даже и после начала Балканской кампании, и после 22.6.41…
Ох и неблагодарное это дело. Я лет 13-15 назад, когда плотно занимался успехами люфтваффе над морем пытался составить нечто подобное, но дальше кораблей основных классов союзников продвинуться не удалось. Вообще же информация по этим вопросам содержиться в книге Сонке Ницеля о немецкой морской авиации и изданной в США авиационной хронике ВМВ. Кое-что есть в книгах, посвященных истории KG2 и KG100. Теперь вышла еще очень достойная книга по LG1.
Благодарное-неблагодарное, но мне было интересно этот список составлять. Много получилось, а за конец 1940 - 1941 еще раза в два больше будет. И это только англичане... Пока не взялся, даже как-то не забумывался, насколько много всего люфты набили... А если еще мины вспомнить, ой мне! Просто ужасъ.
А не подскажет ли кто, проводились ли атаки планирующими бомбами в Заполярье? После того, как в августе 1944 немцев выгнали из Западной Франции, это оружие кроме как против полярных конвоев и использовать то было негде.
А Северное море, Адриатика - почему бы нет? Но только не слыхал я, чтобы их там применяли. Почему они не стали летать, интересно?
В Северном море и Адриатике, скорее всего, противодействие авиации союзников было настолько сильным (при абсолютном ее превосходстве), что использование немногочисленных носителей не имело смысла. Против полярных же конвоев атаки немецкой авиации продолжались до конца войны и там отпор ракетоносцам могли дать только истребители с эскортных авианосцев, малочисленные и использование которых было затруднено погодными условиями театра.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #136643
В Северном море и Адриатике, скорее всего, противодействие авиации союзников было настолько сильным (при абсолютном ее превосходстве), что использование немногочисленных носителей не имело смысла. Против полярных же конвоев атаки немецкой авиации продолжались до конца войны и там отпор ракетоносцам могли дать только истребители с эскортных авианосцев, малочисленные и использование которых было затруднено погодными условиями театра.
Все немного не так, как Вы думаете. Во-первых, для использования ракетоносцев необходимы особые погодные условия, в частности для использования "Фрица" - высота нижней кромки облачности не менее 7 км. "Хеншель" имел меньшие ограничения, но все же, я думаю, в условиях полярной ночи, которая составляла большую часть времени между августом 44-го и концом войны, применять и его было бы затруднительно. Во-вторых, палубные истребители с эскортных авианосцев вполне успешно использовались англичанами для перехвата воздушного противника в ходе северных конвоев. Возможно Вам не известны результаты их борьбы с немецкими торпедоносцами KG26, которые как раз таки вернулись в Заполярье с октября 44-го. Немцы потеряли там пару десятков торпедоносцев, сумев потопить только одно судно. Не думаю, что ракетоносцы смогли бы добиться даже этого.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #136667
Возможно Вам не известны результаты их борьбы с немецкими торпедоносцами KG26, которые как раз таки вернулись в Заполярье с октября 44-го. Немцы потеряли там пару десятков торпедоносцев, сумев потопить только одно судно. Не думаю, что ракетоносцы смогли бы добиться даже этого.
Результаты, в общем, известны, а про условия полярной ночи - Ваша правда, ее с средиземноморской не сравнить.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #135679
Работы по топмачтовому бомбометанию в Германии начались в конце 1943 г. для ФВ-190.
А мне попадалось что еще с 1937 года Харлинхааузен разрабатывал такой способ атаки, и в 1940-1941 гг. Кондоры и атаковали с малых высот........
Cobra написал:
Оригинальное сообщение #208165
А мне попадалось что еще с 1937 года Харлинхааузен разрабатывал такой способ атаки, и в 1940-1941 гг. Кондоры и атаковали с малых высот........
Речь наверное шла о использовании бомб-торпед серии ВТ со "190-ых".
Там была хитрость - для точного попадания требовалось просчитать подводную траекторию на уровне "глубина движения "снаряда" при сбросе с такого-то расстояния от цели с такой-то высоты" - поскольку получалась траектория из двух элементов - воздушного и подводного - бомба имела ярко выраженную вытянутую конусообразную форму и стабилизаторы для стабилизации на подводном участке траектории, на котором она шла, пока хватало энергии, по траектории, скорее схожей с траекторией торпеды.
Вернее, дело было сложнее: требовалось учесть - 1) скорость самолета в момент сброса, 2) высоту сброса и 3) угол пикирования - сбрасывалась бомба-торпеда на очень малых углах пикирования, на снижении, а отсюда вытанцовывалось расстояние - вернее, точка сброса. ну еще пересчитать все это в зависимости от калибра этой ВТ, поскольку их было несколько. Расстояние до цели прицел вычислял автоматически - на основе триангуляционного вычисления исходя из угла пикирования (велось в направлении цели так, что линия визирования фактически и представляла собой гипотенузу условного треугольника, углом которого была цель) и высоты сброса.
Немцы для решения этой задачи разрабатывали прицел TSA-2 в модах A и D. Делался он базе Штуви, как я понял - который применялся на поздних Ю-87, а также на Ю-88 и До-217 для обеспечения бомбометания с полого и крутого пикирования. Только в TSA-2 расчет был сложнее - он еще рассчитывал и подводную часть траектории для этих ВТ, помимо того, что мог использоваться и для бомбометания обычными бомбами. Данные по высоте в него вводились автоматически с радиоальтиметра.
Вроде бы даже к концу войны немцы не смогли все баги прицела исправить.
Отредактированно gorizont (26.03.2010 00:15:32)
Вопрос. По опыту боев в Средиземном море Ю-87 выполняли атаки вражеских кораблей на расстоянии до 500 км от аэродрома. В Баренцевом море, хотя в составе 5-го ВФ и были Ю-87, атаками морских целей занимаются Ю-88 и Хе-111. Грозные для вражеских боевых кораблей пикировщики стоят на аэродромах! С чем это связано? Англичане все время держались вне радиуса их действия? Не позволяли использовать в Заполярье над морем ТТХ? Плохое оборудование для действий над морем на этом театре? Вообще не предполагалось использовать их здесь в такой активной роли?
CAM написал:
Оригинальное сообщение #209328
В Баренцевом море, хотя в составе 5-го ВФ и были Ю-87, атаками морских целей занимаются Ю-88 и Хе-111. Грозные для вражеских боевых кораблей пикировщики стоят на аэродромах! С чем это связано?
А сколько их было? Может просто Они работали по каким-то более важным целям?
CAM написал:
Оригинальное сообщение #209328
Плохое оборудование для действий над морем на этом театре?
Скорее всего - да. Гирокомпаса у них ведь нет, а в таких высоких широтах магнитный уже не сильно поможет.
SLV написал:
Оригинальное сообщение #209335
А сколько их было? Может просто Они работали по каким-то более важным целям?
На начало июля 1942 года, к примеру, их было 30 пригодных к эксплуатации. Целей для них хватало и на суше - хотя бы Мурманск, но конвои союзников - это цель №1 для всех немецких ВВС и ВМС на Севере. В условиях отсутствия противодействия вражеских истребителей "Штуки" могли достичь высокой результативности весной-осенью 1942 года (полярное лето).
Они атаковали советские корабли. Летом 1941, по крайней мере точно и больших успехов в этом не добились.
На самом деле, 1 группа штук - это очень-очень мало для моря, мурманского и каналакшского фронтов. Целей и задач немеряно.
Но вообще я конечно этим вопросом не занимался особо пока.
У Пака в "Битве за Крит" нашел описание организованной атаки атаки пикировщиков (без указания типа самолетов), но это самолеты 8-го авиакорпуса, "сухопутники".
А что случилось с эсминцами 5-й флотилии, которые не сумели соединиться со сводной эскадрой? Маунтбеттен с «Келли» и «Кашмиром» полным ходом шел на запад из Эгейского моря, успешно завершив ночной поиск. Он намеревался встретиться с «Киплингом» южнее Гавдоса. Корабли отбили 2 воздушные атаки, не получив повреждений. Однако 23 мая в 7.55, когда они находились в 13 милях южнее Гавдоса, эти 2 эсминца были атакованы 24 пикировщиками. «Киплинг», который находился в 7 милях южнее, видел атаку и немедленно пошел на помощь. «Кашмир», уклонившись от полудюжины бомб, получил попадание и затонул через 2 минуты. «Келли», выполняя поворот на скорости 30 узлов, получил попадание и перевернулся. Он еще продержался вверх дном около 30 минут, после чего тоже пошел на дно. Теперь пикировщики начали обстреливать из пулеметов спасшихся моряков, убив и ранив несколько человек. «Киплинг» сам стал мишенью для 6 горизонтальных бомбардировщиков. Каждый новый заход вынуждал Сент-Клер Форда уходить прочь, уклоняясь от бомб и отстреливаясь. Во время одной атаки его катер еще находился в воде, пришвартованный к эсминцу. «Киплинг» дал ход, и катер потащился за кораблем, вырвав одну из шлюпбалок. При этом погибли первый помощник «Киплинга» капитан-лейтенант Дж.Э.С. Буш и первый помощник «Келли» лорд Хью Бересфорд, которые пытались перерезать фалы. «Киплинг» продолжал спасательные работы до 11.00, подобрав 128 человек экипажи «Келли», в том числе лорда Маунтбеттена, и 153 человека с «Кашмира», в том числе капитана 2 ранга Г.Э. Кинга. Можно только порадоваться, что Сент-Клер Форд решил дожидаться встречи с «Келли» и «Кашмиром» юго-западнее Крита. В ходе этого боя были сбиты по крайней мере 2 германских самолета, а 4 получили повреждения.
Сидоренко Владимир написал:
Оригинальное сообщение #259452
Это к коллеге Ingvar'у. Он постоянно сомневается в эффективности пикирующих бомбардировщиков
Они эффективны при хорошей подготовке пилотов и отсутствии противодействия вражеских истребителей.
Вообще, насколько я понимаю, атаки пикировщиков расстраиваются заградительным огнем тяжелой ЗА, поскольку у МЗА досягаемость по высоте небольшая, а самолет находится в зоне ее огня считанные секунды, в конце боевого курса, перед самым сбросом, и уже после сброса бомбы.
И вот еще. 29 мая. Отход соединения "В" от Крита.
Ходжкинсон описывает, как все это видели с «Хотспура»:
«С воем они обрушивались на нас из полутьмы. Капитан стоял на мостике. Он находился там уже 24 часа. Когда головной самолет вертикально пошел на нас с правого борта, он круто повернул эсминец вправо. Следующие 7 часов он управлял кораблем с удивительной точностью, следя за каждым бомбардировщиком, как кошка следит за птицей. Когда они пикировали на нас, капитан резко бросал «Хотспур» навстречу им, вынуждая их пикировать круче и круче. Таким образом он заставлял их преждевременно прерывать пике, чтобы не получить отрицательный угол пикирования. В результате ни один из пикировщиков не выполнил атаку нормально. Они сбрасывали бомбы с высоты примерно 2000 футов, что делало бомбежку неточной. Все бомбы легли мимо».
Эсминцу удается избежать попаданий от Ю-87 маневрированием. Не с его МЗА было пытаться делать что-либо другое.
Отредактированно CAM (01.07.2010 15:46:38)
CAM написал:
Оригинальное сообщение #259460
Они эффективны при хорошей подготовке пилотов и отсутствии противодействия вражеских истребителей.
Это обо всех классах ударных самолетов можно сказать.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #259460
Вообще, насколько я понимаю, атаки пикировщиков расстраиваются заградительным огнем тяжелой ЗА,
Плохо они расстраиваются тяжелой ЗА, по крайней мере, при применении дистанционных механических взрывателей. Об этом говорит опыт и американцев, и японцев. Причем надо понимать, что атака пикировщиков начинается не в момент перехода в крутое пике, а заметно ранее - на первой фазе пологого пикирования, поскольку помимо изменения высоты, самолеты совершали маневр и по горизонтали. Узким местом был механизм установки взрывателя - с учетом лага на выработку данных, установку взрывателя и заряжание орудия - зачастую данные установки устаревали ранее, чем производился выстрел.
С противодействием истребителей пикировщикам тоже не просто - если они допускали переход в финальную стадию пикирования (то есть в крутое пике), то далее помешать атаке пикировщиков они фактически уже не могли.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #259460
Эсминцу удается избежать попаданий от Ю-87 маневрированием. Не с его МЗА было пытаться делать что-либо другое.
Вообще-то и американцы по опыту применения пикировщиков в период 42-43 годов оценили эсминцы, которые имеют возможность совершать свободный маневр - то есть не скованы выполнением задачи по прикрытию своих крупных кораблей, связанную с необходимостью держать свое место в ордере - как цель весьма сложную для поражения атакой пикировщиков. Кое-что правда им помогало - Донтлессы могли атаковать 1000-фунтовой бомбой, которая и при близком попадании способа была нанести смертельные повреждения цели класса эсминец.
Плюс на второй страниц этого топика я приводил выработанный немцами прием атаки с полого пикирования с атакой с малой высоты, которую немцы, судя по всему применяли и против эсминцев - http://tsushima.su/forums/viewtopic.php … 74#p135774 /увы, каюсь, я там не слишком корректно высказывал мнение/
gorizont написал:
Оригинальное сообщение #259637
С противодействием истребителей пикировщикам тоже не просто
А развернуть мысль? С такими выводами ведь можно утверждать, что страшнее пикировщика противокорабельного самолета нет. Вот только после окончания ВМВ пикировщик повсюду исчез с вооружения.
gorizont написал:
Оригинальное сообщение #259637
Вообще-то и американцы по опыту применения пикировщиков в период 42-43 годов оценили эсминцы, которые имеют возможность совершать свободный маневр - то есть не скованы выполнением задачи по прикрытию своих крупных кораблей, связанную с необходимостью держать свое место в ордере
До этого (и не только по отношению к пикировщикам) доперли все. Но вот вопрос - а как отбиваться от пикировщиков, если эскорт связан задачами охранения крупных кораблей/судов? Маневр ограничен, тяжелая ЗА не поможет, МЗА неэффективна. Если перехватчики не встретили врага на подходе, садись в шлюпки и на веслах к ближайшему берегу?
CAM написал:
Оригинальное сообщение #259683
МЗА неэффективна.
как раз МЗА эффективна. конечно, если она 37-57мм и в товарных количествах.
после ВМВ пикировщик как класс исчез по двум причинам:
1. при переходе на реактивные двигатели резко возросли скорости. при пикировании же скорость приходится ограничивать - иначе и не попасть и перегрузки чересчур велики. т.е. те же 500-700км/ч и ввод на высоте 4-5км. легкая добыча для реактивных истребителей и доступная - для МЗА конца 40-х - начала 50-х.
2. эффективность ЗА и МЗА в частности, настолько выросли, что эсминцу уже вполне возможно было защитится от 3-4 одновременно атакующих пикировщиков.